КОПИЯ
<данные изъяты>
Дело №
Мотивированное решение изготовлено 21 января 2020 года
( с учетом выходных дней ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> Первоуральск ДД.ММ.ГГГГ
Первоуральский городской суд <адрес>
в составе: председательствующего Логуновой Ю.Г.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Пащенко Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора <адрес> в интересах <данные изъяты> Гиль Тихона Валерьевича, Коршаковой Ульяны Михайловны к Администрации городского округа Первоуральск о признании незаконным постановления Администрации городского округа Первоуральск, возложении обязанности восстановить истца в списке очередности граждан, имеющих право на первоочередное предоставление земельных участков бесплатно в собственность,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> в защиту интересов Коршаковой У.М., <данные изъяты> Гиль Т.В. обратился в суд с иском к Администрации г.о. Первоуральск о возложении обязанности восстановить Коршакову У.М. в списке очередности граждан, имеющих право на первоочередное предоставление земельных участков однократно бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства по дате подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ.
При рассмотрении дела по существу представитель истца в лице заместителя прокурора <адрес> Некрасовой Л.В. уточнил заявленные исковые требования, просил суд признать незаконным постановление Администрации г.о. Первоуральск № от ДД.ММ.ГГГГ «Об исключении из списка очередности Коршаковой У.М. на внеочередное предоставление в собственность однократно бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства», обязать ответчика восстановить Коршакову У.М. в списке очередности граждан, имеющих право на первоочередное предоставление земельных участков однократно бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства по дате подачи заявления -ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований в исковом заявлении указано, что Коршакова У.М. имеет в семье <данные изъяты> Гиль Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Коршакова У.М. была включена в список очередности граждан, имеющих право на первоочередное предоставление земельных участков по заявлению № от ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления Главы г.о. Первоуральск № от ДД.ММ.ГГГГ, номер очередности – 16. На момент обращения и рассмотрения заявления Коршаковой У.М. порядок предоставления земельных участков однократно бесплатно в собственность регламентировался ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории <адрес>», Положением о порядке предоставления земельных участков однократно бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства на территории г.о. Первоуральск, утвержденным Решением Первоуральской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №.
Администрацией г.о. Первоуральск было вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства.
ДД.ММ.ГГГГ Коршаковой У.М. было выражено согласие на получение данного земельного участка однократно бесплатно в собственность путем подачи соответствующего заявления от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором Коршакова У.М. также гарантировала выполнение кадастровых работ за свой счет.
ДД.ММ.ГГГГ в связи с не заключением договора на межевание земельного участка с неоднократным обращением к заявителю Коршаковой У.М., ООО «УралКомЗем» вернуло согласие заявителя на получение земельного участка в Администрацию г.о. Первоуральск. Постановлением Администрации г.о. Первоуральск № от ДД.ММ.ГГГГ Коршакова У.М. была исключена из списка очередности на предоставление земельного участка.
Положением о порядке предоставления земельных участков однократно бесплатно в собственность на территории г.о. Первоуральск длительная неявка и предоставление неполного пакета документов не предусмотрена в качестве оснований снятия с учета. Таким образом, Коршакова У.М. незаконно была снята с учета граждан, имеющих право на первоочередное предоставление земельных участков.
При рассмотрении дела по существу принимавшие участие представители истца – помощники прокурора <адрес>, Крохалева Т.А. (ДД.ММ.ГГГГ), Чалова О.А. (ДД.ММ.ГГГГ), Баженова Д.А. (ДД.ММ.ГГГГ) заявленные исковые требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель истца Баженова Д.А. в судебном заседании настаивала на удовлетворении уточненных исковых требованиях в полном объеме.
Истец Коршакова У.М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, о чем в деле имеется расписка /л.д.67/.Заявлений, ходатайств об отложении разбирательства по делу суду не представила.
Допрошенная в судебных заседаниях ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ истец Коршакова У.М. заявленные исковые требования и пояснения представителей истца-помощников прокурора <адрес> Крохалевой Т.А., Чаловой О.А. поддержала. Суду пояснила, в ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Администрацию г.о. Первоуральск с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся для предоставления земельного участка однократно бесплатно, поскольку имеет <данные изъяты> Гиль Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В ДД.ММ.ГГГГ она была включена в список на предоставление земельного участка в порядке очередности. В 2011 году ей позвонил сотрудник Администрации г.о. Первоуральск и пояснил, что ей предоставлен земельный участок по адресу: <адрес> необходимо за свой счет провести межевание земельного участка, обратившись в ООО «УралКомЗем», куда и были направлены документы по земельному участку. Однако в тот период она не обладала соответствующей денежной суммой для оплаты проведения работ по межеванию участка, поэтому не смогла заключить договор. При этом полагала, что этот договор может быть заключен в любое время, когда у неё появятся денежные средства. О невозможности оплаты работ по межеванию участка она сотрудников Администрации г.о. Первоуральск в известность не ставила. В ДД.ММ.ГГГГ году она (истец) узнала, что была исключена из списка очередности граждан, имеющих право на первоочередное предоставление земельных участков бесплатно в собственность. С данным решением Администрации г.о. Первоуральск она не согласилась, однако в результате того, что не обладает юридическими познаниями она длительное время ( на протяжении пяти лет) не обращалась ни в Администрации го. Первоуральск за разъяснениями, ни за юридической помощью. В ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в приемную Президента РФ по «горячей линии», однако ответ до настоящего времени не получен. Считает действия Администрации г.о. Первоуральск по исключению её из очереди на предоставление земельного участка незаконным. Также полагает, что на сегодняшний день ей не утрачен статус нуждающейся в предоставлении земельного участка, поскольку с <данные изъяты> ребенка Гиль Т.В. инвалидность не снята, он проходит реабилитацию, она (истец) проживает в коммунальной квартире с тремя несовершеннолетними детьми, нуждается в улучшении жилищных условий. На основании вышеизложенного просила удовлетворить заявленные исковые требования. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Коршаковой У.М.
Представитель ответчика Администрации г.о. Первоуральск Чемерикина П.С., действующая на основании доверенности №-/19 от ДД.ММ.ГГГГ сроком на ДД.ММ.ГГГГ со всеми правами /л.д.42/, исковые требования не признала, представила письменный отзыв на исковое заявление/л.д. 28-29/. Суду пояснила, что Коршакова У.М. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Администрацию г.о. Первоуральск с заявлением о принятии на учет в очередности на получение однократно бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства. На основании постановления Главы городского округа Первоуральск от ДД.ММ.ГГГГ № Коршакова У.М. была принята на учет в списке очередности граждан, имеющих право на первоочередное предоставление земельных участков в соответствии с федеральным законодательством, ей присвоен номер очереди 16. Порядок предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, обеспечению жилыми помещениями на момент подачи Коршаковой У.М. заявления и ее постановки на учет регулировался Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг». Согласно п. 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления. Исходя из системного толкования правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, следует, что первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющим в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и не на все семьи, имеющие в своем составе инвалидов, а только тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющие в своем составе инвалидов, которые состоят на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий или имеют основания для постановки на такой учет.
Коршакова У.М. в момент принятия на учет в списке очередности граждан на получение однократно бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства на учете в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий не состояла, в связи с чем оснований для включения Коршаковой У.М. в список очередности граждан, имеющих на первоочередное право на получение земельного участка однократно бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства не имелось.
Постановлением Администрации г.о. Первоуральск от ДД.ММ.ГГГГ № Коршакова У.М. была исключена из списка очередников, имеющих право на первоочередное предоставление земельного участка. Данное постановление было направлено в адрес Коршаковой У.М. сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ №, однако, получено ею не было, о чем свидетельствует возвратный почтовый конверт за истечением срока хранения. Постановление от ДД.ММ.ГГГГ № с сопроводительным письмом было направлено в адрес Коршаковой У.М. ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется штемпель органа почтовой связи. Почтовое отправление возвращено Администрации г.о. Первоуральск ДД.ММ.ГГГГ в связи с истечением срока хранения. Таким образом, в силу положений ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации Коршакова У.М. с ДД.ММ.ГГГГ считается извещенной об исключении ее из списка очередности на получение земельного участка однократно бесплатно в собственность. С учетом применения действовавших на тот период норм гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ( ст. 256 ГПК РФ) считает, что истцом пропущен срок для обращения в суд с настоящим исковым заявлением, поскольку срок исковой давности истек ДД.ММ.ГГГГ (по истечении трех месяцев со дня, когда Коршакова У.М. узнала об исключении из очереди), уважительных причин пропуска срока истцом Коршаковой У.М. не представлено. На основании вышеизложенного просит в удовлетворении исковых требований прокурору <адрес> и Коршаковой У.М. отказать.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
Статьей 1 Федерального закона № 2202-1 от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации» на органы прокуратуры Российской Федерации возложен надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов.
В силу ч. 3 ст. 35 вышеуказанного Закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Судом установлено, настоящий иск подан прокурором <адрес> на основании ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о социальной защите <данные изъяты> Гиль Т.В, являющегося <данные изъяты>инвалидом, его законного представителя Коршаковой У.М.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения ч. 16 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, часть 16 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов" принята в порядке реализации указанных конституционных требований и закрепляет для граждан-инвалидов гарантии в жилищной сфере (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20.11.2014 N 2728-О, от 23.12.2014 N 2963-О, от 23.04.2015 N 772-О и от 19.07.2016 N 1577-О).
В Свердловской области способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий регламентируются Законом Свердловской области от 07.07.2004 N 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области".
В соответствии с п. 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996, действовавших до 14.04.2018, инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, для реализации права на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, должны предоставить в органы местного самоуправления заявление и копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы.
Согласно ч. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или местного самоуправления, в случае; предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Во исполнение требований федерального законодательства на территории Свердловской области принят Закон от 07.07.2004 N 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области" (далее - Закон Свердловской области от 07.07.2004 N 18-ОЗ).
Согласно положениям статьи 25 Закона Свердловской области от N 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области" учет граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, ведется путем: 1) принятия граждан на такой учет; 2) ведения очереди граждан, состоящих на таком учете. Учет граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, ведется органами местного самоуправления, к полномочиям которых муниципальными нормативными правовыми актами отнесено ведение этого учета, - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. Принятие граждан на учет граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке очередности исходя из времени подачи заявлений о принятии на учет.
Во исполнение данного Закона Решением Первоуральской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено «Положение о порядке предоставления земельных участков однократно бесплатно в собственность на территории городского округа Первоуральск».
В целях обеспечения справедливых условий реализации вышеуказанной категории лиц названного права, указанным Положением предусмотрено распределение земельных участков в порядке очередности, обусловленной датой постановки таких лиц на учет.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что матерью <данные изъяты> Гиль Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является истец Коршакова У.М., отцом ФИО10/л.д.23,24/.
<данные изъяты> Гиль Т.В. является <данные изъяты>, что подтверждается справкой серии МСЭ-2009 №/л.д.35/, справкой серии МСЭ-2014 № от ДД.ММ.ГГГГ/л.д.25/.
ДД.ММ.ГГГГ Коршакова У.М. с целью реализации своего права на основании ст. 54-7 Закона Свердловской области от 07.07.2004 № 18-ОЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории <адрес>», действовавшей на момент подачи заявления, обратилась в администрацию г.о. Первоуральск с заявлением о предоставлении ей как матери, имеющей на иждивении ребенка- инвалида в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства/л.д.30/.
Постановлением Администрации г.о. Первоуральск от ДД.ММ.ГГГГ № «О формировании очередности на первоочередное предоставление в собственность однократно бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства» Коршакова У.М. принята на учет и включена в список очередности граждан, имеющих право на первоочередное предоставление земельных участков, ей присвоен номер очереди 241/л.д. 46,47-59/.
Постановлением Администрации г.о. Первоуральск № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>, <адрес> для индивидуального жилищного строительства.
ДД.ММ.ГГГГ Коршаковой У.М. было выражено согласие на получение земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, однократно бесплатно в собственность путем подачи соответствующего заявления от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором Коршакова У.М. также гарантировала выполнение кадастровых работ за свой счет/л.д.9/.
Постановлением Администрации г.о. Первоуральск № от ДД.ММ.ГГГГ Коршакова У.М. исключена из списка очередности граждан на внеочередное предоставление в собственность однократно бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Как указано, в постановлении основаниями для исключения Коршаковой У.М. из указанного списка явились длительная неявка заявителя и предоставление не полного пакета документов /л.д.10/.
Защита гражданских прав, основанных на акте (действии) органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, а также защита гражданских прав, нарушенных актом, действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, должна осуществляться, соответственно, способами и в сроки, которые установлены гражданским законодательством, и в процедуре, установленной процессуальным законом для разрешения споров о гражданских правах и обязанностях.
В соответствии с абз. 6 ст. 12 и ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации признание судом акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным является одним из способов защиты гражданских прав.
Статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно пункту 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Стороной ответчика в судебном заседании заявлено о пропуске срока исковой давности.
В соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 52 и части 1 и 2 статьи 53, статья 53.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.
Как следует из материалов дела, копия оспариваемого постановления Администрации г.о. Первоуральск № от ДД.ММ.ГГГГ с сопроводительным письмом была направлено в адрес Коршаковой У.М. ДД.ММ.ГГГГ, о чем на конверте имеется отметка органа почтовой связи/л.д.39,40/. Почтовое отправление было возвращено Администрации г.о. Первоуральск ДД.ММ.ГГГГ в связи с истечением срока хранения/л.д.40-41/.
В соответствии с п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Если в юридически значимом сообщении содержится информация об односторонней сделке, то при невручении сообщения по обстоятельствам, зависящим от адресата, считается, что содержание сообщения было им воспринято, и сделка повлекла соответствующие последствия (например, договор считается расторгнутым вследствие одностороннего отказа от его исполнения).
По смыслу приведенных правовых норм в случае, если извещение направлено органом местного самоуправления, но не получено стороной по зависящим от нее причинам, такое сообщение считается доставленным.
Таким образом, Коршакова У.М. узнала или должна была узнать о нарушении своего права с момента неполучения ей направленного Администрацией г.о. Первоуральск постановления № от ДД.ММ.ГГГГ, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. В связи с этим течение срока исковой давности должно было начаться с момента возвращения почтового отправления в адрес отправителя (Администрации г.о. Первоуральск), то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Коршакова У.М. пояснила, что ей стало известно об исключении её из очереди на предоставление земельного участке в ДД.ММ.ГГГГ из информации, размещенной на сайте Администрации г.о. Первоуральск. Таким образом, суд полагает, что срок для защиты права Коршаковой У.М. с учетом положений п. 4 ст.192 Гражданского кодекса Российской Федерации, следует исчислять с ДД.ММ.ГГГГ, окончание которого приходится на ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, истец обратилась в суд с иском ДД.ММ.ГГГГ, то спустя почти два года.
В связи с этим суд полагает, что истцом Коршаковой У.М. пропущен срок исковой давности для обращения в суд с данным иском, доказательств уважительности причин пропуска данного срока стороной истца не представлено.
При этом судом не могут быть приняты доводы стороны истца о том, что Коршакова У.М. не обладает юридическими познаниями, в связи с чем длительное время не обращалась за юридической помощью, поскольку на протяжении длительного периода времени (ДД.ММ.ГГГГ) Коршакова У.М. не предпринимала действий по урегулированию возникшего спора, не обращалась с соответствующими обращениями к органам власти, органам местного самоуправления, в суд.
Кроме того, суд учитывает, что сведения об исключении Коршаковой У.М. из Списка очередности граждан, имеющих право по Федеральному закону на первоочередное предоставление земельных участков (2 очередь) были размещены и до настоящего времени содержатся на официальном сайте Администрации г.о. Первоуральск по ссылке https://prvadm.ru/struktura-administracii/komitet-po-upravleniju-imushhestvom/otdel-po-upravleniju-zemelnymi-resursami/dvizhenie-ocherednosti-po-oblastnomu-zakonu-18-oz/spisok-ocherednosti-grazhdan-imejushhih-pravo-po-federalnomu-zakonu-na-pervoocherednoe-predostavlenie-zemelnyh-uchastkov-2-ochered/. Таким образом, Коршакова У.М. имела возможность своевременно узнать о движении её очереди и обжаловать действия Администрации г.о. Первоуральск.
Доводы Коршаковой У.М. об отсутствии у неё юридических знаний и об обращении в приемную Президента РФ, не свидетельствуют об уважительности причин пропуска срока, учитывая, что обращение в приемную Президент РФ со слов Коршаковой У.М. имело место в ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, суд учитывает, что стороной истца ходатайства о восстановлении пропущенного срока исковой давности заявлено не было.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора <адрес> и Коршаковой У.М. удовлетворению не подлежат по причине пропуска срока исковой давности.
Также разрешая требования истцов о восстановлении Коршаковой У.М. в списке очередности граждан, имеющих право на первоочередное предоставление земельных участков однократно бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства, суд приходит к следующему.
Закон Свердловской области от 07.07.2004 N 18-О3 "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области", действовавший в момент возникновения спорных правоотношений и действующий в настоящее время, регламентирует право предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно гражданам, имеющим в соответствии с федеральными законами право на первоочередное или внеочередное предоставление земельных участков (абзац 4 подпункта 3 пункта 2 статьи 22 Закона).
Статья 26 указанного Закона регулирует порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам в собственность бесплатно, согласно которому земельные участки предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев, установленных в ч. 2 и 3 настоящего пункта.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 22 Закона Свердловской области от 07.07.2004 № 18-ОЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области», земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства следующим категориям граждан: гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; гражданам, имеющим в соответствии с федеральным законодательством право на первоочередное или внеочередное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01.09.2014, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства, а также для ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и не на все семьи, имеющие в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, которые состоят на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий или имеют основания для постановки на такой учет.
В связи с этим по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из юридически значимых обстоятельств, имеющим значение и подлежащим установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.
Установление данного юридически значимого обстоятельства включает в себя, как исследование вопроса, состоит ли инвалид на жилищном учете, так и проверку наличия у инвалида права состоять на таком учете.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, и не оспаривалось стороной истца в судебном заседании, Коршакова У.М. на момент принятия на учет и включения в список очередности граждан на получение однократно бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства и в настоящее время ( на момент рассмотрения дела в суде) на учете в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, не состояла и не состоит.
Согласно информации, предоставленной Комитетом по управлению имуществом Администрации г.о. Первоуральск от ДД.ММ.ГГГГ, Коршакова У.М. и Гиль Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения не состоят на учете малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. На даты ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ на указанном учете не состояли, с заявлением о принятии на жилищный учет не обращались /л.д.60/.
Доводы истца Коршаковой У.М. о том, что она является лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий, документально не подтверждены и опровергаются представленными доказательствами по делу.
Таким образом, поскольку в нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Коршаковой У.М. не доказана нуждаемость в улучшении жилищных условий и вытекающее из этого право на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований. Предоставление земельного участка Коршаковой У.М., не обладающей правом лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, было бы осуществлено с нарушением требований действующего законодательства.
При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований, в связи с этим исковые требования прокурора <адрес> удовлетворению не подлежат в полном объеме.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 14, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах <данные изъяты> Гиль Тихона Валерьевича, Коршаковой Ульяны Михайловны к Администрации городского округа Первоуральск о признании незаконным постановления Администрации городского округа Первоуральск, возложении обязанности восстановить истца в списке очередности граждан, имеющих право на первоочередное предоставление земельных участков бесплатно в собственность- оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловском областном суде в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Первоуральский городской суд.
Председательствующий: <данные изъяты> Ю.Г. Логунова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>