РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 июля 2024 год г. Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего судьи Карпухиной А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кулаковой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1099/2024 по иску Вьюгиной Нины Ивановны к Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации о включении в стаж государственной гражданской службы периода работы, назначении пенсии за выслугу лет федерального гражданского служащего к страховой пенсии по старости,
установил:
Вьюгина Н.И. обратилась в суд с иском к Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, Управлению Роспотребнадзора по Тульской области о включении в стаж государственной гражданской службы периода работы, назначении пенсии за выслугу лет федерального гражданского служащего к страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных исковых требований указала на то, что она работала в должности «начальника отдела надзора за питанием населения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области» с 21.01.2005 г. по 29.01.2016 г., всего 11 лет 00 месяцев 08 дней.
В соответствии с Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2005 г. № 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы», должность начальника отдела в управлении (код 05-3-2-020(1)) относится к должностям государственной гражданской службы.
Ссылается на то, что до этого, в период с 12.01.1998 г. по 20.01.2005 г. она работала в ФГУ «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Тульской области», в должности «заведующая отделением гигиены и питания, врача по гигиене питания».
Согласно справке ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области» от 30.08.2023 г., в период с 1994 по 2005 гг. действовала квалификационная характеристика специалиста – санитарного врача по гигиене питания, которая была утверждена приказом Минздрава СССР от 21.07.1988 г. № 579 (п. 45).
Обращает внимание, что работая в указанной должности она занималась вопросами обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия на предприятиях пищевой промышленности, общественного питания, предприятиях торговли г. Тулы и Тульской области.
Ссылается на то, что приобретенные в период работы профессиональные знания, умения и опыт были использованы ею в дальнейшей работе с 21.01.2005 г. в должности федеральной государственной гражданской службы «начальника отдела надзора за питанием населения» Территориального Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области, а с 21.09.2006 г. в должности «начальника отдела надзора за питанием населения» Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области.
Обращает внимание, что Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.12.2011 г. № 1648н утвержден Порядок подсчета и подтверждения стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих.
В соответствии с установленным Порядком, в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет включаются периоды службы (работы) в должностях, предусмотренных Перечнем должностей, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 20.09.2010 г. № 1141 «О перечне должностей, периода службы (работы), в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих.
Включение таких периодов в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет, осуществляется по заявлению федерального государственного гражданского служащего при его обращении за назначением пенсии. Исчисление стажа государственной гражданской службы за выслугу лет производится в календарном порядке. При исчислении стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет, периоды службы (работы) в должностях, предусмотренных Перечнем, суммируются.
Также в стаж государственной гражданской службы могут быть включены периоды работы (службы) в отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых, были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, на основании решения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации о включении иных периодов в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет, согласованного с Министерством финансов Российской Федерации. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать 5 лет. Такое решение принимается по представлению руководителя федерального государственного органа, в котором государственный гражданский служащий замещал должность федеральной государственной гражданской службы, в случае упразднения (реорганизации) указанного органа федеральным государственным органом, которому в соответствии с законодательством Российской Федерации переданы функции упраздненного (реорганизованного) органа. Представление руководителя федерального государственного органа оформляется не позднее двух месяцев со дня подачи гражданином заявления о включении иных периодов в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет.
Указывает, что в 2014 г. руководителем Управления Роспотребнадзора по Тульской области утвержден «должностной регламент федерального государственного гражданского служащего, замещающего в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области должность федеральной государственной гражданской службы начальника отдела надзора за питанием населения Управления».
В соответствии с п. 3.5 Должностного регламента, начальник отдела организовывает через территориальные отделы и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Тульской области» и осуществляет государственный надзор и контроль за исполнением требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей в сфере обращения пищевых продуктов.
Ссылается на то, что работа в должности заведующей отделением гигиены питания, врача по гигиене питания в период с 12.01.1998 г. по 20.01.2005 г. позволила ей приобрести и в последующем использовать опыт и знания, которые были необходимы федеральному государственному гражданскому служащему для исполнения обязанностей по должности «начальника отдела надзора за питанием населения» в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области. Ее общий стаж работы в должности «заведующая отделением гигиены и питания, врача по гигиене питания» ФГУ «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Тульской области» составил 7 лет 8 месяцев.
Полагает, что в силу п. 9 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.12.2011 г. № 1648н в ее стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет необходимо включить стаж работы в указанных должностях длительностью 5 лет, то есть с 12.01.1998 г. по 11.01.2003 г.
Также указывает, что с момента окончания Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института, а именно с 02.08.1980 года, вся ее трудовая деятельность проходила в системе санитарно-эпидемиологической службы, санитарно-эпидемиологического надзора. Ее общий стаж работы составляет 35 лет 4 месяца 15 дней.
29.01.2016 г. она была уволена на основании п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе». На дату увольнения у нее имелся стаж государственной гражданской службы длительностью 11 лет 00 месяцев 08 дней, а с учетом 5-летнего стажа работы в вышеуказанных должностях, ее стаж государственной гражданской службы, подлежащий учету, составлял 16 лет 00 месяцев 08 дней. С 29.01.2016 г. она является получателем страховой пенсии по старости.
Таким образом, считает, что с учетом норм законодательства, действовавшего на момент ее увольнения, она имела право на назначение ей пенсии за выслугу лет с учетом включения в стаж государственной гражданской службы 5-летнего периода с 12.01.1998 г. по 11.01.2003 г. в должности «заведующей отделением гигиены и питания, врача по гигиене питания» ФГУ «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Тульской области».
30.08.2023 г. она обратилась к руководителю Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с заявлением о включении в ее стаж государственной гражданской службы периода работы с 12.01.1998 г. по 11.01.2003 г. в должности «заведующей отделением гигиены и питания, врача по гигиене питания» ФГУ «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Тульской области» и к председателю Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации с заявлением о назначении ей пении за выслугу лет к страховой пенсии по старости.
По результатам рассмотрения заявлений, она 19.12.2023 г. получила обобщенный ответ, из которого следовало, что ее документы были направлены в Минтруд России.
Рассмотрев ее документы, Минтруд России пришел к выводу о нецелесообразности вынесения решения, поскольку ее стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет не достигнет необходимого минимального стажа государственной службы, установленной в 2023 году, так как он составляет 18,5 лет, и право на указанную пенсию у нее не возникнет.
Полагая, что по состоянию на 29.01.2016 г. она имела право на назначение ей пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости, с учетом включения в стаж государственной гражданской службы иных периодов работы (службы), однако таким правом она не воспользовалась, просила суд включить в ее стаж государственной гражданской службы период работы с 12.01.1998 г. по 11.01.2003 г. в должности «заведующей отделением гигиены и питания, врача по гигиене питания» ФГУ «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Тульской области». Возложить на Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области обязанность назначить и выплачивать ей пенсию за выслугу лет к страховой пенсии по старости с момента возникновения у нее права на пенсию, а именно с 30.01.2016 г.
18.04.2024 г. истец уточнила исковые требования обращая их к Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации, просила суд включить в ее стаж государственной гражданской службы период работы с 12.01.1998 г. по 11.01.2003 г. в должности «заведующей отделением гигиены и питания, врача по гигиене питания» ФГУ «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Тульской области». Возложить на Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации определить размер пенсии, назначить и выплачивать ей пенсию за выслугу лет к страховой пенсии по старости с момента возникновения у нее права на пенсию, а именно с 30.01.2016 г.
Определением от 07.05.2024 г. судом в качестве соответчика по делу привлечено Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России), в качестве третьего лица – Министерство финансов Российской Федерации.
05.06.2024 г. судом в качестве третьего лица привлечена Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
Истец Вьюгина Н.И. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела без ее участия.
Представитель истца Вьюгиной Н.И. по доверенности – адвокат Шершова И.В. в судебном заседании исковые требования поддержала с учетом уточнения, просила суд их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по доверенности Шматова Ю.А. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила отзыв на исковое заявление, в котором полагала, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку совокупности условий, при которых федеральному государственному гражданскому служащему может быть назначена пенсия за выслугу лет, у Вьюгиной Н.И. не соблюдена, оснований для назначения ей пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с Федеральным законом № 166-ФЗ, тем более с 30.01.2016 г., не имеется. Просила отказать в удовлетворении исковых требований и рассмотреть дело без ее участия.
Представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по доверенности Стенина С.Г. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. В представленных возражениях на иск пояснила, что в Минтруде России действительно было рассмотрено представление Роспотребнадзора от 06.10.2023 г. № 02/17038-2023-23 о включении Вьюгиной Н.И. в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих периода ее работы в должности заведующей отделением гигиены питания и безопасности продуктов ФГУ «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Тульской области», с 12.01.1998 г. по 11.01.2003 г. Поскольку стаж государственной гражданской службы Вьюгиной Н.И. составлял 11 лет 08 дней, а минимальная продолжительность указанного стажа в 2023 г. составляет 18 лет 06 месяцев, принятие соответствующего решения Минтрудом России не целесообразно, так как стаж государственной гражданской службы истца, с учетом включения в него иных периодов работы составил бы 16 лет 08 дней, то есть не достиг бы необходимого минимального стажа государственной гражданской службы, дающего право на пенсию за выслугу лет в 2023 году. Полагая, что исковые требований удовлетворению не подлежат, просила суд отказать в их удовлетворении.
Представитель третьего лица Управления Роспортребнадзора по Тульской области по доверенности Маркова С.С. в судебном заседании оставила разрешение исковых требований на усмотрение суда, пояснив, что Управление не является надлежащим ответчиком по делу. В данном случае Роспотребнадзор передал заявление и представленные истцом документы на рассмотрение в Минтруд России. Вопрос о назначении пенсии за выслугу лет не входит в обязанность Роспотребнадзора.
Представитель Министерства Финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по <адрес> по доверенности ФИО10 в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила письменные возражения на иск, в которых полагала, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
Представитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В силу положений ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников по делу.
Выслушав объяснения представителя истца Вьюгиной Н.И. по доверенности – адвоката Шершову И.В., представителя третьего лица Управления Роспортребнадзора по Тульской области по доверенности Маркову С.С., исследовав письменные материалы дела и оценив установленные по делу доказательства в совокупности, суд пришел к следующему.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (ч. 1 ст. 7) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции федерального законодателя (ч. 2 ст. 39).
Из материалов дела следует, что в период с 21.05.2005 г. по 29.01.2016 г. Вьюгина Н.И. замещала должность федеральной государственной гражданской службы начальника отдела надзора за питанием населения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области.
Судом установлено, что истец Вьюгина Н.И. была уволена с федеральной государственной гражданской службы по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст.33 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего).
На момент увольнения, стаж государственной гражданской службы Вьюгиной Н.И. составил 11 лет 08 дней.
В соответствии с Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2005 г. N 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» (п. 3 Перечня должностей, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 20.09.2010 г. № 1141), должность начальника отдела в управлении (код 05-3-2-020 (1)) относится к должностям государственной гражданской службы.
Полагая, что период с 12.01.1988 г. по 11.01.2003 г. ее работы в должности заведующей отделением гигиены питания, врача по гигиене питания ФГУ «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Тульской области» подлежит включению в стаж государственной гражданской службы, с последующим правом на назначение пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, 30.08.2023 г. Вьюгина Н.И. обратилась с соответствующим заявлением к руководителю Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также к председателю Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации с заявлением о назначении ей пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости.
Согласно ответу от 19.12.2023 г. № Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 06.10.2023 г. материалы, представленные Вьюгиной Н.И. были направлены в Минтруд России для решения вопроса о зачислении в стаж государственной службы Вьюгиной Н.И. иных периодов работы.
По результатам рассмотрения, Минтрудом России признано нецелесообразным принятие соответствующего решения, поскольку стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет не достигнет необходимого минимального стажа государственной службы в 2023 году (составляет 18,5 лет), и право на получение пенсии у Вьюгиной Н.И. не возникнет.
Таким образом, материалы в отношении Вьюгиной Н.И. возвращены без рассмотрения.
Данные обстоятельства привели Вьюгину Н.И. за защитой прав в суд.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего регулируются Федеральным законом от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ, государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.
Федеральными государственными гражданскими служащими признаются граждане, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы, государственные должности федеральной государственной службы, государственные должности федеральных государственных служащих.
Отношения, связанные с установлением пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, регулируются Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Действуя в пределах предоставленных ему полномочий, законодатель в статье 7 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» определил условия назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим, предусмотрев, что пенсия за выслугу устанавливается и выплачивается дополнительно к страховой пенсии по старости (инвалидности).
В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ (в редакции от 24.04.2023 г.), право на пенсию по выслуге лет имеют также те государственные гражданские служащие, у которых на момент освобождения от должности возникло право на трудовую пенсию по старости (инвалидности) и непосредственно перед увольнением замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев при увольнении, в том числе в связи с расторжением служебного контракта по инициативе гражданского служащего.
Как предусмотрено в ст. 19 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих включаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации.
Стажем государственной гражданской службы является суммарная продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности, учитываемая при определении права на пенсию федеральных государственных гражданских служащих и при исчислении размера этой пенсии (ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).
В целях реализации указанной статьи, Указом Президента Российской Федерации от 20.09.2010 г. N 1141 утвержден Перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих.
В Перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 20.09.2010 г. N 1141, включены отдельные должности руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, - в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет (п. 20).
В соответствии с пунктом 1 Порядка включения в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих периодов службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы, государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2003 г. N 570 включение в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих периодов службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы, государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации, осуществляется по заявлению федерального государственного гражданского служащего при его обращении за назначением пенсии за выслугу лет федеральным государственным органом, в котором этот служащий замещал должность федеральной государственной гражданской службы непосредственно перед увольнением, а в случае упразднения (реорганизации) указанного органа - федеральным государственным органом, которому в соответствии с законодательством Российской Федерации переданы функции упраздненного (реорганизованного) органа.
Документ, подтверждающий стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, представляется федеральным государственным органом в Пенсионный фонд Российской Федерации для решения вопроса о назначении указанной пенсии.
Периоды службы (работы), включаемые в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, подсчитываются и подтверждаются в соответствии с порядком подсчета и подтверждения указанного стажа на основании сведений о трудовой деятельности, трудовом стаже либо стаже государственной службы, содержащихся в трудовой книжке (при наличии) и в иных выданных в установленном порядке документах (пункт 2).
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации N 570 Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации утверждает порядок подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих.
Согласно пункта 9 Порядка подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1648н, решение о включении в стаж государственной гражданской службы периодов работы в отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, принимается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации по представлению руководителя федерального государственного органа, в котором государственный гражданский служащий замещал должность федеральной государственной гражданской службы, на основании заявления гражданина и документов, подтверждающих выполняемые трудовые (служебные) обязанности.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации преобразовано в Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации на основании Указа Президента Российской Федерации от 21.05.2012 г. N 636. Соответствующее полномочие перешло в компетенцию Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Включение в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет периодов службы (работы) в должностях, предусмотренных Перечнем должностей, осуществляется по заявлению федерального государственного гражданского служащего при его обращении за назначением пенсии за выслугу лет.
Процедура обращения федеральных государственных служащих за пенсией за выслугу лет, порядок рассмотрения заявления о ее назначении, перерасчете и выплате пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим регламентированы в Правилах, утвержденных Постановлением Минтруда Российской Федерации от 22.05.2017 г. № 436н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, Правил обращения за указанной пенсией, ее установления, проведения проверок документов, необходимых для ее установления, и Правил выплаты пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, осуществления контроля за ее выплатой, проведения проверок документов, необходимых для ее выплаты» (в редакции от 15.12.2022 г.).
Вопросы, связанные с подсчетом стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, подтверждением этого стажа, включением в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих периодов работы в должностях, предусмотренных Перечнем должностей, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 20.09.2010 г. N 1141, условия замещения указанных в Перечне должностей регламентированы Порядком подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, который утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.12.2011 г. N 1648н (в редакции от 15.12.2022 г.).
Так, в соответствии с указанным Порядком, в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет включаются периоды службы (работы) в должностях, предусмотренных Перечнем должностей.
Включение в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет периодов службы (работы) в должностях, предусмотренных Перечнем должностей, осуществляется по заявлению федерального государственного гражданского служащего при его обращении за назначением пенсии за выслугу лет.
По общему правилу периоды федеральной государственной службы (работы) суммируются, а исчисление стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих производится в календарном порядке.
В случае совпадения по времени нескольких периодов, засчитываемых в указанный стаж, учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за пенсией за выслугу лет.
Так же, как и при подтверждении трудового и страхового стажа, основным документом, подтверждающим периоды службы (работы) в должностях, предусмотренных Перечнем должностей, включаемых в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет, является трудовая книжка.
Как уже отмечено, в соответствии с п. 9 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.12.2011 г. N 1648н, в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет могут быть включены периоды службы (работы) в отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт знание работы в которых, были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы.
Периоды службы (работы) в упраздненных государственных учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные функции государственного управления, переданные при упразднении этих учреждений федеральным государственным органам, либо в государственных учреждениях, преобразованных в федеральные государственные органы, а также в государственных учреждениях, должности в которых были включены в перечни государственных должностей федеральной государственной службы, которые считались соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации, в министерствах и ведомствах СССР, союзных и автономных республик и их органах управления на территории СССР, в аппаратах управления государственных объединений союзного, союзно-республиканского и республиканского подчинения, государственных концернов, ассоциаций, иных государственных организаций, созданных решениями Совета Министров СССР или Советов Министров (правительств) союзных республик, в необходимых случаях определяются на основании заключений Министерства труда и социальной защиты РФ по запросам Пенсионного фонда Российской Федерации или кадровых служб федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку документов для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, с представлением необходимых нормативных правовых актов, положений (уставов), подтверждающих образование, организационно-правовой статус и функции рассматриваемой организации.
Также в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет включаются периоды работы в министерствах и ведомствах СССР после 31.12.1991 г. до увольнения работника, но не позднее дня завершения мероприятий, связанных с ликвидацией этих министерств и ведомств.
При включении в стаж иных периодов необходимо иметь в виду, что такие периоды работы могут протекать в разные промежутки времени (не обязательно подряд, в разных предприятиях, учреждениях и организациях). Единственным условием, подлежащим соблюдению, является то обстоятельство, чтобы служба (работа) на отдельных должностях руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций, которую предполагается засчитать в стаж государственной службы, протекала до зачисления гражданина на федеральную государственную службу.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17.12.2002 г. №1413 (действовал до издания Указа Президента РФ от 20.09.2010 г. N 1141) указанные выше периоды работы могут быть включены в стаж государственной службы, если опыт и знание работы, полученные в такие периоды, были необходимы федеральным государственным служащим для выполнения обязанностей по замещаемой государственной должности федеральной государственной службы. После увольнения с федеральной государственной службы никакие иные периоды в стаж государственной службы засчитаны быть не могут.
При этом общая продолжительность иных периодов, которые могут быть включены в стаж государственной службы, не может превышать пять лет.
Решение Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации принимается по представлению руководителя (заместителя руководителя) федерального государственного органа, в котором государственный гражданский служащий замещал должность федеральной государственной гражданской службы, а в случае упразднения (реорганизации) указанного органа - федеральным государственным органом, которому в соответствии с законодательством Российской Федерации переданы функции упраздненного (реорганизованного) органа.
