Дело № 2-439/2024
УИД: 91RS0002-01-2023-006850-75
Решение
именем Российской Федерации
28 мая 2024 года г. Симферополь
Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Микитюка А.Ю.,
с участием истца – ФИО1,
представителя истца – ФИО8,
представителя ответчика – ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ФИО5, третье лицо - ФИО2, Симферопольский государственный совет Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, ФИО3, Администрация г. Симферополя Республики Крым, Муниципальное казенное учреждение Департамент развития муниципальной собственности Администрации г. Симферополя Республики Крым, о признании недействительными результатов межевания, установления границ земельных участков и признании права собственности на земельный участок в измененных границах, -
установил:
ФИО1 обратился в Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым с иском к ФИО5, третье лицо - ФИО2, Симферопольский государственный совет Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, ФИО3, Администрация <адрес> Республики Крым, Муниципальное казенное учреждение Департамент развития муниципальной собственности Администрации г. Симферополя Республики Крым, в котором просит признать недействительным решение 33 сессии 5 созыва Симферопольского городского совета № от ДД.ММ.ГГГГ в части указания площади предоставленного в частную собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>; признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером №; исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимость сведения о местоположении характерных границ земельного участка; установить координаты границ земельного участка с кадастровым номером № и земельного участка с кадастровым номером № согласно фактическому использованию; признать за истцом и ФИО2 право общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №.
Требования мотивированы тем, что ФИО1 является правообладателем земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, на основании государственного акта на право собственности на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ серии КМ №. При составлении межевого плана в отношении принадлежащего истцу земельного участка кадастровым инженером было выявлено наложение границ земельного участка с кадастровым номером №, на границы земельного участка, принадлежащего истцам. При этом, включенные в ЕГРН из обменных файлов данные о координатах метаположения границ земельного участка с кадастровым номером № не отвечали действительности, в связи с сем истец обратился с иском в суд.
Истец и его представитель на исковых требованиях настаивали, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика против удовлетворения исковых требований возражал, полагая, что истец злоупотребляет своими правами.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены в порядке статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по зарегистрированному месту жительства, о причинах неявки суд не уведомили, ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие либо об отложении судебного разбирательства по делу не поступало.
Руководствуясь статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон по делу.
Изучив доводы иска, выслушав пояснения сторон, материалы гражданского дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ).
В соответствии с п.1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судебная защита осуществляется путем применения к правонарушителю материально-правовых и процессуальных мер принудительного характера, и должна приводить к защите и восстановлению нарушенных прав этого лица.
Таким образом, юридическое значение для осуществления судебной защиты, имеет установление факта наличия нарушенного права истца, а также того факта, приведет ли избранный истцом способ защиты своего права к защите и восстановлению прав истца, и не будет ли при этом допущено нарушений прав иных лиц.
Основания возникновения гражданских прав, указаны в статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, при этом, акт государственного органа или органа местного самоуправления, а также сделки, являются одними из таких оснований.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Земельные участки, в соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации относятся к объектам недвижимого имущества.
В соответствии с положением ст. 70 Земельного кодекса РФ Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральном законом «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 года № 218-ФЗ установлено, что Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Положениями ст. 13 ФЗ о государственной регистрации недвижимости предусмотрено, что внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав:
1) в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации;
2) в порядке межведомственного информационного взаимодействия - при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости;
3) в уведомительном порядке - при внесении в установленных настоящим Федеральным законом случаях дополнительных сведений, внесение которых в Единый государственный реестр недвижимости не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости
В соответствии со ст. 14 ФЗ № 218 от 13.07.2015 года Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: 1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (техническая ошибка в сведениях); 2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (кадастровая ошибка в сведениях).
При этом, в соответствии с положениями частей 1-2 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», действующему на момент возникновения правоотношений, межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В силу части 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ, действующей на момент возникновения правоотношений, местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласно ч.3 ст. 61 «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 года № 218-ФЗ, воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо в порядке, установленном для осуществления государственного кадастрового учета до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (документов, обеспечивающих исполнение такого решения суда).
Государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, сведения о котором, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков или в содержащемся в Едином государственном реестре недвижимости описании местоположения границ которого выявлена ошибка, указанная в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (п.1 ст.43 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 14.02.2024) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2024)).
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более. При уточнении границ земельных участков допускается изменение площади такого земельного участка в соответствии с условиями, указанными в пунктах 32 и 32.1 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона. В межевом плане приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка. При проведении правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, проверка обоснованности местоположения уточненных границ земельного участка, в том числе изменения площади уточненного земельного участка, если такое уточнение местоположения границ земельного участка не приводит к нарушению условий, указанных в пунктах 32, 32.1 и 45 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона, государственным регистратором прав не осуществляется.
Уточнение границ земельных участков в случае выявления ошибки в описании местоположения границ смежных и (или) несмежных земельных участков, в том числе при выполнении кадастровых работ в отношении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, осуществляется на основании заявления лица, являющегося правообладателем одного из земельных участков, в отношении которых осуществляется уточнение границ, либо указанного в статье 15 настоящего Федерального закона лица, заинтересованного в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации права на здание, сооружение, объект незавершенного строительства, а также необходимых для таких государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов. В указанном случае в межевой план включается обоснование наличия ошибки в описании местоположения границ смежных и (или) несмежных земельных участков, а местоположение границ указанных земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Если при уточнении границ земельного участка выявлено пересечение границ земельного участка с границами населенных пунктов, сведения о местоположении которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка в случае, если более пятидесяти процентов площади указанного земельного участка находится в границах или за границами определенного населенного пункта. Положения настоящей части не применяются в отношении земельных участков, предназначенных для размещения линейных объектов (занятых линейными объектами), а также в отношении земельных участков, расположенных в границах территорий, зон, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости и в границах которых в соответствии с установленными обязательными требованиями не допускается нахождение земельных участков, относящихся к землям отдельных категорий и (или) к земельным участкам с отдельными видами разрешенного использования (п.2.2 ст.43 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Таким образом, реестровая ошибка означает наличие в отношении объекта недвижимости недостоверных сведений, отраженных в ЕГРН.
При этом, требовать в судебном порядке исправления реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков (часть 6 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости») вправе только лицо, которое сможет обосновать свою субъективную заинтересованность в разрешении подобного спора.
В соответствии с частью 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Согласно части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям и может выйти за пределы этих требований только в случаях, предусмотренных федеральным законом.
В абзаце втором п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» установлено, что выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.
Процессуальный закон не предоставляет суду полномочий по изменению по своему усмотрению основания и предмета иска с целью использования более эффективного способа защиты, а также выбора иного способа защиты.
Судом установлено, что ФИО1 является правообладателем земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, на основании государственного акта на право собственности на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ серии КМ №.
На основании решения 33 сессии 5 созыва Симферопольского городского совета № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО9 передан в собственность земельный участок, площадью 0,0574 га, расположенный в <адрес> <адрес>, предназначенный для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений. На основании указанного решения, в соответствии с положениями действующего на тот момент законодательства, ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО9 был выдан государственный акт о праве собственности на земельный участок серии ЯЕ №.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО9 и ФИО5 был заключен договор купли-продажи спорного земельного участка и жилого дома, расположенного на нем.
ДД.ММ.ГГГГ Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым зарегистрировано право собственности на указанный земельный участок на основании государственного акта на право собственности на земельный участок, договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО5
Истица ФИО1 и третье лицо ФИО4 являются собственниками смежного земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Данные обстоятельства также находят свое подтверждение в решении Киевского районного суда г. Симферополя от 18.11.2021 г. по делу № 2-984/2021, которым исковые требования ФИО1, ФИО4 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, ФИО5 об устранении реестровой ошибки и установлении границ земельного участка оставлены без удовлетворения.
Копии правоустанавливающих документов представлены в материалы настоящего дела с материалами реестрового дела, поступившими на данные объекты недвижимого имущества из Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
Из заключения кадастрового инженера при составлении межевого плана находящегося в реестровом деле № следует, что границы земельного участка установлены согласно фактически расположенного капитального забора по периметру земельного участка и согласованы в соответствии с земельным законодательством.
Принимая решение по настоящему спору, судом также дана оценка экспертному заключению № от ДД.ММ.ГГГГ, приобщенному к материалам гражданского дела 2-984/2021, копии которого приобщены к материалам настоящего гражданского дела и легли в обоснование доводов истца в настоящем споре, согласно которого фактическая конфигурация земельного участка ответчика не соответствует аналогичным данным о нем, внесенным в государственный акт, в тоже время, им предложено установить границы этого земельного участка с сохранением площади, указанной в правоустанавливающем документе, и без учета наложений. При этом, эксперт пояснил, что сведения о каменном заборе между спорными земельными участками, не были внесены в технический паспорт, в связи с чем, достоверно установить находится ли этот забор на местности более 15 лет, по документам может быть затруднительно, однако может быть установлено в результате осмотра. Из представленного в материалы дела план-схемы участка следует, что названный бетонный забор расположен на земельном участке, принадлежащем ответчику – ФИО5 При этом экспертом также было установлено, что устранение реестровой ошибки земельного участка с кадастровым номером № без изменения его площади, указанной в правоустанавливающих документах не представляется возможным. Кроме того из исковых требований усматривается, что истица ФИО1 просит признать за ней и ФИО2 право общей долевой собственности, при этом третьим лицом ФИО2 какие либо требования не заявлены, доказательств наличия полномочий со стороны истицы и представителя истца суду не представлено.
При таких обстоятельствах, рассмотрев всесторонне, полно и объективно заявленные требования, выяснив действительные обстоятельства дела, проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательств, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения искового заявления ФИО1.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 321 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ФИО5, третье лицо - ФИО2, Симферопольский государственный совет Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, ФИО3, Администрация г. Симферополя Республики Крым, Муниципальное казенное учреждение Департамент развития муниципальной собственности Администрации г. Симферополя Республики Крым, о признании недействительными результатов межевания, установления границ земельных участков и признании права собственности на земельный участок в измененных границах – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Киевский районный суд города Симферополя Республики Крым в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья А.Ю. Микитюк
Мотивированное решение изготовлено 4 июня 2024 года.
Судья А.Ю. Микитюк