Дело № 33а-2174/2021
В суде первой инстанции дело № 2а-5357/2020
УИД: 27RS0004-01-2020-007208-59
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Казариковой О.В.,
судей: Чуешковой В.В., Карбовского С.Р.,
при секретаре Низамовой С.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 апреля 2021 года в городе Хабаровске административное дело по административному исковому заявлению ИФНС по Индустриальному району города Хабаровска к Солоновичу Ю.В. о взыскании задолженности по обязательным платежам, пени,
по апелляционной жалобе административного ответчика Солоновича Ю.В. на решение Индустриального районного суда города Хабаровска от 22 декабря 2020 года.
Заслушав доклад судьи Карбовского С.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ИФНС по Индустриальному району города Хабаровска обратилась в суд с административным иском к Солоновичу Ю.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени, мотивируя свои требования тем, что административный ответчик в 2017, 2018 годах являлся собственником транспортных средств: «Дайхатцу Атрал», «Тойота Платц», «Тойота Хайлюкс Сурф».
Ответчику исчислен транспортный налог за 2017, 2018 года в размере 4228 руб.
Налогоплательщик указанный налог в установленный законом срок не уплатил, в связи с чем, налоговым органом начислена пеня в размере 76,27 руб.
Просила указанную недоимку и пеню взыскать с административного ответчика.
Решением Индустриального районного суда города Хабаровска от 22 декабря 2020 года административный иск удовлетворен в полном объеме.
В апелляционной жалобе административный ответчик Солонович Ю.В. просит решение суда отменить и вынести по делу новое решение, поскольку налоговые уведомления им не получались, суд не учел ухудшение экономической обстановки в стране, его тяжелое финансовое положение. Полагает, что решение о взыскании с него налогов принято с пропуском сроков. Считает, что дело должно было быть рассмотрено в порядке гражданского процессуального законодательства.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу ИФНС по Индустриальному району города Хабаровска просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, их явка не является обязательной, судом таковой не признавалась.
Суд, с учетом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, рассмотрел дело при указанной явке.
В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в статье 57 Конституции Российской Федерации, а также части 1 статьи 3, пункте 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ.
Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Главой 28 Налогового кодекса РФ закреплено взыскание транспортного налога, отнесенного к региональным налогам и сборам.
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 362, пунктами 1, 3 статьи 363 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Обязательные к уплате на территории Хабаровского края региональные налоги установлены и введены в действие Законом Хабаровского края от 10.11.2005 № 308 «О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае», который также определяет основания, порядок и условия применения налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков, отдельные элементы налогообложения по федеральным налогам и специальным налоговым режимам, а также устанавливает иные положения, регулируемые законодательством о налогах и сборах.
Налоговым кодексом РФ предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (абзац третий пункта 1 статьи 45).
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах (пункт 4 статьи 69 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с пунктами 3, 5 статьи 75 Налогового кодекса РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, пеня начисляется; пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Солонович Ю.В. в 2017, 2018 годах являлся собственником транспортных средств: автомобиля легкового марки Дайхатцу Атрал, ГРЗ №, дата регистрации права 09.11.2013 г.; автомобиля легкового марки Тойота Платц, ГРЗ №, дата регистрации права 06.02.2014 г.; автомобиля легкового марки Тойота Хайлюкс Сурф, ГРЗ №, дата регистрации права 06.09.2018 г.
В связи с неуплатой налогов в установленные в уведомлениях от 21.08.2018 г. № 19249186 и от 10.07.2019 г. № 22824256 срок Инспекцией в адрес Солоновича Ю.В. были направлены: требование № 35361 об уплате до 16.04.2019 года задолженности по транспортному налогу за 2017 год в размере 1920 руб. и пени – 41,46 руб.; требование № 23163 об уплате до 31.03.2020 года задолженности по транспортному налогу за 2018 год в размере 2308 руб. и пени – 34,81 руб.
Требования налогоплательщиком оставлены без удовлетворения.
В связи с неуплатой вышеуказанных налогов и пени административный истец обратился к мировому судье судебного участка № 16 судебного района «Индустриальный район г. Хабаровска» с заявлением о вынесении судебного приказа. 15.07.2020 года мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика недоимки по налогу и пени, который 02.09.2020 года был отменен.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения административного искового заявления о взыскании с административного ответчика указанных в административном иске налоговой недоимки и пени, поскольку административный ответчик, являясь налогоплательщиком, свою обязанность по уплате налогов не исполнил.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Абзацем 2 части 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ установлено, что требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Статьей 48 Налогового кодекса РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срока для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Соответственно, по смыслу действующего законодательства, юридически значимый период для исчисления срока на обращение в суд начинает течь с даты принятия судом определения об отмене судебного приказа.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 года N 1/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса, сроки для обращения налоговых органов в суд. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 479-О-О).
Как было указано ранее, судебный приказ отменен 02.09.2020 года (л.д.9). С учетом ранее изложенных правовых предписаний, срок для обращения в суд с соответствующим иском истекал 02.03.2021 года. Настоящий административный иск подан 11.11.2020 года, т.е. в установленный законом срок.
Довод апелляционной жалобы о том, что налоговые уведомления административным ответчиком не получались судебной коллегией отклоняется, поскольку налоговые уведомления были переданы через личный кабинет налогоплательщика, что прямо предусмотрено пунктом 4 статьи 52 Налогового кодекса РФ.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится.
Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Индустриального районного суда города Хабаровска от 22 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Солоновича Ю.В. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд принявший решение.
Председательствующий: | О.В. Казарикова |
Судьи: | В.В. Чуешкова |
С.Р. Карбовский |