Дело № 2-3666/2023 (УИД 42RS0009-01-2023-005601-20)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кемерово 26 октября 2023 года
Центральный районный суд г. Кемерово в составе председательствующего судьи Шурхай Т.А., при секретаре Яковлевой В.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Силантьева Юрия Владимировича к ОСФР по Кемеровской области-Кузбассу о признании решения об отказе в назначении страховой пенсии незаконным, признании права на назначение страховой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Силантьев Ю.В. обратился в суд с иском к ОСФР по Кемеровской области-Кузбассу о признании решения об отказе в назначении страховой пенсии незаконным, признании права на назначение страховой пенсии.
Требования мотивированы тем, что Силантьев Юрий Владимирович, **.**.****, **.**.**** обратился в ОСФР по Кемеровской области-Кузбассу с заявлением о назначении в соответствии со статьей 8 Федерального закона Российской Федерации «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ и законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
1 июня 2023 года ОСФР по Кемеровской области-Кузбассу отказано Силантьеву Ю.В. в назначении пенсии в соответствии со статьей 8 Федерального закона Российской Федерации «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ и законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в связи с отсутствием правовых оснований, а именно, пенсионное обеспечение граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», другими федеральными законами, в том числе федеральными законами от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Федеральным законом «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ.?
Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 №1074 утвержден «Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Согласно представленной справке от **.**.**** ###, выданной расчётно-справочным центром ### ... Республики Беларусь, Силантьев Юрий Владимирович, **.**.**** с **.**.**** по **.**.**** постоянно проживал на территории ... Республики Беларусь. Согласно Перечню населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 года № 1074 г., Гомель Республики Беларусь не значится.
Считает, что приведенная ответчиком формулировка формальна, решение об отказе в назначении страховой пенсии незаконно.
Письменными доказательствами подтвержден факт проживания Силантьева Ю.В. в период катастрофы на Чернобыльской АЭС, а затем проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом продолжительностью 7 лет, о чем выдана справка Филиала «Гомельоблгидромет» исх. ### от **.**.****.
Учитывая, что он является гражданином Российской Федерации, исходя из установления действующим законодательством гарантий мер социальной поддержки, предусмотренных данным Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, полагает, что имеет право на назначение пенсии по старости, предусмотренной Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с уменьшением возраста выхода на пенсию 2 года.
С учетом того, что на дату подачи заявления в ПФР он достиг возраста 61 год, право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии со статьей 8 Федерального закона Российской Федерации «О страховых пенсиях» от **.**.**** № 400-ФЗ и законом Российской Федерации от **.**.**** ### «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», у у него возникло (60 лет минус 2 года = 58 лет), таким образом пенсия должна быть назначена с даты подачи заявления - **.**.****.
Просит признать незаконным решение ### от **.**.****, Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области об отказе в назначении Силантьеву Юрию Владимировичу, **.**.****, страховой пенсии в соответствии со статьей 8 Федерального закона Российской Федерации «О страховых пенсиях» от **.**.**** № 400-ФЗ и законом Российской Федерации от **.**.**** ### «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области назначить Силантьеву Юрию Владимировичу, **.**.****, страховую пенсию в соответствии со статьей 8 Федерального закона Российской Федерации «О страховых пенсиях» от **.**.**** № 400-ФЗ и законом Российской Федерации от **.**.**** ### «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с **.**.****.
В судебное заседание истец Силантьев Ю.В. не явился, извещен о слушании дела надлежащим образом, телефонограммой, в которой не возражала против рассмотрения дела в его отсутствие.
Представители истца ЛИЦО_4, ЛИЦО_5, действующие по доверенности, не явились, извещены надлежаще. Ранее **.**.**** участвовали в судебном заседании посредством ВКС, поддержали исковые требования. **.**.**** слушание дела было отложено по ходатайству представителей истца, заявивших о намерении приобщить к материалам дела другие решения ответчика по заявлениям истца. В настоящее судебное заседание иные решения ОСФР по Кемеровской области-Кузбассу стороной истца не представлены. Представителями заявлено письменное ходатайство об отложении слушания дела для сбора других решений ответчика и уточнения исковых требований. Учитывая, что такое ходатайство заявлено повторно, а также наличие сведений о надлежащем уведомлении непосредственно истца о слушании дела и отсутствие возражений о рассмотрении дела без него, суд оставил ходатайство об отложении судебного заседания без удовлетворения. При этом суд разъясняет истцу, что другие решения ОСФР по Кемеровской области-Кузбассу, постановленные по итогам рассмотрения других заявлений истца о назначении досрочной пенсии, Силантьев Ю.В. вправе обжаловать путем предъявления самостоятельного иска. Для разрешения заявленных в настоящем иске требований суждения ответчика, изложенные в других решениях, в любом случае правового значения не имеют.
Ответчик - ОСФР по Кемеровской области-Кузбассу представителя не направил, извещен о слушании дела надлежаще. Ранее в судебном заседании **.**.**** представитель ответчика ЛИЦО_6, действующая по доверенности от **.**.**** ###, возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в оспариваемом решении.
Суд рассмотрел дело в отсутствие сторон.
Изучив письменные материалы дела, учитывая пояснения представителей сторон, ранее данные в судебном заседании, суд пришел к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Силантьев Юрий Владимирович, **.**.****, **.**.**** обратился в ОСФР по Кемеровской области-Кузбассу с заявлением о назначении в соответствии со статьей 8 Федерального закона Российской Федерации «О страховых пенсиях» от **.**.**** № 400-ФЗ и законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
**.**.**** ОСФР по Кемеровской области-Кузбассу отказано Силантьеву Ю.В. в назначении пенсии в соответствии со статьей 8 Федерального закона Российской Федерации «О страховых пенсиях» от **.**.**** № 400-ФЗ и законом Российской Федерации от **.**.**** ### «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в связи с отсутствием правовых оснований, так как населенный пункт - ..., в котором проживал истец с **.**.**** по **.**.****, не находится в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В опровержение доводов ответчика истец представил в материалы дела справку от **.**.**** ###, выданную расчётно-справочным центром ### ... Республики Беларусь, согласно которой он с **.**.**** по **.**.**** постоянно проживал на территории ... Республики Беларусь.
Оценивая установленные обстоятельства и представленные доказательства, суд соглашается с доводами ответчика об отсутствии оснований для назначения истцу досрочной страховой пенсии в соответствии со статьей 8 Федерального закона Российской Федерации «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ и законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 24 мая 2023 года.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" к числу лиц имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению отнесены граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии с положениями абзаца 4 пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 - 10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" действие настоящего Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан; на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр); на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием - 137 превышает 1 Ки/кв. км. Указанные территории подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом. Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.
Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены в статье 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В соответствии со статьей 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами. Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону "О страховых пенсиях". Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Пунктом 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, отнесены граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В силу статьи 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 8 части 1 статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Как указано в примечании к статьи 35 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Статьей 49 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установлена гарантия мер социальной поддержки, предусмотренных данным законом, гражданам пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания.
В соответствии со статьями 1 и 11 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (заключено в г. Москве 13 марта 1992 года) необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
Согласно абзацу первому пункта 3 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 г. N 6 "О совместных действиях по минимизации и преодолению последствий Чернобыльской катастрофы" выданные в установленном порядке гражданам Республики Беларусь и Российской Федерации документы, удостоверяющие участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, проживание на загрязненной в результате Чернобыльской катастрофы территории, отселение и эвакуацию, принимаются соответственно в Российской Федерации и Республике Беларусь без легализации, а льготы и компенсации, предусмотренные законодательством соответствующего государства для этих категорий граждан, распространены на лиц, прибывших с такими документами из Республики Беларусь в Российскую Федерацию на постоянное проживание и наоборот. Абзацем вторым пункта 3 поименованного решения установлено, что порядок предоставления льгот и компенсаций определяется законодательством государства постоянного проживания указанных лиц.
В силу пункта 100 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 г. N 958н, действовавшим в спорный период, проживание (период проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" подтверждается удостоверениями установленного образца, подтверждающими проживание в указанных зонах жительства или месту пребывания.
Пунктом 109 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Минтруда России от 4 августа 2021 г. N 538н, действующего с 1 января 2022 г., установлено, что постоянное проживание (период постоянного проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства).
Согласно статье 6 Закона Республики Беларусь от 26 мая 2012 г. N 385-3 "О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС" зона проживания с периодическим радиационным контролем - это территория с плотностью загрязнения почв радионуклидами цезия-137 от 37 до 185 кБк/м2 (от 1 до 5 Ки/км2) либо стронция-90 от 5,55 до 18,5 кБк/м2 (от 0,15 до 0,5 Ки/км2) или плутония-238, 239, 240 от 0,37 до 0,74 кБк/м2 (от 0,01 до 0,02 Ки/км2), на которой средняя годовая эффективная доза облучения населения не должна превышать (над уровнем естественного и техногенного фона) 1 мЗв.
Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 N 1074 утвержден перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в котором ... не поименован.
Законодательством РФ не предусмотрена возможность предоставления права на льготное пенсионное обеспечение на основании документов, выданных уполномоченными органами других государств, в частности Украины и Республики Беларусь.
Установив, что Силантьев Ю.В. не проживал на территории, входящей в зону проживания с периодическим радиационным контролем, суд пришел к выводу о том, что на него не распространяются льготы по пенсионному обеспечению, установленные для лиц, проживавших на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, предусмотренные статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", поэтому право у истца на пенсионное обеспечение в соответствии со статьей 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не возникло.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Силантьева Юрия Владимировича к ОСФР по Кемеровской области-Кузбассу о признании решения об отказе в назначении страховой пенсии ### от 01.06.2023 незаконным, признании права на назначение страховой пенсии оставит без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Кемерово.
Судья подпись Т.А. Шурхай
Мотивированное решение изготовлено 02.11.2023.
Копия верна судья Т.А. Шурхай