Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 марта 2018 г. <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Кузубовой Н.А., с участием помощника прокурора <адрес> Сметаниной И.Г., при секретаре Доржиевой И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Октябрьского районного суда <адрес> с использованием системы видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК-2 УФСИН России по <адрес> об установлении административного надзора в отношении Аремпилова А. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
У С Т А Н О В И Л:
Обращаясь в суд с заявлением, начальник ФКУ ИК-2 УФСИН России по <адрес> просит установить административный надзор в отношении осужденного Аремпилова А.С., освобождаемого ДД.ММ.ГГГГ из ФКУ ИК-2УФСИН России по <адрес>, сроком до ДД.ММ.ГГГГ. с установлением следующих административных ограничений: 1) обязательная явка 4 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; 2) запрещение пребывания в кафе, барах, ресторанах, связанных с реализацией алкогольной продукции; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22-00 час. до 06-00 час.; 4) запрещение выезда за пределы Республики Бурятия. Заявление мотивировано тем, что приговором Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Аремпилов А.С. осужден за совершение преступления, совершенного при опасном рецидиве преступлений, освобожден ДД.ММ.ГГГГ. по отбытию наказания. Решением <адрес> в отношении осужденного установлен административный надзор сроком на <данные изъяты> лет, в период действия которого Аремпилов А.С. совершил преступление, за что он был осужден к лишению свободы. Указанные обстоятельства, по мнению истца, являются основанием для установления в отношении осужденного административного надзора с возложением указанных выше ограничений, соответствующих личности осужденного, отрицательно характеризующегося в период отбывания наказания, и обстоятельствам совершенных преступлений.
В судебном заседании представитель административного истца Доржиев А.О., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал в полном объеме.
Административный ответчик Аремпилов А.С. наличие оснований для установления административного надзора не оспаривал, однако, не согласился с заявленным истцом сроком административного надзора и административными ограничениями в виде запрета на выезд за пределы Республики Бурятия, пребывание в ночное время вне места жительства, на посещение увеселительных заведений, а также указал на отсутствие оснований для установления 4-х кратной явки для регистрации в отдел полиции.
В судебном заседании помощник прокурора Сметанина И.Г. полагала необходимым удовлетворить заявление частично и установить административный надзор в отношении Аремпилова А.С. на срок погашения судимости по приговору <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., а также установить административные ограничения в виде обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел для регистрации, а также в виде запрета на пребывание вне жилого помещения, являющегося местом жительства или пребывания, в ночное время с 24 час. до 06 час. утра.
Выслушав участников судебного заседания, заключение прокурора, суд находит заявление начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по <адрес> обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" и главой 29 КАС Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В силу ч. 1 ст. 3 Федерального Закона № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, а также совершения в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
В судебном заседании установлено, что приговором <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Аремпилов С.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного <данные изъяты> УК РФ, в связи с чем, с учетом приговора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., ему назначено наказание в виде <данные изъяты> лишения свободы с отбыванием наказания в ИК <данные изъяты> режима. При этом, в действиях осужденного судом установлен опасный рецидив преступлений.
Решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. в отношении Аремпилова А.С. установлен административный надзор, в период действия которого последний приговором <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. привлечен к уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ч<данные изъяты> УК РФ в виде реального лишения свободы.
В силу разъяснений Верховного Суда РБ, содержащихся в п. 26 Постановления Пленума от ДД.ММ.ГГГГ N 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, при одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (статья 3, часть 1 статьи 5 Закона).
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что в отношении Аремпилова С.А. имеется два основания для установления административного надзора, поскольку последний, после освобождения из мест лишения свободы, будет иметь непогашенную судимость за преступление, совершенного при опасном рецидиве преступлений, по приговору Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., а также судимость за совершение преступления, за которое он осужден к лишению свободы с направлением к месту отбывания наказания, в период нахождения под административным надзором.
Учитывая, что и в первом и во втором случае административный надзор подлежит установлению на срок погашения судимости, принимая во внимание, что срок погашения судимости по приговору <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.) превышает по продолжительности срок погашения судимости по приговору <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.), с учетом разъяснений ВС РФ, содержащихся в п. 26 Постановления Пленума от ДД.ММ.ГГГГ N 15, суд полагает возможным установить в отношении Аремпилова А.С. по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 64-ФЗ, а именно за наличие непогашенной судимости за совершение преступления при опасном рецидиве преступлений.
При этом судом принято во внимание, что в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 64-ФЗ, установленный в отношении Аремпилова А.С. решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. административный надзор прекращен.
Исходя из положений п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В соответствии со ст.15 УК РФ преступление, за которое осужден Аремпилов А.С. по приговору <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., относится к категории особо тяжких преступлений, срок погашения судимости по которому в соответствии со ст. 86 УК РФ (в редакции, действующей на момент совершения преступления) составляет 8 лет.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также то, что Аремпилов А.С. является лицом, осужденным приговором <адрес> о ДД.ММ.ГГГГ. за совершение особо тяжкого преступления, совершенного при опасном рецидиве преступлений, судимость за которое не погашена, суд приходит к выводу о наличии достаточных оснований для установления в отношении него административного надзора в соответствии с нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 64-ФЗ на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, то есть на 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по данному приговору.
Поскольку срок административного надзора предусмотрен законом и при установлении административного надзора он не может быть изменен в силу императивности норм ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 64-ФЗ, доводы Аремпилова А.С. о несогласии со сроком административного надзора – 8 лет, не могут быть приняты во внимание.
При определении административных ограничений суд исходит из следующих обстоятельств.
На основании ч. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Обязательным является установление судом административного ограничения в виде запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Согласно части 1 Федерального Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 64-ФЗ административные ограничения являются временными ограничениями прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях предупреждения совершения указанными преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Исходя из разъяснений Верховного Суда РФ, содержащихся в Постановлении Пленума от ДД.ММ.ГГГГ N 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
С учетом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания суд вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах. Так, если лицо совершило преступление в состоянии алкогольного опьянения, суд вправе рассмотреть вопрос о запрете посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Публичные интересы, указанные в части 3 статьи 55 Конституции РФ, могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, если такие ограничения отвечают требованиям справедливости, являются адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц.
В соответствии со ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Учитывая характер и общественную опасность совершенного осужденным преступления, обстоятельств его совершения, данные о личности осужденного, отрицательно характеризующегося по месту отбывания наказания, отсутствие установки на правопослушное поведение, принимая во внимание разъяснения Верховного Суда РФ, содержащиеся в п. 22 Постановления Пленума № ДД.ММ.ГГГГ., суд полагает необходимым установить в его отношении следующие административные ограничения: запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 24 часов 00 минут до 06 часов 00 минут; обязать являться 2 раза в месяц в отдел внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Суд полагает, что установление Аремпилову А.С. указанных административных ограничений согласуется с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и являются соответствующими целям их установления, а именно для предотвращения совершения повторных преступлений, оказания на поднадзорного лица профилактического воздействия, защиты государственных и общественных интересов. Вид административных ограничений соответствуют характеру и степени общественной опасности совершенных им преступлений, обстоятельств их совершения, а также личности осужденному и его поведению в период отбывания наказания.
При этом установление административного ограничения в виде запрета на пребывание вне жилого помещения в ночное время вызвано отрицательной характеристикой Аремпилова А.С., нестабильным поведением осужденного, требующего постоянного контроля со стороны администрации, а также отсутствием у него установки на правопослушное поведение.
При этом для сведения ответчику разъясняется, что в соответствии с ч. 3 ст. 4 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 273 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по <адрес> удовлетворить частично.
Установить административный надзор в отношении Аремпилова А. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на срок погашения судимости по приговору Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. - 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, исчисляемого со дня постановки Аремпилова А. С. на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Установить на указанный срок Аремпилову А. С. следующие административные ограничения:
- запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в ночное время с 24 часов 00 минут до 06 часов 00 минут;
- обязать являться 2 раза в месяц в отдел внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в Октябрьский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня принятия судом настоящего решения.
Судья: Н.А. Кузубова