Решение по делу № 33-22831/2023 от 22.06.2023

Судья: Трифаненкова А.В.                                               Дело №33-22831/2023

(дело 2-11/2023)                                         УИД 50RS0049-01-2022-001519-36

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Красногорск,

Московская область                                                              16 августа 2023 года

    Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

    председательствующего судьи Смышляевой О.В.,

судей Тарханова А.Г., Шибаевой Е.Н.,

при помощнике судьи Родиной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску    Администрации городского округа Чехов к фио об обязании демонтировать за свой счет объекты незавершенного некапитального строительства, взыскании судебной неустойки,

по апелляционной жалобе Администрации городского округа Чехов на решение Чеховского городского суда Московской области от 11 января 2023 года,

заслушав доклад судьи Тарханова А.Г.,

объяснения представителя фиофио, представителя Администрации городского округа Чехов Московской области фио

УСТАНОВИЛА:

    Администрация городского округа Чехов Московской области, с учетом имеющихся уточнений, обратилась в суд с иском к ответчику фио об обязании демонтировать за свой счет самовольно возведенные объекты незавершенного некапитального строительства, расположенные на земельном участке с КН <данные изъяты>, площадью 1025 кв.м., по адресу: <данные изъяты>, в течении 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, в случае неисполнения ответчиком решения суда, взыскать с фио в пользу Администрации городского округа Чехов судебную неустойку за неисполнение решения в размере <данные изъяты> рублей в день, за каждый день просрочки исполнения.

    Свои требования мотивирует тем, что ответчик является собственником с КН <данные изъяты>, площадью 1025 кв.м., по адресу: <данные изъяты>, на котором в отсутствие разрешения на размещение некапитальных торговых объектов были возведены спорные объекты.

    Представитель истца по доверенности фио в судебном заседании суда первой инстанции уточненные исковые требования поддержала в полном объеме

    Представитель ответчика по доверенности фио в судебном заседании суда первой инстанции возражал против исковых требований, по основаниям, изложенным в возражениях, пояснив, что спорные объекты возведены до вступления в законную силу положений, которые регулируют порядок получения разрешения.

    Третьи лица - представитель Главного управления государственного строительного надзора МО, Министерство Жилищной политики МО, Федеральное агентство по рыболовству, МП ЖУХ «Чеховского района», ГУ культурного наследия МО, Россетти Московский регион, Московско-Окское бассейное водное управление Федерального агентства водных ресурсов в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела.

Решением Чеховского городского суда Московской области от 11 января 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация городского округа Чехов обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила об отмене решения суда первой инстанции как незаконного и необоснованного.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции явился представитель фио, который возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Представитель Администрации городского округа Чехов поддержала доводы апелляционной жалобы.

Иные лица, участвующие в дел, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при данной явке.

    В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

    Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца по доверенности фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

    В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.

    Согласно ст. 196 ГПК РФ, при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

    В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

    Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

    Таким образом, обоснованным решение следует признавать тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

    Решение суда указанным требованиям закона не отвечает.

    Судом установлено, что ответчик является собственником земельного участка, с КН <данные изъяты>, площадью 1025 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: культурное развитие, общественное питание, расположенного по адресу: <данные изъяты>.

    В целях всестороннего и объективного рассмотрения дела определением Чеховского городского суда от <данные изъяты> по данному делу была назначена строительно-техническая экспертиза проведение которой было поручено эксперту ООО «Центр независимых экспертиз».

    Согласно заключению эксперта от <данные изъяты> установлено, что в границах земельного участка с КН <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты>, расположено нежилое здание с КН <данные изъяты>, назначение: нежилое здание, наименование: здание магазина, площадь по сведениям ЕГРН 111,5 кв.м., площадь застройки 165 кв.м., а так же два сооружения, незавершенные строительством.

Конструктивные характеристики исследуемого сооружения, расположенного на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> - объект незаверенного строительства, металлические столбы (сваи), объединенные металлическим каркасом. Металлический каркас, детали которого соединены с помощью точечной сварки в отдельных местах, позволяют осуществить демонтаж и последующую его сборку их несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик данного объекта, т.е. осуществить его перемещение.

Специалистом было произведено визуально-инструментальное обследование объекта экспертизы в соответствии с требованиями СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» и ГОСТ 31937-2011«Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния». Произведены замеры геометрических характеристик в соответствии с ГОСТ 26433.2-94 «Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Правила выполнения измерений параметров зданий и сооружений». Произведен сплошной натурный осмотр снаружи и внутри фундамента, с выборочным фиксированием на цифровую фотокамеру.

По результатам проведенной экспертизы спорных объектов, спорные объекты соответствуют требованиям пожарной безопасности, установленным нормативным документам по пожарной безопасности, а именно: в радиусе 12 м отсутствуют какие-либо здания, строения, сооружения, в связи с чем, спорные постройки не угрожают жизни и здоровью граждан с точки зрения пожарной безопасности.

    Опрошенная в судебном заседании эксперт фио пояснила, что к экспертизе приложены фотографии, на которых объекты <данные изъяты> и <данные изъяты> являются не капитальными строениями, это металлические столбы, вкопанные в землю, стены отсутствуют. В прибрежную зону реки Лопасня, земельный участок, на котором расположены спорные объект, не входит.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что спорные объекты размещены в границах земельного участка, находящегося в собственности ответчика, разрешенное использование которого допускает размещение на нем подобного рода объектов; данные объекты не несут угрозы жизни и здоровью граждан, соответствуют градостроительным, строительным, санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам.

Также суд первой инстанции указал, что при этом отсутствие разрешения на установку некапитальных объектов, не может служить основанием для удовлетворения требований истца.

Судебная коллегия находит, что с такими выводами суда первой инстанции согласиться нельзя.

В соответствии со статьями 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.

Как разъяснено в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.

Согласно ст. 2 Закона Московской области от 30.12.2014 № 191/2014-03 «О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области», правовое регулирование отношений в сфере благоустройства в Московской области осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Представительные органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области утверждают правила благоустройства территории муниципальных образований Московской области (далее - муниципальные образования) в соответствии с требованиями настоящего Закона (п. 4).

Статьей 25 Закона Московской области от 30.12.2014 № 191/2014-03 «О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области» предусмотрено, что установка некапитальных строений и сооружений допускается с разрешения и в порядке, установленном органами местного самоуправления.

Решением Совета депутатов городского округа Чехов МО от 25.10.2018 № 150/13-2018 «Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа Чехов», утверждены Правила благоустройства территории городского округа Чехов (далее - Правила).

Частью 9.5 статьи 5.1 Правил определено, что установка нестационарных торговых объектов, сезонных (летних) кафе и веранд, иных некапитальных объектов, расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участках, находящихся в частной собственности, регламентируется нормативными правовыми актами городского округа Чехов.

Некапитальные объекты в соответствии со статьей 5 указанного решения Совета депутатов отнесены к элементам благоустройства, а собственники (правообладатели) земельных участков осуществляют содержание и мероприятия по развитию благоустройства в границах земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или на ином вещном праве. Статьей 5.1 указанного решения Совета депутатов установлены основные требования к некапитальным (нестационарным) объектам.

Таким образом, в силу прямого указания Закона Московской области от 30.12.2014 № 191/2014-03 «О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области» Администрацией городского округа Чехов разработан и утвержден Порядок размещения и установки некапитальных строений и сооружений на территории городского округа Чехов.

Постановлением Администрации городского округа Чехов от 17.12.2021 № 2179/13-01 в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Московской области от 30.12.2014 № 191/2014-03 «О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области», Правилами благоустройства территории городского округа Чехов, утвержденными решением Совета депутатов городского округа Чехов от 25.10.2018 № 150/13-2018, разработан Порядок размещения и установки некапитальных строений и сооружений на территории городского округа Чехов в целях упорядочения размещения и установки некапитальных строений и сооружений на территории городского округа Чехов, определения порядка выдачи разрешений на размещение и установку некапитальных строений и сооружений.

В соответствии с пунктами 1.2 и 1.3 Порядок распространяет свое действие на некапитальные строения и сооружения, размещаемые на земельных участках, находящихся в частной собственности, земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности городского округа Чехов, земельные участки, находящиеся в государственной собственности, земельные участки, предоставленные на праве аренды, и не распространяется на строительство объектов капитального строительства, на размещение и установку нестационарных торговых объектов, а также объектов некапитального строительства, порядок размещения и установки которых предусмотрен нормативными правовыми актами Российской Федерации, Московской области, городского округа Чехов, размещение и установку некапитальных строений и сооружений на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и дачного хозяйства, на размещение и установку объектов рекламы и информации.

Пунктом 1.5 Порядка установлено, что некапитальные строения и сооружения относятся к объектам, подлежащим государственному административно-техническому надзору органами, осуществляющими надзор за нарушениями при размещении и установке, эксплуатации некапитальных объектов на территории городского округа Чехов.

Разделом 3 Порядка регламентирована процедура оформления разрешения на размещение и установку некапитальных строений и сооружений. Лица, заинтересованные в размещении и установке некапитальных строений и сооружений, обращаются в Администрацию с соответствующим заявлением и документами. Форма заявления - письменная.

К заявлению прилагаются в том числе: копии документов, подтверждающих соответствие некапитального строения экологическим, противопожарным, санитарным нормам, техническим регламентам (технический паспорт завода-изготовителя, сертификат соответствия,, заключение уполномоченных государственных надзорных органов); технические условия на подключение некапитального строения и сооружения к сетям инженерно-технического обеспечения или предварительный договор с ресурсоснабжающими организациями на подключение (при необходимости); предварительный договор на вывоз твердых бытовых отходов со специализированной организацией, имеющей лицензию на вывоз и утилизацию отходов (при необходимости); схема размещения некапитального строения и сооружения на земельном участке, на котором планируется его установка, с указанием элементов благоустройства, смежных землепользователей, обеспеченности подъездными путями, характеристик и расположения инженерных сетей, коммуникаций, сооружений, зданий (за исключением объектов мобильной торговли, передвижных сооружений, а также тентов и навесов для сезонной продажи овощей и фруктов), наличия охраняемых объектов, наличия охранных, санитарнозащитных (при наличии) и иных зон. Схема изготавливается в инженерно-топографическом плане в масштабе 1:500; эскизный проект некапитального строения и сооружения.

Эскизный проект должен содержать: пояснительную записку с общими данными, технико-экономическими показателями некапитального строения и сооружения, описанием конструктивных элементов объекта; фотофиксация территории земельного участка (существующее положение); план в М 1:50, 1:100; цветовые решения фасадов здания; ведомость отделки фасадов; фотомонтаж - проектное положение планируемого к установке некапитального строения и сооружения на конкретном земельном участке. Проект должен быть выполнен на бумажном и электронном носителе.

Схема размещения некапитального строения и сооружения на земельном участке и эскизный проект планируемого к установке некапитального строения и сооружения подлежат рассмотрению муниципальной общественной комиссией по формированию современной городской среды на территории городского округа Чехов.

Комиссия рассматривает поданное заявление, схему размещения некапитального строения и сооружения, эскизный проект и принимает решение о выдаче разрешения на размещение и установку некапитального строения и сооружения или выносит мотивированный отказ в выдаче такого разрешения.

Подготовку разрешения на размещение и установку некапитальных строений и сооружений осуществляет управление архитектуры администрации городского округа Чехов. Срок рассмотрения заявления не может превышать 30 дней с момента подачи заявления.

Пунктами 1.5, 1.6 Порядка установлено, что некапитальные строения, сооружения - строения и сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений.

Самовольно установленные некапитальные объекты - объекты, установленные на земельных участках, не предоставленных в установленном порядке для этих целей, без документов, являющихся основанием для размещения таких объектов, оформленных в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, Московской области и муниципальными правовыми актами городского округа Чехов, либо в случае, когда истек срок действия документов, являющихся основанием для размещения таких объектов или в нарушение требований таких документов (далее - самовольно установленные некапитальные объекты).

К самовольно установленным некапитальным объектам в рамках настоящего Порядка относятся строения и сооружения, предназначенные для хранения, укрытия транспортных средств (металлические тенты и гаражи, в том числе гаражи типа "ракушка" и "пенал"), санитарно-бытовые, складские сооружения, хозяйственные и вспомогательные постройки (сараи, будки, голубятни, теплицы), ограждения, заборы, контейнеры и другие объекты, отвечающие критериям отнесения к некапитальным строениям и сооружениям.

фио в Администрацию городского округа Чехов с письменным заявлением о выдаче разрешения на размещение некапитальных объектов не обращалась, требуемых документов не разрабатывала и не представляла.

Как пояснил в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика возведенные сооружения являются некапитальными торговыми объектами.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции был повторно допрошен эксперт фио, которая пояснила, что возведенные ответчиком сооружения являются стационарными объектами, поскольку располагаются на свайном фундаменте.

При таких обстоятельствах с учетом приведенных выше правовых норм судебная коллегия находит, что возведение ответчиком стационарного некапитального торгового объекта на своем земельном участке на территории г.о. Чехов Московской области является недопустимым, в связи с чем имеются основания для удовлетворения требования истца о демонтаже возведенных им сооружений с установлением срока на проведение данных работ – в течение 6 месяцев с момента вынесения апелляционного определения.

В соответствии с п. 1 ст. 308.3 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1).

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" суд не вправе отказать в присуждении судебной неустойки в случае удовлетворения иска о понуждении к исполнению обязательства в натуре.

Судебная неустойка может быть присуждена только по заявлению истца (взыскателя) как одновременно с вынесением судом решения о понуждении к исполнению обязательства в натуре, так и в последующем при его исполнении в рамках исполнительного производства (часть 4 статьи 1 ГПК РФ, части 1 и 2.1 статьи 324 АПК РФ).

    С учетом данных законоположений и того, что на ответчика подлежат возложению исполнение обязательств в натуре путем демонтажа спорных объектов судебная коллегия находит возможным частично удовлетворить заявленного требование о взыскании судебной неустойки, взыскав с фио в пользу Администрации городского округа Чехов судебную неустойку за неисполнение апелляционного определения в размере 500 рублей в день, за каждый день просрочки исполнения, размер которой будет отвечать требования разумности и соразмерности допущенным ответчиком нарушениям.

На основании изложенного решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении заявленных исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

    решение Чеховского городского суда Московской области от 11 января 2023 года отменить.

    Принять по делу новое решение, которым исковые требования Администрации городского округа Чехов удовлетворить частично.

    Обязать фио демонтировать за свой счет самовольно возведенные объекты незавершенного некапитального строительства, расположенные на земельном участке с КН <данные изъяты>, площадью 1025 кв.м., по адресу: <данные изъяты>, в течении 6-ти месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

    В случае неисполнения ответчиком в добровольном порядке апелляционного определения, взыскать с фио в пользу Администрации городского округа Чехов судебную неустойку за неисполнение апелляционного определения в размере <данные изъяты> рублей в день, за каждый день просрочки исполнения.

    В удовлетворении остальной части исковых требований Администрации городского округа Чехов отказать.

Председательствующий

Судьи

33-22831/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация г.о.Чехов Московская область
Ответчики
Самарец Елена Владимировна
Другие
МП ЖКХ ЧЕХОВСКОГО РАЙОНА
Россети Московского региона
Федеральное агенство по рыболовству
Московско-Окское бассейное водное управление Федерального агенства водных ресурсов
ГУ государственного строительного надзора МО
ГУ культурного наследия МО
Министерство жилищной политики Московкой области
Суд
Московский областной суд
Судья
Тарханов А.Г.
Дело на сайте суда
oblsud.mo.sudrf.ru
03.07.2023Судебное заседание
16.08.2023Судебное заседание
04.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.09.2023Передано в экспедицию
16.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее