Дело№2-1133/2015г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации.
Калачевский районный суд Волгоградской области в составе:
Председательствующего, судьи Романовой Г.Н., при секретаре Аксеновой И.П., с участием помощника прокурора Тулегеновой Я.В., главы Мариновского сельского поселения Афанасьева В.В., рассмотрев в г. Калач-на- Дону Волгоградской области, в открытом судебном заседании 20 июля 2015годагражданское дело по иску:
прокурора Калачевского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Береславского сельского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным и о понуждении к утверждению административного регламента осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах Мариновского сельского поселения, размещению информации в сети «Интернет»,
УСТАНОВИЛ:
В суд обратился прокурор Калачевского района Волгоградской области, поскольку во исполнение п. 1.1 указания прокурора области от 12.03.2014 №24/7 «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности» проведена проверка по исполнению муниципальными образованиями, расположенными на поднадзорной территории, законодательства о создании органов муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселений. Орган местного самоуправления, являющийся разработчиком проекта административного регламента, в ходе разработки проекта административного регламента размещает проект административного регламента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на своем официальном сайте, а в случае отсутствия такого сайта - на официальном сайте соответствующего муниципального образования Волгоградской области, в целях обеспечения доступа заинтересованных лиц для проведения независимой экспертизы. При размещении проекта административного регламента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на соответствующем официальном сайте указывается срок, отведенный для проведения его независимой экспертизы. Данный срок не может быть менее одного месяца со дня размещения проекта административного регламента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на соответствующем официальном сайте. Поэтому они обратились в суд, чтобы признать незаконным бездействие администрации Мариновского сельского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в неисполнении требований по утверждению административного регламента, размещению необходимой информации в сети «Интернет». Просят обязать администрацию Мариновского сельского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области обязать администрацию сельского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области утвердить Административный регламент осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения. Также обязать администрацию Мариновского сельского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области разместить сведения о полномочиях, задачах, функциях созданного органа муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов муниципального образования, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов в указанной сфере правоотношений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте администрации Мариновского сельского поселения Калачевского муниципального района, а также на портале Губернатора и Правительства Волгоградской области. В суде уточнили требования и просили указать срок исполнения до 1 января 2016года.
В судебном заседании помощник прокурора Калачевского района Тулегенова Я.В. просила удовлетворить уточненные исковые требования.
Глава сельского поселения Никонов А.Н. сообщением просит иск удовлетворить как обоснованный.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу иск удовлетворить по следующим основаниям.
Как установлено судом, прокуратурой проведена проверка по исполнению муниципальными образованиями, расположенными на поднадзорной территории, законодательства о создании органов муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселений.
В силу ст. 13.1 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.
К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон №294-ФЗ).
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 1 Закона Волгоградской области от 28.11.2014 N 156-ОД «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Волгоградской области» осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения городского поселения.
В силу ч. 1 ст. 4.1 Устава Мариновского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области, утв. Решением Мариновского сельского Совета от 16.03.2015 №28 осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Мариновского сельского поселения отнесено к вопросам местного значения муниципального образования.
Исходя из положений ч. 4 ст. 2 Закона №294-ФЗ порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
В п. 2 ч. 2 ст. 6 Закона №294-ФЗ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 6 Постановления Правительства РФ от 16.05.2011 № 373 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться правилами, утвержденными настоящим Постановлением, при утверждении соответственно порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения муниципальных функций, разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг, проведения экспертизы административных регламентов предоставления муниципальных услуг.
В силу п. 1 Правил разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.05.2011 № 373, регламентом является нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти, устанавливающий сроки и последовательность административных процедур (действий) федерального органа исполнительной власти и органа государственного внебюджетного фонда при осуществлении государственного контроля (надзора).В соответствии ч. 1 ст. 10, ч. 1 ст. 13 Федерального закона №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет», указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.
Постановлением Правительства Волгоградской области от 27.08.2013 № 424-п «Об утверждении порядка разработки и принятия административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности» утвержден Порядок разработки и принятия административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, который вступил в силу с 04.09.2013 (далее – Порядок).
В п.п. 1.2, 4.1 Порядка установлено, что проект административного регламента разрабатывается, а административный регламент утверждается органом местного самоуправления, осуществляющим муниципальный контроль.
В силу п.п. 3.1, 3.2, 4 Порядка проекты административных регламентов, в том числе проекты, предусматривающие внесение изменений в административный регламент, подлежат независимой экспертизе и экспертизе, проводимой уполномоченным структурным подразделением (сотрудником) органа местного самоуправления.
Орган местного самоуправления, являющийся разработчиком проекта административного регламента, в ходе разработки проекта административного регламента размещает проект административного регламента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на своем официальном сайте, а в случае отсутствия такого сайта - на официальном сайте соответствующего муниципального образования Волгоградской области, в целях обеспечения доступа заинтересованных лиц для проведения независимой экспертизы.
При размещении проекта административного регламента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на соответствующем официальном сайте указывается срок, отведенный для проведения его независимой экспертизы. Данный срок не может быть менее одного месяца со дня размещения проекта административного регламента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на соответствующем официальном сайте.
Не поступление заключения независимой экспертизы органу местного самоуправления, являющемуся разработчиком проекта административного регламента, в срок, отведенный для проведения независимой экспертизы, не является препятствием для проведения экспертизы уполномоченным органом и утверждения административного регламента.
Административный регламент утверждается органом местного самоуправления, осуществляющим муниципальный контроль.
Согласно выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 18.06.2015 № Мариновское сельское поселение Калачевского муниципального района Волгоградской области является правообладателем:
- бетонной дороги, протяженностью 1420 м, кадастровый №, адрес (местоположение объекта): <адрес>
- асфальтовой дороги, протяженностью 5808,6 м, кадастровый №, адрес (местоположение объекта): <адрес>
- асфальтовой дороги, протяженностью 4098 м, кадастровый №, адрес (местоположение объекта): <адрес>
Между тем, в ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что по состоянию на 19.06.2015 не принят соответствующий административный регламент осуществления муниципального контроля.
Сайт в сети «Интернет» расположен по адресу: http://adm-marinovka.ru, однако на сайте муниципального образования, а также портале Губернатора и Правительства Волгоградской области сведения о полномочиях, задачах, функциях муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов не размещены.
Отсутствие надлежащей правовой регламентации вопроса проведения муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов, в т.ч. в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не только является прямым нарушением действующего законодательства, но и может повлечь коррупционные проявления со стороны должностных лиц органа местного самоуправления.
Кроме того, бездействие администрации Мариновского сельского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области нарушает права граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, лишает доступа к информации о полномочиях, задачах и функциях муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов.
В силу п.п. 2, 3 и 6 ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» законность, публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также приоритетное применение мер по предупреждению коррупции, отнесены к основным принципам противодействия коррупции.
Круг лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, является неопределенным, поскольку законность осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов на территории муниципального образования затрагивает интересы неограниченного круга лиц, так как состав жителей Мариновского сельского поселения постоянно меняется в связи с их перемещением, а также динамикой показателей рождения и смертности.
Таким образом, требования являются правомерными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие администрации Мариновского сельского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в неисполнении требований по утверждению административного регламента, размещению необходимой информации в сети «Интернет».
Обязать администрацию Мариновского сельского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области утвердить Административный регламент осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, в срок до 1 января 2016года.
Обязать администрацию Мариновского сельского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области разместить сведения о полномочиях, задачах, функциях созданного органа муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов муниципального образования, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов в указанной сфере правоотношений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте администрации Мариновского сельского поселения Калачевского муниципального района, а также портале Губернатора и Правительства Волгоградской области, в срок до 1 января 2016года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Волгоградский областной суд в апелляционном порядке через Калачевский районный суд.
Судья: