Решение по делу № 2-2640/2024 от 14.03.2024

Дело №2-2640/2024

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

30 августа 2024 года                             г. Хабаровск

    Центральный районный суд г. Хабаровска в составе: председательствующего судьи Пляцок И.В.,

при секретаре Суздальцевой Ю.А.,

с участием представителя истца Зыковой Ярославы Геннадьевны - Рубелит Оксаны Николаевны, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, представителя ответчика администрации города Хабаровска Мостовюк Яны Сергеевны, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г., представителя ответчика Министерства строительства Хабаровского края Сахаровской Татьяны Алексеевны, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ,

представителя третьего лица Министерства социальной защиты Хабаровского края Марининой Елены Андреевны, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зыковой Ярославы Геннадьевны к администрации г. Хабаровска, Министерству строительства Хабаровского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения,

установил:

ФИО7 обратилась в суд к администрации города Хабаровска с иском о предоставлении благоустроенного жилого помещения, соответствующего санитарным и техническим нормам. В обоснование требований указано, что истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с летне-осенним паводком в 2013 г. дом оказался затоплен. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ МКД <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

ФИО7 неоднократно обращалась к ответчику с целью предоставления информации по вопросу переселения граждан из <адрес> в г. Хабаровске, поскольку собственник имеет право получить равнозначное благоустроенное жилое помещение, отвечающее всем необходимым критериям. Вместе с тем, администрацией г. Хабаровска были даты ответы о том, что расселение домов, признанных непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентябре 2013 г., в том числе <адрес>, осуществлялось в соответствии с Постановлением Правительства Хабаровского края, в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ, указанный дом не включен, предоставление мер социальной поддержки в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентябре 2013 г. предполагает применение специальных норм о чрезвычайных ситуациях, в то время как в рамках Адресной программы осуществляется расселение домов, признанных авариными в результате технического износа. В предоставлении равнозначного жилья истцу было отказано. Между тем, принято решение о комплексном развитии территории жилой застройки площадью 38 428,1 кв.м., расположенной в границах ул. Юнгов – переулка Бассейного в Индустриальном районе. Предельный срок реализации решения – 10 лет с даты заключения договора с инвестором.

Таким образом, собственник имеет право получить равнозначное благоустроенное жилое помещение, отвечающее всем необходимым критериям. Размер общей площади и количество комнат в новой квартире должны быть не менее, чем в прежней. Новое жилье должно быть благоустроенным, комфортным и иметь либо подобные, либо улучшенные условия проживания.

Основанием исковых требований является мера социальной поддержки в связи с затоплением, а как следствие снос жилого дома, признание его не пригодным для проживания.

На основании изложенного просит обязать администрацию города Хабаровска предоставить ФИО7 благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим нормам.

Определением Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ в протокольной форме в качестве соответчика привлечено Министерство строительства Хабаровского края, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено Министерство социальной защиты Хабаровского края.

В судебное заседание истец ФИО7 не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась судом надлежащим образом, причины неявки суду не сообщила, ходатайств об отложении дела не заявляла, по сообщению представителя просит о рассмотрении дела в ее отсутствие.

На основании ст.ст.117,167 ГПК РФ суд приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие истца ФИО7

В судебном заседании представитель истца ФИО7ФИО1 требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении, указала, что истцу должно быть предоставлено жилье взамен непригодного для проживания.

В судебном заседании представитель ответчика администрации города Хабаровска ФИО2 требования не признала, указала, что <адрес> постановлением администрации г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ включен в перечень зданий, строений, сооружений, находящихся в зоне затопления. Постановлением Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ утверждены меры социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 г. <адрес> в г. Хабаровске муниципальной собственностью не является, принадлежит истцу на праве собственности. Таким образом, в соответствие с Постановлением Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ администрация города Хабаровска не является лицом, ответственным за предоставление данной социальной меры. Уполномоченными органами исполнительной власти Хабаровского края по предоставлению мер социальной поддержки собственникам помещений, пострадавшим в результате ЧС, являются Министерство строительство Хабаровского края и Министерство социальной защиты Хабаровского края. Постановлением администрации города Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ указанный МКД признан аварийным и подлежащим сносу. Вместе с тем, отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований без соблюдения требований ст.32 ЖК РФ. Спорный МКД не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилого фонда, возложение обязанности на предоставить истцу иное жилое помещение является незаконным. Таким образом, учитывая, что истец в установленном порядке малоимущей не признавалась, на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не состоит, эти обстоятельства являются самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства строительства Хабаровского края ФИО3 требования не признала, указала, что предоставление мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшим в результате ЧС, осуществлялось в соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки в форме предоставления жилых помещений гражданам, признанным пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года, указанный порядок с ДД.ММ.ГГГГ утратил силу. Положением п.1.2 Порядка было предусмотрено, что право на получение мер поддержки имели граждане РФ, постоянно проживавшие на день объявления чрезвычайной ситуации в жилом помещении, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания, а именно, собственники утраченных жилых помещений и (или) члены их семьи. Мера поддержки предоставлялась гражданам однократно и в отношении одного жилого помещения (п.1.21 Порядка). Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости: жилое помещение (кадастровый ) местоположение: <адрес> площадью 35,9 кв.м.; жилое помещение (кадастровый ) местоположение: <адрес> площадью 37,4 кв.м.; жилое помещение (кадастровый ) местоположение: <адрес>, ул. <адрес>, площадью 59,2 кв.м.; жилое помещение (кадастровый ) местоположение: <адрес> площадью 34,3 кв.м. При этом основанием для государственной регистрации права на жилое помещение в <адрес> является государственный контракт на выполнение работ по строительству жилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ, акт приема-передачи жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствие с указанным государственным контрактом (в редакции дополнительного соглашения ), актом приема-передачи жилого помещения истцу предоставлена мера поддержки в связи с утратой жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Таким образом, истцом право на получение мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения как пострадавшему в результате ЧС реализовано. Кроме того, согласно выписке из ЕГРН, истцу на дату объявления ЧС принадлежало другое жилое помещение пригодное для проживания (<адрес>, ул. <адрес> <адрес>) на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, что могло послужить основанием для отказа в предоставлении мер поддержки в соответствии с пунктом 1.2. Порядка. При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований ФИО7 к министерству строительства <адрес> не имеется.

В судебном заседании представитель Министерства социальной защиты Хабаровского края ФИО4 требования не признала, указала, что предоставление мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшим в результате ЧС осуществлялось в соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки в форме предоставления жилых помещений, гражданам признанным пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории <адрес> в августе - сентябре 2013 года. Гражданам было предоставлено право на выбор формы предоставления меры социальной поддержки. Семья ФИО7 на учете в органах социальной защиты состоит с ноября 2013 г. В настоящее время семья истца получателем мер социальной поддержки и государственной социальной помощи не является. На основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ МКД <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Собственником <адрес> ДД.ММ.ГГГГ является ФИО7 На основании Постановления Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ от истца ДД.ММ.ГГГГ принято заявление о предоставлении меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения гражданам. В заявлении ФИО7 указала членом своей семьи ФИО11 супруга, и, выразила пожелание, получить меру социальной поддержки в виде предоставления квартиры в <адрес>. Письмом Министерства строительства от ДД.ММ.ГГГГ , ФИО7 и ФИО11 отказано во включение в список на предоставление жилого помещения по причине отсутствия права собственности на утраченное жилое помещение по адресу: <адрес>, отсутствие регистрации по данному адресу на момент ЧС у ФИО7 (ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по адресу: <адрес>). На основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ МКД <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Собственником <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ является ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ от истца принято заявление о предоставлении мер социальной поддержи в виде предоставления жилья на состав семьи 2 человека, включая ФИО11 (супруга). Юридический факт проживания ФИО7 и ФИО11 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ установлен решениями Индустриального районного суда г. Хабаровска. Письмом Министерства строительства от ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 отказано во включении в список на предоставление жилого помещения по причине наличия в собственности другого жилого помещения по адресу: <адрес>. ФИО7 включена в список на предоставление жилого помещения общей площадью 33 кв.м., жилое помещение предоставлено по адресу: <адрес>, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ Порядком и Порядком предусмотрено однократное предоставление меры социальной поддержки в отношении одного жилого помещения. Согласно сведениям КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску» мера социальной поддержки истцу предоставлена.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п.1 ст.18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций, на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п.2 ст.18 указано Закона).

В соответствии с подп.«а» ст.8 указанного Федерального закона, Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьей 80 Конституции РФ и Федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Президентом Российской Федерации в порядке реализации указанных полномочий издан Указ от 31 августа 2013 г. №693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области».

Подпунктом «д» пункта 2 названного Указа в связи с крупномасштабным наводнением на указанных территориях перечисленных выше субъектов Российской Федерации в целях оказания помощи пострадавшему населению, выполнения первоочередных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ и нормализации обстановки в этих субъектах Российской Федерации на Правительство Российской Федерации возложена обязанность решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Во исполнение Указа Президента РФ от 31 августа 2013 г. №693 Правительство Российской Федерации 12 октября 2013 г. приняло постановление №923 «О внесении изменений в Федеральную целевую программу «Жилище» на 2011-2015 годы», которым, в том числе, были утверждены Правила предоставления из Федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года.

Согласно пунктам 4,5 указанных Правил, предоставление трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации осуществлялось Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных федеральной целевой программой «Жилище на 2011-2015 годы» на цели, указанные в пункте 1 этих правил, и согласно распределению, приведенному в приложении №4 к данной программе.

Одним из условий предоставления Правительством Российской Федерации трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации являлось наличие утвержденного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, порядка реализации мер поддержки граждан, признанных в установленном Порядке пострадавшими от наводнения, на цели капитального ремонта поврежденного жилья или строительства жилья.

К полномочиям субъекта Российской Федерации Указом Президента РФ от 31 августа 2013 г. №693, постановлением Правительства РФ от 12 октября 2013 г. №923 отнесено определение механизма реализации мер социальной поддержки, в том числе такой меры, как предоставление жилья за счет средств федерального бюджета. При этом наличие утвержденного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими от наводнения, является обязательным условием предоставления этому субъекту Российской Федерации межбюджетных трансфертов, то есть условием финансирования таких мероприятий Правительством Российской Федерации.

Отношения, связанные с предоставлением мер государственной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края регулируются Порядком предоставления мер социальной поддержки в форме предоставления жилых помещений гражданам, признанным пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года (Приложение №15 к Государственной целевой программе Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае»), утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 21 октября 2013 г. № 347-пр «О внесении изменений в государственную целевую программу Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае», утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 22 июня 2012 г. №205-пр».

Указанным Порядком было предусмотрено, что право на получение мер поддержки имеют граждане Российской Федерации и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, в отношении которых одновременно соблюдены следующие условия: в результате чрезвычайной ситуации утратили жилые помещения, принадлежавшие им на праве собственности, либо жилые помещения, находившиеся в краевой государственной собственности, предоставленные по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, в соответствии с актом обследования жилого помещения межведомственной комиссией органа местного самоуправления (краевой межведомственной комиссией) и решением органа местного самоуправления (распоряжением Правительства края) о признании жилого помещения непригодным для проживания либо о признании многоквартирного дома аварийным; постоянно проживали на день объявления чрезвычайной ситуации в населенных пунктах, на территориях которых вводился режим чрезвычайной ситуации, не имеющие другого жилья, пригодного для проживания.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО7 является собственником жилого помещения – <адрес>, общей площадью 35,9 кв.м., документ-основание: договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилой <адрес> - 1961 года постройки, 2-этажный, 16- квартирный, кирпичный, неблагоустроенный, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ физический износ составил - 60%. Открыто 16 лицевых счетов, зарегистрировано по месту жительства 16 семей. 10 квартир находятся в собственности граждан, 6 квартир являются муниципальной собственностью. В результате обследования жилого <адрес> управлением Роспотребнадзора по Хабаровскому краю установлено: имеются следы затопления до нижнего края оконного проема помещений первого этажа, подполье затоплено, что является нарушением п.9.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». Визуальное обследование здания по адресу: <адрес> выполнено ДД.ММ.ГГГГ специалистами ОАО «НИЦ «Строительство» в связи с его подтоплением, вызванным паводком р. Амур в августе 2013 г. Режим чрезвычайной ситуации (ЧС) объявлен в г. Хабаровске ДД.ММ.ГГГГ Здание 1961 г. постройки, жилое, двухэтажное, без подвала, прямоугольной формы в плане. По конструктивному типу здание относится к бескаркасным сооружениям с несущими кирпичными стенами. В соответствии с техническим паспортом фундаменты здания - бетонные, ленточные; цоколь выполнен из красного глиняного кирпича, стены - из силикатного кирпича; перекрытия - деревянные балки; полы - деревянные; крыша - вальмовая; чердачные конструкции - из деревянных стропил, кровля - шиферная по деревянной обрешетке. Отопление - печное, вентиляция - естественная. По данным БТИ износ здания на ДД.ММ.ГГГГ составил 60%. Здание было подтоплено до уровня +0,4 м выше отметки пола 1-го этажа. На момент обследования уровень воды зафиксирован на уровне отметки пола 1-го этажа, велась откачка воды с подпола. В ходе проведения обследования выявлены многочисленные вертикальные и косые трещины в области оконных проемов длиной 1-2 м и шириной раскрытия до 10 мм, свидетельствующие об исчерпании несущей способности стен. Согласно заключению ОАО «НИЦ «Строительство», в связи со значительным износом материалов конструкций и наличием существенных дефектов техническое состояние здания в соответствии с ГОСТ Р 53778-2010 (Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния. Москва. 2010 г.) оценивается как аварийное. Здание оценивается как аварийное, непригодное для проживания и подлежащее сносу. В связи с нахождением объекта - жилого <адрес> в зоне подтопления, городской межведомственной комиссией принято решение признать жилой <адрес> аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации города Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ постановлено провести снос МКД <адрес>.

Из выписки ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО7 является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью 34,3 кв.м. с ДД.ММ.ГГГГ документ-основание: разрешение на ввод в эксплуатацию объекта от ДД.ММ.ГГГГ, государственный контракт на выполнение работ по строительству жилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ.

Также истцу на праве собственности принадлежат: жилое помещение - <адрес>, общей площадью 59,2 кв.м. с ДД.ММ.ГГГГ, документ-основание: договор на передачу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ; жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 35,9 кв.м., документ-основание: договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ.

Судом также установлено, что жилое помещение по адресу: <адрес> общей площадью 34,3 кв.м. было предоставлено истцу в качестве меры социальной поддержки в связи с утратой жилого помещения в <адрес> площадью 37,4 кв.м. в результате паводка.

Из уведомления от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на основании заявления ФИО7 отказано в удовлетворении заявления собственнику утраченного жилого помещения в отношении члена его семьи ФИО11 на включения в список граждан РФ, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате ЧС, на предоставление меры поддержки в форме предоставления жилого помещения на основании пунктов 1.2-1.2,2,1.4,1.5,1.7,1.8 раздела 1 Порядка предоставления мер социальной поддержки в форме предоставления жилых помещений гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентябре 2013 г., являющегося приложением к государственной целевой программе Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае», в связи с наличием другого жилья, пригодного для проживания, которое не признано в установленном Правительством РФ порядке непригодным для проживания, за исключением жилых помещений, общая площадь которых составляет менее 13 кв.м.

Распоряжением Правительства Хабаровского края от 9 августа 2013 г. №569-рп «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского края» с 12 часов 00 минут 9 августа 2013 г. для органов управления и сил Хабаровской территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Хабаровского края в границах городских округов «Город Хабаровск», «Город Комсомольск-на-Амуре», Амурского, Комсомольского, Нанайского, Хабаровского муниципальных районов введен режим чрезвычайной ситуации.

Распоряжением Правительства Хабаровского края от 07.10.2013 №741-рп утвержден перечень должностных лиц, органов исполнительной власти края, структурных подразделений аппарата Губернатора и Правительства края, ответственных за реализацию Указа Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 г. №693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области».

На основании указанного Распоряжения, мероприятия по восстановлению, строительству жилья, принятие мер административного характера, исключающих строительство нового жилья, прочих строений и инфраструктуры в зонах, подверженных риску наводнения возложены на министерство строительства Хабаровского края.

В соответствии с частью 1 Постановления №347-пр «О внесении изменений в государственную целевую программу Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае» пункт 6.2 раздела 6 государственной целевой программы Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае» (далее - Программа) дополнен подпунктом 6.2.9 следующего содержания: «Предоставление мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года, реализуется в форме:

- предоставления пострадавшим гражданам, являющимся собственниками жилых помещений или нанимателями по договорам социального найма жилых помещений, находящихся в краевой государственной собственности, путем строительства или приобретения жилых помещений и их дальнейшего предоставления пострадавшим гражданам;

- предоставления пострадавшим гражданам выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья;

- предоставления пострадавшим гражданам - собственникам жилых помещений выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений.

Согласно пункту 6.2.9 Программы ее мероприятия реализуются, в том числе в соответствии с: 1) Порядком предоставления мер социальной поддержки в форме предоставления жилых помещений гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года (приложение №15 к Программе; 2) Порядком предоставления мер социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года, и являющимся собственниками утраченных жилых помещений (приложение N16 к Программе (далее - Порядок - приложение N16 к Программе).

Пунктом 1.2 Порядка - приложения №16 к Программе (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 24 февраля 2014 г. N41-пр) предусмотрено, что право на получение мер поддержки имеют граждане Российской Федерации - собственники (сособственники) жилых помещений, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, и (или) члены их семьи при одновременном соблюдении следующих условий:

- постоянно проживали на день объявления чрезвычайной ситуации в утраченном жилом помещении;

- не имеют другого жилья, пригодного для проживания.

Мера поддержки предоставлялась гражданам однократно и в отношении одного жилого помещения.

Согласно пункту 1.4 Порядка - приложения №16 к Программе (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 12 ноября 2013 г. №383-пр) факт проживания граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания, подтверждается регистрацией по месту жительства в данных жилых помещениях по состоянию на день объявления чрезвычайной ситуации либо устанавливается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в судебном порядке.

В соответствии с постановлением Правительства края от 08.12.2016 №452-р «О внесении изменений в государственную программу Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае» Порядок с 01.01.2017 г. признан утратившим силу.

Из вышеприведенной нормы следует, что основаниями для получения меры социальной поддержки в форме предоставления жилых помещений на основании Государственной целевой программы Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", является факт постоянного проживания в жилом помещении находящихся в краевой государственной собственности, признанным непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, на день объявления чрезвычайной ситуации, а также отсутствие другого жилья, пригодного для проживания.

Согласно приложению №4 к Федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы финансирование мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года, осуществлялось только в 2013 и 2014 годах. С 2015 года финансирование данных мероприятий не производилось.

Действующая в настоящее время Федеральная целевая программа «Жилище на 2015 - 2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 №1050, перечисление межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации на реализацию мер социальной поддержки не предусматривает.

Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что осуществление правового регулирования отношений по предоставлению мер социальной поддержки граждан, лишившихся жилых помещений вследствие чрезвычайной ситуации - крупномасштабного наводнения в августе - сентябре 2013 года на территории Хабаровского края, - находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъекта – Хабаровского края. К полномочиям субъекта Российской Федерации Указом Президента РФ от 31 августа 2013 года №693, Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2013 года №923 отнесено определение механизма реализации мер социальной поддержки, в том числе такой меры, как предоставление жилого помещения. При этом наличие утвержденного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими от наводнения, является обязательным условием предоставления этому субъекту Российской Федерации межбюджетных трансфертов, то есть условием финансирования таких мероприятий Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 21.10.2013 №347-пр утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки в форме предоставления жилых помещений гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентябре 2013 года, в том числе на основании судебных решений, вступивших в законную силу.

В целях реализации права граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентябре 2013 года, на возмещение ущерба, причиненного их имуществу, были внесены изменения в постановление Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 №205-пр «Об утверждении государственной программы Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае».

Постановлением Правительства Хабаровского края от 21.10.2013 №347-пр Государственная программа была дополнена приложениями №№15-17, установившими порядок реализации мер социальной поддержки указанной выше категории граждан. Приложением №15 к Государственной программе утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки в форме предоставления жилых помещений гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентябре 2013 года, в том числе на основании судебных решений, вступивших в законную силу.

Порядок приобретения жилых помещений в пользу граждан осуществляется на основании государственных контрактов, заключенных в соответствии с ФЗ от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Названные выше нормы являются мерами социальной поддержки, адресованной гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года, и являющихся собственниками утраченных жилых помещений. Право на обращение за реализацией этих мер неразрывно связано с личностью гражданина, при соблюдении условий указанных в п.1.2 Порядка.

Судом установлено, что истец была включена в списки граждан РФ, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, на получение меры социальной поддержки в виде строительства жилья по адресу: <адрес> взамен утраченного по адресу: <адрес>, таким образом, право на получение меры поддержки было реализовано ФИО7 и гарантированная мера социальной поддержки была оказана истцу в полном объеме.

В отношении жилого помещения <адрес> истец в соответствующие списки не включалась, кроме того, на момент введения режима чрезвычайной ситуации 09 августа 2013, истец с ДД.ММ.ГГГГ имела в собственности иные жилые помещения, пригодные для проживания (<адрес> площадью 59,2 кв.м.), что с учетом положений пункта 1.2 Порядка препятствует признанию за ней права на получение мер социальной поддержки в форме предоставления пострадавшим гражданам выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья взамен утраченного.

Правовая природа меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года, направлена на оказание помощи лицам, лишившимся единственных пригодных для постоянного проживания жилых помещений ввиду чрезвычайной ситуации и не имеющим возможности улучшить свои жилищные условия после чрезвычайной ситуации самостоятельно, чего в данном случае в отношении истца ФИО7 не имеется.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований ФИО7 к Министерству строительства Хабаровского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения, суд не усматривает.

Доводы истца о том, что жилое помещение <адрес> признано подлежащим сносу постановлением администрации города Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ , в связи с чем собственник имеет право получить равнозначное благоустроенное жилое помещение, отвечающее всем необходимым критериям, с администрации г. Хабаровска, судом отклоняются в силу следующего.

В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального найма или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность.

Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование установлены гражданским и жилищным законодательством РФ.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

Если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. путем выкупа изымаемого жилого помещения.

Согласно ч.ч.1,2,3 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п.1 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст.49, ч.1 ст.52 Жилищного кодекса РФ).

Такое законодательное регулирование согласуется со ст.40(ч.3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилых помещениях.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Согласно ч.1, п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

В силу п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ст.86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 Жилищного кодекса РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления (ч.1 ст.89 ЖК РФ).

Из указанных норм следует, что нуждающимся в жилье гражданам жилые помещения предоставляются в порядке очередности, вне очереди жилье предоставляется тем гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания.

Учитывая, что принадлежащее на праве собственности истцу ФИО7 жилое помещение по адресу: <адрес> признано непригодным в связи с затоплением в результате наводнения, а не в связи техническим износом, сама истец малоимущей и нуждающейся в установленном порядке не признавалась, оснований для возложения обязанности на администрацию города Хабаровска по предоставлению жилого помещения ФИО7 взамен утраченного у суда также не имеется.

Ссылки ФИО7 о том, что администрацией города Хабаровска принято решение о комплексном развитии территории жилой застройки площадью 38 428,1 кв.м., расположенной в границах ул. Юнгов – пер. Бассейного в Индустриальном районе, в связи с чем она имеет право на предоставление нового благоустроенного жилого помещения, судом признаются несостоятельными, поскольку, как верно указано представителем администрации города Хабаровска, принятие решения о развитии застроенной территории не является безусловным основанием, при установленных судом совокупности обстоятельств, для предоставления жилого помещения за счет администрации г. Хабаровска.

    Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

    В удовлетворении исковых требований ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <адрес>, паспорт , к администрации г. Хабаровска (ИНН 2702015107), Министерству строительства Хабаровского края (ИНН 2721047591) о предоставлении благоустроенного жилого помещения отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение суда изготовлено 13.09.2024 г.

Судья: И.В. Пляцок

Копия верна

2-2640/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Зыкова Ярослава Геннадьевна
Ответчики
Администрация г. Хабаровска
Министерство строительства Хабаровского края
Другие
Министерство социальной защиты Хабаровского края
Суд
Центральный районный суд г. Хабаровск
Дело на сайте суда
centralnyr.hbr.sudrf.ru
14.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.03.2024Передача материалов судье
18.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.04.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
03.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.04.2024Подготовка дела (собеседование)
25.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.05.2024Судебное заседание
27.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.06.2024Подготовка дела (собеседование)
19.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.08.2024Судебное заседание
30.08.2024Судебное заседание
13.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.10.2024Дело оформлено
21.10.2024Дело передано в архив
30.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее