Дело №а-7182/2021
50RS0№-98
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 сентября 2021 года г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Клочковой С.И.
при помощнике Еленине А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению административному исковому заявлению Волковой Елены Геннадьевны к ФГКУ «Главный клинический военный госпиталь» (войсковая часть 1468) о признании незаконным решение жилищной комиссии об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязании принять на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Волкова Елена Геннадьевна обратилась в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику ФГКУ «Главный клинический военный госпиталь» о признании незаконным решения об отказе членам семьи умершего военнослужащего в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
В обоснование административных исковых требований административный истец указала, что с 02.03.2011 состояла в браке с Волковым Максимом Владимировичем. В период с 2001 года по 24.12.2020 ее супруг проходил военную службу. Начиная с 15.05.2006, Волков М.В. проходил военную службу в ФГКУ «Главный клинический военный госпиталь». 24.12.2020 Волков М.В. умер. От брака у Волковой Е.Г. и Волкова М.В. имеются две дочери: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Административный истец указала, что за время прохождения военной службы ее супруг, а также члены его семьи не были обеспечены жилым помещением для постоянного проживания. После смерти супруга ФИО2 обратилась к административному ответчику с заявлением о признании ее и дочерей нуждающимися в жилом помещении по избранному месту жительства в АДРЕС в форме обеспечения жилым помещением в виде предоставления жилищной субсидии жилищной комиссией войсковой части 1468. Однако, ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком принято решение об отказе в принятии ФИО2 и ее дочерей ФИО3 и ФИО4 на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения в городе Москве. Административный истец с указанным решением не согласилась, посчитав его незаконным, необоснованным, принятым с нарушением норм права, в связи с чем обратилась в суд с настоящим административным иском. В административном иске ФИО2 указывает на то, что ее умерший муж и члены его семьи за время прохождения военной службы в календарном исчислении 19 лет 4 месяца 10 дней не были обеспечены жилым помещением, полагает, что в связи со смертью мужа за ней и их несовершеннолетними детьми сохранилось право на получение жилого помещения.
На основании изложенного, просит суд признать решение жилищной комиссии ФГКУ «Главный клинический военный госпиталь» (войсковая часть 1468), изложенное в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО2, ФИО3 и ФИО3 в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в городе Москве, незаконным. Возложить на жилищную комиссию ФГКУ «Главный клинический военный госпиталь» обязанность принять ФИО2 и членов ее семьи несовершеннолетних ФИО3,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учет качестве нуждающихся в жилых помещениях в городе Москве.
Административный истец ФИО2 в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить.
Представитель административного истца в судебное заседание явился, поддержал требования истца, настаивал на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика в судебное заседание явился, против удовлетворения требований возражал по основаниям, изложенным в возражениях на административное исковое заявление.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частями 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела и установлено судом, административный истец ФИО2 состояла в зарегистрированном браке с ФИО5 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. От брака у ФИО2 и ФИО5 имеются две дочери ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 проходил военную службу в ФГКУ «Главный клинический военный госпиталь».
ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 умер, ввиду наличия онкозаболевания.
В связи с тем, что военнослужащий подполковник медицинской службы ФИО5 и члены его семьи не были обеспечены жилым помещением истец, ФИО2 после смерти мужа обратилась к ответчику с заявлением о постановке в качестве нуждающихся в жилом помещении по избранному месту жительства.
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком принято решение об отказе в принятии ФИО2 и несовершеннолетних ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения в городе Москве.
В соответствии с выпиской из протокола № заседания жилищной комиссии войсковой части 1468 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО5 проходил военную службу в войсковой части 1468 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с абз. 4 и 5 п. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года) и совместно проживающие с ними члены их семей.
Поскольку ФИО5 заключил первый контракт о прохождении военной службы в августе 2001 года, то есть после ДД.ММ.ГГГГ, то он подлежал обеспечению на весь период военной службы служебным жилым помещением.
Согласно абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим – гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения в федеральной собственности, по выбору указанным граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства.
На момент смерти ФИО5, он и члены его семьи не могли быть признаны нуждающимися в жилом помещении по избранному месту жительства, так как общая продолжительность военной службы ФИО5 в календарном исчислении составила 19 лет, 4 месяца, 10 дней.
Согласно выписки из домовой книги № от ДД.ММ.ГГГГ на момент смерти ФИО5 и члены его семьи (жена, дети) были зарегистрированы по адресу: АДРЕС, также в данной квартире были зарегистрированы мать умершего – ФИО7, сестра – ФИО8, внук – ФИО9
Судом установлено и не опровергается сторонами, что указанная 3-комнатная квартира в городе Москве была распределена отцу ФИО5 федеральной пограничной службой на состав семьи из 4 (четырех) человек: ФИО7 – супруга, ФИО5 – сын, ФИО8 – дочь (ордер на квартиру от ДД.ММ.ГГГГ, общая площадь квартиры составляет 76,5 кв.м).
Исходя из содержания п. 14 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» ФИО5 уже был обеспечен жилым помещением как член семьи военнослужащего, право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 дал согласие на приватизацию квартиры по адресу: АДРЕС, в индивидуальную собственность своей матери ФИО7, таким образом, отказался от участия в приватизации (нотариальное согласие от ДД.ММ.ГГГГ).
Исходя из содержания ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствия такого жилого помещения.
Согласно Закона АДРЕС от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении права жителей АДРЕС на жилые помещения» на момент смерти ФИО5 он и члены его семьи не могли быть признаны нуждающимися в получении жилого помещения в городе Москве, так как размер площади помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи соответствовал учетной норме определенной в городе Москве (10 кв.м).
Судом установлено, что при жизни ФИО5 и члены его семьи были зарегистрированы в вышеуказанной 3-комнатной квартире по адресу: АДРЕС.
Также материалами дела установлено, что на период прохождения военной службы ФИО5 и членам его семьи была предоставлена служебная 3-комнатная квартира, на период прохождения ФИО5 военной службы, расположенная по адресу: АДРЕС.
Вместе с тем, согласно выписки из домовой книги № от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: АДРЕС, зарегистрированы по месту жительства только: ФИО7, ФИО8, ФИО9
ДД.ММ.ГГГГ ФИО7, являющаяся матерью ФИО5, умершего ДД.ММ.ГГГГ, обратилась в суд с иском о признании сына и членов его семьи утратившими право пользования жилым помещением, однако представила в суд отказ от иска, в связи с чем определением Люблинского районного суда АДРЕС от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу прекращено.
ФИО7 в рамках настоящего дела допрошена в судебном заседании в качестве свидетеля, предупреждена об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и дачу ложных показаний по ст.ст. 307-308 УК РФ, подтвердила, что обращалась в суд с указанным иском, однако от требований отказалась, отношения с невесткой и внучками поддерживает. Указала, что сын на протяжении всей военной службы был обеспечен служебным жилым помещением, где проживал со своей семьей и детьми, в свое время отказался от участия в приватизации, не доработал до 20-летнего стажа несколько месяцев, умер ......
В ходе судебного разбирательства установлено, что при принятии ФГКУ «Главный клинический военный госпиталь» решения об отказе членам семьи умершего военнослужащего в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, административный ответчик исходил в том числе из того, что ФИО2 – супруга, ФИО3 – дочь, ФИО3 – дочь, с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, а именно: по снятию с регистрационного учета из вышеуказанного жилого помещения, что подтверждается представленной выпиской, однако у административного ответчика имелись подтверждающие документы, что они не утратили право пользования указанным жилым помещением в АДРЕС.
Учитывая вышеизложенное, а также тот факт, что отцу умершего ФИО5 было выделено жилое помещение и на момент его смерти он и члены семьи были зарегистрированы в указанном жилом помещении, они не были лишены права пользования указанной квартирой, кроме того, при жизни ФИО5 не обращался в жилищную комиссию ответчика с заявлением о признании его и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении, то на момент рассмотрения административным ответчиком заявления супруги военнослужащего ФИО5 о постановке на учет ее и детей нарушений не допущено.
При жизни ФИО5 на период прохождения военной службы, он и члены его семьи в установленном законом порядке были обеспечены служебным жилым помещением, а именно: 3-комнатной квартирой, расположенной по адресу: АДРЕС, где супруга и дети проживают по настоящее время.
Как предусмотрено нормами ст. 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В п. 3.1 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» определено, что денежные средства на приобретениеили строительство жилых помещений либо жилые помещения в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 ст. 15 и ст. 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти) предоставляются членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, признанных нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего, членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, независимо от общей продолжительности военной службы, имевших основания для признания нуждающимися в жилых помещениях, установленные статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организацинно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанных нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) гражданина, уволенного с военной службы.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона АДРЕС от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении права жителей АДРЕС на жилые помещения» к членам семьи заявителя относятся супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.
Из содержания п. 1 ст. 9 Закона АДРЕС от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении права жителей АДРЕС на жилые помещения» во взаимосвязи с п. 2 ст. 1 этого же Закона прямо следует, что при определении уровня обеспеченности гражданина общей площадью жилого помещения площадь жилого помещения всех членов его семьи учитывается только при решении вопроса о принятии этого гражданина на жилищный учет.
Из содержания п. 2 и п. 4 ст. 20 Закона АДРЕС от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении права жителей АДРЕС на жилые помещения» следует, что жилое помещение в порядке, предусмотренном этим Законом, предоставляется только тем лицам, которые состоят на жилищном учете. При этом при предоставлении жилого помещения учитывается обеспеченность площадью жилого помещения только тех лиц, которые состоят на жилищном учете, и не учитывается обеспеченность площадью жилого помещения тех членов их семей, которые на жилищном учете не состоят.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно абзацам четвертому и пятому п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей.
Данное обстоятельство имеет существенное значение, поскольку в соответствии с абзацем двенадцатым п. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим – гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, федеральным органом власти, в котором предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства.
В силу абзаца тринадцатого п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется по основаниям, предусмотренным ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Исходя из содержания ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
В соответствии с ч. 4 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой жилого помещения является минимальный размер площади жилья, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Анализируя вышеприведенные положения действующего законодательства, оценив и исследовав представленные в материалы дела доказательства, принимая во внимание установленные судом обстоятельства, учитывая, что ФИО5 заключил первый контракт о прохождении военной службы в августе 2001 года, то есть после ДД.ММ.ГГГГ, то он подлежал обеспечению на весь период военной службы служебным жилым помещением, принимая во внимание, что исходя из содержания п. 14ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» ФИО5 ранее уже был обеспечен жилым помещением как член семьи военнослужащего, право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз, при этом от участия в приватизации отказался в пользу матери ФИО7, кроме того, на момент смерти ФИО5 он и члены его семьи, будучи зарегистрированными в 3-комнатной квартире по адресу: АДРЕС, на учете в качестве нуждающихся не состояли и не могли быть признаны нуждающимися в получении жилого помещения в городе Москве, так как размер площади помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи соответствовал учетной норме определенной в городе Москве (10 кв.м), при этом суд учитывает, что в настоящее время военнослужащий ФИО5 умер, правоотношения между ФИО2 и административным ответчиком ФГКУ «Главный клинический военный госпиталь» являются опосредованными, правом пользования жилым помещением в АДРЕС административный истец и несовершеннолетние дети не лишены, учитывая также, что на момент смерти ФИО5 общая продолжительность военной службы ФИО5 в календарном исчислении составила ФИО1 20 лет, а именно: 19 лет, 4 месяца, 10 дней, суд применительно к частям 9, 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что основания для принятия оспариваемого решения имелись, а содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу положений статей 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
Между тем установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что совокупность таких условий отсутствует, в связи с чем оснований для удовлетворения требований административного искового заявления не имеется.
При таких обстоятельствах, заявленные административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к ФГКУ «Главный клинический военный госпиталь» (войсковая часть 1468) о признании незаконным решение жилищной комиссии об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в АДРЕС, обязании принять на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в АДРЕС – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Одинцовский городской суд АДРЕС в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.И. Клочкова
Мотивированное решение изготовлено: 27.09.2021