Судья Ким А.А. УИД 86RS0004-01-2022-012029-61
Дело № 33-6371/2023(№ 2-435/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск 17 октября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Дука Е.А.
судей Евтодеевой А.В., Клюпы Ю.Н.
при секретаре Лозовском И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Григорьевой Светланы Владимировны, действующей в интересах несовершеннолетнего Акашина Дмитрия Сергеевича, к Управлению социальной защиты населения, опеки и попечительства по городу Сургуту и Сургутскому району, Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры об установлении факта невозможности проживания в занимаемом жилом помещении, признании права на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, понуждении включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений,
по апелляционной жалобе Григорьевой Светланы Владимировны на решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 2 марта 2023 года.
Заслушав доклад судьи Дука Е.А., судебная коллегия
установила:
Григорьева С.В., действующая в интересах несовершеннолетнего Акашина Д.С., обратилась в суд с вышеназванным иском к Управлению социальной защиты населения, опеки и попечительства по городу Сургуту и Сургутскому району.
В обоснование исковых требований указано, что Акашин Д.С., (дата) года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, его родители умерли. Григорьева С.В. назначена попечителем несовершеннолетнего внука Акашина Д.С. Во включении Акашина Д.С. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, отказано, поскольку Акашин Д.С. является членом семьи нанимателя жилого помещения по адресу: (адрес). Однако Акашин Д.С. не является членом семьи нанимателя. Решением Сургутского городского суда от 27 декабря 2013 года Акашина Т.А. со своим несовершеннолетним сыном Акашиным Д.С. признаны разными семьями с Григорьевым А.П. (нанимателем спорной квартиры) и Григорьевой С.В. Вышеуказанная квартира является однокомнатной, что исключает их совместное проживание. Считает, что отказ во включении Акашина Д.С. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нарушает права несовершеннолетнего на получение дополнительных мер социальной поддержки.
Протокольным определением суда от 16 января 2023 года произведена замена привлеченного судом ненадлежащего ответчика - администрации города Сургута на надлежащего ответчика - Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Судом первой инстанции постановлено решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе Григорьева С.В. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права. Указывает, что попечительство имеет временный характер и прекращается по достижении подопечным восемнадцати лет. Считает, что судом необоснованно отклонены обстоятельства, установленные решением Сургутского городского суда от 27 декабря 2013 года, которым Акашина Т.А. с несовершеннолетним сыном Акашиным Д.С. признаны разными семьями с Григорьевым А.П. и Григорьевой С.В. Обращает внимание, что квартира, в которой они проживают, является однокомнатной.
В возражениях на апелляционную жалобу представители администрации города Сургута, Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, извещенных о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции (часть 1 статьи 327, часть 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в связи с нарушением норм процессуального права.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В силу части 3 статьи 37 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации права, свободы и законные интересы несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также граждан, ограниченных в дееспособности, защищают в процессе их законные представители. Однако суд обязан привлекать к участию в таких делах самих несовершеннолетних.
Исковые требования предъявлены в интересах несовершеннолетнего Акашина Дмитрия Сергеевича, 29 октября 2005 года рождения, который не извещен о времени и месте судебного разбирательства.
Определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26 сентября 2023 года суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, установленных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассматривая дело по правилам производства в суде первой инстанции, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Акашин Дмитрий Сергеевич, (дата) года рождения, относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей (л.д. 10-12). Его родители А, Б умерли (л.д. 14-15).
Постановлением администрации города Сургута от 15 февраля 2021 года № 1070 Григорьева С.В. (бабушка) назначена попечителем несовершеннолетнего Акашина Д.С. (л.д. 16).
Решением Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 декабря 2013 года, вступившим в законную силу 28 января 2014 года, исковые требования Акашиной Т.А. к администрации города Сургута о признании разными членами семьи удовлетворены. Акашина Т.А. и ее несовершеннолетний сын Акашин Д.С. признаны разными семьями с Григорьевым А.П. и Григорьевой С.В. (л.д. 20-21). Данным решением установлено, что признание Акашиных разными семьями с нанимателем было необходимо для выделения истцу жилой площади по договору социального найма.
На основании договора социального найма жилого помещения в муниципальном жилищном фонде от 6 ноября 2014 года № 440 Григорьев А.П. является нанимателем однокомнатной квартиры, общей площадью 43,4 кв.м, по адресу: (адрес). В качестве членов семьи нанимателя в договор включены: Григорьева С.В. (жена), Акашина Т.А. (дочь) и Акашин Д.С. (внук) (л.д. 17-19).
Дополнительным соглашением от 14 мая 2021 года № 1 к договору социального найма Бадя (Акашина) Т.А. исключена из договора социального найма в связи со смертью (л.д. 19, оборот).
В установлении факта невозможности проживания Акашина Д.С. в вышеназванном жилом помещении отказано (л.д. 24-25).
Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Абзацем первым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закреплено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона ХМАО - Югры от 09.06.2009 N 86-оз "О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иных лиц в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных граждан при наличии одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иных лиц, усыновителей, если в отношении указанных лиц усыновление отменено (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации); страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно; не являющихся членами семей этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иных лиц, имеющих самостоятельное право пользования жилыми помещениями (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации); признанных в установленном порядке недееспособными, а также ограниченных в дееспособности в связи с заболеванием хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
2) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствующем муниципальном образовании, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иных лиц;
3) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством. Частями 4, 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Решением Сургутской городской Думы от 26.10.2005 N 515-III ГД "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма" учетная норма установлена менее 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Акашин Д.С. вселен в вышеуказанную квартиру нанимателем Григорьевым А.П. как член семьи нанимателя (внук), где проживает по настоящее время. Квартира, в которой проживает несовершеннолетний Акашин Д.С., имеет общую площадь 43,4 кв.м, где на каждого из трех членов семьи приходится по 14,47 кв.м, то есть в пределах установленной учетной нормы.
Жилое помещение непригодным для проживания не признано.
Наличие иных обстоятельств, при которых может быть установлен факт невозможности проживания Акашина Д.С. в вышеназванном жилом помещении, также не установлено.
Решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 декабря 2013 года о признании семей Акашиных и Григорьевых разными семьями правового значения для настоящего спора не имеет, поскольку предметом ранее рассмотренных требований являлись иные правоотношения. Позже, 6 ноября 2014 года Акашин Д.С. включен в договор социального найма жилого помещения в качестве члена семьи нанимателя.
Соответственно, права Акашина Д.С. в отношении указанного жилого помещения возникли не в связи с установлением попечительства в 2021 году, а в 2014 году, когда он совместно со своей матерью был включен в договор социального найма на вышеуказанное жилое помещение в качестве члена семьи нанимателя. Временный характер попечительства и то, что подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов или попечителей, не влияют на результат разрешения настоящего спора.
То, что квартира является однокомнатной, не свидетельствует о невозможности проживания в занимаемом жилом помещении. Правила части 1 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации в данном случае не применимы, поскольку речь о предоставлении жилого помещения не идет.
С учетом вышеназванных обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 2 марта 2023 года отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Григорьевой Светланы Владимировны, действующей в интересах несовершеннолетнего Акашина Дмитрия Сергеевича, к Управлению социальной защиты населения, опеки и попечительства по городу Сургуту и Сургутскому району, Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры об установлении факта невозможности проживания в занимаемом жилом помещении, признании права на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, понуждении включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений отказать.
Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Мотивированное определение изготовлено 20 октября 2023 года.
Председательствующий судья Дука Е.А.
Судьи: Евтодеева А.В.
Клюпа Ю.Н.