Решение по делу № 02а-1525/2024 от 30.09.2024

УИД 77RS0031-02-2024-016565-70

 

 

 

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

30 октября 2024 года Хорошевский районный суд г.Москвы в составе председательствующего судьи Е.В. Гейзлер, при секретаре А.В. Разумовской, рассмотрев в открытом судебном заседании административное  дело  2а-1525/2024 по административному иску ИФНС России  34 по г. Москве к Рыбалко Габриэлю Евгеньевичу  о взыскании недоимки по налогам и сборам,

 

УСТАНОВИЛ:

 

ИФНС России 34  по г.Москве  обратилась в суд с административным исковым заявлением к Рыбалко Г.Е.,  в котором просила  взыскать  с ответчика задолженность по налогу на имущество за 2020 год в размере 99050 руб., транспортному налогу за 2020 год в размере 9600 руб., земельный налог за 2020 год в размере 2882 руб., пени в размере 362,88 руб.

В адрес Рыбалко Г.Е. направлено требование об уплате налога, однако указанная сумма в требовании до настоящено времени не уплачена.

Представитель административного истца заявленные требования поддержал в полном объеме.

         Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, представил письменный отзыв на иск, в котором просил в удовлетворении требований истца отказать.

В силу ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено при данной явке.

Суд, выслушав доводы представителя истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, налог - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

Налоговое законодательство в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ, конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

При этом абзацем 2 части 3 указанной статьи предусмотрено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового заявления не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Положениями части 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Законом г. Москвы 47 от 23.10.2002г. «О ставках налога на имущество физических лиц», установлен ставки налога на строения, помещения и сооружения.

В соответствии с Приказом ФНС России от 12.08.2011г. №ММВ-7-11/495@ « Об утверждении Порядка обмена сведениями в электронном виде о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (том числе земельные участки) и сделках с ними, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества», Инспекцией ФНС России 34 по г. Москве централизованно, посредством электронной связи, были полечены сведения об имуществе и лицах - собственниках имущества из МосгорБТИ и Главного управления Федеральной регистрационной служб по г. Москве.

На основании полученных сведений налогоплательщику исчислен налог на имущество физических лиц за 2020 в сумме 99050 руб.

 Согласно ст.ст. 359, 362, 363 Кодекса, налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, и исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета) в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

Уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств, в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с п.2 ст.3 Закона г. Москвы от 09.07.2008 г.  33 «О транспортном налоге», уплата налога производится налогоплательщиками, являющимися физическими лицами: не позднее 01 декабря года, следующим за истекшим налоговым периодом.

Согласно приказа МВД РФ от 24 ноября 2008г. 1001 «О порядке регистрации транспортных средств», транспортные средства регистрируются только за собственниками транспортных средств - юридическими или физическими лицами, указанными в паспортах транспортных средств, в справках-счетах, выдаваемых торговыми организациями и предпринимателями, либо заключенных в установленном порядке договорах или иных документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства.

В соответствии с приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 11 июня 2004 г.  САЭ-3-09/363, сведения о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, предоставляются органами, осуществляющих регистрацию данных транспортных средств, как на бумажных носителях, так и в электронном виде и направляются по каналам связи.

Инспекцией, в соответствии с вышеуказанными нормативными актами, а также приказом Управления МНС по налогам и сборам по г. Москве от 27 августа 2003 года  24 были получены сведения о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы из УГИБДД ГУВД г. Москвы.

На основании полученных сведений налогоплательщику исчислен транспортный налог с физических лиц за 2020 год в сумме 9600 руб.

В связи с неполной уплатой налога Инспекцией в соответствии со статьей 69 Кодекса в адрес налогоплательщика было направлено требование 26326 от 23.07.2023 об уплате задолженности, которое административным ответчиком оставлено без удовлетворения, что послужило основанием для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.

Согласно п. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Данное требование в силу п. 1 ст. 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При этом требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 4 ст. 69 НК РФ). Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам (п. 8 ст. 69 НК РФ).

Пунктом 2 статьи 45 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.

В соответствии с п. п. 2 и 3 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Таким образом, принудительное взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, предусмотренное ст. 48 НК РФ, по общему правилу возможно лишь в судебном порядке в течение ограниченных сроков, установленных законодательством. При этом при принудительном взыскании суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные ст. 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что установление временных пределов осуществления мер государственного принуждения направлено на защиту таких конституционных ценностей, как стабильность и определенность публичных правоотношений, обеспечение стабильности условий хозяйствования, поддержание баланса публичных интересов государства и частных интересов субъектов гражданско-правовых отношений (Постановления и Определения от 27 апреля 2001 г. N 7-П, от 10 апреля 2003 г. N 5-П, от 21 апреля 2005 г. N 191-О-П, от 8 февраля 2007 г. N 381-О-П).

Частью 2 статьи 286 КАС РФ также предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

При этом в силу ч. 4 указанной статьи обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

В соответствии с ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Судом установлено, что Рыбалко Г.Е. не выполнена предусмотренная законодательством о налогах и сборах обязанность по уплате налога за 2020 г. на сумму 111894,48 руб.

Согласно требованию  105761, сформированному 15.12.2021 года, за Рыбалко Г.Е. числится задолженность по налогу за 2020 г..

Предусмотренный абз. 1 п. 2 ст. 48 НК РФ шестимесячный срок на обращение в суд с заявлением о взыскании налога (пени) истек со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.

Мировым судьей судебного участка 428 района Хорошево-Мневники г. Москвы вынесено определение от 09.02.2023 г. об отмене судебного приказа, исковое заявление подано в суд 30.09.2024 г., то есть за пределами предусмотренных ст. 48 НК РФ сроков.

Таким образом, суд приходит к выводу о пропуске истцом  срока обращения в суд.

При этом бремя доказывания наличия обстоятельств, свидетельствующих о перерыве и приостановлении течения срока исковой давности, возлагается на лицо, предъявившее иск.

Оснований для восстановления пропущенного административным истцом срока подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций не имеется.

Пропуск срока на обращение с заявлением в суд о взыскании обязательных платежей и санкций и отсутствие уважительных причин для его восстановления является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь статьями  175-180, 227 КАС РФ, суд

 

РЕШИЛ:

 

В удовлетворении требований ИФНС России  34 по г. Москве к Рыбалко Габриэлю Евгеньевичу  о взыскании недоимки по налогам и сборам, отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Хорошевский районный суд г. Москвы в течение одного месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме.

 

 

            Судья                                                                                 Е.В. Гейзлер

 

 

 

 

Мотивированное решение изготовлено 07 ноября 2024 года

02а-1525/2024

Категория:
Административные
Истцы
ИФНС №34 по г. Москве
Ответчики
Рыбалко Г.Е.
Суд
Хорошевский районный суд Москвы
Судья
Гейзлер Е.В.
Дело на сайте суда
www.mos-gorsud.ru
30.09.2024Регистрация поступившего заявления
30.09.2024Заявление принято к производству
17.10.2024Рассмотрение
30.10.2024Вынесено решение
30.09.2024У судьи
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее