Решение по делу № 2а-4478/2020 от 16.09.2020

Мотивированное решение изготовлено 19 ноября 2020 года

Дело № 2а-4478/2020

66RS0007-01-2020-005636-52

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Екатеринбург 12 ноября 2020 года

Чкаловский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего Егоровой В.Г.,

при помощнике судьи Гатиной Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 25 по Свердловской области к Маркелову Станиславу Сергеевичу о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 25 по Свердловской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Маркелову Станиславу Сергеевичу о взыскании обязательных платежей и санкций. В обосновании исковых требований административный истец указал, что Маркелов Станислав Сергеевич в 2015, 2016, 2017 годах является собственником транспортного средства КИА SLS (СПОРТЕЙДЖ) , в связи с чем Маркелову Станиславу Сергеевичу начислен транспортный налог за 2015 год в размере 1410,00 рублей, за 2016 год в размере 1410,00 рублей, за 2017 год в размере 1410,00 рублей. Маркеловым С.С. транспортный налог за 2015, 2016, 2017 годы не уплачен, в связи с чем начислены пени за 2015 год в размере 26,99 рублей, за 2016 год в размере 26,99 рублей, за 2017 год в размере 19,88 рублей. Кроме того Маркелову С.С. на праве собственности в 2017 году принадлежали следующие объекты недвижимости: квартира, расположенная по адресу: г. Екатеринбург, ул. <адрес> кадастровый номер: , и квартира, расположенная по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>, кадастровый номер . Маркелову С.С. за 2017 год начислен налог на имущество физических лиц в размере 10398,00 рублей, из них налог за квартиру, расположенную по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>, кадастровый номер: , составил 4178,00 рублей, а за квартиру, расположенную по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>, кадастровый номер , в размере 6220,00 рублей. Налог на имущество физических лиц за 2017 год Маркеловым С.С. не оплачен, в связи с чем начислены пени в размере 33,79 рублей и 112,82 рубля соответственно. Маркелову С.С. направлены налоговые уведомления о необходимости оплаты налога, но так как налоговые уведомления остались без исполнения Маркелову С.С. направлены требования об уплате налога, которые также не оплачены. В связи с наличием задолженности по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц административный истец обратился в суд с заявлением о выдаче судебного приказа. Судебный приказ вынесен 26.03.2019 года, 18.03.2020 года судебный приказ отменен о чем, вынесено определение. До настоящего времени задолженность по налогам и пени Маркеловым С.С. не погашена, в связи с чем административный истец просит взыскать задолженности по транспортному налогу за 2015, 2016, 2017 годы, а также пени за просрочку уплаты транспортного налога, и налог на имущество физических лиц за 2017 год и пени. В связи с тем, что пропущен шести месячный срок административный истец просит его восстановить в связи с наличием уважительн6ых причин, в качестве таковых административный истец указывает переход из программы ЭОД в АИС-3, а также периодические сбои в работе системы АИС-3.

Административный ответчик Маркелов С.С. возражал против удовлетворения исковых требований, указывает, что отсутствуют правовые основания для восстановления срок на подачу заявления о взыскании, т.к. переход из программы ЭОД в АИС-3, ввод в промышленную эксплуатацию и периодические сбои в работе системы не лишали возможности административного истца обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности.

Стороны надлежащим образом извещены о дате, времени и месте судебного заседания, административный истец просил рассмотреть дело в свое отсутствие, административный ответчик в судебное заседание не явился, уважительность неявки суду не известна.

Суд, исследовав имеющиеся в деле доказательства, приходит к выводу отказать в удовлетворении исковых требований в силу следующих обстоятельств.

Согласно ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Согласно абз. 1 ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно п. 1 ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 360 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.

Согласно п. 1 ст. 361 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Согласно абз. 1 п. 2 ст. 361 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно абз. 1, 3 п. 1 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно абз. 1 п. 1 ст. 364 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Законом Свердловской области от 29.11.2002 N 43-ОЗ "Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области" (принят Областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области 20.11.2002) введен транспортный налог. Закон вступил в силу на территории Свердловской области 01.01.2003 года

Судом установлено, что административному истцу Маркелову Станиславу Сергеевичу на праве собственности в 2015,2016, 2017 года принадлежало транспортное средство КИА SLS (СПОРТЕЙДЖ), модель , VIN , государственный регистрационный номер .

В связи с чем, административный истец является налогоплательщиком транспортного налога и у него как у собственника транспортного средства возникла обязанность по уплате транспортного налога за период владения транспортным средством, т.е. за 2015, 2016, 2017 годы.

Административным истцом Маркелову С.С. направлены налоговые уведомления № 83671600 от 12.01.2018 года, № 23097509 от 04.07.2018 года о необходимости оплаты транспортного налога за 2015, 2016, 2017 годы, что подтверждается списком почтовых отправлений № 695872 (отметка почты датирована 16.07.2019 года) и списком почтовых отправлений № 760 (отметка почты 13.07.2018).

Налоговые уведомления об оплате транспортного налога за 2015,2016,2017 годы административным ответчиком Маркеловым С.С. оставлены без оплаты, в связи с чем административным истцом направлены требование № 3593 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 07.06.2018 год и требование № 4997 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 28.01.2019 год.

Исходя из анализа налоговых уведомлений, требований об оплате транспортного налога за 2015,2016 годы суд приходит к выводу о том, что уведомление об уплате транспортного налога за 2015 год и подлежащего уплате административным ответчиком Маркеловым С.С. в соответствии с ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации не позднее 01.12.2016 года, направлено административным истцом только 19.07.2019 года.

Согласно абз. 2,3 п. 2 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В связи с тем, что на административном истце лежит обязанность по исчислению размера транспортного налога и последующего уведомления налогоплательщика о размере транспортного налога и необходимости его оплаты, суд приходит к выводу о том, что административным истцом нарушен срок направления уведомления административному ответчику уведомления об оплате транспортного налога за 2015 год, т.к. такое уведомление должно было быть направлено административным истцом административному ответчику не позднее 31 октября 2018 года, вместе с тем направлено налоговым органом только 19.07.2019 года.

Доказательств направления административным истцом налогового уведомления об уплате транспортного налога за 2015, 2016 годы иным способом, помимо направления налогового уведомления заказным письмом, административным истцом не представлено.

Налоговое уведомление об уплате административным ответчиком транспортного налога за 2016, 2017 годы направлено своевременно

Кроме того, при анализе документов, подтверждающих факт направления требования № 3593 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 07.06.2018 год судом установлено, что на списке почтовых отправлений № 629 проставлен штамп Почты России, датированный 09.06.2015 года, т.е. значительно ранней датой, чем дата формирования требования об уплате транспортного налога за 2015, 2016 годы, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что административному ответчику требование об уплате транспортного налога за 2015. 2016 годы и пени за неуплату транспортного налога за данные периоды не направлялось, в связи с чем отсутствуют правовые основания для взыскания пени за просрочку уплаты транспортного налога за 2015, 2016 годы.

Согласно абз. 1 п. 1 ст. 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:

квартира, комната.

Согласно ст. 405 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.

Согласно п. 1 ст. 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно п. 1, 2 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Решением Екатеринбургской городской Думы от 25.11.2014 N 32/24 "Об установлении и введении в действие на территории муниципального образования "город Екатеринбург" налога на имущество физических лиц" на территории муниципального образования "город Екатеринбург" установлен и введен в действие налог на имущество физических лиц. Настоящее Решение вступило в силу с 1 января 2015 года.

Судом установлено, что административный ответчик Маркелов С.С. в 2017 году являлся собственником двух квартир, расположенных в городе Екатеринбурге по адресу: ул. <адрес>, кадастровый номер: , и по ул. <адрес>, кадастровый номер .

Административным истцом Маркелову С.С. направлено налоговое уведомление № 23097509 от 04.07.2018 года о необходимости оплаты налога на имущество физических лиц за 2017 год, что подтверждается списком почтовых отправлений № 760 (отметка почты 13.07.2018).

Налоговое уведомления об оплате налога на имущество физических лиц за 2017 год административным ответчиком Маркеловым С.С. оставлено без оплаты, в связи с чем административным истцом направлено требование № 4997 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 28.01.2019 год.

В связи с чем суд приходит к выводу о том, что административным истцом соблюдена процедура по уведомлению административного ответчика Маркелова С.С. о наличии у него обязанности по уплате налога на имущество физических лиц, размере налога на имущество физических лиц и сроке оплаты, а также административным истцом своевременно направлено требование по уплате недоимки и пени.

Порядок взыскания налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем регламентирован ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно абз. 1, 3 п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Согласно абз. 1, 2 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Согласно абз. 1, 2, 3 п. 3 ст. 48 Налогового органа Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Аналогичные положения содержатся в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому заявление о взыскании налога подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В силу части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 года N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Судом установлено, что административный истец обратился в суд с заявлением о выдаче судебного приказа в отношении Маркелова Станислава Сергеевича о взыскании с него в порядке приказного производства задолженности по уплате транспортного налога за 2015, 2016, 2017 годы, а также пени, и налога на имущество физических лиц за 2017 год и пени в декабре 2019 года, при этом срок для уплаты транспортного налога за 2015, 2016 годы и пени наступил 17.07.2018 года, а по транспортному налогу за 2017 год, пени, налогу на имущество физических лиц за 2017 год наступил 28.01.2019 года. Вместе с тем, административный истец обратился в суд с заявлением о выдаче судебного приказа только в декабре 2019 года, т.е. административным истцом пропущен срок для обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по уплате транспортного налога, налога на имущество физических лиц и пеней.

Суд не усматривает уважительности причин пропуска административным истцом срока обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа и оснований для его восстановления, поскольку программное обеспечение, реализующее автоматизацию технологического процесса 115.01.01.00.0010 "Досудебное урегулирование споров с налогоплательщиками (заинтересованными лицами) по жалобам (апелляционным жалобам) на акты налоговых органов ненормативного характера, на действия (бездействие) должностных лиц налоговых (регистрирующих) органов" (далее - программное обеспечение), в составе компонентов АИС "Налог-3", введено в промышленную эксплуатацию Приказом ФНС России от 01.08.2017 N СА-7-12/597@ "О вводе в промышленную эксплуатацию программного обеспечения, реализующего автоматизацию технологического процесса 115.01.01.00.0010 "Досудебное урегулирование споров с налогоплательщиками (заинтересованными лицами) по жалобам (апелляционным жалобам) на акты налоговых органов ненормативного характера, на действия (бездействие) должностных лиц налоговых (регистрирующих) органов" в 2017 году, а срок уплаты транспортного налога за 2015, 2016 годы и пени наступил 17.07.2018 года, а транспортного налога за 2017 год, налога на имущество физических лиц за 2017 год и пени наступил 28.01.2019 года, т.е. значительно позже даты введения в промышленную эксплуатацию программы АИС-3.

В связи с тем, что при пропуске срока на обращение в суд с заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам суд приходит к выводу отказать в удовлетворении исковых требований административному истцу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 25 по Свердловской области к Маркелову Станиславу Сергеевичу о взыскании налогов и сборов оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца после принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья В.Г. Егорова

2а-4478/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
ИФНС № 25
Ответчики
Маркелов Станислав Сергеевич
Суд
Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга
Судья
Егорова Вера Геннадьевна
Дело на сайте суда
chkalovsky.svd.sudrf.ru
16.09.2020Регистрация административного искового заявления
16.09.2020Передача материалов судье
17.09.2020Решение вопроса о принятии к производству
17.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.11.2020Судебное заседание
19.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее