Дело № 2-1176/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 февраля 2016 года
Промышленный районный суд г. Смоленска
в составе:
председательствующего судьи Родионова В.А.,
при секретаре Ермаковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чернышевой ФИО1 к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об изменении вида разрешённого использования земельного участка,
у с т а н о в и л:
Чернышова Е.Н. обратилась в суд с иском к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об изменении вида разрешённого использования земельного участка, указав, что она является собственником земельного участка площадью 547 кв.м по адресу: <адрес> с кадастровым номером № с видом разрешенного использования "под садовым домиком". На данном участке находится садовый домик, который также принадлежит истцу на праве собственности. Земельный участок расположен в территориальной зоне СД, которая предполагает несколько основных видов разрешенного использования, в том числе "под объекты бытового обслуживания". 22.07.2015 истец обратилась в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Смоленской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка – "под объект бытового обслуживания", однако ей отказали, указав, что данный участок находится в двух зонах - СД (садоводство) и Н (территория общего пользования), в отношении последней из которых решение об изменение вида разрешенного использования принимается уполномоченным органом местного самоуправления. С данным отказом не согласна. Считает, что правилами землепользования и застройки г. Смоленска определены зоны и относящиеся к каждой из зон основные, условно разрешенные, вспомогательные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства. К определенным градостроительным регламентом основным видам разрешенного использования зоны СД - зоны, занятой объектами садоводства без возможности осуществления жилищного строительства, отнесены, в том числе, такие виды разрешенного использования, как «садоводство», «огороды», «объекты общественного питания», а также «объекты бытового обслуживания», при условии, что такие объекты расположены на земельных участках, непосредственно примыкающих к красным линиям улиц, дорог, площадей, проездов, набережных, бульваров, являющихся территориями общего пользования, и при условии, если общая площадь объектов капитального строительства на соответствующих земельных участках не превышает 300 кв.м. Из технико-экономического обоснования строительства, здания бытового обслуживания на земельном участке с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, следует, что планируемый к размещению объект соответствует условиям отнесения его к основным видам использования земельного участка в указанной территориальной зоне. Кроме того, указала, что достоверные сведения о нахождении принадлежащего ей земельного участка в двух территориальных зонах: СД и Н - не регламентируемые территории, отсутствуют. Кроме того, решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 15.03.2012 сделан вывод о разработке Генерального плана города Смоленска с нарушением установленной законом процедуры разработки генеральных планов городских округов в связи с тем что функциональная зона отвода магистрали в районе расположения принадлежащего ей участка установлена без учета существующей ситуации, а также без учета возможности прокладки магистрали по иной территории, без затрагивания прав третьих лиц. Полагает, что независимо от того, что резолютивная часть указанного решения касается только земельных участков лиц, являющихся заявителями по делу, вывод сделан судом в отношении Генерального плана в части отвода магистрали в целом. То есть данный вывод может быть распространен и на принадлежащий ей земельный участок. Просит суд обязать ответчика изменить вид разрешенного использования спорного земельного участка "под объекты бытового обслуживания".
В судебном заседании представитель истца Чернышевой Е.Н. – Ефимова Л.М. требования поддержала по основаниям изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в судебное заседание не явился, в предыдущем заседании иск не признал, указав, что право на изменение вида разрешенного использования объектов недвижимости реализуется при условии получения градостроительного плана земельного участка и разрешения на строительство или реконструкцию, которые необходимо получать в Администрации г. Смоленска. Истец данные документы не представил.
Представитель третьего лица - Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил, возражений относительно заявленных требований не представил.
При таких обстоятельствах, в силу ч. 3, 4 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседания установлено, что Чернышева Е.Н. является собственником земельного участка площадью 547 кв.м с кадастровым номером № и расположенного на нём садового домика, назначение: нежилое по адресу: <адрес>. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем выданы свидетельства о регистрации права от 28.08.2014 и 26.06.2014 (л.д. 8-9).
Согласно кадастрового паспорта земельного участка от 17.09.2014 вышеуказанный земельный участок имеет вид разрешенного использования - "под садовым домиком" (л.д. 10).
22.07.2015 Чернышева Е.Н. обратилась в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Смоленской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка "под садовым домиком" на вид разрешенного использования "под объект бытового обслуживания" (л.д.49,68).
Решением филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» от 31.08.2015 № № Чернышевой Е.Н. отказано в государственном кадастровом учёте изменений объекта недвижимости со ссылкой на отсутствие градостроительного плана земельного участка и разрешения на строительство, а также в связи с нахождением участка в нерегламентируемой зоне (л.д. 16).
В соответствии со ст. 1 ЗК Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Статьей 7 ЗК Российской Федерации произведено подразделение земель на категории и определено, что эти земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Статьей 85 ЗК Российской Федерации установлено, что порядок использования земель населенных пунктов определяется в соответствии с зонированием их территорий. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Земельные участки могут использовать в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (ч. 1 и ч. 2 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 7 ЗК Российской Федерации возможность самостоятельного выбора разрешенного использования земельных участков поставлена законодателем в зависимость от видов использования, предусмотренных зонированием территорий.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.
Из положений ст. 30, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 7, 85 ЗК Российской Федерации, ст. 22 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что кадастровый учет изменения вида разрешенного использования земельного участка осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом, а изменение вида разрешенного использования земельных участков, виды разрешенного использования которых градостроительному регламенту не соответствуют, может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования, установленными градостроительным регламентом.
Из положений ст. 40 - 41 ЗК Российской Федерации следует, что если земельный участок закреплен за лицом, то возможность его застройки определяется в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования участка. Первоначально разрешенное использование участка определяется в процессе градостроительного зонирования или в процессе предварительного согласования места размещения объекта. Если же правообладатель земельного участка по тем или иным причинам желает застроить его иным образом, то для этого подлежит изменению его целевое назначение и разрешенное использование с получением на это необходимых согласований и с соблюдением процедуры, установленной законом.
Решением 41-й сессии Смоленского городского Совета 111 созыва от 28.02.2007 № 490) утверждены Правила землепользования и застройки г. Смоленска.
При этом пунктом 7 статьи 9 главы 3 Правил установлено, что право на изменение вида разрешенного использования объектов недвижимости, если изменение связано со строительством и реконструкцией объектов капитального строительства, реализуется при условии получения градостроительного плана земельного участка и разрешения на строительство, реконструкцию (за исключением случаев, определенных законодательством Российской Федерации) в порядке, установленном действующим законодательством.
Таким образом, размещение объектов капитального строительства на земельном участке должно соответствовать виду разрешенного использования данного участка и его целевого назначения. Изменения вида разрешенного использования реализуется при условии получения градостроительного плана земельного участка и разрешения на строительство (реконструкцию), если таковое требуется.
В целях соблюдения процедуры изменения вида разрешенного использования земельного участка истец Чернышева Е.Н. получила в Администрации г. Смоленска градостроительный план принадлежащего ей земельного участка от 06.07.2015, который ею и был предоставлен в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (л.д. 50).
Согласно градостроительного плана земельный участок с кадастровым номером № находится в двух зонах: зоне Н – нерегламентированная территория (территория общего пользования) и зоне СД – зона занятая объектами садоводства без возможности осуществления жилищного строительства. При этом часть земельного участка, попадающего в зону СД, возможно использовать для основных видов: как под садоводство, так и под объекты бытового обслуживания, которые могут размещаться на земельных участках, непосредственно примыкающих к красным линиям улиц, дорог, площадей, проездов, являющихся территориями общего пользования, и при условии, если общая площадь объекта капитального строительства не превышает 300 кв.м.
Возможность строительства объектов бытового обслуживания в зоне СД (зона занятая объектами садоводства без возможности осуществления жилищного строительства), в которую входит спорный земельный участок, подтверждается и выпиской из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города Смоленска (л.д. 41-43).
Согласно технико-экономического обоснования, выполненного ООО «Параллель», земельный участок истца располагается вдоль красной линии проезда общего пользования Рославльского шоссе, обеспечивающего непрерывную транспортную и пешеходную связь объекта с иными улицами города Смоленска, и на нём возможно размещение объекта капитального строительства – здания бытового обслуживания общей площадью 300 кв.м и высотой до двух этажей, которое относится к основным видам разрешённого использования территорий, относящихся к зоне СД.
Таким образом, вышеприведённые документы опровергают доводы ответчика о невозможности использования спорного земельного участка для размещения на нём объекта бытового обслуживания.
Более того, по мнению суда, выданный градостроительный план содержит неверные сведения о частичном нахождении земельного участка в зоне Н – нерегламентированная территория.
Действительно, в редакции Решения Смоленского городского Совета от 14.12.2011 N 528 "О внесении изменения в территориальное зонирование Правил землепользования и застройки города Смоленска, утвержденных решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007 N 490" Правила землепользования и застройки г. Смоленска предусматривали нерегламентированную территорию для запроектированной автомобильной магистральной улицы городского значения в районе садоводческих товариществ «Дружба», «Железнодорожник» и «Рассвет», расположенных в районе <адрес>, но впоследствии решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 15.03.2012 Администрация г. Смоленска обязана внести изменения в Генеральный план города Смоленска в части размещения магистральной улицы городского значения по территории садоводческих товариществ «Дружба», «Железнодорожник» и «Рассвет» путём её исключения (л.д. 17).
Отсутствие действий со стороны органа местного самоуправления по исполнению решения суда об исключении в Генеральном плане города Смоленска запроектированной улицы и по приведению Правил землепользования и застройки г. Смоленска в соответствие с этими изменениями не должно препятствовать осуществлению гражданами прав собственности на земельные участки, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органом местного самоуправления указанных документов.
В обжалуемом решении об отказе в учёте изменений объекта недвижимости от 31.08.2015 указано, что филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Смоленской области был сделан запрос в Управление Архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска о предоставлении градостроительного плана, на который получен ответ, что градостроительный план в отношении спорного земельного участка не выдавался.
Между тем, приведённое в решении содержание ответа не соответствует действительности. Запрос и ответ на него содержатся в материалах кадастрового дела и их копии были предоставлены суду и приобщены в материалы дела (л.д. 69, 71). Так в ответе Управления Архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска от 17.08.2015 указано, что земельный участок расположен в зоне СД – зона садоводства и частично в зоне Н – нерегламентированных территорий и для сведения должностных лиц филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Смоленской области дополнительно разъяснено, что оформление градостроительного плана земельного участка и получение разрешения на строительство объектов на земельных участках, предоставленных для садоводства, не требуется. В ответе нет сведений о том, что градостроительный план не выдавался.
Разъяснение, данное в вышеуказанном письме, по поводу того, что для строительства объектов на земельных участках для садоводства не требуется получать разрешения, полностью соответствует требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В силу подп. 1 п. 17 ст. 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства.
Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ землепользователь вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, то есть для строительства должна быть подготовлена проектная и разрешительная документация.
Из приведенных норм закона следует, что на земельных участках, предназначенных для ведения садоводства, без получения разрешения возможно строительство зданий, назначение которых согласуется с градостроительным регламентом этой зоны.
В связи с этим суд находит несостоятельной и вторую причину отказа в изменении вида разрешённого использования как отсутствие разрешения на строительство, так как согласно пункту 7 статьи 9 главы 3 Правил землепользования и застройки г. Смоленска разрешение на строительство для изменение вида разрешенного использования объекта недвижимости не предоставляется, если его получение не требуется в случаях, определенных законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах нельзя признать законным принятое филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» решение об отказе в учёте изменений объекта недвижимости от 31.08.2015 № №, а потому исковые требования Чернышевой Е.Н. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░» ░░ 31.08.2015 № № ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░3 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░ «░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░