№ 2-320/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Соль-Илецк 27 марта 2018 года
Соль - Илецкий районный суд Оренбургской области, в составе:
председательствующего судьи Сидоренко Ю.А.,
при секретаре Кондратовой Д.В.,
с участием посредством видеоконференцсвязи истца - Андреева А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Андреева А.В. к администрации МО Соль-Илецкий городской округ о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением,
У С Т А Н О В И Л
Андреев А.В. обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав, что распоряжением администрации г.Соль-Илецка № р от 24.01.2001 года поставлен на льготную очередь на предоставление жилья. Отец ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО5 решением Соль-Илецкого районного суда от 27.07.1999 г. лишена родительских прав. В период с 18.02.1997 г. по 16.09.2005 г. он обучался в школе-интернате ГКОУ «<данные изъяты>». На основании постановления Кувандыкского районного суда от 24.09.2008 года с 2008 г. по 2009 г. проходил лечение в психиатрическом <адрес> № <адрес>. В <данные изъяты> наблюдался у врача-психиатра, в 2014 г. проходил лечение в стационаре ФКУ ОПБ ГУФСИН РФ по <адрес>. До настоящего времени состоит на учете <данные изъяты>. На его неоднократные обращения по вопросу предоставления жилья, получил ответ Министерства социального развития Оренбургской области № от 27.09.2016 г. о том, что он был снят с льготной очереди на основании постановления администрации МО ГП г.Соль-Илецк в связи с выездом на постоянное место жительства в <адрес>. С данным отказом не согласен, поскольку место жительства не менял, лишь обучался в школе-интернате <адрес> с 1997 г. по 2005 г. По сообщению отдела опеки и попечительства администрации МО <адрес> на их учете истец не состоял. Просил суд обязать администрацию МО Соль-Илецкий городской округ включить его в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением.
Истец Андреев А.В. в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи исковое заявление поддержал в полном объеме и просил его удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом по правилам гл. 10 ГПК РФ. В судебном заседании 12.03.2018 г. представитель ответчика Граброва И.В. исковые требования не признала и пояснила, что Андреев А.В. в 2011 г. был снят с учета льготной очереди по категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с выездом в другое муниципальное образование на постоянное место жительство. Пояснить о том, извещался ли Андреев А.В. о том, что снят с учета, не смогла.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу положений ст. 109.1 ЖК РФ, ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с ч. 9 ст. 8 указанного Федерального закона, а также аналогичной нормы, предусмотренной частью 5 статьи 1 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 года №1420/408-V-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей? оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области», право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Законом, в том числе и на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
До достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
В силу части 2 статьи 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года №1853/389 (в редакции Закона Оренбургской области от 13.12.2013 года №1991/579-V-ОЗ) «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Список), по договору найма специализированных жилых помещений с последующим заключением договора социального найма и ведению Списка подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно части 2 статьи 2 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 года №1420/408-V-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей? оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области» заявление о включении в Список также могут представить в уполномоченный орган местного самоуправления дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, объявленные полностью дееспособными (эмансипированными), и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они не были в установленном порядке включены в Список соответственно до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения ими возраста 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.
Судом установлено, что Андреев А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относился к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что отец ФИО4. умер ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО5 решением Соль-Илецкого районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав.
Истец с 24.01.2000 г. состоял в льготной очереди на предоставление жилого помещение несовершеннолетним, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа в детских домах, в семьях опекунов (попечителей), что подтверждается распоряжением администрации г.Соль-Илецка № р.
На основании распоряжения администрации Соль-Илецкого района №р от ДД.ММ.ГГГГ Андреев А.В. определен в школу-интернат на полное гособеспечение.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Андреев А.В. обучался в ГКОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» <адрес>, что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Кувандыкского районного суда от 24.09.2008 г. Андреев А.В. освобожден от уголовной ответственности за совершение общественно-опасного деяния, предусмотренного п. «г» <данные изъяты> УК РФ с применением принудительных мер медицинского характера в виде принудительного лечения в <данные изъяты> № <адрес>. Постановление суда вступило в законную силу 06.10.2008 г.
Материалами дела подтверждается, что постановлением администрации МО г.Соль-Илецк №-п от 27.04.2011 года Андреев А.В. снят с учета граждан, состоящих на учете улучшения жилищных условий в льготной очереди по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с выездом на постоянное место жительства в другое муниципальное образование – <адрес>.
В своем ответе от 20.08.2015 г. на обращение Андреева А.В. по вопросу о восстановлении в жилищных правах, администрация МО г.<адрес> уведомила, что истец на учете в отделе опеки и попечительства, как сирота или оставшийся без попечения родителей не состоял.
По сообщению, направленному истцу 27.09.2016 г. за исх.№ г. Министерством социального развития Оренбургской области на основании информации, предоставленной администраций Соль-Илецкого городского округа, истец исключен из списка в связи с переездом в <адрес>. Поскольку Андреев А.В. достиг <данные изъяты>-летнего возраста, отсутствуют законные основания для включения его в список, рекомендовано обратиться с заявлением и документами, подтверждающими нуждаемость по месту регистрации.
18.11.2016 г. истец вновь обратился с заявлением в администрацию МО Соль-Илецкий городской округ, которое было рассмотрено на заседании жилищной комиссии 29.11.2016 г. за №. Сообщением от 02.12.2016 г. исх.№ Андрееву А.В. было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку на дату поступления заявления ему исполнилось <данные изъяты> лет, кроме того, заявителем не был предоставлен полный пакет необходимых документов.
В соответствии с частью 4 статьи 2 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 года № основаниями для отказа во включении в Список являются:
- отсутствие права на обеспечение специализированными жилыми помещениями;
- представление документов неуполномоченным лицом;
- представление неполного пакета документов;
- недостижение детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, возраста 14 лет;
- представление недостоверных или подложных документов.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается ответчиком, что Андреев А.В. до достижения возраста 23 лет администрацией <адрес> был включен в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако жилым помещением по прежнему месту жительства обеспечен не был.
Таким образом, указанное право реализовано не было.
По сообщению Отдела по вопросам миграции ОМВД РФ по Соль-Илецкому городскому округу № от 22.03.2018 года по данным паспорта Андреева А.В. значится первичная регистрация: <адрес>, вторая регистрация: <адрес>А, ДД.ММ.ГГГГ снятие с регистрационного учета.
Согласно адресной справке, предоставленной по запросу администрации МО ГП г.Соль-Илецк от 26.09.2013 года Андреев А.В. снят с регистрационного учета в <адрес> 02.06.2007 года для регистрации в общ.<адрес>А.
Согласно адресной справке, предоставленной по запросу суда, Андреев А.В.отбывает наказание в <данные изъяты> зарегистрирован в <адрес> с 21.06.2012 г. по 11.12.2018 г.
В соответствии с вышеприведенными нормами закона, право на обеспечение жилым помещением сохраняется до фактического обеспечения им по месту жительства. На момент постановки на учет в 2000 году Андреев А.В. был зарегистрирован в г. <адрес>, снят с учета в 2011 году в связи с выездом <адрес>, на момент снятия с учета истцу исполнилось <данные изъяты> года. Каких-либо доказательств того, что истец был уведомлен о снятии его с учета, ответчик не представил.
Несоблюдение уведомительного порядка о принятом органом местного самоуправления решении о снятии лица с учета нуждающихся в жилом помещении, привело к пропуску истцом срока для повторного обращения.
Кроме того, в <адрес> истец на учет принят не был. Доказательств, подтверждающих обоснованность принятого решения, в ходе судебного разбирательства представлено не было. После извещения истца о снятии ее с учета он предпринимал попытки обратиться с заявлением о постановке на учет.
Последующее обращение Андреева А.В. с заявлением о включении в список было связано со снятием с учета в 2011 году в целях реализации его права на обеспечение жильем по мету постановки на учет.
Учитывая, что Андреев А.В. ранее состоял на учете для получения жилого помещения, снят с учета по достижению <данные изъяты> летнего возраста, обращался в соответствующие органы за защитой своего нарушенного права, информация о снятии его с учета получена им только в 2015 году, а также, что передача учетного дела из одного муниципального образования в другое муниципальное образование законом не предусмотрена, достижение Андреевым А.В. возраста <данные изъяты> лет, с учетом вышеприведенных обстоятельств, не является в данном случае основанием для лишения истца права на обеспечение жилым помещением.
Более того, суд учитывает состояние здоровья истца, наличие заболевания, связанного с психическим расстройствами, и контроль за действиями ответчика является для него затруднительным.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что право на получение жилого помещение не реализовано Андреевым А.В. по вине ответчика. В связи с чем исковые требования истца о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, предоставляемого за счет средств субъекта Российской Федерации, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л
исковые требования Андреева А.В. удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, предоставляемого за счет средств субъекта Российской Федерации Андреева А.В..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.А. Сидоренко
Мотивированный текст решения изготовлен 02.04.2018 года.
Судья Ю.А. Сидоренко