РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
18 марта 2022 года г.Тула
Судья Пролетарского районного суда г. Тулы Кульчук А.А., рассмотрев в помещении суда по правилам упрощенного (письменного) производства административное дело № 2а-676/2022 по административному иску Управления Федеральной налоговой службы России по Тульской области к Алексееву Александру Валериевичу о взыскании недоимки, пени
установил:
Управление Федеральной налоговой службы России по Тульской области (далее УФНС РФ по ТО) обратилось в суд с вышеуказанным административным иском, просило взыскать с Алексеева А.В. задолженность в общем размере 29 744 руб., а именно: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере 29 744 руб. за 2020 г. В обоснование требований указано, что Алексееву А.В. было направлено требование № со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, которое не было исполнено в полном объеме. Задолженность взыскивалась в порядке приказного производства, но по заявлению Алексеева А.В. судебный приказ был отменен, что инициировало подачу настоящего административного иска в суд.
Уточнив заявленные исковые требования, в связи с произведенной ответчиком частичной уплатой суммы задолженности, УФНС РФ по ТО просило взыскать с Алексеева А.В. задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 19 744 руб.
Определением судьи осуществлен переход к рассмотрению дела в порядке упрощенного (письменного) производства в соответствии с положениями ч.7 ст. 150 КАС РФ.
Исследовав письменные материалы данного административного дела, а также дело №2а-1398/2021 по заявлению УФНС РФ по ТО о выдаче судебного приказа о взыскании с Алексеева А.В. недоимки по налогам, предоставленное мировым судьей судебного участка №63 Пролетарского судебного района г. Тулы, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации, провозглашая целью политики России как правового демократического и социального государства создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, предусматривает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Одним из важнейших средств реализации указанных гарантий является обязательное страхование, включающее систему страховых взносов - обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемых с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования, а также взносов, взимаемых с организаций в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц (п. 3 ст. 8 НК РФ).
Согласно ст. 57 Конституции РФ, п. 1 ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных налоговым законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В силу ст.ст. 45, 46 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога и (или) пени является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с ч. 2 ст. 57 НК РФ при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75 НК РФ).
В силу п.3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Согласно ч.6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
В соответствии с ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с изменениями в НК РФ, внесенными Федеральным законом от 03.07.2016 №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», начиная с 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговый орган. Также к налоговым органам переходят полномочия взыскания недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам, в том числе возникшей до 01.01.2017.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено этим же пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В силу ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В Определении Конституционного суда РФ от 30.01.2020 № 12-О указано, что принудительное взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, предусмотренное ст. 48 НК РФ, по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (п. 2 данной статьи).
Нормы НК РФ не предполагают возможности бессрочного взыскания с налогоплательщика налоговой задолженности, направлены на установление надлежащего механизма реализации налогоплательщиками налоговой обязанности.
При этом, при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные ст. 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
Таким образом, в круг обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения настоящего административного дела и подлежащих обязательному установлению, входит, в том числе соблюдение налоговым органом срока для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа в отношении должника, установленного п. 2 ст. 48 НК РФ, так и в суд с административным исковым заявлением.
Срок добровольного исполнения Алексеевым А.В. налогового требования № об уплате страховых взносов за 2020 год определен до ДД.ММ.ГГГГ.
С заявлением о взыскании страховых взносов налоговый орган обратился к мировому судье ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах срока, установленного ст. 48 НК РФ.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 63 Пролетарского судебного района г. Тулы по заявлению УФНС по ТО вынесен судебный приказ о взыскании с Алексеева А.В.. задолженности, который в связи с поступившими возражениями последнего был отменен ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с абз. 2, 3 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Административный истец обратился в суд с данным административным исковым заявлением ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, УФНС по ТО соблюден установленный законом срок на подачу административного искового заявления о взыскании страховых взносов с ответчика.
Правоотношения по начислению, уплате и взысканию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование урегулированы главой 34 НК РФ.
Согласно подп. 2 п. 1 ст.419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
В соответствии с ч.1 ст. 430 НК РФ плательщики, указанные в подп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 32 448 рублей за расчетный период 2020 года.
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.
Статьей 432 НК РФ предусмотрено, что исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Расчетным периодом признается календарный год.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подп. 2 п.1 ст. 419 НК РФ, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Алексеев А.В. с ДД.ММ.ГГГГ являлся индивидуальным предпринимателем (ОГРНИП №) и плательщиком страховых взносов в силу подп. 2 п. 1 ст.419 НК РФ.
ДД.ММ.ГГГГ Алексеев А.В. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, о чем в ЕГРИП внесены соответствующие сведения.
В соответствии с п.5 ст. 432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов таким плательщиком осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя в качестве плательщика страховых взносов.
Таким образом, срок уплаты Алексеевым А.В. страховых взносов за 2020 год – не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п.5 ст. 430 НК РФ если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя включительно.
В соответствии с абз. 13 п. 2 ст. 11 НК РФ сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, признается недоимкой.
П. 2 ст. 69 НК РФ установлено, что при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.
На основании ст. 69 НК РФ Алексееву А.В. выставлено и направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, по уплате за 2020 год: страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 29 744 руб., пени 227,54 руб., на обязательное медицинское страхование в размере 7723,83 руб., пени 59,09 руб. Срок уплаты до ДД.ММ.ГГГГ. Требование получено Алексеевым А.В. ДД.ММ.ГГГГ. В добровольном порядке требование исполнено частично.
По сообщению УФНС РФ по ТО, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ остаток задолженности составляет 19 744 руб. (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование).
Как предписывает ч.4 ст. 289 КАС РФ обстоятельства, послужившие основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, административным истцом доказаны, также произведен соответствующий расчет недоимки, который проверен судом и является верным, произведен с учетом требований п.5 ст. 430 НК РФ.
Административным ответчиком на момент рассмотрения дела не представлено доказательств уплаты оставшейся суммы задолженности, расчет недоимки не оспаривается.
При таких обстоятельствах, заявленные уточненные административные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ налоговые органы, выступающие по делам в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождены от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета МО г. Тула.
Поскольку исковые требования судом удовлетворены, административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче указанного иска, то с административного ответчика на основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ, в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ подлежит взысканию в доход бюджета МО г. Тула государственная пошлина в размере 790 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 286-290, 292, 294, 294.1 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области удовлетворить.
Взыскать с Алексеева Александра Валериевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г. Тулы, ИНН №, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в пользу Управления Федеральной налоговой службы России по Тульской области: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 19 744 (девятнадцать тысяч семьсот сорок четыре) рубля.
Взыскать с Алексеева Александра Валериевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г. Тулы, ИНН №, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в доход бюджета МО г. Тула государственную пошлину в размере 790 рублей.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Пролетарский районный суд г.Тулы в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии судебного решения.
Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных п.4 ч.1 ст.310 КАС РФ.
Председательствующий