Дело № 2-1050/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 апреля 2017 года г. Биробиджан

Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе судьи Перминой В.А.

при секретаре Саргсян Г.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане дело по иску Соколовой И.В., Ручка Н.В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО2, Бурдяева В.И., Филонова Г.В. к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании денежных средств, -

У С Т А Н О В И Л:

Соколова И.В., Ручка Н.В., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО2, Бурдяев В.И., Филонов Г.В. обратились в суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании денежных средств на основании сертификата о предоставлении выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения и об обязании перечисления денежных средств по сертификату о предоставлении выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения. Свои требования мотивировали тем, что в 2016 году Ручка Н.В., Бурдяев В.И., Филонов Г.В. были включены в списки лиц, пострадавших в результате крупномасштабного наводнения на территории ЕАО в 2013 году для получения финансовой помощи в виде жилищного сертификата на приобретение жилого помещения. 09 января 2017 года на имя Ручка Н.В. выдан сертификат о предоставлении выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения, который действителен до 08 июля 2017 года. Уполномоченным органом для перечисления финансовой помощи является ОГКУ «Многофункциональный центр». На сегодняшний день финансовая помощь не выплачена. На устное обращение представитель МФЦ дал ответ, что в связи с тем, что истцы включены в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилья взамен утраченного на основании решения суда от 29 февраля 2016 года, оплата по сертификату не представляется возможным, поскольку для реализации указанных мер из федерального бюджета в бюджет ЕАО поступают денежные средства по судебным решениям, вступившим в законную силу с 30 сентября 2014 года по 15 июня 2015 года. До настоящего времени денежные средства не перечислены. Таким образом, ответчик в одностороннем порядке отказывается от выполнения обязательств по выплате денежных средств за счет средств федерального бюджета. Просят суд обязать ответчика произвести в пользу истцов оплату денежных средств по жилищному сертификату на приобретение жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, как лицам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения на территории ЕАО в 2013 году по обязательствам, возникшим в силу Указа Президента №693 от 31 августа 2013 года и взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет средств федерального бюджета в пользу Соколовой И.В. денежные средства в размере 2160000 рублей по сертификату предоставления выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения от 09 января 2017 года.

Определением суда от 11 апреля 2017 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечены управление архитектуры и строительства правительства ЕАО, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

В судебное заседание истица Соколова И.В. не явилась, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без ее участия.

В судебном заседании представитель истцы Соколовой И.В – Алексеенко Т.В., действующая на основании доверенности, заявленные требования уточнила, просила суд взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет средств федерального бюджета в пользу Соколовой И.В. денежные средства в размере 2160 000 рублей по сертификату о предоставлении выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения от 09 января 2017 года , выданному Ручка Н.В., в соответствии с договором купли-продажи квартиры от 20 января 2017 года путем перечисления денежных средств на расчетный счет. Доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что 20 января 2017 года Соколова И.В. заключила с Ручка Н.В., Бурдяевым В.И., Филоновым Г.В. договор купли-продажи жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. До настоящего времени продавец Соколова И.В. не получила денежные средства по сертификату.

Истица Ручка Н.В., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО2 уточненные исковые требования и доводы, изложенные в иске, поддержала в полном объеме. Просила удовлетворить уточненные требования.

Истцы Бурдяев В.И., Филонов Г.В. в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия.

Представитель ответчика РФ в лице Минфина РФ Цепляева Ю.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования, заявленные к РФ, не признала. Суду пояснила, что предоставление трансфертов бюджетам субъектов РФ осуществлялось Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015 годы на цели, указанные в п. 1 этих правил, и согласно распределению, приведенному в приложении № 4 к этой программе. Одним из условий предоставления Правительством РФ трансфертов бюджетам субъектов РФ являлось наличие утвержденного нормативным правовым актом субъекта РФ порядка реализации мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими от наводнения, на цели капитального ремонта поврежденного жилья или строительства жилья. Согласно приложению № 4 к федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы, финансирование мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, осуществлялось только в 2013-2014 годах, в 2015 году по данной целевой программе финансирование данных мероприятий не производилось и не было запланировано. Поскольку право на получение мер поддержки в форме выплат денежных средств на приобретение жилого помещения, взамен утраченного в результате ЧС в 2013 году собственников жилого помещения Ручка Н.В., Бурдяева В.И., Филонова Г.В. в указанный период реализовано не было, в удовлетворении требований о взыскании денежных средств за счет средств федерального бюджета необходимо отказать в полном объеме. Требования по доведению бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств главному распорядителю – Минстрою России на реализацию мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате ЧС Минфином России в период с ноября 2013 года и в течении 2014 года выполнены в полном объеме. Кроме того, дополнительно в бюджет области были направлены бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации мер поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». При наличии в 2015 году и в 2016 году денежных средств выплачены они истцам ОГКУ «МФЦ» не были.

Представитель третьего лица ОГКУ «МФЦ в ЕАО» Галушин В.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что исковые требования подлежат удовлетворению за счет федерального бюджета и должны быть взысканы с Российской Федерации. Нормативно-законодательные акты, которые регулирую предоставление мер социальной поддержки, на сегодняшний день не отменены, в них четко указан источник финансирования - федеральный бюджет.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика управления архитектуры и строительства правительства ЕАО, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.

Суд, с учетом мнения участников процесса, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Распоряжением губернатора ЕАО от 09 августа 2013 года № 325-рг на территории Еврейской автономной области с 15.00 часов 07 августа 2013 года введен режим чрезвычайной ситуации в связи со сложившейся сложной паводкоопасной обстановкой на территории ЕАО.

В целях оказания помощи пострадавшему населению Президентом РФ принят Указ от 31 августа 2013 года № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», которым Правительству РФ поручено решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2013 года № 923 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Жилище» на 2011 - 2015 годы» утверждены «Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 г.», пунктом 6 которых предусмотрено, что трансферты предоставляются субъектам Российской Федерации на реализацию мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате наводнения, постоянно проживающих в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющих другого жилья, пригодного для проживания, и (или) членов их семей, являющихся гражданами Российской Федерации и постоянно проживавших в этих жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации, а также установлено, что меры поддержки граждан реализуются однократно и в отношении одного жилого помещения.

Как указано в пункте 5 данных Правил, предоставление трансфертов осуществляется при выполнении субъектами Российской Федерации следующих условий: наличие правового акта субъекта, устанавливающего расходное обязательство субъекта Российской Федерации, на софинансирование исполнения которого предоставляются трансферты; наличие утвержденных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими от наводнения, на цели капитального ремонта поврежденного жилья или строительства жилья.

Частью 1 ст. 3 Закона ЕАО от 17 марта 2014 года № 477-ОЗ «О мерах государственной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году» (далее - Закон ЕАО от 17.03.2014 № 477-ОЗ), предусмотрено, что меры государственной поддержки гражданину, являющемуся собственником жилого помещения, которое признано утраченным, предоставляются по выбору гражданина в форме предоставления жилого помещения либо предоставления выплаты денежных средств на строительство жилья.

Постановлением правительства ЕАО от 21 октября 2013 года № 539-пп утвержден Порядок предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году, государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилья взамен утраченного (далее - Порядок предоставления государственной поддержки), согласно пунктам 19 и 25 которого ОГКУ «МФЦ» на основании списков и документов, предусмотренных пунктом 11 настоящего Порядка, формирует дело гражданина и производит расчет выплаты. Выдача сертификата, подтверждающего право на предоставление выплаты, осуществляется в пределах выделенных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета для реализации меры социальной поддержки. Выплата предоставляется получателю в безналичной форме путем перечисления денежных средств на счет продавца жилого помещения.

Из материалов дела следует, что решением Смидовичского районного суда ЕАО от 29 февраля 2016 года признано право Ручка Н.В., ФИО2 Филонова Г.В., ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5 на получение государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилья взамен утраченного, расположенного по адресу: <адрес> за счет средств федерального бюджета.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда ЕАО от 01 июня 2016 года указанное решение суда оставлено без изменения.

09 января 2017 года Ручка Н.В. выдан сертификат на получение выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета как гражданину, у которого жилое помещение, принадлежащее ему на праве собственности, повреждено в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории ЕАО в 2013 году и признано в установленном порядке непригодным для проживания. Общая площадь жилого помещения 72 кв.м., стоимость 1 кв.м. общей площади жилья 30 000 рублей, размер выплаты 2160000 рублей.

20 января 2017 года между Соколовой И.В. (продавец) и Ручка Н.В., действующей за себя и за несовершеннолетнюю ФИО2, Бурдяевым В.И., Филоновым Г.В. (покупатели) заключен договор купли-продажи, согласно которому покупатели приобрели в общую долевую собственность квартиру, расположенного по адресу: <адрес>, за 2 160 000 рублей, которые будут выплачены покупателями по сертификату о предоставлении выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения от 09 января 2017 года , выданного на имя Ручка Н.В., за счет федерального бюджета. Данный договор прошел государственную регистрацию в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЕАО.

Согласно п. 3 указанного договора перечисление денежных средств по сертификату осуществляется областным казенным учреждением «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» на лицевой счет продавца Соколовой И.В. , открытый в Биробиджанском отделении пгт. Николаевка, <адрес>, БИК , ИНН , корреспондентский счет в течение 17 рабочих дней, со дня предоставления покупателем настоящего договора, прошедшего государственную регистрацию.

В судебном заседании установлено, что продавцу жилого помещения денежные средства не перечислены. Доказательств обратного, суду не представлено.

Исходя из положений Постановления Правительства РФ от 21 мая 2007 года № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на территории ЕАО в 2013 году произошла чрезвычайная ситуация межрегионального характера.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации.

Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Хабаровского и Приморского краев, Еврейской автономной области и Республики Саха (Якутия) иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» (далее Правила).

Согласно п. 4 Правил предоставление трансфертов бюджетам субъектов РФ осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015 годы на цели, указанные в п. 1 настоящих Правил, и согласно распределению, приведенному в приложении № 4 к указанной Программе.

Предоставление трансфертов осуществляется на основании заключенного между Министерством и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ соглашения о предоставлении трансфертов (п. 11 Правил).

В связи, с чем Минстрой РФ является главным распорядителем средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств в виде иных межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в 2013 году.

В соответствии со ст. 74 БК РФ порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом. В данном случае финансовым органом является Министерство финансов РФ.

Таким образом, Минфин РФ доводит бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств до главного распорядителя - Минстроя РФ, который в свою очередь, распределяет межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ на реализацию мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в 2013 году.

Финансирование мероприятий по оказанию мер государственной поддержки гражданам осуществляется путем предоставления из федерального бюджета бюджету ЕАО иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2013 года № 923 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Жилище» на 2011-2015 годы».

Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2015 года № 1354 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов для реализации на основании судебных решений мер поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе - сентябре 2013 г.» приняты правила, которые устанавливают порядок предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей и Еврейской автономной области (далее - субъекты Российской Федерации) в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе - сентябре 2013 г., на основании судебных решений, вступивших в законную силу с 30 сентября 2014 года по 15 июня 2015 года.

Поскольку, в названном Постановлении четко обозначены судебные решения, которыми за гражданами, признанными пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе - сентябре 2013 года, признано право на получение мер социальной поддержки, оплата по сертификату от 09 января 2017 года № 000618, выданному Ручка Н.В., под действие Постановления Правительства РФ от 12 декабря 2015 года № 1354 не подпадает.

При этом, с учетом того, что в силу ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций межрегионального характера является расходным обязательством Российской Федерации, исковые требования к Министерству финансов РФ, как органу, выступающему от имени Российской Федерации, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░2, ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2160 000 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 09 ░░░░░░ 2017 ░░░░ , ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░., ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 20 ░░░░░░ 2017 ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░» , ░░░. <░░░░░>.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

2-1050/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Ручка Н.В.
Филонов Г.В.
Бурдяев В.И.
Соколова И.В.
Ответчики
Министерство финансов в лице УФК по ЕАО
Другие
Многофункцональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЕАО
Суд
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области
Дело на сайте суда
birobidzhansky.brb.sudrf.ru
24.03.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.03.2017Передача материалов судье
28.03.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.03.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.04.2017Подготовка дела (собеседование)
11.04.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.04.2017Судебное заседание
02.05.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее