Решение по делу № 2-140/2020 от 06.04.2020

дело №2-140/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 мая 2020 года                      пгт.Троицко-Печорск

Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Чулкова Р.В.,

при секретаре Задорожной О.А.,

с участием представителя истца Сирук О.П.,

помощника прокурора Троицко-Печорского района Республики Коми Чистюхиной С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации сельского поселения «Мылва» к Алексееву В.Ю., Алексеевой Р.В., Алексееву Р.В., Сирук С.И. о признании неприобретшими право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета,

установил:

администрация сельского поселения «Мылва» (далее истец, администрация) обратилась в суд с иском к Алексееву В.Ю., Алексеевой Р.В., Алексееву Р.В. и Сирук С.И. о признании неприобретшими право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета. Требования мотивированы тем, что в муниципальной собственности истца находится жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> С 2008 года ответчики, предположительно проживающие за территорией Троицко-Печорского района зарегистрированы в вышеуказанной квартире, однако, в нее никогда не вселялись, соглашения по порядку пользования квартирой с администрацией не заключали, договор социального найма отсутствует, в договорные правоотношения с ресурсоснабжающими организациями в сфере ЖКХ не вступали. 14.10.2014 на основании акта межведомственной комиссией принято решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу. После регистрации ответчиков в спорном жилом помещении, как до, так и после признания дома аварийным, от Алексеевых и Сирук не поступало обращений по поводу качества жилья. На учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма ответчики не состоят и не состояли.

В судебном заседании представитель истца Сирук О.П., действующая на основании решения Совета СП «Мылва» и Устава МО СП «Мылва», заявленные в иске требования поддержала. Дополнительно указала, что семья Алексеевых в п.Мылва не проживает более 12 лет. Алексеев В.Ю. и Алексеева Р.В. являлись бывшими супругами, Сирук приходился сожителем Алексеевой. Тем самым ответчики не проживали в квартире единой семьей, поскольку таковой не являлись. В случае фактического проживания ответчиков, дом невозможно было довести до состояния аварийного. Сирук С.И. фактически проживает в <адрес>, но по другому адресу, Алексеев В.Ю. периодически пребывает в местах лишения свободы, откуда приходят запросы по поводу его места жительства после освобождения. Квартира, в которой зарегистрированы ответчики, расположена в доме, отключенном от электроэнергии, иных лиц, зарегистрированных в жилых помещениях дома нет.

В судебное заседание ответчики не явились. Корреспонденция, направленная в адрес Алексеевых, указанный в иске, совпадающий с адресом их регистрации по информации, предоставленной УВМ МВД Республики Коми, возвращена в суд «за истечением срока хранения». Ответчик Сирук С.И., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, о причинах неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил. Принимая во внимание то обстоятельство, что судом предприняты попытки извещения ответчиков о времени и месте рассмотрения дела, суд находит уведомление Алексеевых и Сирук надлежащим, поскольку тем самым они самостоятельно распорядились своими правами на участие в судебном заседании. В порядке ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчиков.

Выслушав пояснения представителя истца, заключение прокурора, полагавшего иск законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению, исследовав и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующему.

Жилое помещение, общей площадью 18,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, является муниципальной собственностью сельского поселения «Мылва», что подтверждается выпиской из соответствующего реестра, передано истцу на основании распоряжения Правительства Республики Коми -р от 17.10.2008.

Алексеева Р.В. и Алексеев Р.В. зарегистрированы в вышеуказанной квартире с ДД.ММ.ГГГГ, Алексеев В.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ, а Сирук С.И. с ДД.ММ.ГГГГ, чему подтверждением являются справка истца и сведения УВМ МВД Республики Коми.

На основании акта обследования, 14.10.2014 межведомственной комиссией администрации МР «Троицко-Печорский» принято заключение, которым дом <адрес> Республики Коми признан аварийным и подлежащим сносу. В акте указано, что отопление и водоснабжение в доме отсутствует, дом в полуразвалившемся состоянии, кровля обрушилась, бетонный фундамент местами отсутствует, стены деформированы, оконные и дверные проемы отсутствуют, чердачное перекрытие обрушилось.

Из информации, предоставленной Троицко-Печорским офисом продаж и обслуживания клиентов Ухтинского филиала АО «Коми энергосбытовая компания», следует, что договор в отношении спорного жилого помещения, за период, начиная с 01.01.2008, не заключался, от электроэнергии дом отключен.

На представленной в материалы дела фотографии дома зафиксировано его состояние, свидетельствующее, что в нем никто не проживает (остекление оконных проемов частично отсутствует, кровля провалилась), следов жизнедеятельности человека не имеется, дом находится в стадии саморазрушения.

В соответствии с положениями ст.1 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

    На основании ст.2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.

Статья 3 ЖК РФ гарантирует неприкосновенность жилища. Никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Жилищное законодательство регулирует отношения по поводу: возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов; отнесения помещений к числу жилых помещений и исключения их из жилищного фонда; контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; осуществления государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля (ст.4 ЖК РФ).

