2-904/2023
УИД 23RS0003-01-2023-000318-75
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 октября 2023 года Анапский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Михина Б.А.
при секретаре Зайцевой О.С.
с участием представителя администрации муниципального образования город-курорт Анапа Мугафарова А.В., представителя ответчиков Барановой Г.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску администрации муниципального образования город-курорт Анапа к Яковлевой Т. В., Яковлеву А. А. о признании постройки самовольной, сносе постройки, взыскании судебной неустойки,
у с т а н о в и л:
администрация муниципального образования город-курорт Анапа обратилась в суд с иском к Яковлевой Т. В., Яковлеву А. А. о признании постройки самовольной, сносе постройки, взыскании судебной неустойки.
В обоснование требований указано, что управлением муниципального контроля администрации муниципального образования город-курорт Анапа проведен осмотр земельного участка с территории общего пользования, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, общей площадью 696 кв.м., категорией земель – земли населенных пунктов, видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, принадлежащего на праве общей долевой собственности Заевой А. А. (139/696), Яковлевой Т. В. (557/1392) и Яковлеву А. А. (557/1392).
Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с уточненной площадью. Сведения о поворотных точках и границах земельного участка внесены в государственный кадастровый учет.
В соответствии с правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа применительно к части территории муниципального образования город-курорт Анапа, утвержденными решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 26 декабря 2013 г. № 424, вышеуказанный земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж 1.1, предназначенной для размещения индивидуальных жилых домов, домов блокированной застройки, объектов обслуживания жилой застройки, объектов дошкольного, начального и среднего общего образования, культурно-досуговой деятельности, спорта, территорий общего пользования.
Постановлением главы города-курорта Анапа от 09 августа 1999 г. № 896 на земельном участке по адресу: <адрес> разрешено проектирование и строительство второго дома, гаража и хозяйственного блока.
Постановлением от 11 марта 2002 г. № 177 домовладение по адресу: <адрес> разделено на два самостоятельных земельных участка, согласно плану раздела от 14 февраля 2002 г:
жилому дому литер «А» присвоен адрес: <адрес> - земельный участок площадью 345,8 кв.м.;
жилому дому литер «Д» присвоен адрес: <адрес> А - земельный участок площадью 351,2 кв.м.
Решением мирового судьи судебного участка № 2 города-курорта Анапа от 07 ноября 2018 г. по делу № определен порядок пользования вышеуказанного земельного участка:
Яковлеву А. А., Яковлевой Т. В. определено во владение и пользование земельный участок №, площадью 557 кв. м, и расположенные на нем строения: жилой дом литер А, сарай литер «Б», гараж литер «Г», кухня-сарай литер «Г 1», уборная-душ литер «Г2», уборная литер «ГЗ», навес литер «Г5», душ литер «Гб», ворота литер «1», 81/100 доли мощения литер «2», забор литер «5».
Заевой А. А. определено во владение и пользование - земельный участок №, площадью 139 кв.м. и расположенные на нем строения: жилой дом литер «А 1», сарай литер «В», погреб со входом литер под «В», навес литер «Г4», 19/100 доли мощения литер «2», ворота литер «4».
В границах земельного участка расположены следующие объекты:
-жилой дом (литера А), площадь 178,4 кв.м., право общей совместной собственности на который зарегистрировано 16 апреля 2015 г. за Яковлевой Т. В. и Яковлевым А. А., как на жилой дом с кадастровым номером №, площадью 179,5 кв.м., количество этажей 2, в том числе подземных 0, год завершения строительства – 2000г.;
-летняя кухня (литера Г 1), площадь 50,1 кв.м., год завершения строительства 2000г.;
-уборная-душ (литера Г2), площадь 4,0 кв.м., год завершения строительства 2000г., право общей совместной собственности на который зарегистрировано 03 июня 2019 г. за Яковлевой Т. В. и Яковлевым А. А., как на сооружение с кадастровым номером №, количество этажей — 1, в том числе подземных 0;
-жилой дом (литера А1), площадь – 37,3 кв.м., год завершения строительства 1928, право собственности на который зарегистрировано 13 декабря 2010 г. за Заевой А. А., как на жилой дом с кадастровым номером №, площадью 37,3 кв.м. количество этажей 1, в том числе подземных 0;
-сарай (литера В), площадь 10,4 кв.м., год завершения строительства – 2000г., погреб со входом (литера под В), площадь 10,5 кв.м., год завершения строительства 1956г., состоящий на государственном кадастровом учете, как сооружение с кадастровым номером №; навес (литера Г4), площадь – 8,1 кв.м.;
-навес (литера Г7), площадь 53,4 кв.м., год завершения строительства 2020г.. Также по сведениям из Единого государственного реестра недвижимости на государственном кадастровом учете состоят:
-нежилое здание с кадастровым номером №, наименование - хоз. постройка, площадь 10,4 кв.м., количество этажей – 1, в том числе подземных 0, принадлежит на праве общей совместной собственности Яковлевой Т. В. и Яковлеву А. А. с 22 июля 2019г.;
-нежилое здание с кадастровым номером №, наименование - хоз. постройка, площадь 23,1 кв.м., количество этажей 1, в том числе подземных 0, право собственности не зарегистрировано.
