РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«21» марта 2016 года Дело № 2-2459/2016 г. Абакан, РХ
Абаканский городской суд
в составе председательствующего судьи Балашовой Т.А.
при секретаре Сухановой И.Н.,
рассматривая в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственной жилищной инспекции Республики Хакасия к Сахновой Е.В., Кочепоровой Р.А., Аймурадовой Р.К. об обязании предоставить доступ в жилое помещение для осуществления государственного жилищного надзора,
УСТАНОВИЛ:
Государственная жилищная инспекция Республики Хакасия (далее – ГЖИ РХ) обратилась с иском к Сахновой Е.В., Голляк Н.В., Кочепоровой Р.А., Аймурадовой Р.К. об обязании предоставить доступ в жилое помещение для осуществления государственного жилищного надзора, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ в Государственную жилищную инспекцию РХ поступило обращение директора ООО «ЖЭУ-2» о нарушении жилищного законодательства действиями собственников жилого помещения № многоквартирного дома (далее - МКД) по <адрес>, осуществившего перепланировку в указанном помещении. В соответствии выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ собственниками жилого помещения являются ответчики. По информации, предоставленной Департаментом ГАЗ Администрации г. Абакана, решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в отношении спорной квартиры не выдавалось. Однако, в заявлении ООО «ЖЭУ-2» указан факт переустройства внутриквартирных инженерных систем водоснабжения и водоотведения указанной квартиры с установкой в каждой комнате квартиры сантехнического оборудования. Представителем инспекции неоднократно осуществлялись попытки провести обследование жилого помещения, но в связи с отсутствием доступа, таковой возможности не представилась. Таким образом, до настоящего времени инспекция не имеет возможности осуществить мероприятие по государственному жилищному надзору по причине отсутствия доступа в жилое помещение.
Определением Абаканского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по настоящему гражданскому делу прекращено в части исковых требований к ФИО12 в связи с отказом истца от иска к данному ответчику, поскольку ФИО12 собственником спорной квартиры не является.
В судебном заседании представители истца по доверенностям Волкова В.С., Маурер И.В., действующие на основании доверенностей, исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, указанным в иске, просили обязать ответчиков, являющихся собственниками жилого помещения № в <адрес>, обеспечить специалистам ГЖИ РХ доступ в указанную квартиру для осуществления государственного жилищного надзора - для осмотра помещения на предмет переоборудования и перепланировки.
Ответчики Аймурадова Р.К., Сахнова Е.В., ее представитель Филиппов Е.А., допущенный к участию в деле в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, возражали против удовлетворения исковых требований, сославшись на ст. 8 Конвенции от 04.11.1950 «О защите прав человека и основных свободах», разъяснения Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 13 от 24.12.1993, на ст. 25 Конституции РФ, ч. 3 ст. 3 ЖК РФ, указали на отсутствие оснований для допуска истца в жилое помещение, принадлежащие ответчикам.
Ответчик Кочепорова Р.А. в судебное заседание не явилась, извещалась судом о судебном заседании надлежащим образом.
Суд, руководствуясь ч. 4 ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие ответчика Кочепоровой Р.А.
Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Аналогичные нормы закона содержатся в ст. 3 Жилищного кодекса РФ.
Согласно ч. 4 ст. 17 Жилищного кодекса РФ, пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса РФ, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом РФ. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 19 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 января 2006 года № 25, в качестве пользователя жилым помещением собственник обязан обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения.
Согласно п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В соответствии со ст. 25, ст. 26 Жилищного кодекса РФ, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Согласно ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса РФ граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Согласно ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Как установлено судом, собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> являются Сахнова Е.В. (<данные изъяты> долей), Аймурадова Р.К. (<данные изъяты> долей), Кочепорова Р.А. (<данные изъяты> долей), ФИО11 (<данные изъяты> долей) в праве общей долевой собственности, о чем имеется выписка из ЕГРП № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в Государственную жилищную инспекцию РХ поступило обращение ООО «ЖЭУ-2» о нарушении жилищного законодательства действиями собственников жилого помещения № дома <адрес>, осуществивших самовольное переустройство жилого помещении.
Согласно сообщению Департамента ГАЗ Администрации г. Абакана от ДД.ММ.ГГГГ № перепланировка квартиры <адрес> была согласована на основании решения о согласовании переустройства и (или перепланировки жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ. Акт о приемке в эксплуатацию рабочей комиссией законченных капитальным ремонтом элементом жилого здания отсутствует.
В целях проведения проверки фактов, изложенных в обращении ООО «ЖЭУ-2» и пресечения административного правонарушения, Инспекцией издано распоряжение № о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ.
В адрес ответчиков неоднократно направлялись уведомления об обеспечении должностным лицам Государственную жилищную инспекцию РХ доступа в жилые помещения от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
Данные уведомления были получены Аймурадовой Р.К. ДД.ММ.ГГГГ, уведомления направленные в адрес Сахновой Е.В., Кочепоровой Р.А. по истечению срока их хранения были возвращены в Инспекцию ответчиками не востребованными.
Согласно актам проверки от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, собственники квартиры <адрес> ответчики доступ в жилое помещение для проверки должностным лицам Государственной жилищной инспекции не обеспечили.
В соответствии со ст. 20 Жилищного кодекса РФ, п. п. 1, 5 Положения о Государственной жилищной инспекции в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 № 1086, Государственная жилищная инспекция является органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции региональный государственный жилищный надзор (контроль) за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от форм собственности, его инженерного оборудования, техническим состоянием жилищного фонда общего имущества собственников в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, соблюдением правил пользования жилыми помещениями, а также использованием их по назначению.
На основании п. 11 Постановления Правительства РФ от 11.06.2013 № 493 «О государственном жилищном надзоре» предметом проверок органов государственного жилищного надзора является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию; порядку переустройства и перепланировки жилых помещений.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание то, что действия ответчиков, препятствующие доступу в квартиру сотрудникам Государственной жилищной инспекции для осуществления функций по контролю за переустройством и (или) перепланировкой жилых помещений, нарушают права истца, как контролирующей организации, в рамках возложенных на нее функций, в связи с чем, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Также суд отмечает, что отсутствие/наличие доказательств самовольной перепланировки квартиры, не имеет правового значения, поскольку в рамках рассмотрения настоящего спора об обязании ответчиков в предоставлении доступа в жилое помещение, отказавших истцу, как уполномоченному государственному органу, в таком доступе в добровольном порядке, установление судом факта наличия либо отсутствия проведения переустройства либо перепланировки в квартире № не входит в предмет доказывания по настоящему делу.
Более того, факт самовольной перепланировки и (или) переустройства в квартире ответчиков подлежит проверке Государственной жилищной инспекцией Республики Хакасия в рамках возложенных на нее полномочий, чему Сахнова Е.В., Кочепорова Р.А., Аймурадова Р.К. препятствуют.
Ссылка ответчиков на ограничение их прав действиями истца являются надуманными, поскольку принцип неприкосновенности жилища, запрещающий проникновение в жилище против воли проживающих в нем лиц, закрепленный в статье 25 Конституции Российской Федерации, не является абсолютным и содержит исключения, в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчиков в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина по 100 рублей с каждого.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Государственной жилищной инспекции Республики Хакасия к Сахновой Е.В., Кочепоровой Р.А., Аймурадовой Р.К. удовлетворить.
Обязать Сахнову Е.В., Кочепорову Р.А., Аймурадову Р.К. обеспечить специалистам Государственной жилищной инспекции Республики Хакасия доступ в жилое помещение № многоквартирного дома <адрес> для осуществления государственного жилищного надзора - для осмотра помещения на предмет переоборудования и перепланировки.
Взыскать с Сахновой Е.В., Кочепоровой Р.А., Аймурадовой Р.К. пользу местного бюджета государственную пошлину по 100 руб. с каждой.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия через Абаканский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы.
СУДЬЯ Т.А. БАЛАШОВА
Мотивированное решение изготовлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ.