Председательствующий по делу № дела в суде первой инстанции
Судья Копеистова О.Н. 2-109/2023
УИД 75RS0001-02-2022-006236-73
Дело № 33-1059/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
Председательствующего Чайкиной Е.В.,
судей краевого суда Казакевич Ю.А., Епифанцевой С.Ю.,
при секретаре Мокиной М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 19 марта 2024 года гражданское дело по иску Степановой Т. И. к Правительству Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Забайкальскому Линейному Управлению Министерства внутренних дел РФ на транспорте, Читинскому линейному отделу Министерства внутренних дел России на транспорте о признании действий незаконными, признании права на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, понуждении выплатить единовременную социальную выплату,
по апелляционной жалобе истца Степановой Т.И.
на решение Центрального районного суда г. Читы от 28 марта 2023 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований отказать».
Заслушав доклад судьи Епифанцевой С.Ю., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Степанова Т.И. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на следующее. Она является старшиной полиции в отставке, проходила службу в Забайкальском Линейном Управлении Министерства внутренних дел России на транспорте. Приказом № л/с Забайкальского ЛУ МВД России на транспорте от <Дата> уволена со службы в органах внутренних дел РФ на основании п. 1 ч. 3 ст. 82 Федерального Закона от 30.11.2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательное акты РФ», по состоянию здоровья. Выслуга лет составила 18 лет 05 месяцев 22 дня, в льготном исчислении - 27 лет 08 мес. 18 дней. С марта 2004 года состоит на учете в Читинском ЛО МВД России на транспорте как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. С <Дата> Степанова Т.И. зарегистрирована в однокомнатной неблагоустроенной квартире, общей площадью 36,5 кв. м., по адресу: <адрес>. Указанная квартира была оформлена в собственность на основании договора купли-продажи от <Дата>. С <Дата> года указанное жилое помещение является аварийным, непригодным для проживания, в 2014 году признано аварийным, подлежащим сносу.
В соответствии с решениями жилищно-бытовой комиссии Читинского ЛО МВД России № 10 от 19 марта 2015 года Степанова Т.И. прошла перерегистрацию на улучшение жилищных условий и включена в список сотрудников (пенсионеров), нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на очередь до 2005 года. Решением жилищно-бытовой комиссии Забайкальского ЛУ МВД России на транспорте № 23 от 09.10.2015 года Степановой Т.И. было отказано в признании участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» на основании того, что она является собственником жилого помещения однокомнатной квартиры по адресу: <адрес>, общей площадью 36,5 кв. м. Вместе с тем, при принятии данного решения не было учтено, что данное жилое помещение в установленном законом порядке признано аварийным, капитальному ремонту и реконструкции не подлежит, в связи с чем, при расчете жилой площади не должно было учитываться. На протяжении всего времени и по настоящее время, Степанова Т.И. и члены ее семьи снимают квартиру, так как в указанном жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, проживать не предоставляется возможным. Обязательство о безвозмездном отчуждении имущества в настоящее время предоставить не может, так как зарегистрироваться в ином жилом помещении не предоставляется возможным (иного жилого помещения у Степановой Т.И. и членов ее семьи в собственности не имеется) и в случае предоставления социальной выплаты, обязуется в 2-х месячный срок с даты приобретения жилого помещения посредством реализации государственного жилищного сертификата подписать обязательство о безвозмездном отчуждении указанного помещения, заключить соглашение о сдаче помещения в установленном законодательством Российской Федерации порядке в государственную или муниципальную собственность после обеспечения ее и членов ее семьи социальной выплатой на приобретение жилого помещения.
Просила суд, с учетом уточнений, признать незаконными действия ответчика, связанные с отказом в предоставлении социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Степановой Т.И., нарушающие её жилищные права. Обязать ответчика - Забайкальское Линейное Управление Министерства внутренних дел России на транспорте признать Степанову Т.И. имеющей право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения и выплатить социальную выплату в виде жилищной субсидии для улучшения жилищных условий (т. 1, л.д. 10-16, 57).
Определениями суда от 12 сентября 2022 года и от 26 декабря 2022 года, от 12 января 2023 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Читинский линейный отдел Министерства внутренних дел России на транспорте, Министерство внутренних дел РФ, Правительство РФ (т. 1, л.д. 43, 68, 97).
Судом постановлено приведенное выше решение (т. 1, л.д. 135-141).
В апелляционной жалобе истец Степанова Т.И. просит решение суда отменить, удовлетворить исковые требования в полном объеме. Полагает, что суд недостаточно полно и всесторонне изучил предоставленные документы по делу. Указывает, что признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и ей подошел бы по государственной программе при наличии нескольких способов обеспечения жильем любой вариант, который бы привел к получению жилья, способ обеспечения не должен иметь значение. Жилищная комиссия должна была проинформировать истца о варианте ЕСВ и обеспечить жильем по этой форме. Право истца на получение жилья нарушено и ее обращения к ответчикам игнорируются и не разрешаются по существу. Считает, что многочисленные отказы и отсутствие достаточного финансирования не может служить основанием для ущемления ее законных прав и прав членов семьи на получение жилья и оправданием для затягивания процесса получения жилья на протяжении 18 лет. Ссылается на игнорирование судом ее ходатайства об истребовании документов, свидетельствующих о том, что ответчики действительно прилагают все необходимые усилия по скорейшему решению жилищной проблемы истца, а также сведения об очередности на получение жилищной субсидии. Тем самым суд лишил истца необходимой информации и документов, которые она могла бы предоставить Президенту РФ, в Генеральную Прокуратуру РФ и Следственный комитет РФ для обоснования своих обращений (л.д. 152-155).
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель Читинского ЛО МВД России на транспорте Ермоленко Ю.А., представитель ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Рыбкина В.Н. просят в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить в силе (т. 1, л.д. 161-163).
Определением Забайкальского краевого суда № 33-2851/2023 от 31.08.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения (т. 1, л.д. 237-246).
Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции № 88-2117/2024 от 01.02.2024 определение Забайкальского краевого суда № 33-2851/2023 от 31.08.2023 отменено, гражданское дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции (т. 2, л.д. 46-47).
В суд апелляционной инстанции истец Степанова Т.И., извещенная о времени и месте судебного заседания не явилась, направила письменное ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Ответчик Правительство РФ о времени и месте апелляционного рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направили, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении слушания дела не просил.
На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя истца Коноваловой М.Ю., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителей ответчиков Забайкальского ЛУ МВД России на транспорте и МВД России Мироновой Ю.А., Читинского линейного отдела МВД России на транспорте Ермоленко Ю.А., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания к отмене или изменению судебного решения в апелляционном порядке предусмотрены статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Таких оснований судебная коллегия при рассмотрении данного дела не находит.
Приходя к указанному выводу, судебная коллегия учитывает следующее.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Степанова Т.И. с марта 2004 года состоит на учете в Читинском ЛО МВД России на транспорте как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. В соответствии с решением протокола заседания жилищно-бытовой комиссии Читинского ЛО МВД России на транспорте № 10 от 19 марта 2015 года Степанова Т.И. прошла перерегистрацию на улучшение жилищных условий и включена в список сотрудников (пенсионеров), нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на очередь до 2005 года (л.д. 19, 89-90).
Решением жилищно-бытовой комиссии Забайкальского ЛУ МВД России на транспорте № 23 от 09.10.2015 года Степановой Т.И. было отказано в признании участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище-2011-2015 годы».
Как следует из выписки из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии Забайкальского ЛУ МВД России на транспорте от 09.10.2015г. основанием принятия в отношении Степановой Т.И. данного решения явилось обстоятельства наличия у Степановой Т.И. в собственности жилого помещения общей площадью 36,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с учетом п. 22 Правил выпуска и реализации жилищных сертификатов не позволяет претендовать на получение сертификата.
Истица Степанова Т.И. оспаривала данное решение в суде, однако решением Центрального районного суда г. Читы от 10.06.2016 года в удовлетворении требований Степановой Т.И. было отказано (см.л.д. 121-125).
Обращаясь в суд с настоящими исковыми требованиями о признании незаконными действий ответчика, истец ссылалась на то, что отказом в предоставлении социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения нарушаются её жилищные права.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии законных оснований для признания истца имеющей право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, поскольку Степанова Т.И. заявление о принятии ее на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по последнему месту службы не подавала.
Судебная коллегия такие выводы суда первой инстанции находит правильными, так как они соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем доводы апелляционной жалобы о том, что Степанова Т.И. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и ей подошел бы по государственной программе при наличии нескольких способов обеспечения жильем любой вариант, который бы привел к получению жилья, однако не был предложен ей, судебной коллегией отклоняются.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - Правила № 153).
Пунктом 1 названного постановления установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1710, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Правила № 153 устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов (далее - сертификат) в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Указанные положения предполагают предоставление мер социальной поддержки в жилищной сфере за счет федерального бюджета, направлены на реализацию социальных гарантий в жилищной сфере в данном случае граждан, уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, с должностей, выплата оклада денежного содержания по которым осуществлялась за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе.
В соответствии с абзацем 6 подпункта «а» пункта 5 Правил № 153 право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, имеют граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, с должностей, выплата оклада денежного содержания по которым осуществлялась за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, которые были приняты федеральным органом исполнительной власти, в котором они проходили службу, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и признанные участниками ведомственной целевой программы в порядке, установленном пунктами 19 - 21 настоящих Правил (далее - граждане - участники ведомственной целевой программы), которые подтвердили свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году (пункт 6 Правил № 153).
В случае, предусмотренном пунктом 16(2) Правил № 153, при совершении гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте «а» пункта 5 настоящих Правил, и (или) членами его семьи, действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, которые привели к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и размером общей площади жилого помещения, на которую в результате указанных действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер общей площади занимаемого указанными гражданами жилого помещения (размером отчужденной общей площадью жилого помещения). Указанные действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями учитываются за период, предшествующий выдаче ему сертификата, установленный законом субъекта Российской Федерации в целях учета действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за 5 лет.
В случае если гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте «а» пункта 5 настоящих Правил, и членами его семьи, не принято обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого ими жилого помещения, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и размером общей площади жилого помещения, занимаемого указанными гражданами по договору социального найма.
Согласно пункту 18 Правил № 153 выдача сертификатов осуществляется гражданам, указанным в подпункте «а» пункта 5 настоящих Правил, - федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба) (далее - федеральный орган), в котором указанные граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Исходя из пункта 19 Правил № 153 для участия в процессных мероприятиях граждане, указанные в пункте 5 Правил № 153, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в процессных мероприятиях и о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных с приложением указанных пунктом 19 Правил № 153 документов.
В целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, подтвердивших свое участие в процессных мероприятиях в планируемом году (пункт 24 Правил № 153).
На основании пункта 27 Правил № 153 для включения в список граждан, подтвердивших свое участие в процессных мероприятиях в планируемом году, гражданин - участник процессных мероприятий, указанный в подпункте «а» или «б» пункта 5 Правил № 153, представляет рапорт (заявление) в порядке и сроки, устанавливаемые соответствующим федеральным органом, в котором он состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
Федеральные органы представляют до 15 сентября года, предшествующего планируемому, ответственному исполнителю государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1710 (далее - государственная программа) выписки из списков граждан - участников процессных мероприятий, состоящих в федеральных органах на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и подтвердивших свое участие в процессных мероприятиях в планируемом году (далее - выписки из списков), по форме, установленной соответствующим федеральным органом.
Ответственный исполнитель государственной программы с учетом средств, предусмотренных на предоставление социальных выплат гражданам в проекте федерального бюджета на соответствующий год (за исключением средств, предусмотренных на предоставление социальных выплат гражданам, указанным в подпунктах «и» и «л» пункта 5 Правил № 153), и на основании сводных списков (сведений), полученных от исполнительных органов субъектов Российской Федерации, выписок из списков, полученных от федеральных органов, и сведений, полученных от органов местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований, определяет для каждого органа исполнительной власти контрольные цифры бюджетных средств для предоставления социальных выплат по категориям граждан, которые в течение 15 рабочих дней со дня внесения Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период доводятся до соответствующих органов исполнительной власти (пункт 28 Правил № 153).
Согласно пункту 29 Правил № 153 формирование сводных списков получателей сертификатов осуществляется исходя из очередности, предусмотренной пунктом 24 Правил № 153.
Порядок и сроки формирования списков граждан - участников процессных мероприятий, состоящих на учете в федеральных органах и подтвердивших свое участие в процессных мероприятиях в планируемом году, устанавливаются федеральными органами (пункт 31 Правил № 153).
Ответственный исполнитель государственной программы в месячный срок после вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год представляет в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект графика выпуска и распределения сертификатов по категориям граждан - участников процессных мероприятий (пункт 33 Правил № 153).
Как указал Конституционный суд Российской Федерации в Определении от 5 марта 2014 г. № 505-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Б. на нарушение его конституционных прав частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частью 1 статьи 44 Федерального закона "О полиции", частью 6 статьи 4, частями 1 и 2 статьи 6 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вводя новый порядок обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации жилыми помещениями - в виде предоставления им единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, федеральный законодатель предусмотрел распространение данной льготы и на граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, которые до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации (т.е. до 1 марта 2005 г.) были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники (статья 6 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения только тем уволенным со службы в органах внутренних дел гражданам Российской Федерации, которые в период службы в органах внутренних дел были в установленном законодательством порядке приняты на соответствующий учет, по своей правовой природе является входящей в систему мер социальной защиты данной категории граждан льготой, направленной на удовлетворение потребности в жилье нуждающихся в нем граждан. Вместе с тем данная льгота не предоставлена тем гражданам, которые были уволены со службы в органах внутренних дел, но не состояли на учете ни в качестве имеющих право на единовременную социальную выплату (в органах внутренних дел), ни в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в органах местного самоуправления).
Таким образом, из анализа действующего правового регулирования следует, что сотрудники, уволенные из органов внутренних дел и имеющие общую продолжительность службы в календарном исчислении 10 лет и более, могут претендовать на меры государственной поддержки по обеспечению жилым помещением в случае признания за ними нуждаемости в улучшении жилищных условий, в связи с чем они должны состоять на соответствующем учете при соблюдений условий, в том числе при необеспеченности в установленном размере жилой площадью на состав семьи. При этом лицо, претендующее на меры социальной поддержки, как в виде предоставления государственного жилищного сертификата, так и в виде социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, должны представить документы, подтверждающие их нуждаемость в мерах социальной поддержки по обеспечению их жилым помещением. В том числе при постановке на учет лица в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, учитывается наличие у него в пользовании или собственности других жилых помещений, а также обстоятельства намеренного ухудшения им своих жилищных условий.
Ввиду изложенного, в отношении категории граждан, которым предоставляются сертификаты, применяются Правила № 153, предусматривающие определенный порядок их выдачи. Только при соблюдении данной процедуры с учетом очередности граждан возможно предоставление государственного жилищного сертификата.
Относительно иных способов улучшения жилищных условий, предусмотренных для сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, условия и порядок их предоставления установлены статьями 4-6 Федерального закона № 247-ФЗ и принятыми в соответствии с указанными статьями нормативными правовыми актами.
Таким образом, предоставление иных мер социальной поддержки также должно осуществляться согласно соответствующему нормативно-правовому регулированию.
Как следует из материалов дела, Степанова Т.И. заявление и необходимые документы о принятии её на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не подавала, соответственно, вопрос наличия или отсутствия у нее права на получение данной выплаты предметом рассмотрения соответствующей жилищной комиссией не являлся.
Представленный в материалы дела ответ на обращение истицы № 3/225400927928 от 28.01.2022 года решением соответствующей комиссии не является ( т. 1, л.д. 22-23).
Доводы апелляционной жалобы о неразрешенном судом ходатайстве об истребовании документов, свидетельствующих о том, что ответчики действительно прилагают все необходимые усилия по скорейшему решению жилищной проблемы истца, а также сведений об очередности на получение жилищной субсидии, являются необоснованными, поскольку из материалов дела не следует, что данное ходатайство было заявлено стороной истца.
Кроме того, как следует из апелляционной жалобы, вышеуказанные документы необходимы истице не для подтверждения своих доводов в рамках настоящего дела, а для дальнейшего обращения к Президенту РФ, в Генеральную Прокуратуру РФ и Следственный комитет РФ.
Поскольку судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применен закон, подлежащий применению к рассматриваемым правоотношениям, выводы суда мотивированы и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка, обстоятельства, влекущие безусловную отмену судебного решения, по делу не установлены, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Центрального районного суда г. Читы от 28 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Степановой Т.И. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступило в законную силу и может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, расположенный в г. Кемерово, в течение 3-х месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения, путем подачи кассационной жалобы в Центральный районный суд г. Читы.
Председательствующий Чайкина Е.В.
Судьи Казакевич Ю.А.
Епифанцева С.Ю.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20.03.2024 года.