В ходе проведения осмотра установлено, что на земельном участке расположены:
двухэтажное капитальное здание, визуально имеющее архитектурно-планировочную структуру гостиничного типа, фактически возведённое вместо капитального объекта, обозначенного в техническом паспорте – летняя кухня (литера Г);
двухэтажное капитальное здание, имеющие признаки индивидуального жилого дома. Кроме того, согласно сведениям, размещенным в сети «Интернет», на земельном участке, ведется деятельность по предоставлению услуг временного проживания, а именно расположен гостевой дом «Жменька».
Установленный вид разрешенного использования земельного участка не предусматривает сдачу комнат в краткосрочный наем.
Таким образом, двухэтажное капитальное здание, имеющее архитектурно-планировочную структуру гостиничного типа, фактически возведённое вместо капитального объекта, обозначенного в техническом паспорте – летняя кухня (литера Г) возведено в отсутствие разрешительной документации и является объектом самовольного строительства.
Уточнив в процессе рассмотрения дела требования, истец просил:
признать самовольной постройкой – двухэтажное здание (Хоз.блок), объект капитального строительства, площадью с учетом площади террасы- 213,6 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Обязать Яковлеву Т. В. и Яковлева А. А. в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу осуществить снос двухэтажного здания (Хоз.блок), объект капитального строительства, площадью с учетом площади террасы - 213,6 кв.м., расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>,
в случае неисполнения в установленный тридцатидневный срок решения суда, взыскать с Яковлевой Т. В. и Яковлева А. А. в пользу администрации муниципального образования город-курорт Анапа 20 000 рублей судебной неустойки ежедневно до полного исполнения решения суда.
В судебном заседании представитель истца требования поддержал, по основаниям, изложенным в иске, и просил их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчиков иск не признала, представив письменные возражения относительно заявленных требований, сославшись на то, что спорный объект, является объектом вспомогательного назначения, на его возведение не требовалось получение разрешения, следовательно, он не может быть признан самовольной постройкой и не подлежит сносу.
Третье лицо, на стороне истца Заева А.А. в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
Проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, земельный участок по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, общей площадью 696 кв.м., категорией земель – земли населенных пунктов, видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, принадлежащего на праве общей долевой собственности Заевой А. А. (139/696), Яковлевой Т. В. (557/1392) и Яковлеву А. А. (557/1392).
Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с уточненной площадью. Сведения о поворотных точках и границах земельного участка внесены в государственный кадастровый учет.
В соответствии с правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа применительно к части территории муниципального образования город-курорт Анапа, утвержденными решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 26 декабря 2013 г. № 424, вышеуказанный земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж 1.1, предназначенной для размещения индивидуальных жилых домов, домов блокированной застройки, объектов обслуживания жилой застройки, объектов дошкольного, начального и среднего общего образования, культурно-досуговой деятельности, спорта, территорий общего пользования.
Постановлением главы города-курорта Анапа от 09 августа 1999 г. № 896 на земельном участке по адресу: <адрес> разрешено проектирование и строительство второго дома, гаража и хозяйственного блока.
Постановлением от 11 марта 2002 г. № 177 домовладение по адресу: <адрес> разделено на два самостоятельных земельных участка, согласно плану раздела от 14 февраля 2002 г:
жилому дому литер «А» присвоен адрес: <адрес> - земельный участок площадью 345,8 кв.м.;
жилому дому литер «Д» присвоен адрес: <адрес> А - земельный участок площадью 351,2 кв.м.
Решением мирового судьи судебного участка № 2 города-курорта Анапа от 07 ноября 2018 г. по делу № 2-1947/2018 определен порядок пользования вышеуказанного земельного участка:
Яковлеву А. А., Яковлевой Т. В. определено во владение и пользование земельный участок №, площадью 557 кв.м., и расположенные на нем строения: жилой дом литер А, сарай литр «Б», гараж литер «Г», кухня-сарай литер «Г 1», уборная-душ литер «Г2», уборная литер «ГЗ», навес литер «Г5», душ литер «Гб», ворота литер «1», 81/100 доли мощения литер «2», забор литер «5».
Заевой А. А. определено во владение и пользование - земельный участок №, площадью 139 кв.м. и расположенные на нем строения: жилой дом литер «А 1», сарай литер «В», погреб со входом литер под «В», навес литер «Г4», 19/100 доли мощения литер «2», ворота литер «4».
Согласно сведения из ЕГРП в границах земельного участка расположены следующие объекты:
-жилой дом (литера А), площадь 178,4 кв.м., право общей совместной собственности на который зарегистрировано 16 апреля 2015 г. за Яковлевой Т. В. и Яковлевым А. А., как на жилой дом с кадастровым номером №, площадью 179,5 кв.м., количество этажей 2, в том числе подземных 0, год завершения строительства – 2000г.;
-жилой дом (литера А1), площадь – 37,3 кв.м., год завершения строительства 1928г., право собственности на который зарегистрировано 13 декабря 2010 г. за Заевой А. А., как на жилой дом с кадастровым номером №, площадью 37,3 кв.м. количество этажей 1, в том числе подземных 0;
-сарай (литера В), площадь 10,4 кв.м., год завершения строительства - 2000, погреб со входом (литера под В), площадь 10,5 кв.м., год завершения строительства 1956г., состоящий на государственном кадастровом учете, как сооружение с кадастровым номером №; навес (литера Г4), площадь – 8,1 кв.м.;
-навес (литера Г7), площадь 53,4 кв.м., год завершения строительства 2020г. Также по сведениям из Единого государственного реестра недвижимости на государственном кадастровом учете состоят:
-нежилое здание с кадастровым номером №, наименование - хоз. постройка, площадь 10,4 кв.м., количество этажей – 1, в том числе подземных 0, принадлежит на праве общей совместной собственности Яковлевой Т. В. и Яковлеву А. А. с 22 июля 2019г.;
-нежилое здание с кадастровым номером №, наименование - хоз. постройка, площадь 23,1 кв.м., количество этажей 1, в том числе подземных 0, право собственности не зарегистрировано.
В ходе проведения осмотра установлено, что на земельном участке расположены:
двухэтажное капитальное здание, имеющее архитектурно-планировочную структуру гостиничного типа, фактически возведённое вместо капитального объекта, обозначенного в техническом паспорте – летняя кухня (литера Г);
двухэтажное капитальное здание, имеющие признаки индивидуального жилого дома. Кроме того, согласно сведениям, размещенным в сети «Интернет», на земельном участке, ведется деятельность по предоставлению услуг временного проживания, а именно расположен гостевой дом «Жменька».
Согласно заключению строительно-технической экспертизы от 20 сентября 2023 года № 03-035/23, по результатам проведенного исследования эксперт приходит к выводу, что исследуемый объект – Хоз. блок (литера Г1), расположенный на исследуемом земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, по своему функциональному назначению соответствует виду разрешенного использования, соответствует фактическому использованию земельного участка и по своим техническим характеристикам соответствует требованиям градостроительных нормативов (Правил землепользования и застройки (ред. от 08.07.2021г.), на момент окончания проведения реконструкции – 2022 год, за исключением высоты (высота составляет – 5,9 м., при норме – 5м.).
В ходе проведенного натурного осмотра экспертом установлено, что исследуемый объект – Хоз. блок (литера Г1), расположенный на исследуемом земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, является объектом завершенного строительства и имеет общую площадь 213,6 кв.м., количество этажей – 2, размеры 14, 5х 10, 5 м., год постройки – 2022г.
Проанализировав результаты натурного исследования (экспертного осмотра), сопоставив их с нормативной документацией, изучив архитектурно-планировочное решение эксперт приходит к выводу, что исследуемый объект – Хоз. блок (литера Г1), расположенный на исследуемом земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, по своему функциональному назначению является объектом вспомогательного использования (назначения) – хозяйственная постройка (Хозблок), предназначенная для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд.
В материалах дела (том 1 лист 72) представлено Постановление Главы города-курорта Анапа Краснодарского края от 09.08.1999г. №896 «О проектировании и строительстве второго жилого дома по <адрес> Дорофеева В.А.».
В вышеуказанном Постановлении Главы города-курорта Анапа Краснодарского края от 09.08.1999г. №896 разрешено строительство второго дома, гаража и хозяйственного блока, но не определены технические характеристики вышеуказанных объектов строительства.
В связи с этим, определить соответствие исследуемого объекта – Хоз. блок (литера Г1), расположенный на исследуемом земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, техническим характеристикам и функциональному назначению, указанным в Постановлении главы города-курорта Анапа от 09 августа 1999 №896, не представляется возможным.
На основании проведенного сравнительного анализа и изучения материалов дела, эксперт приходит к следующему выводу:
исследуемый объект – Хоз. блок (литера Г1) в своем составе имеет часть помещений летней кухни (литера Г1) и помещение уборной-душа (литера Г2), обозначенные в техническом паспорте на жилой дом, составленный ГБУ Краснодарского края «Краевая техническая инвентаризация – Краевое БТИ» отделом по г-к Анапа, по состоянию на 06.11.2020г.
Фактическая планировка помещений первого и второго (мансардного) этажа исследуемого объекта соответствует планировке помещений Хоз. блока (Литера Г1), указанному в техническом паспорте, составленный филиалом ГБУ Краснодарского края «Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ» отделом по г-к Анапа, по состоянию на 18.05.2023г.
В период с 06.11.2020г. (дата составления технического паспорта на жилой дом, составленного ГБУ Краснодарского края «Краевая техническая инвентаризация – Краевое БТИ» отделом по г-к Анапа, по состоянию на 06.11.2020 г. (том 1 листы 43-49) по 28.02.2022 г. (дата составления технического паспорта Литера Г1 – Хоз. блок, составленный филиалом ГБУ Краснодарского края «Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ» отделом по г-к Анапа, по состоянию на 28.02.2022г. (том 1 листы 106-113) на исследуемом объекте проведена реконструкция.
Проведенная реконструкция заключается:
- в возведении помещения сауны-бассейна на первом этаже;
- в возведении наружной металлической лестницы, террасы и помещения комнаты второго (мансардного) этажа.
Выполненная реконструкция привела к увеличению общей площади исследуемого объекта с 54,1 кв.м. (50,1 кв.м. – летняя кухня Г1 + 4,0 кв.м. – уборная-душ Г2) до 213,6 кв.м. и увеличению этажности с одного до двух надземных этажей.
Выполненная реконструкция привела к уменьшению расстояния от исследуемого объекта до границ земельного участка с северо-восточной стороны со стороны смежного земельного участка с кадастровым номером № (<адрес>) с 4,80 м. до 0,91 м.
Выполненная реконструкция не привела к изменению функционального назначения исследуемого объекта, как объекта вспомогательного использования (назначения).
В период с 28.02.2022 г. (дата составления технического паспорта Литера Г1 – Хоз. блок, составленный филиалом ГБУ Краснодарского края «Краевая техническая инвентаризация – Краевое БТИ» отделом по г-к Анапа, по состоянию на 28.02.2022г. (том 1 листы 106-113) по 18.05.2023 г. (дата составления технического паспорта Литера Г1 – Хоз. блок, составленный филиалом ГБУ Краснодарского края «Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ» отделом по г-к Анапа, по состоянию на 18.05.2023 г. на исследуемом объекте проведена перепланировка.
Проведенная перепланировка заключается:
- в возведении помещений коридора с бассейном, сауны, хамама, душа, комнаты отдыха и санузла на первом этаже;
- в возведении помещений второго (мансардного) этажа.
По результатам проведенного исследования эксперт приходит к выводу, что техническая возможность приведения исследуемого объекта в состояние, существовавшее до реконструкции (сведениям, отраженным в техническом паспорте на жилой дом, составленным ГБУ Краснодарского края «Краевая техническая инвентаризация – Краевое БТИ» отделом по г-к Анапа, по состоянию на 06.11.2020 г. (том 1 листы 43-49), когда исследуемый объект отображен в виде двух обособленных строений: летней кухни - литера Г1 (этажность – 1, площадь – 50,1 кв.м., высота – 2,5 м.) и помещения уборной-душа - литера Г2 (этажность – 1, площадь – 4,0 кв.м., высота – 2,5 м.) – отсутствует.
На основании исследования, проводимого для ответа на вопрос №6 настоящего заключения, экспертом установлено, что исследуемый объект – Хоз.блок (литера Г1), является результатом реконструкции ранее существовавших летней кухни (литера Г1) и уборной-душа (литера Г2), обозначенные в техническом паспорте на жилой дом, составленный ГБУ Краснодарского края «Краевая техническая инвентаризация – Краевое БТИ» отделом по г-к Анапа, по состоянию на 06.11.2020 г. и представленный в материалах гражданского дела (том 1 листы 43-49).
Общая площадь летней кухни (литера Г1) и уборной-душа (литера Г2) составляет 54,1 кв.м.
Выполненная реконструкция привела к увеличению общей площади исследуемого объекта с 54,1 кв.м. (50,1 кв.м. – летняя кухня Г1 + 4,0 кв.м. – уборная-душ Г2) до 213,6 кв.м. и увеличению этажности с одного до двух надземных этажей.
Проведенная реконструкция выполнена в период с 06.11.2020 г. (дата составления технического паспорта на жилой дом, составленного ГБУ Краснодарского края «Краевая техническая инвентаризация – Краевое БТИ» отделом по г-к Анапа, по состоянию на 06.11.2020 г. (том 1 листы 43-49)) по 28.02.2022 г. (дата составления технического паспорта Литера Г1 – Хоз. блок, составленный филиалом ГБУ Краснодарского края «Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ» отделом по г-к Анапа, по состоянию на 28.02.2022г. (том 1 листы 106-113)).
На основании проведенного исследования, экспертом установлено, что исследуемый объект – Хоз. блок (литера Г1), расположенный на исследуемом земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, и его отдельные конструкции, соответствуя требованиям Федерального закона №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Федеральному закону № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», не создают угрозу жизни и здоровью населения, окружающей среде.
В соответствии с пунктом 4.2.3 приказа департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края № 78 от 16.04.2015, в жилых зонах могут располагаться жилые дома коммерческого назначения, которые подразделяются на гостевые и доходные дома.
Гостевой дом для сезонного проживания отдыхающих и туристов - строение этажностью не более 5 этажей, предназначенное для проживания одной семьи и размещения отдыхающих не более 30 человек и с количеством номеров не более 15. Гостевой дом должен соответствовать требованиям пожарной безопасности, предъявляемым к зданиям (сооружениям, строениям, пожарным отсекам и частям зданий, сооружений, строений - помещениям или группам помещений, функционально связанных между собой) класса функциональной пожарной опасности Ф 1.2. Гостевой дом и предоставляемые в нем услуги должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51185-2014 Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования.
Из приведенного выше экспертного заключения следует, что спорный объект не является индивидуальным жилым домом.
Суд полагает, что спорный объект является гостевым домом, исходя из набора имеющихся в нем помещений, которые могут использоваться лишь для предоставления услуг краткосрочного проживания.
Указанный вывод объективно подтверждается сведениями, содержащимися в сети «Интернет», согласно который данный объект используется как гостевой дом «Жменька».
Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенное или созданное на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, «разрешений» или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
В соответствии со ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Таким образом, спорное двухэтажное капитальное здание, имеющее архитектурно-планировочную структуру гостиничного типа, фактически возведённое вместо капитального объекта, обозначенного в техническом паспорте – летняя кухня (литера Г) возведено в отсутствие разрешительной документации и является объектом самовольного строительства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 222 ГК РФ использование самовольной постройки не допускается.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлении от 11.03.1998 №8-П, определениях от 25.03.2004 №85-О, от 13.10.2009 №1276-О-О, от 03.07.2007 №595-О-П, от 19.10.2010 № 1312-О-О, закрепленные в статье 35 Конституции Российской Федерации гарантии права собственности предоставляются лишь в отношении права, возникшего на законных основаниях. Самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство. Осуществление самовольной постройки является виновным действием, доказательством совершения которого служит установление хотя бы одного из условий, перечисленных в пункте 1 статьи 222 ГК РФ.
В силу статьи 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с нормами статьи 51 ГК РФ, а также положениями статьи 3 Федерального закона от 17 ноября 1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство.
К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации, а также иные предусмотренные статьей 51 названного Кодекса документы.
Согласно положениям статей 1, 2, 8, 9, 30, 36, 47, 48, 51 и 55 ГК РФ, при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и ПЗЗ, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке составленной проектной документации, с получением разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, подтверждающих осуществление застройки с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности.
Пунктом 3 статьи 2 ПЗЗ установлено, что данные правила применяются наряду с техническими регламентами и обязательными требованиями, установленными в соответствии с законодательством в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, надежности и безопасности зданий, строений и сооружений, сохранения окружающей природной среды и объектов культурного наследия.
Из положений пункта 1 статьи 222 ГК РФ следует, что к признанию постройки самовольной приводит либо частноправовое нарушение (строительство на земельном участке в отсутствие соответствующего гражданского права на землю), либо публично-правовые нарушения: формальное (отсутствие необходимых разрешений) или содержательное (нарушение градостроительных и строительных норм и правил) - определение Верховного Суда Российской Федерации от 10 марта 2016 года № 308-ЭС 15-15458.
Согласно абзацу 2 пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - постановление №10/22) отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта.
О надлежащем характере мер, предпринятых лицом, создавшим самовольную постройку, также может свидетельствовать своевременное обращение в уполномоченный орган с заявлением о выдаче разрешения на строительство с приложением документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 51 ГрК РФ.
Вместе с тем, ответчиком надлежащих мер, направленных на легализацию строительства объекта в установленном законом порядке, путем обращения в администрацию с соответствующим заявлением, не предпринято.
Другие условия, необходимые для сноса самовольной постройки, в виде доказательств того, что строение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью, имеют правовое значение лишь при положительном разрешении вопроса об установлении факта обращения в уполномоченный орган за получением разрешения на строительство (реконструкцию) до начала строительных работ.
Вопрос безопасности возведенного объекта определяется специальными законами, в частности, ГК РФ, федеральными законами от 17 ноября 1995 года №169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», а также иными специальными нормативно-правовыми актами.
Также своими действиями ответчики нарушают полномочия администрации по планировке и застройке территории и причиняет вред правам и законным интересам администрации по обеспечению жизнедеятельности города, ввиду непредусмотренного увеличения нагрузки на существующие инженерные сети, использования прилегающей муниципальной территории для организации парковок, контейнерных и детских площадок, непредусмотренного увеличения нагрузки на коммунальное хозяйство города, недополучения налоговых платежей в городской бюджет и т.д.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», на основании пункта 1 статьи 308.3 ГК РФ в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре, в том числе предполагающего воздержание должника от совершения определенных действий, а также к исполнению судебного акта, предусматривающего устранение нарушения права собственности, не связанного с лишением владения (статья 304 ГК РФ), судом могут быть присуждены денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя (далее - судебная неустойка).
В соответствии с ч.2 ст. 125 ГК РФ, от имени муниципальных образований и своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, что предусматривает право администрации обратиться за защитой своих прав и законных интересов в суд, с целью пресечения действий, причиняющих вред и нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Пунктом 1 статьи 308.3 ГК РФ установлено, что в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено данным Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства; суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330 ГК РФ) на случай неисполнения указанного судебного акта.
По смыслу данной нормы и разъяснений, приведенных в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 7 от 24 марта 2016 года «О применении судами некоторых положений гражданского кодекса РФ об ответственности за нарушение обязательств», суд может присудить денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя (судебную неустойку) в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре. Судебная неустойка является дополнительной мерой воздействия на должника, мерой стимулирования и косвенного принуждения.
Как разъяснено в пунктах 31 и 32 указанного Постановления, суд не вправе отказать в присуждении судебной неустойки в случае удовлетворения иска о понуждении к исполнению обязательства в натуре; судебная неустойка может быть присуждена только по заявлению истца (взыскателя) как одновременно с вынесением судом решения о понуждении к исполнению обязательства в натуре, так и в последующем при его исполнении в рамках исполнительного производства; удовлетворяя требования истца о присуждении судебной неустойки, суд указывает ее размер и/или порядок определения.
Если требование о взыскании судебной неустойки заявлено истцом и удовлетворяется судом одновременно с требованием о понуждении к исполнению обязательства в натуре, началом для начисления судебной неустойки является первый день, следующий за последним днем установленным решением суда для исполнения обязательства в натуре.
В случае подачи истцом заявления о взыскании судебной неустойки через какое-то время после вынесения решения об исполнении обязательства в натуре взыскание судебной неустойки за период, предшествующий моменту рассмотрения судом вопроса о ее взыскании, не допустимо, поскольку ретроспективное взыскание судебной неустойки не соответствует той цели, на которую она в первую очередь направлена – стимулирование должника к совершению определенных действий или воздержанию от них. Целью судебной неустойки не является восстановление имущественного положения истца в связи с неисполнением судебного акта об исполнении обязательства в натуре (абзац 2 пункта 28 постановления Пленума № 7).
Исходя из приведенных выше требований закона и правой позиции Верховного Суда Российской Федерации, суд приходит к выводу о необходимости взыскания судебной неустойки с момент вынесения судом настоящего судебного постановления.
Определяя размер судебной неустойки, подлежащей взысканию, суд исходя из принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения и устанавливает размер судебной неустойки в сумме 20 000 руб. за каждый день просрочки не исполнения судебного постановления.
Доводы представителя ответчиков о том, что спорный объект не подлежит сносу, поскольку для его возведения не требовалось получение разрешения, поскольку он является объектов вспомогательного назначения, являются несостоятельными.
Так определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. № ВАС-15260/12, определением Верховного Суда Российской Федерации от 11 марта 2015 г. № 308-ЭС15-1282, от 10 декабря 2018 г. № 306-ЭС18-20002 дано понятие объекта вспомогательного назначения. Из разъяснений высших судебных инстанций следует. что объекты вспомогательного использования предназначены для обслуживания основного объекта и критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на земельном участке основного здания, строения или сооружения.
Из приведенного выше разъяснения следует, что объект вспомогательного назначения должен быть меньшее объекта основного назначения.
Из приведенного выше экспертного заключения следует, что спорный объект состоит из двух этажей, имеет общую площадь 213, 6 кв.м., размеры 14, 5х10, 5 м., высоту 5,9 м.
Как следует из материалов дела, жилой дом, принадлежащий ответчикам, имеет общую площадь 178, 4 кв.м., состоит из двух этажей.
Исходя из приведенных выше критериев, спорный объект никак не может быть отнесен к объектам вспомогательного назначения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
иск администрации муниципального образования город-курорт Анапа к Яковлевой Т. В., Яковлеву А. А. о признании постройки самовольной, сносе постройки, взыскании судебной неустойки удовлетворить.
Признать самовольной постройкой – двухэтажное капитальное здание (Хоз.блок), площадью 213,6 кв.м., расположенное на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>,
обязать Яковлеву Т. В. и Яковлева А. А. в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу осуществить снос двухэтажного капитального здания, (Хоз.блок), площадью 213,6 кв.м., расположенное на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>,
обязать уведомить администрацию муниципального образования город-курорт Анапа об исполнении решения суда,
в случае неисполнения в установленный тридцатидневный срок решения суда, взыскать с Яковлевой Т. В. и Яковлева А. А. в солидарном порядке в пользу администрации муниципального образования город-курорт Анапа 20 000 рублей судебной неустойки ежедневно до полного исполнения решения суда.
Определение судьи Анапского городского суда от 25 января 2023 года, которым в целях обеспечения исковых требований наложен арест, запрещено:
Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю осуществлять любые действия по регистрации сделок и совершению каких-либо регистрационных и учетных действий в отношении земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, <адрес> и объектом недвижимого имущества, расположенных в границах данного земельного участка, по исполнению решения суда отменить, арест снять.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение месяца через Анапский городской суд, со дня составления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 30 октября 2023 года.
Председательствующий: