Дело № 2-1164/2024
11RS0004-01-2024-001845-25
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Печорский городской суд Республики Коми в составе:
судьи Сараевой Т.И.
при секретаре Рокошевской А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Печора 09 сентября 2024 года дело по иску Штумф Р.Я. к Администрации МР «Печора о взыскании денежной компенсации взамен изымаемого жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском к администрации МР «Печора» о взыскании денежной компенсации взамен изымаемого жилого помещения. В обоснование требований указал, что является собственником **********. Актом межведомственной комиссии № 31 от 25.02.2019 г. многоквартирный жилой ********** был признан аварийным и подлежащим сносу с определением сроков сноса до **.**.**. Решением Печорского городского суда РК от **.**.** по делу №... на администрацию МР «Печора» возложена обязанность в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка по адресу: **********, и расположенного в указанном доме жилого помещения по адресу: ********** принадлежащего на праве собственности Штумф Р.Я.; в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить Штумф Р.Я. проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, с определением размера возмещения за изымаемое недвижимое имущество по адресу: **********, в соответствии с требованиями ч.7 ст.32 Жилищного кодекса РФ. До настоящего времени соглашение между администрацией МР «Печора» и истцом не заключено. Указанные обстоятельства явились основание для обращения в суд.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен КУМС МР «Печора».
В судебном заседании представитель истца Макарова Е.Г., действующая на основании доверенности, требования поддержала.
В судебном заседании представитель ответчика администрации МР «Печора» Сысуева Д.И., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала в полном объеме.
Дело рассматривалось в отсутствие истца Штумф Р.Я., представителя третьего лица, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
Выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, обозрев материалы гражданского дела №..., суд приходит к следующему.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее:
Штумф Р.Я. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ********** на основании свидетельства о праве на наследство по закону №..., выданного **.**.** нотариусом Печорского нотариального округа Республики Коми Курьяновой Т.А.
Актом межведомственной комиссии муниципального района «Печора» № 31 от 25.02.2019 по обследованию многоквартирного жилого ********** выявлены нарушения требований пожарной безопасности. Ухудшение технических характеристик ограждающих конструкций здания привело к изменения параметров микроклимата жилых помещений, не позволяющих обеспечить соблюдение санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, а именно: внутренняя температура ниже допустимой, повышенная влажность, наличие плесени, грибка, что создает угрозу жизни и здоровья человека. Учитывая существующую угрозу обрушения, аварийное техническое состояние большинства несущих ограждающих конструкций здания и объему ремонтных работ по их замене, моральный износ, проведение капитального ремонта, включая замену инженерных сетей и выполнения мероприятий по повышению тепловой эффективности ограждающих конструкций – стен, междуэтажного, чердачного перекрытия, экономически нецелесообразно.
Распоряжением администрации МР «Печора» от 21 марта 2019 года № 305-р многоквартирный ********** признан аварийным и подлежащим сносу, срок сноса многоквартирного дома и отселения определен до 31.12.2026.
В адрес собственников жилых помещений спорного дома администрацией МР «Печора» были направлены требования, в которых предлагалось в срок до **.**.** осуществить снос многоквартирного дома, расположенного по адресу: **********. Требование не исполнено.
Жилой ********** в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019-2024 годы» не включен.
В соответствии со ст.14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 предусмотрено, что к компетенции органа местного самоуправления относится принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Как следует из ч.10 ст.32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В силу п.6 ст.32 Жилищного кодекса РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.
При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (п.7 ст.32 ЖК РФ).
В соответствии со ст.279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством. Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении, об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством. Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд. В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
Решением Печорского городского суда РК от **.**.** по делу №... на администрацию муниципального района «Печора» возложена обязанность в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка по адресу: **********, и расположенного в указанном доме жилого помещения по адресу: **********, принадлежащего на праве собственности Штумф Р.Я.; в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить Штумф Р.Я. проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, с определением размера возмещения за изымаемое недвижимое имущество по адресу: **********, в соответствии с требованиями ч.7 ст.32 Жилищного кодекса РФ.
В силу п.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Решение суда вступило в законную силу 26.09.2023. Во исполнение решения суда администрацией МР «Печора» 29.09.2023 вынесено постановление № 1696 «Об изъятии земельного участка и находящихся на нем объекта недвижимого имущества для муниципальных нужд МО МР «Печора» (****).
Из сообщения КУМС МР «Печора» от 20.06.2024 г. следует, что проект соглашения о выкупе изымаемого имущества с истцом не заключался, так как решения Печорского городского суда РК по аналогичным требованиям исполняются в порядке очередности, по дате вступления решения суда в законную силу и при дополнительных поступлений в бюджет МО МР «Печора».
Согласно экспертному заключению №... от **.**.**, составленного оценщиком Тумановым К.Г. рыночная стоимость жилого помещения – квартиры (с учетом доли в праве общей долевой собственности на земельный участок под домом, доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в МКД, компенсации за непроизведенный капитальный ремонт), расположенного по адресу: **********, составила 647 000 руб.
Судом принимаются представленный отчет как допустимое доказательства размера стоимости выкупной цены, поскольку он составлен специалистом, имеющим специальные познания и опыт работы в оценочной деятельности. Туманов К.Г. был предупрежден об уголовной ответственности за заведомо ложное заключение, отчёт соответствует требованиям ст. 32 ч.7 Жилищного кодекса РФ, в связи с чем, сомнений у суда не вызывает.
Возражений относительно размера выкупной цены стороной ответчика не заявлено.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истцов и изъятии для муниципальных нужд МР «Печора» у Штумфа Р.Я. принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения, расположенного по адресу: **********, путем выкупа, определив размер возмещения за изымаемое имущество в сумме 647 000 руб.; прекратить право собственности Штумфа Р.Я. на жилое помещение, расположенное по адресу: ********** после выплаты возмещения за изымаемое имущество.
Истцом заявлены требования о взыскании с ответчика расходов по оплате услуг оценщика в сумме 15 000 рублей.
Согласно представленной стороной истца квитанции к приходно-кассовому ордеру №... от **.**.**, за произведенную оценку размера возмещения за изымаемые объекты, Штумф Р.Я. уплатил ИП Туманову К.Г. 15 000 руб.
В соответствии со ст. ст. 88, 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно разъяснений, содержащихся в абзаце 2 пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» расходы, понесенные в связи с собиранием доказательств до предъявления искового заявления, административного искового заявления, заявления (далее также - иски) в суд, могут быть признаны судебными издержками, если несение таких расходов было необходимо для реализации права на обращение в суд и собранные до предъявления иска доказательства соответствуют требованиям относимости, допустимости.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по проведению экспертизы в размере 15 000 руб.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ в пользу истца подлежит взысканию с ответчика судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 9670 руб.
Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, на которых представитель истца настаивала в ходе судебного заседания (ч.3 ст.196 ГПК РФ).
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ «░░░░░░» ░ ░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ №...), ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: **********, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 647 000 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ №...) ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 647 000 ░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ №...) ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ********** ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ «░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 15 000 ░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 9 670 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 23.09.2024 ░░░░