Дело №2а-5887/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 октября 2017 года г. Владивосток
Фрунзенский районный суд г. Владивостока в составе председательствующего судьи Михайловой Т.А., при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству юстиции Российской Федерации, УМВД России по Приморскому краю об оспаривании решения государственного органа,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, указав в обоснование заявленных требований, что родился дата в <адрес> Республики Азербайджан, в 14 лет получил паспорт гражданина СССР, в дата прибыл в РСФСР с целью трудоустройства и постоянного проживания. дата был осужден Уссурийским городским судом Приморского края по ч. 3 ст. 30, п. «а» ч. 2 ст. 228.1, п. «б» ч. 2 ст. 228.1, ч. 1 ст. 228 УК РФ к 11 годам лишения свободы. Освобожден дата из ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по ПК по отбытию срока. Согласно заключению УФМС России по ПК от дата гражданином РФ не является. дата Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков вынесено распоряжение № о нежелательности пребывания (проживания) заявителя в Российской Федерации. дата Министерством Юстиции России в отношении административного истца вынесено распоряжение № о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации как лица без гражданства сроком до дата. Данное распоряжение явилось основанием для принятия дата УМВД России по ПК решения о депортации административного истца за пределы РФ. В день освобождения из ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по ПК дата административный истец, как лицо без гражданства, был помещен в центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по ПК на 48 часов. дата по решению Артемовского городского суда Приморского края помещен в ЦВСИГ г. Артема для дальнейшего направления в Республику Азербайджан. Паспорта не имеет. Указывает, что ОИК УВМ УМВД России по ПК неоднократно направлялся пакет документов в Генеральное Консульство Азербайджана в г. Екатеринбурге для оформления свидетельства на возвращение в Республику Азербайджан. дата из данного Консульства поступил отказ в признании заявителя гражданином Республики Азербайджан, и как следствие, невыдачи свидетельства на возвращение. На запрос в ГУВМ МВД России с просьбой о сообщении о результатах рассмотрения Четвертого департамента стран СНГ МИД РФ вопрос об оформлении заявителю свидетельства на возвращение ответ в адрес УВМ УМВД России по ПК до настоящего времени не поступил. Административный истец не согласен с распоряжением о нежелательности его проживания (пребывания) на территории РФ и решением о депортации за пределы РФ, указывает, что за совершенное преступление фактически подвергается нескольким видам наказания, назначенный срок лишения свободы отбыл полностью, указывает, что срок содержания в ЦВСИГ продлен до дата. Указывает, что распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ не может быть исполнено по независящим от заявителя и органом российской власти обстоятельствам: заявитель не является гражданином Республики Азербайджан либо другого государства, в Республике Азербайджан не числится зарегистрированным, с момента освобождения из мест лишения свободы вновь находится под стражей в ЦВСИГ уже 10 месяцев. С учетом этого, просит признать незаконным распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации «О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы» от дата № в отношении ФИО1 и отменить его, решение начальника УМВД России по Приморскому краю от дата о депортации лица без гражданства ФИО1 дата г.р., признать незаконным и отменить его, освободить ФИО1 из Центра временного содержания иностранных граждан г. Артема.
Административное дело рассмотрено в отсутствие ФИО1 извещенного о времени и месте рассмотрения дела, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.
Представитель административного истца ФИО7 на удовлетворении заявленных требований настаивала.
Представитель Министерства юстиции Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен, направил письменные возражения на административный иск, в которых указал на наличие достаточных и законных оснований для принятия в отношении ФИО1 оспариваемого распоряжения, поскольку ФИО1 является иностранным гражданином, имеет непогашенную судимость за совершение в России умышленных преступлений, что создает реальную угрозу общественному порядку. При принятии распоряжения отдан приоритет интересам большинства населения государства, чья безопасность не может быть поставлена в зависимость от наличия у иностранного гражданина устойчивых семейных связей на территории России. С учетом этого, просит в удовлетворении заявленных требований отказать, рассмотреть дело в отсутствие представителя Минюста России.
Управление Министерства юстиции России по Приморскому краю протокольным определением суда от дата исключено из числа административных ответчиков.
Представитель УМВД России по Приморскому краю ФИО4 возражала против удовлетворения заявленных требований, предоставила в материалы дела письменный отзыв, в котором указала, что решение о депортации ФИО1 принято на законных основаниях при наличии распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации и отсутствием информации о направлении ходатайства об отмене данного распоряжения. В настоящее время законных оснований для нахождения ФИО1 на территории Российской Федерации не имеется.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Оценив обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что такой необходимой совокупности по настоящему делу не имеется и по делу не установлено.
Как следует из материалов дела, дата Министерством юстиции Российской Федерации принято распоряжение №О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы» в отношении ФИО1, дата года рождения, уроженца Азербайджанской ССР, являющегося лицом без гражданства, содержащего в ФКУ «Исправительная колония 27 ГУФСИН России по Приморскому краю».
Основанием для принятия указанного распоряжения явилось представление заместителя директора ФСИН России от дата № «О необходимости принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы», в обоснование которого указано, что за время пребывания в России Алиев ФИО1 совершил особо тяжкое преступление, создал реальную угрозу общественному порядку, права и законным интересам граждан Российской Федерации, в связи с чем считает необходимым признать пребывание (проживание) в Российской Федерации данного лица нежелательным.
Согласно представленному в материалы дела заключению начальника ФКУ «ИК 27» ГУФСИН России по Приморскому краю от дата, утвержденному начальником ГУФСИН России по Приморскому краю дата, учитывая, что ФИО1 совершил умышленное преступление на территории Российской Федерации и осужден, имеются достаточные основания для принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 25.10 Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.04.2003 N 199 (ред. от 14.12.2009) "Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации", Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 (ред. от 18.01.2010) "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" принятие решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, осужденных судами Российской Федерации к лишению свободы за совершение умышленных преступлений, входит в компетенцию Минюста России.
Приказом Минюста России от 20 августа 2007 года N 171 утверждена Инструкция о порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы.
Пунктом 3 названной Инструкции установлено, что решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации может быть принято: в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящегося на территории Российской Федерации; в отношении лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию; в случае если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящегося в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства либо общественному порядку, либо здоровью населения.
В соответствии с пунктом 11 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации может быть принято в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.
На основании статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" депортацией является принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Согласно пункту 12 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в п. 11 ст. 31 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.
Пунктом 9 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" установлено, что иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.
Учитывая, что ФИО1 является лицом без гражданства, совершившим на территории Российской Федерации особо тяжкое преступление, имеющим непогашенную судимость за совершение преступления, суд приходит к выводу, что нахождение ФИО1 на территории Российской Федерации создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации, при этом, доказательств незаконного нарушения прав ФИО1 решением Министерства Юстиции Российской Федерации, принятым в соответствии с нормами действующего законодательства, в том числе положениями Конституции РФ и нормами международного права, не представлено.
Оспариваемое распоряжение согласуется с положениями статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, поскольку указанные в данной статье исключительные случаи предусмотрены частью 4 статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", в соответствии с которым Минюстом России издано оспариваемое распоряжение, которым пребывание (проживание) на территории РФ ФИО1 признано нежелательным.
Такое законодательное регулирование согласуется с закрепленным в Конституции Российской Федерации принципом, в соответствии с которым права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечении обороны страны и безопасности государства.
При принятии оспариваемого решения Минюстом России отдан приоритет интересам большинства населения государства, чья безопасность не может быть поставлена в зависимость от длительности нахождения лица без гражданства на территории Российской Федерации, и иных обстоятельств, в том числе от наличия у такого лица устойчивых семейных связей на территории Российской Федерации.
Оспариваемое распоряжение является адекватной мерой государственного реагирования на поведение административного истца, преследует цель охраны публичного правопорядка, здоровья, нравственности, защиты прав и свобод других лиц, права заявителя, в том числе гарантированные статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, не нарушает.
Решение УМВД России по Приморскому краю от дата о депортации ФИО1 также принято уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий, на основании распоряжения компетентного органа и при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом, с соблюдением порядка принятия решения, предусмотренного действующим законодательством.
Доводы административного истца о нарушении его прав оспариваемыми решениями ввиду длительного неисполнения решения о депортации не могут быть приняты во внимание, поскольку порядок исполнения решения о депортации не влияет на выводы суда о наличии законных оснований для принятия в отношении ФИО1 распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, а также основанного на данном распоряжении решения о депортации.
Помещение иностранного гражданина в специальное учреждение является механизмом реализации решения уполномоченного органа о депортации этого лица и при наличии такого решения, предполагающего принудительное перемещение иностранного гражданина через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, само по себе не влечет нарушения прав административного истца, который дата освобожден из ЦВСИГ ОМВД России по городу Артему.
С учетом этого, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ –09.10.2017.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░