Дело № 2-535/2024
26RS0002-01-2023-007628-45
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 апреля 2024 года город Ставрополь
Ленинский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Крикун А.Д.,
при секретаре Михеевой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия к администрации Ленинского района г. Ставрополя, ООО «Немизидо», Запорожец С. В., Щербунову Р. А., Неркарарян С. А., администрации г. Ставрополя об обязании провести работы по сохранению объекта культурного наследия,
установил:
Управление Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия обратилось в суд с исковым заявлением к администрации Ленинского района г. Ставрополя, ООО «Немизидо», Запорожец С. В., Щербунову Р. А., Неркарарян С. А., администрации г. Ставрополя об обязании провести работы по сохранению объекта культурного наследия.
Исковые требования мотивированы тем, что согласно пункту 1 Положения об управлении Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 20 марта 2015 года № 102-п управление Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия является органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и нормативно-правовое регулирование в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Ставропольского края, а также отдельные государственные полномочия Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия Российской Федерации (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации), переданные для осуществления органам государственной власти Ставропольского края (далее - управление).
На основании п.п. 6 п. 6 ст. 11 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ) должностные лица органов охраны объектов культурного наследия имеют право предъявлять в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.
Объект культурного наследия регионального значения «Дом купца В.И.Алафузова», 1880г., (далее - объект культурного наследия), расположенный по адресу: <адрес обезличен> <адрес обезличен> поставлен на государственный учет и охрану постановлением главы администрации Ставропольского края от 01.11.95 № 600, включен в список памятников истории и культуры Ставропольского края, подлежащих государственной охране, приказом Министерства культуры Российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен>-р, зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под <номер обезличен>.
Здание фактически является многоквартирным домом, первый этаж здания занимают нежилые помещения.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 25.05.2023г.№ <номер обезличен> помещение с кадастровым номером <номер обезличен>,1этаж объекта культурного наследия (передан) зарегистрирован на праве собственности <дата обезличена> <номер обезличен> за Снопковой А. В.. Ранее согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, об объекте недвижимости от 15.09.2020г. № <номер обезличен> помещения <номер обезличен>,4, 6-15 1 этажа объекта принадлежали на праве собственности Кузнецовой Е. Ю.. Дата регистрации собственности <дата обезличена>, peг. <номер обезличен>.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, об объекте недвижимости от 30.01.2023г. № <номер обезличен> сведения о собственнике <адрес обезличен> отсутствуют.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 26.01.2023г. № <номер обезличен> <адрес обезличен> объекта принадлежит на праве собственности Неркарарян А. А..
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 25.05.2023г. № <номер обезличен> <адрес обезличен> объекта принадлежит на праве собственности Запорожец С. В..
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 25.01.2023г. № <номер обезличен> <адрес обезличен> объекта принадлежат на праве собственности муниципальному образованию город Ставрополь. Согласно распоряжению комитета по управлению имуществом города Ставрополя от <дата обезличена> <номер обезличен> жилые помещения квартир <номер обезличен>, 22 переданы на обслуживание и содержание администрации Ленинского района города Ставрополя.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 30.01.2023г. № <номер обезличен> сведения о собственнике <адрес обезличен> отсутствуют.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 25.01.2023г. № <номер обезличен> <адрес обезличен> объекта культурного наследия принадлежит на праве собственности Щербунову Р. А., <дата обезличена> г.р..
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 18.05.2023г. помещение с кадастровым номером <номер обезличен>, <адрес обезличен> объекта культурного наследия (передан) зарегистрирована на праве собственности <дата обезличена> <номер обезличен> за Щербуновым Р. А., <дата обезличена> г.<адрес обезличен> до 18.05.2023г. согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 21.04.2023г. № <номер обезличен> <адрес обезличен> принадлежала на праве собственности Удовиченко О. Ф., <дата обезличена>
В соответствии с п.п. 1, 2, 3 п. 1 статьи 47.3 Федерального закона № 73- ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 Федерального закона № 73-Ф3, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны:
- осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;
- не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;
- не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен.
Согласно п. 1 ст. 47.2 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-Ф3 требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.
Приказом управления от 09 сентября 2020 года № 702 утверждено охранное обязательство собственника или иного владельца объекта культурного наследия (далее - охранное обязательство).
Охранное обязательство размещено на сайте управления в информационно-коммуникационной сети интернет по адресу: http://www.okriskn.ru/upload/iblock/63b/aqrYgplwti4vksl8c816tfhipxpd5ao5/ot- <дата обезличена>-N-702.pdf, письмом управления от 16.09.2020г. <номер обезличен> согласно реестру почтовых отправлений направлено собственникам объекта культурного наследия.
В составе охранного обязательство утвержден План работ по сохранению объекта культурного наследия <номер обезличен>-П от <дата обезличена>, являющийся приложением <номер обезличен> к охранному обязательству, и которым предусмотрены следующие виды работ:
1. Текущий ремонт внутренних помещений памятника в целях поддержания его в эксплуатационном состоянии весь период эксплуатации;
2. Принять долевое участие в разработке научно-проектной документации для проведения работ по сохранению объекта, представить на согласование в управление научно-проектную документацию по проведению работ по сохранению объекта, получившую положительное заключение историко-культурной экспертизы, для утверждения ее в установленном порядке, в срок до 31.12.2022г.
3. Провести объем ремонтно-реставрационных работ на Памятнике, в соответствии с разработанной и согласованной с уполномоченным органом в области охраны объектов культурного наследия научно-проектной документацией, при обязательном наличии разрешения на их проведение, а также при осуществлении авторского и технического надзора. (Финансирование объема работ пропорционально занимаемой площади) в срок до 31.12.2025г.
Управлением, в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия проведены внеплановые документарные проверки в отношении собственников объекта культурного наследия (Запорожец С.В., Удовиченко О.Ф., администрации Ленинского района города Ставрополя, Неркарарян А.А., Кузнецова Е.Ю.), в связи с истечением срока (завершения периода) проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, установленного пунктом 2 приложения <номер обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен>-п охранного обязательства.
По результатам проверок установлено, что ответчиками не выполнены пп.1 п.З ст.47.2, пп. 1 п. 1 ст. 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ, за что они привлечены в установленном законом порядке к административной ответственности.
09.06.2023г. вх.<номер обезличен> в управление поступило письмо от собственников согласно которого, имеются договорные отношения на оказание риэлтерских услуг по продаже квартир 3, 6, 9, 10. Потенциальные покупатели недвижимости заинтересованы в приобретении объекта культурного наследия в целом, в том числе помещений, принадлежащих на праве собственности администрации города Ставрополя. Однако, ввиду отсутствия законных оснований для продажи жилых помещений, принадлежащих администрации города Ставрополя, вопрос о возможности обмена квартир находится на рассмотрении в комитете по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя со сроком исполнения до 08.06.2023г.
При этом, собственниками объекта культурного наследия не представлено сведений о принятии всех зависящих от них мер по соблюдению обязательных требований, либо об отсутствии возможности соблюдения законодательства об охране объектов культурного наследия, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, вместе с тем имела такую возможность, но не предприняла все зависящие от неё меры.
На основании изложенного, истец просил обязать ответчиков:
1. Разработать силами организации, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» проектную документацию для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом купца В.И.Алафузова», 1880г., расположенного по адресу: <адрес обезличен> <адрес обезличен> (регистрационный номер <номер обезличен>), предусмотрев реставрацию кровли, водосточной системы, фасадов, включая архитектурно-декоративные элементы, оконные и дверные заполнения, балконы, включая балконную плиту и металлическое ограждение, цоколя, ремонтно-реставрационные работы внутренних помещений общего пользования, провести государственную историко-культурную экспертизу данной документации, согласовать проектную документацию с региональным органом охраны объектов культурного наследия в срок до одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании произведена замена ненадлежащих ответчиков Снопковой А.В., Неркарарян А.А. на ООО «Немизидо» и Неркарарян С.А. соответственно.
Представитель ответчика ООО «Немизидо» в судебное заседание не явился, уведомлялся надлежащим образом о времени и месте его проведения, дело рассмотрено в его отсутствии, на основании ст. 167 ГПК РФ.
Ответчики Запорожец С.В., Щербунов Р.А., Неркарарян С.А. в судебное заседание не явились, их интересы в судебном заседании представляла Щербунова О.А., на основании доверенностей.
В судебном заседании представитель Управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия по доверенности Федотова В.Б. исковые требования поддержала по вышеизложенным основаниям, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчиков на основании доверенности Щербунова Р.А., Запорожец С.В., Неркарарян С.А. на основании доверенностей Щербунова О.А. в удовлетворении исковых требований просила отказать, поддержав письменные возражения, согласно которым приведённый в исковом заявлении перечень работ имеет расширительное толкование по отношению к предмету охраны, указанному в пункте 8 паспорта объекта культурного наследия (Дом купца В.И. Алафузова) от <дата обезличена>, и определяющему работы в целях сохранения объекта. Согласно п. 8 паспорта объекта культурного наследия предметом охраны являются все несущие конструкции, в том числе: фундаменты, наружные и внутренние несущие стены, перекрытия; фасады здания со всеми архитектурными элементами, в том числе балкон, ограждённый литой чугунной решёткой с перегородками, образующими стилизованный растительный орнамент, близкий к геометрическому; орнаментированные металлические кронштейны, поддерживающие балкон; сводчатые перекрытия в помещении 15. Кровля, водосточная система, оконные и дверные заполнения, цоколь, внутренние помещения общего пользования, указанные в исковых требованиях, не относятся к предмету охраны, а необходимость проведения их реставрации не подтверждена актом технического состояния объекта культурного наследия, составленного с учётом мнения собственников. Жилой дом по <адрес обезличен> находится в аварийном состоянии, что подтверждается актом отнесения дома по проспекту <адрес обезличен> к категории непригодного для проживания, утверждённым постановлением главы города Ставрополя от <дата обезличена> <номер обезличен>. Согласно указанному акту физический износ фундамента составляет 40 %, стен первого этажа — 30 %, стен второго этажа — 60 %, деревянных перекрытий — 65 %, деревянных элементов крыши — 70 %, полов - 50 %, оконных переплётов, коробок и подоконных досок - 60 %, дверных заполнений – 60%. Согласно выводам и рекомендациям Проектной документации (п. 11), подготовленной ООО «Юг Евро-Сервис» в 2021 году на основании заявления собственников жилого дома по проспекту Октябрьской революции, 21 в городе Ставрополе, в результате проведённого обследования здания выявлено, что несущие и ограждающие конструкции второго этажа, мезонина, крыши находятся в аварийном состоянии. Для поддержания эксплуатационного состояния здания необходимо выполнить восстановление конструктивных элементов находящихся в ограниченно работоспособном и аварийном состоянии, что повлечёт за собой полную разборку конструкций 2-го этажа, мезонина и крыши. Ввиду вышеизложенного, реставрация, как и подготовка проекта на реставрацию не представляется возможной, поскольку разборка конструкций 2-го этажа, мезонина и крыши повлечёт за собой полную утрату предмета охраны, установленного паспортом объекта культурного наследия. Совершение ответчиками действий в виде разработки проектной документации, проведения её государственной историко-культурной экспертизы, согласования с региональным органом охраны объектов культурного наследия с учётом вышеизложенного, в силу объективных причин, является неисполнимым, поскольку существенная часть таких работ может быть совершена только при условии получения согласований истца и иных уполномоченных органов, а значит находится за пределами воли ответчиков. Ответчики не могут оказывать влияние на принятие решений такими лицами. Таким образом, ответчики считают, что Федеральный закон № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" не возлагает на собственника обязанности по реставрации объекта культурного наследия. Такие работы проводятся по желанию. Владелец объекта культурного наследия обязан лишь осуществлять работы, необходимые для недопущения ухудшения существующего состояния объекта.
Представитель ответчика администрации г. Ставрополя по доверенности Беляев С.И. исковые требования не признан, просил отказать в их удовлетворении в полном объеме.
Представитель администрации Ленинского района г. Ставрополя на основании доверенности Боровкова О.В. просила в иске Управлению Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия отказать.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии с ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Согласно преамбуле Федерального закона № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно п. 1 ст. 33 Федерального закона № 73-Ф3 объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Статьей 40 Федерального закона № 73-Ф3 установлено, что сохранение объекта культурного наследия это меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Проведение любых видов работ на объектах культурного наследия (научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы по консервации, ремонту, реставрации, приспособлению объекта культурного наследия для современного использования) осуществляется в порядке, установленном ст. 45 Федерального закона № 73-Ф3.
Участие в разработке проектной документации и проведении ремонтных работ в отношении общего имущества объекта культурного наследия должно осуществляться собственниками пропорционально площади принадлежащих им помещений, в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 13 статьи 47.6 Федерального закона № 73-Ф3 в случае, если к моменту перехода права владения объектом культурного наследия, включенным в реестр, в отношении указанного объекта оформлено охранное обязательство, обязанность нового владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, по выполнению такого охранного обязательства возникает с момента перехода к нему права владения указанным объектом культурного наследия.
В силу абзаца 5 пункта 11 статьи 47.6 Федерального закона 73 - ФЗ в случае, если объект культурного наследия принадлежит на праве собственности нескольким лицам, охранное обязательство подлежит выполнению каждым из указанных лиц.
При рассмотрении спора установлено, Объект культурного наследия регионального значения «Дом купца В.И.Алафузова», 1880г., (далее - объект культурного наследия), расположенный по адресу: <адрес обезличен> <адрес обезличен> поставлен на государственный учет и охрану постановлением главы администрации Ставропольского края от <дата обезличена> <номер обезличен>, включен в список памятников истории и культуры Ставропольского края, подлежащих государственной охране, приказом Министерства культуры Российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен>-р, зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под <номер обезличен>.
Здание фактически является многоквартирным домом, первый этаж здания занимают нежилые помещения.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от <дата обезличена> № <номер обезличен> помещение с кадастровым номером <номер обезличен>,1этаж объекта культурного наследия принадлежит на праве собственности <дата обезличена> ООО «Немизидо», ранее принадлежало Снопковой А. В..
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, об объекте недвижимости от 30.01.2023г. № <номер обезличен> сведения о собственнике <адрес обезличен> отсутствуют.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от <дата обезличена> № <номер обезличен> объект с КН <номер обезличен> принадлежит на праве собственности Неркарарян С. А..
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от <дата обезличена> № <номер обезличен> <адрес обезличен> объекта принадлежит на праве собственности Запорожец С. В..
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от <дата обезличена> № <номер обезличен> <адрес обезличен> объекта принадлежит на праве собственности муниципальному образованию город Ставрополь.
Согласно распоряжению комитета по управлению имуществом города Ставрополя от <дата обезличена> <номер обезличен> жилые помещения квартир <номер обезличен>, 22 переданы на обслуживание и содержание администрации Ленинского района города Ставрополя.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от <дата обезличена> № <номер обезличен> сведения о собственнике <адрес обезличен> отсутствуют.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от <дата обезличена> № <номер обезличен> <адрес обезличен> объекта культурного наследия принадлежит на праве собственности Щербунову Р. А., <дата обезличена> г.р..
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от <дата обезличена> № <номер обезличен> помещение с кадастровым номером <номер обезличен>, <адрес обезличен> объекта культурного наследия принадлежит на праве собственности Щербунову Р. А..
В соответствии с п.п. 1, 2, 3 п. 1 статьи 47.3 Федерального закона № 73- ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 Федерального закона № 73-Ф3, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны:
- осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;
- не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;
- не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен.
Приказом управления от <дата обезличена> <номер обезличен> утверждено охранное обязательство собственника или иного владельца объекта культурного наследия (далее - охранное обязательство).
Охранное обязательство размещено на сайте управления в информационно-коммуникационной сети интернет по адресу: http://www.okriskn.ru/upload/iblock/63b/aqrYgplwti4vksl8c816tfhipxpd5ao5/ot- <дата обезличена>-N-702.pdf, письмом управления от 16.09.2020г. <номер обезличен> согласно реестру почтовых отправлений направлено собственникам объекта культурного наследия.
В составе охранного обязательство утвержден План работ по сохранению объекта культурного наследия <номер обезличен>-П от <дата обезличена>, являющийся приложением <номер обезличен> к охранному обязательству, и которым предусмотрены следующие виды работ:
1. Текущий ремонт внутренних помещений памятника в целях поддержания его в эксплуатационном состоянии весь период эксплуатации;
2. Принять долевое участие в разработке научно-проектной документации для проведения работ по сохранению объекта, представить на согласование в управление научно-проектную документацию по проведению работ по сохранению объекта, получившую положительное заключение историко-культурной экспертизы, для утверждения ее в установленном порядке, в срок до 31.12.2022г..
3. Провести объем ремонтно-реставрационных работ на Памятнике, в соответствии с разработанной и согласованной с уполномоченным органом в области охраны объектов культурного наследия научно-проектной документацией, при обязательном наличии разрешения на их проведение, а также при осуществлении авторского и технического надзора. (Финансирование объема работ пропорционально занимаемой площади) в срок до 31.12.2025г.
Управлением, в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия проведены внеплановые документарные проверки в отношении собственников объекта культурного наследия, в связи с истечением срока (завершения периода) проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, установленного пунктом 2 приложения <номер обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен>-п охранного обязательства.
<дата обезличена> в отношении ответчиков Щербунова Р.А., Запорожец С.В., вынесено предписание <номер обезличен> об устранении выявленных нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Также по результатам проверок установлено, что ответчиками не выполнены пп.1 п.З ст.47.2, пп. 1 п. 1 ст. 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ, за что они привлечены к административной ответственности.
В силу ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по содержанию и сохранению общего имущества.
Согласно Постановления Конституционного Суда РФ от 12.04.2016 № 10- П «По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы» исходя из того что участники общей долевой собственности обязаны соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 ГК Российской Федерации), несение расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме (фактически - здания и его конструктивных элементов), включая расходы на капитальный ремонт, для каждого из собственников помещений в этом доме - не просто неотъемлемая часть бремени содержания принадлежащего ему имущества (статья 210 ГК Российской Федерации), но и обязанность, которая вытекает из факта участия в праве собственности на общее имущество и которую участник общей долевой собственности несет, в частности, перед другими ее участниками, чем обеспечивается сохранность как каждого конкретного помещения в многоквартирном доме, так и самого дома в целом.
Постановлением Главы администрации г. Ставрополя от <дата обезличена> <номер обезличен> утвержден акт об отнесении жилого дома по адресу: <адрес обезличен> <адрес обезличен> к категории непригодного для проживания.
Факт отнесения дома к категории непригодного для проживания не освобождает ответчиков от исполнения охранного обязательства.
Таким образом, предусмотренная законом обязанность по соблюдению законодательства Российской Федерации объектов культурного наследия, в частности, по сохранению объекта культурного наследия памятника, осуществлению расходов на его содержание и поддержание его в надлежащем организации проведения работ по сохранению объекта культурного наследия возложена (участие соразмерно занимаемым долям) на ответчиком по настоящему делу.
Принимая во внимание, что собственниками объекта культурного наследия не представлено суду доказательств о принятии всех зависящих от них мер по соблюдению обязательных требований, либо об отсутствии возможности соблюдения законодательства об охране объектов культурного наследия, суд находит подлежащими удовлетворению требования истца об обязании ответчиков провести работы по сохранению объекта культурного наследия.
В соответствии с положениями статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Правилами статьи 314 Гражданского кодекса закреплено, что, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.
При этом, согласно статье 192 Гражданского кодекса срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока.
Таким образом, установлено, что требования охранного обязательства по выполнению работ в срок до <дата обезличена> по сохранению объекта культурного наследия ответчиками не исполнены, меры по сохранению объекта культурного наследия не принимаются, здание частично не используется, доказательства о принимаемых мерах ответчиками к сохранению объекта культурного наследия в материалах отсутствуют.
Указанные обстоятельства ведут к возникновению угрозы разрушения объекта культурного наследия, а также факту неисполнения обязательств в области охраны объектов культурного наследия.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования Управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия удовлетворению в части возложения на ответчиков обязанности принять долевое участие в разработке научно-проектной документации для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом купца В.И. Алафузова», 1880. г., расположенного по адресу: <адрес обезличен>, <адрес обезличен> (регистрационный <номер обезличен>), предоставив на согласование в управление Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия научно-проектную документацию по проведению работ по сохранению объекта, получившую положительное заключение историко-культурной экспертизы, для утверждения в срок до одного года с момента вступления решения суда в законную силу. Данные работы предусмотрены Планом работ по сохранению объекта культурного наследия <номер обезличен>-П от <дата обезличена>, являющийся приложением <номер обезличен> к охранному обязательству.
В части возложения на ответчиков обязанности предусмотреть в реставрацию кровли, водосточной системы, фасадов, включая архитектурно-декоративные элементы, оконные и дверные заполнения, балконы, включая балконную плиту и металлическое ограждение, цоколя, ремонтно-реставрационные работы внутренних помещений общего пользования суд не находит оснований для удовлетворения требований, полагая их излишне заявленными, поскольку перечисленные работы не предусмотрены Планом работ по сохранению объекта культурного наследия <номер обезличен>-П от <дата обезличена>.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия удовлетворить частично.
Обязать администрацию Ленинского района г. Ставрополя, ООО «Немизидо», Запорожец С. В., Щербунова Р. А., в лице законного представителя, Неркарарян С. А., в лице законного представителя, администрацию г. Ставрополя принять долевое участие в разработке научно-проектной документации для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом купца В.И. Алафузова», 1880. г., расположенного по адресу: <адрес обезличен>, <адрес обезличен> (регистрационный <номер обезличен>), предоставив на согласование в управление Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия научно-проектную документацию по проведению работ по сохранению объекта, получившую положительное заключение историко-культурной экспертизы, для утверждения ее в установленном законом порядке в срок до одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении исковых требований Управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия за пределами указанных требований, отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение месяца со дня его изготовления в окончательный форме.
Мотивированное решение изготовлено 24 апреля 2024 года.
Судья А.Д. Крикун