Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 октября 2018 года г.Зеленогорск
Зеленогорский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего Доронина С.В.,
при секретаре Федоровой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края (в порядке ст. 45 ГПК РФ) к МБУ ДО «СДЮСШОР «Олимп» имени полного кавалера ордена Славы Алдошина П.П.», Муниципальному образованию в лице КУМИ администрации ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края о понуждении устранить нарушения требований пожарной безопасности на объекте с массовым пребыванием людей,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МБУ ДО «СДЮСШОР «Олимп» имени полного кавалера ордена Славы Алдошина П.П.», Муниципальному образованию в лице КУМИ администрации ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края о понуждении устранить нарушения требований пожарной безопасности на объекте с массовым пребыванием людей.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой ЗАТО г. Зеленогорск с привлечением в качестве специалистов ФГКУ «Специальное управление ФПС №19 МЧС России» в соответствии с заданием прокуратуры края «О проведении проверок соблюдения требований пожарной безопасности» 06.04.2018 проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности МБУ ДО «СДЮСШОР «Олимп» имени полного кавалера ордена Славы Алдошина П.П.» - здание бассейна «Волна» <адрес>
Согласно информации ФГКУ «СУ ФПС №19 МЧС России» от 07.08.2018 г., с учетом уточнений от 22.10.2018 г. в учреждении не устранены следующие нарушения законодательства о пожарной безопасности:
- Часть этажа здания при числе эвакуирующихся более 50 человек имеет менее 2 эвакуационных выходов шириной не менее 1,2 метра (1 этаж: бассейн (1эвакуационный выход 1,2 м, остальные 0,8 м)).
Указанный объект с массовым пребыванием людей посещается, помимо прочего, несовершеннолетними, пенсионерами и иными категориями маломобильных групп населения. Наличие вышеуказанных нарушений препятствует их безопасной эвакуации, как в случае возгорания объекта, так и в случае возникновения иной чрезвычайной ситуации, что способствует увеличению количества потенциальных жертв.
Просят суд с учетом уточнений обязать МБУ ДО «СДЮСШОР «Олимп» имени полного кавалера ордена Славы Алдошина П.П.» устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании бассейна «Волна» <адрес> установить срок для исполнения требований 3 месяца со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании прокурор ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края заявленные требования с учетом уточнений поддержал, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, на их удовлетворении настаивал, указывая на то, что в настоящее время не устранены нарушения часть - этажа здания при числе эвакуирующихся более 50 человек имеет менее 2 эвакуационных выходов шириной не менее 1,2 метра (1 этаж: бассейн (1эвакуационный выход 1,2 м, остальные 0,8 м)).
Представитель ответчика МБУ ДО «СДЮСШОР «Олимп» имени полного кавалера ордена Славы Алдошина П.П.» - Викторчик Г.В., действующая на основании доверенности от 16.10.2018 г. суду пояснила, что после проведенной прокуратурой ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края проверки с привлечением ФГКУ «Специальное управление ФПС № МЧС России», в адрес ответчика вынесено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности. На устранение нарушений предоставлен срок 30 дней. По некоторым пунктам представления нарушения были устранены, по остальным пунктам указанного представления, устранить нарушения в короткий срок не представляется возможным, по причине значительных финансовых затрат и необходимости проведения капитального ремонта здания.
Представитель ответчика Муниципального образования в лице КУМИ администрации ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края ФИО3, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, суду пояснила, что согласно выписке из Реестра муниципального имущества города Зеленогорска от 04.10.2018 № здании бассейна «Волна» <адрес> передано МБУ СШОР «Олимп» в оперативное управление. Гражданским кодексом Российской Федерации определяются права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении. В соответствии с пунктом 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления является вещным правом наряду с правом собственности. Согласно статьи 294 ГК РФ учреждения владеют, пользуются и распоряжаются имуществом, закрепленным на праве оперативного управления. В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, вследствие чего, являясь правообладателем имущества, находящегося в оперативном управлении, учреждение несет бремя содержания. При этом ГК РФ не предусматривает сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества. Поэтому собственник, передав имущество во владение на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию. Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание общего имущества.
Представитель третьего лица ФГКУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» - ФИО4, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, заявленные требования прокурора ЗАТО г. Зеленогорска поддержал.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ст. 1 Федерального закона от (дата) N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" нормативными документами по пожарной безопасности являются технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.
Профилактика пожаров представляет собой совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий.
Согласно ст. 34 Федерального закона, граждане имеют право на: защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара; возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством; участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу; получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны; участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.
Статья 37 данного Федерального закона требует от руководителей организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Нарушение требований пожарной безопасности свидетельствует о незащищенности личности, имущества от неконтролируемого горения, причиняющего материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан.
Таким образом, нарушение требований пожарной безопасности организацией, как безусловная опасность причинения вреда в будущем, может в силу ст. 1065 ГК РФ явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Правовое регулирование в сфере обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации основано на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный
закон "О пожарной безопасности", а также принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты.
Правовые акты в области пожарной безопасности устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Нормативное регулирование в области пожарной безопасности предполагает неукоснительное соблюдение уполномоченными государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями и гражданами установленных и обязательных для исполнения требований пожарной безопасности.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от (дата) N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" данный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В силу прямого указания ст. 5 указанного закона, каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Согласно п. 28 ст. 2 указанного закона пожарный риск - мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей.
Статья 6 названного закона устанавливает, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Судом установлено, что согласно Уставу МБУ СШОР «Олимп» является унитарной некоммерческой физкультурно-спортивной организацией, осуществляющей обучение. Функции и полномочия учредителя предприятия осуществляется администрацией ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края в порядке, установленном муниципальными правовыми актами г. Зеленогорска. Функции и полномочия учредителя предприятия, предусмотренные законодательством РФ, в соответствии с муниципальными правовыми актами г. Зеленогорска, настоящим уставом осуществляется Комитетом по управлению имуществом администрации ЗАТО г. Зеленогорск.
Прокуратурой ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края с привлечением в качестве специалистов ФГКУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» в соответствии с заданием прокуратуры края «О проведении проверок соблюдения требований пожарной безопасности» ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности МБУ ДО «СДЮСШОР «Олимп» имени полного кавалера ордена Славы ФИО6» - здание бассейна «Волна» <адрес>
В ходе проведения проверки установлено, что в учреждении допущены нарушения законодательства о пожарной безопасности. ДД.ММ.ГГГГ директору МБУ ДО «СДЮСШОР «Олимп» имени полного кавалера ордена Славы ФИО6» внесено представление об устранении нарушений. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ сообщено об устранении ряда нарушений требований пожарной безопасности.
Согласно информации ФГКУ «СУ ФПС № МЧС России» от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в учреждении не устранены следующие нарушения законодательства о пожарной безопасности:
- Часть этажа здания при числе эвакуирующихся более 50 человек имеет менее 2 эвакуационных выходов шириной не менее 1,2 метра (1 этаж: бассейн (1эвакуационный выход 1,2 м, остальные 0,8 м)).
Оценивая представленные и исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и взаимосвязи, с учетом положений ст. ст. 56, 67 ГПК РФ, суд учитывает, следующее.
В судебном заседании установлен факт нарушения МБУ ДО «СДЮСШОР «Олимп» имени полного кавалера ордена Славы ФИО6» законодательства в части несоблюдения требований пожарной безопасности.
Согласно ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
Рассматривая заявленные требования, с учетом уточнений от ДД.ММ.ГГГГ суд приходит к выводу о том, что каких-либо доказательств устранения нарушений законодательства, иных доводов опровергающих позицию истца, суду не представлено, ходатайств об оказании содействия в собирании и истребовании доказательств не заявлялось, суд счел возможным рассмотреть дело по имеющимся доказательствам.
Доводы ответчика об отсутствии возможности исполнения предписания в связи с недостаточным финансированием из бюджета не могут являться основанием к отказу в удовлетворении требований, поскольку предписание ФГКУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» вынесено в целях противопожарной безопасности в наиболее социально-значимом учреждении, каковым и является МБУ ДО «СДЮСШОР «Олимп» имени полного кавалера ордена Славы ФИО6», в котором длительное время прибывают люди, требующие действенных мер защиты по всем направлениям, в том числе, в части соблюдения противопожарных мер.
Требования представления по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ унитарным предприятием устранены не были. Факты невыполнения предписаний надзорного органа оформлены соответствующими актами.
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 161-ФЗ имущество унитарного предприятия состоит из закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества; доходов унитарного предприятия от его деятельности; иных не противоречащих законодательству источников. В соответствии с п. 2 ст.11 Закона № 161-ФЗ право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию. Согласно п. 1 ст. 78 БК РФ из бюджетов бюджетной системы РФ могут предоставляться субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров. Положения ст. 78 БК РФ определяют общие условия о предоставлении из местных бюджетов субсидий юридическим лицам, в том числе муниципальным унитарным предприятиям, на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии предоставляются при условии принятия решения представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации, которые устанавливают случаи и порядок предоставления субсидии юридическим лицам из местного бюджета. Таким образом, содержание, в том числе проведение капитального ремонта имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, должно осуществляться муниципальным унитарным предприятием. Муниципальным образованием могут предоставляться субсидии муниципальному унитарному предприятию, в том числе на возмещение затрат в связи с проведением капитального ремонта, муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении унитарного предприятия. При условии, что в местном бюджете будут предусмотрены соответствующие бюджетные ассигнования на указанные цели, а муниципальным правовым актом определены получатели субсидий.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Прокурора ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края удовлетворить.
Обязать МБУ ДО «СДЮСШОР «Олимп» имени полного кавалера ордена Славы Алдошина П.П.» в срок до 30 июля 2019 года устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании бассейна «Волна» по <адрес>, а именно:
- организовать на каждом этаже здания не менее 2 эвакуационных выходов шириной не менее 1,2 метра каждый.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Зеленогорский городской суд в течение месяца, с момента изготовления мотивированного решения.
Судья С.В. Доронин
Решение в окончательной форме изготовлено 26 октября 2018 года.