судья Махрачева О.В. №33-6147/2024 (2-89/2024)
УИД 22RS0034-01-2024-000039-86
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
19 июня 2024 года г.Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кузнецовой С.В.,
судей Варнавского В.М., Юрьевой М.А.,
при секретаре Земских В.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика общества с ограниченной ответственностью «Вод-сервис» на решение Михайловского районного суда Алтайского края от 12 марта 2024 года по делу
по иску прокурора Михайловского района Алтайского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Вод-сервис» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Варнавского В.М., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
прокурор Михайловского района Алтайского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Вод-сервис» (далее - ООО «Вод-сервис»), просил признать незаконными бездействия по принятию мер к разработке проекта санитарно-защитной зоны сброса сточных вод, получению санитарно-эпидемиологического заключения на проектную документацию в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучии человека и постановке полей фильтрации на государственный учет, в качестве объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а также обязать ответчика разработать проект санитарно-защитной зоны сброса сточных вод (поля фильтрации, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 22:28:010727:1), получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проектную документацию в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, поставить поля фильтрации, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 22:28:010727:1, в 2 км. по направлению на юг от с.Михайоловское Михайловского района Алтайского края, на государственный учет в качестве объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
В обоснование иска указано, что в ходе проведения прокурорской проверки установлено, что ответчик, имеющий лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности, использует поля фильтрации, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 22:28:010727:1, в 2 км. по направлению на юг от с. Михайловское Михайловского района Алтайского края для осуществления деятельности по утилизации сточных вод, а именно: в качестве объекта водоотведения для слива жидких бытовых отходов. Указанные поля фильтрации значатся в реестре собственности муниципального образования Михайловский район и переданы в аренду ООО «Вод-сервис» на основании договора аренды. В нарушение требований Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», ООО «Вод-сервис» не принято мер к разработке проекта санитарно-защитной зоны сброса сточных вод, получению санитарно-эпидемиологического заключения на проектную документацию в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и постановки полей фильтрации на государственный учет в качестве объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Решением Михайловского районного суда Алтайского края от 12.03.2024 г. исковые требования удовлетворены.
Признано незаконным бездействие ООО «Вод-сервис» по принятию мер к разработке проекта санитарно-защитной зоны поля фильтрации, получению санитарно-эпидемиологического заключения на проектную документацию в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и постановке поля фильтрации на государственный учет, в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
На ответчика возложена обязанность в течение восьми месяцев со дня вступления решения в законную силу:
- разработать проект санитарно-защитной зоны поля фильтрации, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 22:28:010727:1, площадью 57845 кв.м. в 2 км. по направлению на юг от с.Михайловское Михайловского района Алтайского края в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», получить на него санитарно-эпидемиологическое заключение в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
- поставить поле фильтрации расположенное на земельном участке с кадастровым номером 22:28:010727:1, площадью 57845 кв.м. в 2 км. по направлению на юг от с.Михайловское Михайловского района Алтайского края на государственный учет в качестве объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
В апелляционной жалобе ответчик ООО «Вод-сервис» просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных исковых требований отказать. В обоснование жалобы указывает, что судом не доказан факт отнесения полей фильтрации к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду и соответственно необходимость постановки данных объектов на государственный учет. В 2018 году обществом в адрес Управления природных ресурсов Алтайского края была направлена заявка с целью постановки на соответствующий учет полей фильтрации, на что был получен отказ, а также разъяснено, что поля фильтрации относятся к объектам канализации и не могут быть поставлены на учет как объекты размещения отходов. Исходя из проведенного анализа бухгалтерского счета 90.01.1 следует, что ответчиком размещено 31293,97 куб.м. отходов за год, что составляет 86м3 в сутки, т.е. меньше нормы, установленной СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Суд первой инстанции пришел к неправильным выводам об удовлетворении исковых требований, применив к рассматриваемым отношениям нормы права, предназначенные для водоотведения, в то время как должен был руководствоваться законодательством о размещении жидких бытовых отходов.
В дополнениях на возражения прокуратуры ответчик ссылается на проведение прокурорской проверки без привлечения представителей Росприроднадзора, Роспотребнадзора и Алтайской межрайонной природоохранной прокуратуры и незаконность составления акта проверки.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор Михайловского района просит решение Михайловского районного суда Алтайского края от 12.03.2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции прокурор поддержал решение суда и просил жалобу оставить без удовлетворения.
Ответчик просил рассмотреть дело в его отсуствие.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. Об отложении судебного разбирательства не просили, о наличии уважительных причин неявки не сообщали. В этой связи, с учетом положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации их неявка не препятствует рассмотрению дела.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы в соответствии с положениями ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно статье 69 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя, в том числе государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
В силу статьи 1 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» под источником выброса понимается сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух загрязняющие вещества; под стационарным источником - источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника.
Из положений статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах.
Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
Как установлено судом и следует из материалов дела ООО «Вод-сервис» осуществляет коммерческую деятельность для извлечения прибыли путем предоставления товаров и услуг потребителям, предметом деятельности которого является в том числе, добыча и реализация воды, водоснабжение и водоотведение, оказание услуг по сбору, вывозу и размещению жидких бытовых отходов предприятиям, учреждениям и населению.
ООО «Вод-сервис» имеет лицензию (22)-6574-Т от 29.10.2018 г. на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, с видом работ транспортирование отходов IV класса опасности.
Согласно представленному ответу из Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора присвоенный новый номер лицензии ООО «Вод-сервис» на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, Л020-00113-22/00044680 соответствует старому номер (22)-6574-Т.
В целях осуществления указанной деятельности ООО «Вод-сервис» использует поля фильтрации, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 22:28:010727:1, в 2 км. по направлению на юг от с. Михайловское Михайловского района Алтайского края, для размещения жидких бытовых отходов.
Земельный участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, имеющий кадастровый номер 22:28:010727:1, предоставлен ООО «Вод-сервис» во временное владение и пользование за плату Главным управлением по экономическому развитию и имущественным отношениям администрации Михайловского района на основании договора аренды №7 от 16.03.2018 г.
Указанные поля фильтрации значатся в реестре собственности муниципального образования Михайловский район и переданы в аренду ООО «Вод-сервис» сроком на 10 лет, на основании вышеуказанного договора аренды от 16.03.2018 №7 и дополнительного соглашения к договору аренды от 04.12.2018 заключенного с Главным управлением по экономическому развитию и имущественным отношениям Администрации Михайловского района Алтайского края.
В результате прокурорской проверки установлено, что ответчиком в нарушение требований, закрепленных п. 2 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», не поставлен на государственный учет эксплуатируемый объект (поля фильтрации), оказывающий негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, данное обстоятельство подтверждено представлением прокуратуры Михайловского района от 18.07.2023 г. об устранении нарушений требований действующего законодательства (л.д. 17-21).
Названные обстоятельства, указывающие на нарушение требований, установленных частью 1, 2 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ стали основанием для вынесения уполномоченным должностным лицом – и.о. прокурора Михайловского района Алтайского края постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «Вод-сервис».
Актом проверки, составленным старшим помощником прокурора Михайловского района Ф.И.О. 19.01.2024 г., зафиксированы сливы транспортными средствами с ассенизаторскими установками жидких бытовых отходов, зафиксировано отсутствие проекта санитарно-защитной зоны полей фильтрации.
Согласно ответу Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 23.01.2024 г. в региональном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, отсутствую объекты, в том числе, ООО «Вод-сервис».
Разрешая спор, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 8, 11, 24, 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 1, 11,20, 69, 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74, а также СНиП 2.04.03-85. Канализация. Наружные сети и сооружения, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 860/пр, пришел к выводу, что представленными документами подтверждается факт эксплуатации ответчиком полей фильтрации для размещения жидких бытовых отходов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду без принятия мер к установлению санитарно-защитной зоны, получению санитарно-эпидемиологического заключения и постановке таких объектов на учет, в связи чем, удовлетворил заявленные исковые требования в полном объеме.
Судебная коллегия с выводами суда соглашается, как основанными на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие между сторонами правоотношения и соответствующим установленным при рассмотрении дела фактическим обстоятельствам.
Нельзя согласиться с доводами жалобы о том, что поля фильтрации относятся к объектам канализации, не оказывают негативного влияния на окружающую среду и не могут быть поставлены на учет как объекты размещения отходов, исходя из следующего.
В силу ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
В соответствии с ч.1-3 ст.4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:
- объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории;
- объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории;
- объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории;
- объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.
При установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к соответствующей категории, учитываются:
- уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство);
- уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления;
- классификация промышленных объектов и производств;
- особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии.
Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398 утверждены «Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий», согласно п. 15 раздела I которых к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду относится осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, хозяйственной и (или) иной деятельности по сбору и обработке сточных вод в части, касающейся очистки сточных вод централизованных систем водоотведения (канализации) (с объемом 20 тыс. куб. метров в сутки отводимых сточных вод и более).
Таким образом, осуществление ООО «Вод-Сервис» деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности, для которой используются поля фильтрации, подпадает под критерии объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
Объекты водоотведения (поля фильтрации) являются объектами негативного воздействия на окружающую среду, что следует из ответа Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 23.01.2024 г.
Следовательно, вопреки доводам апелляционной жалобы суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что поля фильтрации относятся к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, соответственно подлежат постановке на государственный учет.
Доводы жалобы о неправомерном проведении проверки не могутповлечь отмену судебного решения, поскольку направлены на оспаривание действий контролирующего органа, в чью компетенцию входит рассмотрение вопроса о привлечении к административной ответственности за допущенные нарушения требований природоохранного законодательства.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, изложенных в решении, построены на неверном толковании норм материального права, направлены на иную оценку доказательств, оснований для которой не имеется.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит.
Процессуальных нарушений, которые в силу ст.330 ч 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являлись бы безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного постановления, судебной коллегией по делу не установлено.
Руководствуясь ст.328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Михайловского районного суда Алтайского края от 12 марта 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика общества с ограниченной ответственностью «Вод-сервис» – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20 июня 2024 года.