Дело №2-2682/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
7 мая 2013 г. г.Раменское Раменский городской суд Московской области под председательством судьи Кудряшовой Н.Н.,
при секретаре Петровой И.В.,
с участием заявителя Кипайкиной Т.И.,
представителя заинтересованного лица Ушакова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кипайкиной Т. И. о признании незаконным отказа Раменского управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области в предоставлении компенсационных выплат по оплате жилищно-коммунальных услуг, обязании возобновления выплат и взыскании госпошлины,
у с т а н о в и л :
Кипайкина Т.И., в порядке главы 25 ГПК РФ, ссылаясь на п.31 ст.1 Закона Московской области от 23.03.2006 №36/2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области», обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Раменского управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области в предоставлении компенсационных выплат по оплате жилищно-коммунальных услуг в качестве меры социальной поддержки, в обязании возобновления выплат и взыскании госпошлины.
В обоснование своего требования заявитель указала, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок с расположенным на нём жилым домом, по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата> и договором дарения жилого дома от <дата> Указанный жилой дом является ее основным и постоянным местом жительства, что подтверждается свидетельством <номер> о регистрации по месту пребывания от <дата> на срок с <дата> по <дата> по указанному месту. Все коммунальные платежи также производятся ею по вышеуказанному адресу, а отсутствие у нее задолженности по ним подтверждается справкой филиала Мособлгаза «Раменскоемежрайгаз» от <дата> и информацией о лицевом счёте по состоянию на <дата> - <дата> Она работает в должности <...> с <дата> по настоящее время в <...>, расположенной по адресу: <адрес>. Изначально ей, как и другим <...> работникам, предоставлялась льгота на бесплатную жилплощадь с отоплением и освещением. ФЗ РФ от 29.12.2010 №439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона РФ «Об образовании», данная льгота была изменена на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, после чего ей было отказано в предоставлении компенсации. В удовлетворении ее заявления в Раменское управление социальной защиты населения о возобновлении компенсационных выплат по оплате жилья и коммунальных услуг было отказано по тем основаниям, что данные компенсационные выплаты предоставляются гражданам, имеющим место жительство в Московской области, доказательством которого является регистрация. Она не оспаривает, что по паспорту она, действительно, зарегистрирована в Москве, но полагает, что Раменское управление социальной защиты неправильно трактует понятие «место жительство» при решении, касающегося предоставления ей социальных гарантий.
В судебном заседании заявитель поддержала свое требование по основаниям, изложенным в заявлении, уточнив суду о том, что она постоянно проживает в <адрес> и работает <...>, хотя все это время зарегистрирована вместе с <...> в Москве- в <...> квартире <адрес>. Регистрацию по указанному адресу сохраняет для того, чтобы пользоваться услугами столичной медицины.
Представитель заинтересованного лица Раменского управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области Ушаков В.В. просил отказать в удовлетворении заявления в связи с необоснованностью. Суду пояснил, что в соответствии с отметкой в паспорте местом жительства Кипайкиной Т.И. является <адрес>, и меры социальной поддержки должны предоставляться ей по месту жительства в городе Москве в соответствии с законодательством города Москвы. Законных оснований для предоставления мер социальной поддержки по месту пребывания по адресу: <адрес>, не имеется, так как согласно ст.2 Закона РФ от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» местом пребывания является жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в котором она проживает временно. Введение требования о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту жительства граждан не направлено на ущемление их прав. Учитывая, что реализация указанного права предполагает получение соответствующей денежной компенсации, органы государственной власти Московской области в силу предоставленных полномочий вправе предусмотреть определенные организационно-учетные правила, с одной стороны, способствующие беспрепятственной реализации каждым права на меры социальной поддержки, а с другой стороны - исключающие возможность их получения в разных субъектах Российской Федерации, а также имеющие целью защиту прав и законных интересов налогоплательщиков Московской области от неправомерного расходования средств на предоставление мер социальной поддержки лицам, не имеющим места жительства в Московской области. Считает, что справка, выданная заявителю ЖСК «<...>» <дата>, согласно которой она не оплачивает коммунальные услуги за 1 чел. по адресу <адрес>, не имеет юридического значения, так как в этой справке не указывается о предоставлении или непредоставлении мер социальной поддержки, при этом истицей не представлено доказательств, что указанная организация предоставляет жилищно-коммунальные услуги и льготы по адресу регистрации истицы, а также то, что меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг не предоставляются ей органами социальной защиты г. Москвы.
Выслушав заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.31 ст.1 и ст.15 Закона Московской области от 23.03.2006 №36/2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» педагогическим работникам государственных и муниципальных учреждений социально-культурной сферы Московской области, работающим в сельских населенных пунктах и поселках городского типа Московской области, предоставляются следующие меры социальной поддержки: 1) ежемесячная денежная компенсация стоимости платы за занимаемую общую площадь жилого помещения; 2) ежемесячная денежная компенсация стоимости платы за электроэнергию в пределах нормативов потребления, утверждаемых органами государственной власти Московской области в порядке, установленном Правительством РФ, либо ежемесячная денежная компенсация стоимости платы за электроэнергию, потребляемую
на освещение, по их выбору; 3) ежемесячная денежная компенсация стоимости платы за отопление, а лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления: стоимости платы за топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных для продажи населению, и его доставки; стоимости платы за природный газ или бытовой газ в баллонах и электроэнергию, используемые для отопления в объемах, соответствующих нормативам расхода тепловой энергии на указанные цели.
Однако, как следует из содержания ст.1.1 данного Закона Московской области, настоящий Закон распространяется на граждан РФ, имеющих место жительства в Московской области, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих место жительства в Московской области, социальная поддержка которым установлена законодательством РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Меры социальной поддержки, предусмотренные ч.7 ст.14 настоящего Закона распространяются на лиц, указанных в пунктах 28 и 33 ст.1 настоящего Закона, имеющих место жительства и место пребывания в Московской области.
Меры социальной поддержки, предусмотренные ст.16.2 настоящего Закона распространяются на лиц, указанных в пунктах 53 и 54 ст.1 настоящего Закона вне зависимости от их проживания на территории Московской области.
Таким образом, данный Закон различает понятия «место жительства» и «место пребывания». На лиц, имеющих место пребывания в Московской области распространяются только меры социальной поддержки в виде предоставления при условии прекращения ими трудовой деятельности региональной социальной доплаты к пенсии для доведения общей суммы их материального обеспечения до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с законодательством Московской области.
Из документа, удостоверяющего личность заявителя <...>., судом установлено, что Кипайкина Т.И. зарегистрирована с <дата> на постоянное место жительство по адресу: <адрес>.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданного <дата>, заявителю принадлежит на праве собственности земельный участок, общей площадью <...> кв.м, по адресу: <адрес>, а согласно договору дарения жилого дома от <дата>, принадлежит жилой дом, расположенный <адрес> (л.д.15-17).
Из свидетельства о регистрации по месту пребывания <номер>, выданного Т/П №1 МРО УФМС России по М.О. в г.п.Раменское <дата>, следует, что заявитель временно на пять лет, с <дата> по <дата>, зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес> (л.д.9).
Согласно трудовой книжки заявитель работала в <...>: с <дата> до <дата>-<...>; с <дата> до <дата>-<...>; с <дата>.-<...>
Как следует из письменного ответа Раменского управления социальной защиты от <дата> в ответ на обращение заявителя, последней отказано в предоставлении мер социальной поддержки в Раменском муниципальном районе по тем основаниям, что местом ее постоянного жительства, согласно штампа о регистрации в паспорте, является г.Москва, а Закон Московской области о социальной поддержке отдельных граждан в Московской области меры социальной поддержки устанавливает <...> работникам, работающим в сельских населенных пунктах и имеющим место жительства в Московской области (л.д.10).
В соответствии с преамбулой Закона Московской области от 23 марта 2006 года №36/2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» этот Закон в соответствии с Конституцией РФ, законодательством РФ устанавливает меры социальной поддержки для граждан РФ отдельных категорий, имеющих место жительства в Московской области.
Таким образом, законодатель субъекта РФ распространил действие указанного Закона на отдельную категорию граждан - граждан, имеющих место жительства в Московской области.
При этом анализ ст.1.1 Закона Московской области от 23 марта 2006 г. свидетельствует, что соответствующим критерием законодатель установил данные регистрационного учета.
В целях реализации Закона Московской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» Правительством Московской области, Министерством социальной защиты Московской области предусмотрен ряд организационно - учетных правил, в соответствии с которыми обязательным условием признания за гражданином права на получение мер социальной поддержки является наличие у него регистрации как доказательства проживания на законных основаниях на территории Московской области.
В соответствии с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом РФ в определении от 6 февраля 2003 года №105-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина А. на нарушение его конституционных прав положением пункта 3 статьи 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» введение требования учета (регистрации) безработных граждан по месту жительства не направлено на ущемление их права на защиту от безработицы. Учитывая, что реализация указанного права предполагает получение соответствующего материального пособия, как указал в определении Конституционный Суд РФ, законодатель вправе предусматривать в федеральном законе как порядок и условия приобретения статуса безработного, так и определенные организационно-учетные правила, с одной стороны, способствующие беспрепятственной реализации каждым права на защиту от безработицы, включая право на получение предусмотренного в этом случае пособия, а с другой стороны - исключающие возможность злоупотребления данным правом, в частности путем его реализации не только по месту жительства.
По смыслу положений, содержащихся в указанном определении Конституционного Суда РФ, в случаях, прямо предусмотренных законодателем, условие о наличии учетных данных по месту жительства гражданина является обязательным.
Судом установлено, что заявитель не зарегистрирована (не учтена) на территории Московской области. Указанный субъект РФ не является ее местом жительства, она зарегистрирована в Московской области лишь по месту пребывания.
Таким образом, требование Раменского управления социальной защиты населения о необходимости регистрации по месту жительства для получения льгот, предусмотренных региональным законом, направленно на обеспечение организационных условий реализации Закона Московской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области», а также имеет целью защиту прав и законных интересов налогоплательщиков Московской области от неправомерного расходования средств на предоставление мер социальной поддержки лицам, не имеющим места жительства в Московской области.
Поскольку заявитель имеет постоянное место жительство в г.Москва, которое она намерена сохранить с целью получения там медицинских и других услуг, а в Московской области зарегистрирована временно, то на нее не может быть распространено действие норм указанного Закона Московской области. Следовательно, у суда отсутствуют законные основания для удовлетворения заявления Кипайкиной Т.И.
Довод заявителя о фактическом проживании на территории Московской области и наличии регистрации по месту пребывания является несостоятельным, поскольку она зарегистрирована временно, по месту пребывания и, в силу ст.2 Закона РФ от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» ее местом жительства является г.Москва. К тому же, заявитель не лишена права на получение соответствующих льгот по месту своего жительства в г.Москва, предусмотренных законодательством г.Москвы.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <...>. ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 9 ░░░ 2013 ░.