Статьей 10 ЖК РФ предусмотрено, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом; из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.

Защита жилищных прав осуществляется путем: признания жилищного права; восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения; признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу; неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу; прекращения или изменения жилищного правоотношения; иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом (ст.11 ЖК РФ).

Согласно ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.

Статья 15 ЖК РФ предусматривает, что объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством РФ в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ.

В соответствии со ст.19 ЖК РФ жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории РФ. В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на: муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на: жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов.

Согласно ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Статьей 52 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством РФ порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

В соответствии с положениями ст.55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст.56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

Судом достоверно установлено, что спорное жилое помещение находится в муниципальной собственности, следовательно, его предоставление гражданам на условиях найма возможно в строго определенном нормами жилищного законодательства порядке.

Указанный порядок заключается в том, что гражданин, которому предоставляется жилое помещение по договору социального найма должен быть принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, признан в установленном законом порядке малоимущим. При этом, оформление правоотношений по найму жилого помещения муниципального жилищного фонда происходит путем заключения соответствующего договора, подписываемого сторонами, а основанием его заключения является нормативный акт органа местного самоуправления, в собственности которого находится жилое помещение.

    Применительно к существу рассматриваемого спора суд отмечает, что достоверных доказательств принятия органом местного самоуправления решения о заключении с ответчиками договора социального найма спорного жилого помещения не имеется. В письменном виде договор социального найма между сторонами спора не заключен, доказательств приобретения ответчиками права пользования квартирой по ранее действовавшим нормам ЖК РСФСР, не представлено. Помимо этого, доказательств, свидетельствующих о постановке ответчиков на учет нуждающихся в жилом помещении, признании их малоимущими суду не представлено. Из доказательств, имеющихся в распоряжении суда, следует, что подобного рода действий со стороны ответчиков предпринято не было. Факт регистрации Алексеевых и Сирук в спорном жилом помещении не является доказательством приобретения последними права пользования. Доказательств, свидетельствующих о предоставлении ответчикам жилого помещения в порядке очередности, суду не представлено.

    Об отсутствии у ответчиков права пользования спорным жилым помещением свидетельствует и то обстоятельство, что обязанностей, вытекающих из правоотношений по социальному найму, Алексеевы и Сирук не исполняют, договоров в сфере ЖКХ ответчиками не заключено.

Таким образом, совокупность представленных доказательств позволяет суду прийти к выводу, что Алексеевы и Сирук права пользования спорным жилым помещением не приобрели. Проживание ответчиков в спорном жилом помещении не возможно по той причине, что жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. Жилое помещение, в котором ответчики сохраняют регистрацию, не может быть отнесено к категории жилых, следовательно, оснований для признания причин не проживания ответчиков в квартире уважительными не имеется.

В указанной связи, суд считает исковые требования администрации основанными на законе и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.7 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» №5242-1 от 25.06.1993, снятие гражданина РФ с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в следующих случаях: … выселение из занимаемого жилого помещения или признание утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.

Согласно пп.«е» п.31 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 №713, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае: …выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.

Требование о снятии с регистрационного учета ответчиков подлежит исполнению органами регистрационного учета и должностными лицами, ответственными за регистрацию, при наличии вступившего в законную силу решения суда.

Поскольку при подаче иска администрация была освобождена от оплаты государственной пошлины, принимая во внимание то обстоятельство, что иск удовлетворен, в соответствии со ст.98 ГПК РФ, абз.1 пп.3 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ с ответчиков подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина 300 рублей.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

иск администрации сельского поселения «Мылва» к Алексееву В.Ю., Алексеевой Р.В., Алексееву Р.В., Сирук С.И. о признании неприобретшими право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета удовлетворить.

Признать Алексеева В.Ю., Алексееву Р.В., Алексеева Р.В., Сирук С.И. неприобретшими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>

Решение является основанием для снятия Алексеева В.Ю., Алексееву Р.В., Алексеева Р.В., Сирук С.И. с регистрационного учета по адресу: <адрес>

Взыскать с Алексеева В.Ю., Алексеевой Р.В., Алексеева Р.В., Сирук С.И. солидарно в доход местного бюджета государственную пошлину 300 рублей.

Резолютивная часть решения изготовлена на компьютере и подписана судьей в совещательной комнате.

    Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено судьей 18 мая 2020.

Судья Р.В.Чулков

2-140/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация СП "Мылва"
Прокуратура Троицко-Печорского района
Ответчики
Алексеева Раиса Васильевна
Алексеев Роман Владимирович
Сирук Сергей Иванович
Алесеев Владимир Юрьевич
Суд
Троицко-Печорский районный суд Республики Коми
Судья
Чулков Р.В.
Дело на сайте суда
trpsud.komi.sudrf.ru
06.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.04.2020Передача материалов судье
09.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.04.2020Судебное заседание
07.04.2020Передача материалов судье
07.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.05.2020Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее