Судья Варламова В.Л. |
№ 33-1038/2020 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 марта 2020 г. |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Королевой С.В.,
судей Касянчук Е.С., Евтушенко Д.А.
при секретаре Чесноковой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-167/2019 по апелляционной жалобе ответчика на решение Муезерского районного суда Республики Карелия от 18 декабря 2019 года по иску прокурора Муезерского района Республики Карелия в интересах неопределенного круга лиц к Государственному унитарному предприятию Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» о понуждении совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Касянчук Е.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
(.....) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» по тем основаниям, что в ходе проведенной прокуратурой проверки подготовки прохождения отопительного сезона 2019-2020 гг. установлено, что ответчику на праве хозяйственного ведения принадлежат здания котельных «Центральная» по адресу: (.....), «Квартальная» по адресу: (.....), «Центральная» в (.....), «Школьная» в (.....), РММ в (.....), а также здания котельной в (.....), котельной школы (.....) и котельной детского сада в (.....). Между тем, по состоянию на 05.09.2019 на указанных котельных ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» не создан общий нормативный запас топлива, определяемый в порядке, установленном приказом Минэнерго России от 10.08.2012 №377. Договоры на поставку печного топлива ответчиком также не заключались. Поскольку неисполнение ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» требований действующего законодательства в области создания нормативного запаса топлива ставит под угрозу своевременное и надежное теплоснабжение жилищного фонда и социально значимых объектов на территории Муезерского муниципального района, может привести к массовым нарушениям прав потребителей, жилищных прав граждан на предоставление качественного, надежного и своевременного теплоснабжения в отопительный период 2019-2020 гг., прокурор, уточнив заявленные требования, просил обязать ответчика создать общий нормативный запас топлива исходя из фактической вместимости хранилищ на котельных, расположенных на территории (.....), на протяжении всего отопительного периода 2019-2020 гг. в объеме не ниже 0,8 тыс. куб.м дров – для котельных «Центральная» по адресу: (.....), и «Квартальная» по адресу: (.....); по 0,4 тыс. куб.м дров – для котельной в (.....) и для котельной «Центральная» в (.....); 0,05 тыс. куб.м дров – для котельной школы (.....); 0,07 тыс. куб.м дров – для котельной «Школьная» в (.....); 0,1 тыс. куб.м – для котельной РММ в (.....); 0,02 тыс. куб.м – для котельной детского сада в (.....).
Определениями суда от 08.10.2019, 11.11.2019, 06.12.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Муезерского городского поселения, администрация Муезерского муниципального района, ООО «Экспресс», администрация Воломского сельского поселения, администрация Пенингского сельского поселения, администрация Ругозерского сельского поселения, администрация Лендерского сельского поселения.
Решением суда исковые требования прокурора удовлетворены, оно обращено к немедленному исполнению. С ответчика в бюджет Муезерского муниципального района взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.
С принятым судебным постановлением не согласен ответчик, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в иске. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом не определен общий нормативный запас топлива для котельной «Центральная» по адресу: (.....). Обращает внимание на то, что действующее законодательство, в том числе приказ Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 12.08.2019 № 225, не обязывает предприятие создавать общий нормативный запас топлива непосредственно на котельных, а предоставляет теплоснабжающей организации право самостоятельно определять, в каких объемах и на каких площадках осуществлять его хранение. Ссылается на то, что уполномоченным органом исполнительной власти Республики Карелия норматив запасов топлива на каждую котельную не определялся, а приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 12.08.2019 №225 он утвержден для предприятия в целом. Отмечает, что по своим техническим характеристикам спорные котельные не могут вместить запас топлива, определяемый в соответствии с оспариваемым решением суда, а возможность выделения дополнительных площадок для его хранения отсутствует. Утверждает об обеспеченности котельных топливом в необходимом объеме, их функционировании в штатном режиме, отсутствии перебоев в поставке дров и жалоб со стороны потребителей тепловой энергии. Настаивает на возможности использования нормативного эксплуатационного запаса, наличие которого обеспечивает 45-суточный расход топлива по состоянию на 01 октября планируемого года, не только в условиях введения ограничений поставок, но и в течение всего отопительного периода для надежной и стабильной работы котельных, обеспечения плановой выработки тепловой энергии.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу ответчика прокурор, третье лицо администрация Муезерского муниципального района, выражая несогласие с изложенными в ней доводами, просят решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Вилаева Е.В., предъявившая доверенность, апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам поддержала.
Прокурор Иовлев Д.С. просил решение суда оставить без изменения, указав на его законность и обоснованность.
Иные лица, участвующие в деле, своих представителей в суд апелляционной инстанции не направили, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав объяснения представителей сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
По делу установлено, что на основании решения Совета Муезерского муниципального района от 30.09.2015 №153 Республике Карелия на праве государственной собственности принадлежат здания котельных «Центральная» по адресу: (.....), «Квартальная» по адресу: (.....), «Центральная» в (.....), «Школьная» в (.....), РММ в (.....), а также котельной в (.....), котельной школы (.....) и котельной детского сада в (.....). На основании распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 01.10.2019 №-р указанные объекты закреплены на праве хозяйственного ведения за ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», которое в соответствии с п. 12 устава обеспечивает тепло- и газоснабжение населения в границах муниципальных образований Республики Карелия, в том числе, на территории Муезерского муниципального района.
По сведениям администраций Пенингского, Ругозерского, Воломского, Ребольского, Лендерского сельских поселений, Муезерского городского поселения общий нормативный запас топлива на отопительный сезон 2019-2020 гг. исходя из фактической вместимости хранилищ спорных котельных ответчиком не создан, в связи с чем суд первой инстанции посчитал заявленные прокурором требования обоснованными и удовлетворил их.
Между тем, с таким решением суда судебная коллегия полагает возможным не согласиться в силу следующего.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) под теплоснабжением понимается обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности. Теплоснабжающей является организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
Согласно ст. 3 Закона о теплоснабжении одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.
На основании п. 2 ч. 1 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие организации и теплосетевые организации подлежат проверке готовности к отопительному периоду.
Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны, среди прочего, обеспечивать безаварийную работу объектов теплоснабжения, надежное теплоснабжение потребителей (ч. 5 ст. 20 Закона о теплоснабжении).
Как следует из пп. «в» п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011№ 354, предоставление коммунальной услуги по отоплению должно обеспечиваться круглосуточно в течение отопительного периода.
Пунктом 4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 №115, предусмотрено, что эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. При этом запас основного и резервного топлива должен обеспечиваться в соответствии с нормативами.
На основании п. 4 ч. 2 ст. 5 Закона о теплоснабжении к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относится утверждение нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более.
Определение нормативов запасов топлива осуществляется в соответствии с Порядком определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), утвержденным приказом Минэнерго России от 10.08.2012 №377 (далее – Порядок), согласно п.п. 2, 6, 8 и 12 которого норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее – ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее – ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее – НЭЗТ). Расчет ННЗТ производится для котельных по каждому виду топлива раздельно один раз в три года. Расчет НЭЗТ производится ежегодно для каждой котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твердое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо). Расчеты производятся на 1 октября планируемого года.
В соответствии с п. 17 Порядка нормативы создания запасов топлива могут формироваться: для организации в целом при возможности использования запасов топлива независимо от территориального расположения источников тепловой энергии и складов для хранения топлива; для отдельных обособленных подразделений (филиалов) по видам топлива; для обособленных подразделений (филиалов), территориально отдаленных от других подразделений организации.
Приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 12.08.2019 №225 для ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» утверждены нормативы запасов топлива на источниках тепловой энергии на 2019 года, которые с учетом изменений, внесенных приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 18.11.2019 №418, составляют: для дров – 18,6 тыс. куб.м (в том числе ННЗТ – 2,6 тыс. куб.м, НЭЗТ – 16,1 тыс. куб.м), для щепы – 5,4 тыс. куб.м (в том числе ННЗТ – 0,7 тыс. куб.м, НЭЗТ – 4,6 тыс. куб.м).
Таким образом, уполномоченным органом исполнительной власти Республики Карелия были сформированы и утверждены ОНЗТ, ННЗТ и НЭЗТ для ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» в целом по организации. Решений об установлении соответствующих величин для каждой котельной в отдельности Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия не принималось.
По доказательно подтвержденным данным ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» сформирован общий нормативный запас дров для всех обслуживаемых им в Муезерском муниципальном районе котельных, хранение топлива осуществляется как на котельных, так и на площадках поставщиков, так как по своим техническим параметрам котельные не могут вместить сразу весь объем топлива, со стороны ответчика ведется контроль своевременности поставок на котельные, перебои в теплоснабжении не допускаются. С начала отопительного сезона в Муезерском районе жалоб от потребителей не поступало, котельные работают в штатном режиме.
Доказательств, опровергающих такие доводы ответчика, в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурором не представлено.
В свою очередь ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» в материалы дела представлены заключенные им 10.09.2019, 10.10.2019 с (...) договоры на поставку достаточного объема топливных дров для использования котельными Муезерского района в текущем отопительном сезоне. Хранение их осуществляется как непосредственно в котельных, так и на площадках и складах ответчика и поставщика. Территориальное расположение запасов топлива о возможной несвоевременной его доставке до котельных не свидетельствует.
Мнение прокурора о том, что Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия для ответчика ошибочно не утверждены ОНЗТ для каждой котельной, судебная коллегия признает несостоятельным, поскольку соответствующие требования предъявляются Порядком только к расчету НЭЗТ для котельных, сжигающих или имеющих в качестве резервного твердое или жидкое топливо в виде угля, мазута, торфа и дизельного топлива.
Представленные таблицы Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия содержат сведения, использованные для расчета ОНЗТ для предприятия в целом и не несут в себе информации об ОНЗТ для конкретных котельных на территории Муезерского района в течение отопительного сезона 2019-2020 г.г.
Согласно п. 2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 №170, готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается обеспеченностью топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого – не ниже 70% потребности отопительного сезона.
В силу ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст.ст. 11, 12 Гражданского кодекса РФ условием предоставления судебной защиты является наличие нарушенного права.
Поскольку доказательств, свидетельствующих о нарушении ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» требований действующего законодательства в области теплоснабжения, не имеется, сведений об обеспеченности топливом котельных в объеме, ниже установленного п. 2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 №170, истцом в нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ не представлено, понуждение ответчика в судебном порядке к созданию ОНЗТ на каждой котельной не может быть признано обоснованным, в связи с чем на основании п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе прокурору в иске.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Муезерского районного суда Республики Карелия от 18 декабря 2019 года по настоящему делу отменить.
Принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска прокурора Муезерского района Республики Карелия в интересах неопределенного круга лиц к Государственному унитарному предприятию Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» о понуждении совершить определенные действия.
Председательствующий
Судьи