РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 мая 2018 года г. Цимлянск
Цимлянский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Стурова С.В.,
при секретаре Поповой Т.П.,
с участием помощника прокурора Цимлянского района Ростовской области Чмута И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-247-2018,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Цимлянского района Ростовской области обратился в суд с иском к администрации Маркинского сельского поселения Цимлянского района Ростовской области об обязании установки пандусов, а также установки в помещении администрации поселения мнемосхем.
В обоснование заявленных требований прокурор района указал, что прокуратурой Цимлянского района проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры на территории Цимлянского района Ростовской области.
На территории Цимлянского района проживает 3139 инвалидов, в том числе трудоспособного возраста – 1224, работающих – 388, инвалидов I группы – 281, II группы – 1667, III группы – 1020 человек, детей-инвалидов -175.
Действующим законодательством нормативно закреплено требование доступности зданий и сооружений – объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями.
Так, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных условий с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям.
Конкретизация указанных положений федерального закона закреплена в требованиях иных федеральных законов и строительных нормах и правилах.
В силу положений п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Во исполнение требований законодательства о защите прав и интересов инвалидов разработана и действует система нормативных документов в строительстве «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения».
Так, в соответствии с требованиями ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечить их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Основными документами в системе названных нормативных документов являются: Свод правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», принятых постановлением Госстроя РФ от 29.11.1999 №73; Строительные нормы и правила Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятые постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 №73 (СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001).
К СНиП 35-01-2001 разработаны следующие своды правил: СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения»; СП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»; СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям».
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СНиП 35-01-2001).
Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605 утвержден «Свод Правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (59.13330.2012). Данный Свод Правил является обновленной редакцией ранее принятых СНиП 35-01-2001. Актуализация СНиП 35-01-2001 в формате свода правил проведена в рамках выполнения части 5 статьи 42 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений».
Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 г. Среди этих принципов: полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность.
В соответствии с п. 1.1 СНиП 35-01-2001 при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения.
Пункт 3.13 СНиП 35-01-2001 предусматривает, что в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для инвалидов и маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для указанной категории лиц подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием.
Пунктом 7.1.8 Свода правил установлено, что при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м. На основных путях движения следует предусмотреть тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м.
Согласно п. 41 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», установлен Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», согласно которому СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» обязателен для исполнения.
Проверкой установлено, что здание администрации Маркинского сельского поселения расположено по адресу: Ростовская область, Цимлянский район, ст. Маркинская, ул. Ленина, д. 3.
Установлено, что в здании администрации Маркинского сельского поселения условия инвалидам, лицам с ограниченными возможностями передвижения (инвалидам-колясочникам) и другим маломобильным группам населения, проживающим, а также временно пребывающим на территории Цимлянского района, для удовлетворения минимальных потребностей, в частности беспрепятственного доступа, не созданы.
Кроме того, в нарушение требований Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ и вышеуказанного свода правил при входе в здание, для инвалидов по зрению не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, что не соответствует п. 7.1.8 Свода правил.
Таким образом, на обследуемом объекте не реализованы в необходимом и достаточном объеме мероприятия для условий беспрепятственного достижения мест, возможности беспрепятственного движения по коммуникационным путям и пространству.
Для всех категорий инвалидности обследованный объект не удовлетворяет требованиям безбарьерности, увеличивая затраты и усилия на адаптацию к среде, создавая возможность получения травм и излишней усталости, невозможности своевременного опознавания и реагирования на места и зоны риска, плохо воспринимаемых мест пересечения путей движения; отсутствия предупреждения о зонах, представляющих потенциальную опасность, наличия ложных эффектов восприятия среды, провоцирующих ситуации риска и отсутствия средств информирования, что влечет нарушение прав и законных интересов граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствует направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.
Таким образом, при осуществлении своей деятельности администрация поселения допускает нарушения требований законодательства, существенно ущемляющие права инвалидов, лиц с ограниченными возможностями передвижения (инвалидов-колясочников) и других маломобильных групп населения, проживающих, а также временно пребывающих на территории Цимлянского района, на беспрепятственное пользование объектом социальной инфраструктуры.
Истец просит суд: обязать администрацию Маркинского сельского поселения Цимлянского района Ростовской области обеспечить беспрепятственный доступ в здание расположенное по адресу: Ростовская область, Цимлянский район, ст. Маркинская, ул. Ленина, д. 3 путем сооружения пандусов с поручнями на входе в здание администрации поселения в соответствии с нормами действующего законодательства в течении 3 тех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Обязать администрацию Маркинского сельского поселения обеспечить в установленном законом порядке беспрепятственный доступ в здание расположенное по адресу: Ростовская область, ст. Маркинская ул. Ленина, д. 3 путем установления информационной мнемосхемы, отображающей информацию о помещениях в здании, в течении 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании представитель прокуратуры исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик исковые требования признал в полном объеме, направив в суд заявление. Уведомлен о дате, месте и времени рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
С соответствии ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Рассматривая признание иска ответчиком, суд находит его подлежащим принятию, так как это не нарушает прав и законных интересов других лиц, соответствует требованиям действующего законодательства, представленным материалам дела, заявлено добровольно ответчиком.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 173, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Цимлянского района Ростовской области к администрации Маркинского сельского поселения Цимлянского района Ростовской области об обеспечении беспрепятственного доступа в здание администрации поселения расположенное по адресу: Ростовская область, Цимлянский район, ст. Маркинская, ул. Ленина, д. 3 путем сооружения пандусов с поручнями на входе в здание администрации поселения в соответствии с нормами действующего законодательства в течении трех месяцев со дня вступления решения в законную силу - удовлетворить.
Обязать в установленном законом порядке обеспечить беспрепятственный доступ в здание администрации поселения расположенное по адресу: Ростовская область, Цимлянский район, ст. Маркинская, ул. Ленина, д. 3 путем установления информационной мнемосхемы, отображающей информацию о помещениях в здании, в течении 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Цимлянский районный суд Ростовской области в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 18 мая 2018 года.
Судья Цимлянского районного суда
Ростовской области: С.В. Стуров