Решение по делу № 33а-2278/2019 от 08.02.2019

Судья    Илларионов Д.Б.                        Дело № 33а-2278/2019

Докладчик: Конева Ю.А.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

    Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего                 Разуваевой А.Л.

судей                     Коневой Ю.А., Тепляковой И.М.,

при секретаре                             Солодовой Е.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 05 марта 2019 г. в городе Новосибирске административное дело по апелляционной жалобе Ефремовой Н. В. на решение Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 13 декабря 2018 года, которым отказано в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным отказа департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области в предоставлении земельного участка.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Коневой Ю.А., объяснения административного истца Ефремовой Н.В., представителя административного ответчика Федотовой О.В., изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

     У С Т А Н О В И Л А:

Ефремова Н.В. обратилась в суд с административным иском к Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области о признании незаконным решения департамента об отказе в предоставлении земельного участка от 06.08.2018 №12088-07/38, просила обязать департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области устранить нарушение прав Ефремовой Н.В. путем создания, подписания и направления в установленном законом порядке проекта договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах.

В обоснование заявленных требований указано, что Ефремова Н.В. является родителем многодетной семьи и согласно Закону от 06 октября 2010 года № 533-03 «О социальной поддержке многодетных семей на территории Новосибирской области» имеет право на первоочередное предоставление земельного участка.

29.01.2018     в порядке, установленном статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, административный истец как гражданин, имеющий право на первоочередное предоставление участка, обратилась к административному ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка без проведения торгов в безвозмездное пользование, сроком на шесть лет, площадью 2000 кв.м., с кадастровым номером 54:07:050603:65, и приложила к заявлению все необходимые документы: копию паспорта, копию документа, подтверждающего право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов (в соответствии с Законом Новосибирской области от 06 октября 2010 года № 533-ОЗ «О социальной поддержке многодетных семей на территории Новосибирской области» таким документом является удостоверение многодетной семьи) и копию документа об образовании истребуемого земельного участка (Приказ №4353 от 02.11.2017).

30.01.2018 заявлению Ефремовой В.Н. был присвоен вх. № 68. 27.02.2018     ответчиком было принято решение №2827-07/38 об отказе в предоставлении указанного земельного участка в безвозмездное пользование административному истцу. 14.08.2018 года вышеуказанный отказ решением Октябрьского районного суда по делу №2а-2805/2017 был признан незаконным.

06.08.2018     решением № 12088-07/38 административный ответчик повторно отказал в предоставлении земельного участка, ссылаясь на то, что в соответствии с пунктом 13 статьи 39.16 ЗК РФ в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного Кодекса извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Административный истец указывает, что данный отказ нарушает его права и законные интересы, поскольку административный ответчик нарушил установленную законом последовательность рассмотрения заявлений, поскольку в соответствии с пунктом 4 статьи 39.17 3K РФ рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления, а заявление административного истца от 30.01.2018    поступило ранее, чем заявление от 30.01.2018 г., на основании которого было размещено извещение.

В соответствии с законом административный ответчик обязан был сначала рассмотреть заявление административного истца. Кроме того, в оспариваемом решении, в соответствии с ЗК РФ, должны быть указаны все основания для отказа, но в нем других оснований для отказа не имеется. Ответчик обязан был в соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ подготовить проект договора и направить его истцу, а уже после этого рассматривать обращения иных граждан.

Октябрьским районным судом города Новосибирска 13.12.2018 г. постановлено решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

С решением суда не согласилась Ефремова Н.В., в апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении иска.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что законом строго установлена последовательность обработки заявлений; пунктом 4 статьи 39.17 ЗК РФ рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления. При этом судом установлено, что заявление истца от 29.01.2018 поступило ранее и имеет более ранний входящий номер, чем заявление от 30.01.2018, на основании которого было размещено извещение.

Проверив законность и обоснованность решения суда, материалы дела в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказать нарушение его прав, свобод и законных интересов и соблюдение сроков обращения в суд, а на орган, организацию, лицо, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) - обязанность доказать соответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам.

Как следует из материалов дела, 30.01.2018 г. Ефремова Н.В. обратилась в Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области с заявлением о предоставлении в безвозмездное пользование для ведения личного подсобного хозяйства земельного участка с кадастровым номером , с местоположением: <адрес>, на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

30.01.2018 г. в отношении этого же земельного участка поступило заявление Безрядиной М.П. о представлении участка в собственность для ведения личного подсобного хозяйства.

В связи с поступлением заявления еще одного гражданина в отношении того же земельного участка, Департаментом имущества и земельных отношений Новосибирской области принято решение об инициировании публичной процедуры предоставления спорного земельного участка.

Уполномоченным органом 08.02.2018 г. опубликовано извещение о возможном предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером , цель предоставления – для ведения личного подсобного хозяйства.