Представление руководителя (заместителя руководителя) федерального государственного органа оформляется не позднее двухмесячного срока со дня подачи гражданином заявления о включении иных периодов в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет. Заявление о включении иных периодов подается при обращении за назначением пенсии за выслугу лет. К представлению руководителя (заместителя руководителя) федерального государственного органа прилагаются следующие документы: копия трудовой книжки, справка-объективка, копия приказа об увольнении федерального государственного гражданского служащего, должностной регламент по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, документ, подтверждающий выполняемые трудовые (служебные) обязанности, возложенные по занимаемой должности (должностям), представленной (представленным) для рассмотрения (трудовой договор, должностная инструкция, иной документ), заявление о включении иных периодов, копия заявления о назначении пенсии за выслугу лет.
Представление руководителя (заместителя руководителя) федерального государственного органа направляется в Пенсионный фонд Российской Федерации для подготовки проекта решения и внесения его в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Принятое Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, согласованное с Министерством финансов Российской Федерации, оно направляется в кадровую службу федерального государственного органа, направившего представление.
Настаивая на удовлетворении заявленных исковых требований, представитель истца по доверенности – адвокат Шершова И.В. в ходе судебного разбирательства полагала, что период работы Вьюгиной Н.И. в ФГУ «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Тульской области» с 12.01.1998 г. по 20.01.2005 г. подлежит включению в стаж государственной гражданской службы Вьюгиной Н.И., поскольку работа в указанной должности позволили ей в последующем использовать опыт и знания, которые были необходимы федеральному государственному гражданскому служащему для исполнения обязанностей по должности начальника отдела надзора за питанием населения в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области.
Проверяя утверждения представителя истца и разрешая исковые требования, суд установил, что в период с 12.01.1998 г. по 20.01.2005 г. Вьюгина Н.И. работала в должности заведующей отделением гигиены питания, врача по гигиене питания Федерального государственного учреждения «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Тульской области». Данные обстоятельства усматриваются из справки-объективки, а также трудовой книжки серии АТ-II № от 11.03.1981 г. на имя Вьюгиной Н.И. Представленные документы, как и обстоятельства работы истца Вьюгиной Н.И., в указанный период по занимаемой должности, суд сомнению не подвергает.
На основании п. 45 Приказа Минздрава СССР от 21.07.1988 г. № 579 (в редакции от 25.12.1997 г.) «Об утверждении квалификационных характеристик врачей-специалистов», действующим в период с 1994 по 2005 гг., утверждена квалификационная характеристика специалиста санитарного врача по гигиене питания.
В соответствии с требованиями специальности санитарный врач по гигиене питания проводит: - предупредительный санитарный надзор за соблюдением действующего законодательства и нормативных документов при отводе земельных участков под строительство, при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию новых пищевых объектов, новых технологических линий, оборудования, тары, упаковочных материалов, новых видов пищевых продуктов и кулинарных изделий, при использовании новых пищевых добавок, пестицидов, стимуляторов роста, минеральных удобрений; - текущий санитарный надзор за соблюдением действующих санитарно-гигиенических, противоэпидемических норм и правил при производстве пищевой продукции на предприятиях пищевой промышленности, при изготовлении блюд и кулинарной продукции в организациях общественного питания, торговли, а также при хранении, транспортировке и реализации пищевой продукции; - проводить текущий санитарный надзор за предупреждением бактериологических и химических загрязнений пищевых продуктов в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации; - заниматься вопросами профилактики и ликвидации случаев пищевых отравлений и инфекций с пищевым путем передачи; знать санитарно-гигиенические нормы и правила по производству, хранению, транспортировке и реализации пищевых продуктов; -разрешать вопросы организации и экспертизы пищевых продуктов, осуществлять санитарный надзор за соблюдением порядка витаминизации готовых блюд и пищевых продуктов массового потребления; - проводить углубленное санитарно-гигиеническое обследование пищевого объекта, составлять акт обследования и принимать меры к нарушителям, с целью ликвидации выявленных нарушений; - проводить расследование случаев пищевых отравлений и составлять акт расследования; - принимать меры по ликвидации возникшей вспышки пищевых отравлений и инфекций с пищевым путем передачи; проверять соблюдение гигиенических требований к условиям и срокам хранения (годности), реализации и транспортировки пищевых продуктов; их качество, принять меры по ликвидации нарушений.
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 13.01.2005г. №-р, в связи с реорганизацией в форме слияния центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора и созданием федеральных государственных учреждений здравоохранения, обеспечивающих деятельность органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации, центров гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту, федерального центра гигиены и эпидемиологии Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от ДД.ММ.ГГГГ №, в целях обеспечения деятельности органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, созданы федеральные государственные учреждения здравоохранения – центров гигиены и эпидемиологии, подведомственных Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, путем реорганизации в форме слияния федеральных государственных учреждений – центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии с перечнем (Приложение № 1).
Согласно Положению о Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации 30.06.2004 № 322, служба является Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, здорового питания, в области организации питания, обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также вопросов по организации и осуществлению федерального государственного контроля (надзора) и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Судом изучен Должностной регламент федерального государственного гражданского служащего, замещающего в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области – должность федеральной государственной гражданской службы начальника отдела надзора за питанием населения Управления, утвержденный руководителем.
Как предусмотрено п. 3.5 указанного выше Должностного регламента, начальник отдела надзора за питанием населения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области организовывает через территориальные отделы и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Тульской области» и осуществляет государственный надзор и контроль за исполнением требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей в сфере производства и обращения пищевых продуктов.
Анализируя установленное и сопоставляя перечень должностных обязанностей врача по гигиене питания и должностных обязанностей начальника отдела надзора за питанием населения Управления Роспотребнадзора по Тульской области, суд приходит к выводу о том, что работа в период с 12.01.1998 г. по 20.01.2005 г. в должности заведующей отделением гигиены питания, врача по гигиене питания ФГУ «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Тульской области» позволила Вьюгиной Н.И. приобрести опыт работы и знания, которые были необходимы ей в последующем, как федеральному государственному служащему для выполнения обязанностей по замещаемой государственной должности федеральной государственной службы начальника отдела надзора за питанием населения в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области, поскольку при работе федерального государственного служащего, Вьюгина Н.И. занималась теми же вопросами деятельности в сфере надзора за питанием населения, имела аналогичный служебный функционал и должностные обязанности, а именно осуществляла надзор и контроль в сфере производства и обращения пищевых продуктов и безопасности питания населения.
При указанных обстоятельствах, суд считает требования истца Вьюгиной Н.И. о включении в стаж государственной гражданской службы периода работы с 12.01.1998г. по 11.01.2003 г. в должности заведующей отделением гигиены питания, врача по гигиене питания ФГУ «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Тульской области», законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в редакции от 28.11.2015 г., с изменениями от 29.12.2015 г. (действующими на 29.01.2016 г.), федеральным государственным гражданским служащим назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет.
Таким образом, с учетом включения в стаж государственной гражданской службы Вьюгиной Н.И. периода работы с 12.01.1998 г. по 11.01.2003 г. в должности заведующей отделением гигиены питания, врача по гигиене питания ФГУ «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Тульской области», суммарная продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности на день увольнения с федеральной государственной гражданской службы, учитываемая при определении права на пенсию за выслугу лет и при исчислении пенсии, а именно на 29.01.2016 г., составляла 16 лет 00 месяцев 08 дней, из расчета 11 лет 00 месяцев 08 дней + 5 лет.
При указанных обстоятельствах, право на пенсию за выслугу лет федерального гражданского служащего к страховой пенсии по старости у Вьюгиной Н.И. возникло именно с 30.01.2016 г., то есть со дня, следующего за увольнением.
Суд не соглашается с утверждениями ответчиков о том, что поскольку пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости или инвалидности (п. 2 ст. 7 Федерального закона № 166-ФЗ), то право на пенсию за выслугу лет могло быть реализовано Вьюгиной Н.И. только сразу после увольнения с государственной гражданской службы.
Следует учесть, что решением Верховного Суда Российской Федерации от 24.05.2011 г. № ГКПИ11-410 «О признании частично недействующим абзаца третьего пункта 10 Порядка подсчета и подтверждения стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих и определения соответствия должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 09.12.2004 г. N 312», абзац 3 пункта 10 указанного Порядка признан недействующим в части, исключающей возможность подачи федеральным государственным служащим, имеющим на момент подачи заявления право на трудовую пенсию по старости (инвалидности), заявления о включении в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих иных периодов службы (работы) после его увольнения.
Верховный Суд Российской Федерации, в частности, указал, что включение в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих иных периодов службы (работы) федерального государственного гражданского служащего должно осуществляться при его обращении за назначением пенсии за выслугу лет.
Абзацем вторым п. 1 ст. 22 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» закреплено, что обращение за назначением пенсии, перерасчетом ее размера и переводом с одного вида пенсии на другой может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию, перерасчет ее размера или перевод с одного вида пенсии на другой без ограничения каким-либо сроком.
Следовательно, федеральный государственный гражданский служащий, имеющий на момент подачи заявления о включении в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет иных периодов службы (работы) право на трудовую пенсию по старости (инвалидности), вправе подать такое заявление как при его увольнении с должности федеральной государственной службы, так и позднее.
Как уже указывалось выше, Вьюгина Н.И. является получателем страховой пенсии по старости.
Выплату истцу страховой пенсии по старости производит Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в редакции от 15.12.2022 г., действующей на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет), пенсия за выслугу лет назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин Российской Федерации обратился за ней, но не ранее дня возникновения права на нее и назначения страховой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» либо пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», а также не ранее дня, следующего за днем освобождения от должности государственной службы (освобождении от государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, муниципальной должности, замещаемой на постоянной основе, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации или должности муниципальной службы), а также от должности в межгосударственном (межправительственном) органе, созданном с участием Российской Федерации, по которой в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется назначение и выплата пенсий за выслугу лет в порядке и на условиях, которые установлены для федеральных государственных (гражданских) служащих.
Днем обращения за пенсией за выслугу лет считается день регистрации заявления и других документов, предусмотренных Перечнем документов, федеральным органом или территориальным органом.
В связи с тем, что Вьюгина Н.И. уже является получателем страховой пенсии по старости, суд полагает правильным руководствоваться подп. 2 п. 2 ст. 23 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», предусматривающей правила перерасчета пенсии.
Так, согласно указанной норме, перерасчет размера пенсии за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 названной статьи (изменение группы инвалидности или причины инвалидности) производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера пенсии в сторону увеличения.
Аналогичный порядок перерасчета размера пенсии был предусмотрен статьей 20 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях».
Такой же порядок перерасчета размера пенсии установлен п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», действующего с 01.01.2015 г.
По смыслу положений Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Правил, утвержденных Постановлением Минтруда Российской Федерации от 22.05.2017 г. №436н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, Правил обращения за указанной пенсией, ее установления, проведения проверок документов, необходимых для ее установления, и Правил выплаты пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, осуществления контроля за ее выплатой, проведения проверок документов, необходимых для ее выплаты», обращение за назначением (перерасчетом) пенсии носит заявительный характер, и поскольку с заявлением о перерасчете пенсии истец обратилась 30.08.2023 г., суд приходит к выводу, что назначение и выплата Вьюгиной Н.И. пенсии за выслугу лет федерального гражданского служащего к страховой пенсии по старости должно последовать с 01.09.2023 г.
Поскольку органом, который определяет размер пенсии, принимает решение о назначении пенсии, производит перерасчет пенсии за выслугу лет гражданам Российской Федерации является Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, обязанность по определению размера, назначению и выплате пенсии за выслугу лет федерального гражданского служащего Вьюгиной Н.И. к страховой пенсии по старости суд считает необходимым возложить на Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Таким образом, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░ №) ░░░░░░ ░░░░░░ ░ 12.01.1998 ░. ░░ 11.01.2003 ░. ░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ (№ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░ 01.09.2023 ░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ –