Решение по делу № 2а-985/2022 от 20.06.2022

Дело № 2а-985/2022 УИД 47RS0007-01-2022-001505-51

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 сентября 2022 года             г. Кингисепп

Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Мицюк В.В.,

при секретаре Пантус Т.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя административного истца помощника Кингисеппского городского прокурора Федоровой Е.Л.,

    административное дело по административному исковому заявлению Кингисеппского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Администрации МО «Опольевское сельское поселение» Кингисеппского муниципального района Ленинградской области о признании бездействия незаконным, обязании произвести определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

20.06.2022 Кингисеппский городской прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации МО «Опольевское сельское поселение» Ленинградской области с требованиями о признании незаконным бездействие, выразившееся в не исполнении обязанностей по созданию на территории муниципального образования муниципальной системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, обязании в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу создать на территории муниципального образования муниципальную систему оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях. В обоснование заявленных требований указав, что городской прокуратурой проведена проверка исполнения ответчиком законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. По результатам проведенной прокуратурой проверки установлен факт отсутствия на территории муниципального образования «Опольевское сельское поселение» муниципальной системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях. Отсутствие муниципальной системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях не позволяет своевременно информировать население об опасностях, возникающих при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов на территории Ленинградской области, данное обстоятельство создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга граждан и свидетельствует о ненадлежащем исполнении органом местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения. Кроме того, данная система обеспечит возможность своевременного и эффективного оповещения населения при угрозах террористического и экстремистского характера (л.д. 4-8).

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Государственное казенное учреждение «Объект №58 Правительства Ленинградской области», Комитет правопорядка и безопасности Ленинградской области (л.д. 59).

Административный истец в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении, просил об их удовлетворении.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и письменные возражения в которых указал, что ответчику выдано предписание об устранении нарушения до 26.10.2023. Также 25.01.2021 заключен муниципальный контракт, в соответствии с которым разработана рабочая документация на местную систему оповещения, подключение к Региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Ленинградской области. Программа профильным Комитетом Ленинградской области до настоящего времени не принята. Кроме того, бюджет МО «Опольевское сельское поселение» является дотационным. В случае удовлетворения иска, просил предоставить срок для исполнения решения суда не менее трех лет (л.д. 52, 145, 149).

Представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (л.д. 144, 146).

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренным федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» предусмотрены основные принципы противодействия терроризму, к которым относятся, в том числе, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина и приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.

Во исполнение данного Федерального закона принят Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», согласно которому достижение целей обороны страны осуществляется в рамках реализации военной политики путем стратегического сдерживания и предотвращения военных конфликтов, совершенствования военной организации государства, форм применения и способов действий Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, повышения мобилизационной готовности Российской Федерации и готовности сил и средств гражданской обороны.

При этом одной из задач, которой уделяется особое внимание, является планирование и проведение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов (пп. 11 п. 40 Стратегии).

Также п. 47 данной Стратегии предусмотрено, что достижение целей обеспечения государственной и общественной безопасности осуществляется путем реализации государственной политики, которая, в том числе, направлена на повышение эффективности мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Закон № 68-ФЗ) предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что в ходе проведенной Кингисеппской городской прокуратурой проверки установлен факт отсутствия на территории муниципального образования «Опольевское сельское поселение» муниципальной системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях (л.д. 9, 10).

Согласно пунктам «а», «в» ч. 2 ст. 11 Закона № 68-ФЗ, органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях.

Под специализированными техническими средствами оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей понимаются специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения (ст. 1 Закона № 68-ФЗ).

Пунктами г, м ч. 2 ст. 11 Закона № 68-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.

В соответствии с требованиями пункта 8 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Ст.1 Областного закона Ленинградской области от 10.07.2014 г. № 48-оз «Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области» за сельскими поселениями Ленинградской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктом 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определен Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 г. № 794 (далее – Положение № 794), в силу пункта 2 которого единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Согласно пункту 3 Положения № 794, единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

Пунктом 6 этого же Положения предусмотрено, что на каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения органов управления и сил единой системы, системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях.

При этом системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, создаются только на региональном, муниципальном и объектовом уровнях единой системы.

Согласно пункту 4 Положения о системах оповещения населения, утвержденного Приказом МЧС РФ № 422, Мининформсвязи РФ № 90, Минкультуры РФ № 376 от 25.07.2006 г., на муниципальном уровне (на территории муниципального образования) создается местная система оповещения.

Положение о системе оповещения населения Ленинградской области, утвержденное постановлением Правительства Ленинградской области от 23.04.2021 года № 223 определяет назначение, задачи и требования к системе оповещения населения Ленинградской области, порядок ее задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности (п. 1.2 Положения).

Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до: руководящего состава ГО муниципального образования и муниципального звена Ленинградской областной подсистемы РСЧС; специально подготовленных сил и средств ГО и муниципального звена Ленинградской областной подсистемы РСЧС; дежурно-диспетчерских служб организаций; людей, находящихся на территории соответствующего муниципального образования Ленинградской области (п.2.3).

Границами зон действия региональной и муниципальной систем оповещения являются административные границы Ленинградской области и муниципального образования Ленинградской области соответственно (1.6).

Таким образом, указанными нормами права предусмотрено обязательное наличие в населенных пунктах муниципальной системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, обязанность обеспечения которой возложена в Ленинградской области на органы местного самоуправления сельских поселений.

Отсутствие муниципальной системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях не позволяет своевременно информировать население об опасностях, возникающих при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов на территории Ленинградской области, данное обстоятельство создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга граждан и свидетельствует о ненадлежащем исполнении органом местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Кроме того, данная система обеспечит возможность своевременного и эффективного оповещения населения при угрозах террористического и экстремистского характера.

При этом ссылки администрации сельского поселения на отсутствие средств в бюджете поселения на создание муниципальной системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях не могут служить основанием для освобождения администрации поселения от выполнения обязанностей, возложенных законом.

Доводы ответчика о том, что заключен муниципальный контракт на разработку документации по созданию системы оповещения (л.д. 54-57), суд отклоняет, поскольку данные действия ответчиком произведены только 25.02.2021, тогда как создание систем оповещения было предусмотрено Положением о системах оповещения населения, утвержденным Приказом МЧС РФ № 422, Мининформсвязи РФ № 90, Минкультуры РФ № 376 от 25.07.2006.

А доводы ответчика о том, что выдано предписание об устранении нарушения до 26.10.2023, правового значения для разрешения спора не имеют.

В целях устранения нарушений прав неопределенного круга граждан, на администрацию МО «Опольевское сельское поселение» Кингисеппского района Ленинградской области подлежит возложению обязанность создать муниципальную систему оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.

Согласно части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при принятии решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

С учетом характера дела, принципа разумных пределов исполнения решения, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения, суд определяет срок, в течение которого судебное решение должно быть исполнено, в течение двух лет со дня вступления решения в законную силу, который суд находит достаточным для устранения выявленных нарушений.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 105-180, 286-294 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Кингисеппского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО «Опольевское сельское поселение» Кингисеппского района Ленинградской области, выразившееся в не исполнении обязанностей по созданию на территории муниципального образования муниципальной системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.

Обязать администрацию МО «Опольевское сельское поселение» Кингисеппского района Ленинградской области в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу создать на территории муниципального образования муниципальную систему оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Кингисеппский городской суд Ленинградской области.

Мотивированное решение изготовлено 21 сентября 2022 года.

Судья

2а-985/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Кингисеппский городской прокурор
Ответчики
Администрация МО "Опольевское сельское поселение"
Другие
Государственное казенное учреждение «Объект №58 Правительства Ленинградской области»
Комитет правопорядка и безопасности Ленинградской области
Суд
Кингисеппский городской суд Ленинградской области
Судья
Мицюк Валентина Васильевна
Дело на сайте суда
kingisepp.lo.sudrf.ru
20.06.2022Регистрация административного искового заявления
20.06.2022Передача материалов судье
21.06.2022Решение вопроса о принятии к производству
21.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.07.2022Судебное заседание
07.09.2022Судебное заседание
21.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее