УИД 77RS0031-02-2024-016565-70
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 октября 2024 года Хорошевский районный суд г.Москвы в составе председательствующего судьи Е.В. Гейзлер, при секретаре А.В. Разумовской, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1525/2024 по административному иску ИФНС России № 34 по г. Москве к Рыбалко Габриэлю Евгеньевичу о взыскании недоимки по налогам и сборам,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России №34 по г.Москве обратилась в суд с административным исковым заявлением к Рыбалко Г.Е., в котором просила взыскать с ответчика задолженность по налогу на имущество за 2020 год в размере 99050 руб., транспортному налогу за 2020 год в размере 9600 руб., земельный налог за 2020 год в размере 2882 руб., пени в размере 362,88 руб.
В адрес Рыбалко Г.Е. направлено требование об уплате налога, однако указанная сумма в требовании до настоящено времени не уплачена.
Представитель административного истца заявленные требования поддержал в полном объеме.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, представил письменный отзыв на иск, в котором просил в удовлетворении требований истца отказать.
В силу ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено при данной явке.
Суд, выслушав доводы представителя истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, налог - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ, конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
При этом абзацем 2 части 3 указанной статьи предусмотрено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового заявления не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Положениями части 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Законом г. Москвы №47 от 23.10.2002г. «О ставках налога на имущество физических лиц», установлен ставки налога на строения, помещения и сооружения.
В соответствии с Приказом ФНС России от 12.08.2011г. №ММВ-7-11/495@ « Об утверждении Порядка обмена сведениями в электронном виде о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (том числе земельные участки) и сделках с ними, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества», Инспекцией ФНС России №34 по г. Москве централизованно, посредством электронной связи, были полечены сведения об имуществе и лицах - собственниках имущества из МосгорБТИ и Главного управления Федеральной регистрационной служб по г. Москве.
На основании полученных сведений налогоплательщику исчислен налог на имущество физических лиц за 2020 в сумме 99050 руб.
Согласно ст.ст. 359, 362, 363 Кодекса, налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, и исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета) в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.
Уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств, в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с п.2 ст.3 Закона г. Москвы от 09.07.2008 г. № 33 «О транспортном налоге», уплата налога производится налогоплательщиками, являющимися физическими лицами: не позднее 01 декабря года, следующим за истекшим налоговым периодом.
Согласно приказа МВД РФ от 24 ноября 2008г. №1001 «О порядке регистрации транспортных средств», транспортные средства регистрируются только за собственниками транспортных средств - юридическими или физическими лицами, указанными в паспортах транспортных средств, в справках-счетах, выдаваемых торговыми организациями и предпринимателями, либо заключенных в установленном порядке договорах или иных документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства.
В соответствии с приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 11 июня 2004 г. № САЭ-3-09/363, сведения о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, предоставляются органами, осуществляющих регистрацию данных транспортных средств, как на бумажных носителях, так и в электронном виде и направляются по каналам связи.
Инспекцией, в соответствии с вышеуказанными нормативными актами, а также приказом Управления МНС по налогам и сборам по г. Москве от 27 августа 2003 года № 24 были получены сведения о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы из УГИБДД ГУВД г. Москвы.
На основании полученных сведений налогоплательщику исчислен транспортный налог с физических лиц за 2020 год в сумме 9600 руб.
В связи с неполной уплатой налога Инспекцией в соответствии со статьей 69 Кодекса в адрес налогоплательщика было направлено требование №26326 от 23.07.2023 об уплате задолженности, которое административным ответчиком оставлено без удовлетворения, что послужило основанием для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
Согласно п. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Данное требование в силу п. 1 ст. 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При этом требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 4 ст. 69 НК РФ). Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам (п. 8 ст. 69 НК РФ).
Пунктом 2 статьи 45 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
В соответствии с п. п. 2 и 3 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, принудительное взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, предусмотренное ст. 48 НК РФ, по общему правилу возможно лишь в судебном порядке в течение ограниченных сроков, установленных законодательством. При этом при принудительном взыскании суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные ст. 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что установление временных пределов осуществления мер государственного принуждения направлено на защиту таких конституционных ценностей, как стабильность и определенность публичных правоотношений, обеспечение стабильности условий хозяйствования, поддержание баланса публичных интересов государства и частных интересов субъектов гражданско-правовых отношений (Постановления и Определения от 27 апреля 2001 г. N 7-П, от 10 апреля 2003 г. N 5-П, от 21 апреля 2005 г. N 191-О-П, от 8 февраля 2007 г. N 381-О-П).
Частью 2 статьи 286 КАС РФ также предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
При этом в силу ч. 4 указанной статьи обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В соответствии с ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Судом установлено, что Рыбалко Г.Е. не выполнена предусмотренная законодательством о налогах и сборах обязанность по уплате налога за 2020 г. на сумму 111894,48 руб.
Согласно требованию № 105761, сформированному 15.12.2021 года, за Рыбалко Г.Е. числится задолженность по налогу за 2020 г..
Предусмотренный абз. 1 п. 2 ст. 48 НК РФ шестимесячный срок на обращение в суд с заявлением о взыскании налога (пени) истек со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.
Мировым судьей судебного участка №428 района Хорошево-Мневники г. Москвы вынесено определение от 09.02.2023 г. об отмене судебного приказа, исковое заявление подано в суд 30.09.2024 г., то есть за пределами предусмотренных ст. 48 НК РФ сроков.
Таким образом, суд приходит к выводу о пропуске истцом срока обращения в суд.
При этом бремя доказывания наличия обстоятельств, свидетельствующих о перерыве и приостановлении течения срока исковой давности, возлагается на лицо, предъявившее иск.
Оснований для восстановления пропущенного административным истцом срока подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций не имеется.
Пропуск срока на обращение с заявлением в суд о взыскании обязательных платежей и санкций и отсутствие уважительных причин для его восстановления является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований ИФНС России № 34 по г. Москве к Рыбалко Габриэлю Евгеньевичу о взыскании недоимки по налогам и сборам, отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Хорошевский районный суд г. Москвы в течение одного месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Гейзлер
Мотивированное решение изготовлено 07 ноября 2024 года