Дело № 2-362/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Алдан 29 марта 2021 года
Алданский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Капраловой М.И., при секретаре судебного заседания Воробьевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Майстренок Александра Сергеевича Майстренок Александра Сергеевича к Государственному казенному учреждению РС (Я) «Дирекция жилищного строительства РС (Я)», администрации муниципального образования «Город Томмот» о признании незаконным действия об отказе в предоставлении жилого помещения, обязании предоставить другое жилое помещение взамен признанного аварийным,
установил:
Майстренок А.С. обратился в суд с иском к Государственному казенному учреждению РС (Я) «Дирекция жилищного строительства РС (Я)», администрации МО «Город Томмот» о признании незаконным действия об отказе в предоставлении другого жилого помещения, обязать ответчиков предоставить другое жилое помещение взамен признанного аварийным. Требования мотивированы тем, что истец является собственником жилого помещения по адресу: ........ Дом истца признан аварийным и подлежащим сносу. Впоследствии дом включен в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 года». Постановлением Главы МО «Город Томмот» № 188 от 14.10.2019 утверждено изъятие земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд. Из уведомления администрации МО «Город Томмот» от 28.04.2020 № 523 следует, что согласно разъяснениям ГКУ «Дирекция жилищного строительства РС (Я)» от 20.03.2020, в соответствии с ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) определено, что граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются. Истец полагает, что данное разъяснение ГКУ «Дирекция жилищного строительства РС (Я)» незаконно, поскольку собственники имеют право на предоставление им другого жилого помещения взамен сносимого, так как правоотношения возникли до введения в действия ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ. Ссылаясь на нарушение жилищных прав, истец просил суд признать незаконным действие ГКУ «Дирекция жилищного строительства РС (Я)» и обязать ответчиков предоставить истцу другое жилое помещение взамен признанного аварийным.
В судебное заседание истец Майстренок А.С., представители ответчиков не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии сторон.
В письменном возражении ГКУ «Дирекция жилищного строительства РС (Я)» со ссылкой на раздел 7 Программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы и п. 2.8 Порядка приобретения жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства PC (Я) № 290 от 01.10.2019 г. указало, что является не надлежащим ответчиком по требованию истца о предоставлении жилого помещения. Также со ссылкой ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ полагали отказать в удовлетворении требования о предоставлении другого жилого помещения взамен признанного аварийным.
Согласно отзыву, администрация МО «Город Томмот полагает подлежащим удовлетворению требование истца о предоставлении другого жилого помещения взамен аварийного, поскольку многоквартирный дом признан аварийным и включен в региональную адресную программу. Постановлением Главы МО «Город Томмот» от 14.10.2019 № 188 принято решение об изъятии земельного участка и жилого помещения истца для муниципальных нужд.
Суд, изучив доводы сторон, изучив, огласив материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено два способа реализации жилищных прав граждан при признании их жилья аварийным: в общем порядке, предусмотренном ЖК РФ и, в случае признания многоквартирного дома аварийным и его включения в региональную адресную программу, в специальном порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее ФЗ № 185-ФЗ).
Так, частью 1 статьи 32 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения.
Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть б). По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8).
В силу положений части 1, пункта 1 части 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать перечень многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов расходуются на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на строительство таких домов, а также на выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 6 статьи 16).
Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27.03.2019 г. № 50 утверждена республиканская региональная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», согласно которой установлены этапы и сроки реализации программы, определены участники программы в лице органов местного самоуправления и органов государственной власти, в том числе Республиканское казенное учреждение Республики Саха (Якутия) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия). Источниками финансирования программы являются как средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, так и средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
Так, частью 1 статьи 32 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 6). По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8).
Судом установлено, что истец является собственником жилого помещения по адресу: ........, что подтверждается выпиской из ЕГРН.Квартира приобретена истцом по договору купли-продажи от 07.05.2018.
Заключением межведомственной комиссии МО «Город Томмот» № 36 от 20 марта 2014 года, многоквартирный дом по адресу: ....... признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 марта 2019 г. № 50 указанный жилой дом включен в республиканскую адресную программу РС (Я) по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 – 2025 годы.
Постановлением Главы МО «Город Томмот» от 14.10.2019 № 188 принято решение об изъятии земельного участка и жилого помещения истца для муниципальных нужд.
Федеральным законом от 27.12.2019 N 473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 473-ФЗ) внесены изменения в полномочия органов государственной власти Российской Федерации в область жилищных отношений при переселении граждан из аварийного жилищного фонда.
Статья 32 ЖК РФ была дополнена новой частью 8.2, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 указанной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 указанной статьи в отношении таких граждан не применяются.
Федеральный закон от 27.12.2019 N 473-ФЗ, которым в ЖК РФ введена часть 8.2 статьи 32, вступил в силу согласно ст. 3 со дня его официального опубликования, то есть с 28.12.2019 (дата опубликования на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru).
Из Письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.04.2020 N 15026-МЕ/06 следует, что под действие ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ подпадают все случаи перехода права собственности (кроме наследования) после даты признания многоквартирного дома аварийным. Таким образом, при изъятии жилого помещения (заключения с конкретным собственником соглашения об изъятии), осуществляемом после 28.12.2019, размер возмещения за изымаемое жилое помещение определяется в соответствии с ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, с учетом положений части 8.2 ст. 32 ЖК РФ.
В силу ч. ч. 1 и 3 ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным правоотношениям, возникшим после введения его в действие. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Таким образом, доводы представителя ГКУ «Дирекция жилищного строительства РС (Я)», что к данным спорным правоотношениям применению подлежит ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ, являются ошибочными и не могут быть приняты судом во внимание.
Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
В соответствии с указанными выше правовыми нормами изъятие земельного участка под многоквартирным домом, признанным аварийным и подлежащим сносу, в котором расположено жилое помещение, принадлежащее истцу на праве собственности, а также включение указанного дома в региональную адресную программу предполагает наличие у гражданина права выбора способа обеспечения его жилищных прав либо путем предоставления другого жилого помещения, либо путем выкупа жилого помещения.
Таким образом, Майстренок А.С. избрал способ обеспечения своих жилищных прав путем предоставления другого жилого помещения взамен жилья, признанного аварийным.
Требование истца о предоставлении другого жилого помещения взамен признанного аварийным предъявлены к Государственному казенному учреждению РС (Я) «Дирекция жилищного строительства РС (Я)» и администрации муниципального образования «Город Томмот».
Исходя из принципа диспозитивности гражданского процесса, определяющего содержание норм ГПК РФ, регулирующих состав лиц, участвующих в деле, только истцу принадлежит право определить ответчика.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 2013 года N 1626-О, в силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (часть первая статьи 4 ГПК Российской Федерации), к кому предъявлять иск (пункт 3 части второй статьи 131 ГПК Российской Федерации) и в каком объеме требовать от суда защиты (часть третья статьи 196 ГПК Российской Федерации). Соответственно, суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен истцом, и только в отношении того ответчика, который указан истцом, за исключением случаев, прямо определенных в законе. Поэтому, если суд придет к выводу о том, что выбранное истцом в качестве ответчика лицо не является субъектом спорного материального правоотношения, обязанным удовлетворить право требования истца, принудительной реализации которого тот добивается в суде, суд обязан отказать в удовлетворении иска.
Замена ненадлежащего ответчика надлежащим возможна только по ходатайству истца или с его согласия. Если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика, суд не вправе привлечь надлежащего ответчика к участию в деле, а должен рассмотреть дело по предъявленному иску (ч. 2 ст. 41 ГПК РФ), то есть вынести решение об отказе в иске.
Учитывая приведенные законоположения, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения требования истца о предоставлении другого жилого помещения взамен признанного аварийным, предъявленного к ГКУ «Дирекция жилищного строительства РС (Я)».
Поскольку многоквартирный дом, в котором расположено жилое помещение, находящееся в собственности Майстренок А.С., признан аварийным, включен в региональную программу переселения, фактически изъят у владельца, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требования истца о предоставлении другого жилого помещения взамен признанного аварийным, предъявленного к администрации муниципального образования «Город Томмот».
Также истцом заявлено требование о признании незаконным действие ГКУ «Дирекция жилищного строительства РС (Я)» об отказе в предоставлении другого жилого помещения взамен признанного аварийным.
Между тем, истцом в нарушение требований статьи 56 ГПКРФ не представлены доказательства о принятии ГКУ «Дирекция жилищного строительства РС (Я)» решения об отказе в предоставлении другого жилого помещения взамен признанного аварийным.
При таких обстоятельствах, требование истца о признании незаконным действия ГКУ «Дирекция жилищного строительства РС (Я)» об отказе в предоставлении жилого помещения подлежит отказу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-197 ГПК РФ, суд,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ (░) «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ (░)», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ (░) «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ (░)» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ (░) ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 02.04.2021