В период с 08.02.2018 по 09.03.2018 в отношении спорного земельного участка в департамент поступили заявления от Идрисбаева С.Т., Листикова И.С., Ефремова Ю.Н.

06.08.2018 г. департаментом имущества и земельных отношений Новосибирской области исх. № 12088-07/38 было принято решение об отказе в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование истцу на основании подпункта 13 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что в отношении испрашиваемого земельного участка департаментом опубликовано и размещено извещение в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации в безвозмездное пользование могут предоставляться земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на условиях и в порядке, которые установлены статьей 39.10 настоящего Кодекса, в том числе в виде служебного надела.

Подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет.

Законом Новосибирской области «Об отдельных вопросах регулирования земельных отношений на территории Новосибирской области» от 5.12.2016 г. № 112-ОЗ предусмотрена возможность предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Новосибирской области или муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в безвозмездное пользование на срок не более чем шесть лет на территориях сельских поселений Новосибирской области (пункт 1 статьи 8 закона).

Статья 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации регулирует порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Пунктом 8 этой статьи предусмотрено, что предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 настоящего Кодекса.

Статья 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Пунктом 1 статьи 39.18 ЗК РФ установлено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (пункт 4 статьи 39.18 ЗК РФ).

Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;

2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю (пункт 5 статьи 39.18 ЗК РФ).

В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:

1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;

2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пункт 7 статьи 39.18 ЗК РФ).

Из этих норм следует, что торги в форме аукциона проводятся в том случае, если после опубликования в установленном порядке соответствующего извещения поступили заявления иных граждан о намерении участвовать в аукционе. При отсутствии таких заявлений и при отсутствии к тому законных препятствий уполномоченный орган решает вопрос о предоставлении земельного участка без проведения торгов.

В соответствии с пунктом 13 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 настоящего Кодекса извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

В настоящем деле в отношении одного земельного участка поступили заявления двух граждан, а после опубликования извещения о предоставлении земельного участка, поступили заявления иных лиц о намерении приобрести участок, в связи с чем департаментом имущества и земельных отношений Новосибирской области правомерно было отказано истцу в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование без проведения торгов.

Доводы жалобы о нарушении очередности рассмотрения заявлений основаны на неверном толковании норм материального права. Процедура предоставления земельного участка включает опубликование извещение о возможном предоставлении земельного участка, и только в случае отсутствия заявлений иных лиц, уполномоченный орган осуществляет процедуру предоставления участка единственному обратившемуся лицу. В настоящем случае поступили заявления нескольких лиц, в связи с чем ответчик правомерно отказал в передаче участка истцу и инициировал процедуру проведения торгов для предоставления земельного участка.

Ссылка апеллянта на необходимость первоочередного предоставления земельного участка как многодетному родителю, также не может быть принята во внимание, поскольку Ефремова Н.В. в заявлении не указывала о предоставлении ей земельного участка с учетом имеющихся у нее льгот. Кроме того, в силу подпункта 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданину, имеющему трех и более детей, бесплатно, на основании решения уполномоченного органа производится в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Законом Новосибирской области от 6.10.2010 № 533-ОЗ «О социальной поддержке многодетных семей на территории Новосибирской области» в качестве меры социальной поддержки предусмотрено первоочередное бесплатное предоставление земельных участков, которое осуществляется в случаях и порядке, определенных Законом Новосибирской области от 5 декабря 2016 г. № 112-ОЗ «Об отдельных вопросах регулирования земельных отношений на территории Новосибирской области» (подпункт 11.1 пункта 1 статьи 8 закона).

В свою очередь, Законом Новосибирской области от 5.12.2016 г. № 112-ОЗ предусмотрен особый порядок предоставления земельных участков многодетным семьям в собственность бесплатно, в том числе специальный учет граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно органами социальной защиты населения, путем ведения сводного реестра, направление информации о количестве и цели использования образованных земельных участков в областной исполнительный орган, уполномоченный в сфере социальной защиты населения, предельные размеры земельных участков (для ведения личного подсобного хозяйства 0,04 га – 0,15 га), направление уведомления о необходимости представления заявления о предоставлении земельного участка в порядке очередности постановки на учет и т.д.

Таким образом, в настоящем деле, сведения о реализации истцом права на первоочередное предоставление земельного участка в собственность как лицом, имеющим троих детей, отсутствуют. Истцом заявлено о предоставлении участка в безвозмездное пользование, без ссылки на льготы, в общем порядке. При этом Ефремова Н.В. не лишена права на участие в публичных процедурах по предоставлению спорного земельного участка.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела, значимым по делу обстоятельствам дана надлежащая правовая оценка, каких-либо процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения, не имеется, решение является законным и обоснованным, отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 13 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ефремовой Н. В. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33а-2278/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Ефремова Наталья Витальевна
Ответчики
Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области
Суд
Новосибирский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.nsk.sudrf.ru
24.07.2020Судебное заседание
24.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.07.2020Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее