Санкт-Петербургский городской суд
Рег. № 33-8068/2022 судья: Степанова М.М.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего |
Зориковой А.А., |
судей с участием прокурора |
Малининой Н.Г., Ничковой С.С., Амелькович Е.С., |
при помощнике судьи |
Боровковой М.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 апреля 2022 года апелляционную жалобу ФИО1, ФИО2 на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга
от 02 декабря 2021 года по гражданскому делу №... по исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Администрации Калининского района Санкт-Петербурга об обязании заключить договор социального найма, по встречному исковому заявлению Администрации Калининского района Санкт-Петербурга к ФИО1, ФИО2 о выселении,
заслушав доклад судьи Зориковой А.А., выслушав объяснения ФИО2, ФИО1, а также их представителя, представителя Администрации Калининского района Санкт-Петербурга, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО2, ФИО1 обратились в суд с исковым заявлением к Администрации Калининского района Санкт-Петербурга, в котором, уточнив требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просили признать незаконным и недействующим с момента принятия решение Администрации Калининского района Санкт-Петербурга № ОБ-15940-5052/20-0-1 от <дата> об отказе предоставить жилое помещение по договору социального найма; обязать ответчика заключить с ФИО1 договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: Санкт-Петербурга, <адрес>, общей площадью 55,3 кв.м, включив в договор социального найма членов семьи нанимателя – мать ФИО2 (т.2 л.д. 32-39).
В обоснование заявленных требований истцы ссылаются на то, что в соответствии с Распоряжением Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга от <дата> №...-р «О передаче имущества в государственную собственность Санкт-Петербурга» передаче в собственность Санкт-Петербурга, в том числе, подлежал <адрес> в Санкт-Петербурге. Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от <дата> по делу №..., суд обязал Загородную КЭЧ района передать СПб ГКУ «Жилищное агентство Калининского района Санкт-Петербурга» <адрес> в Санкт-Петербурге. Не смотря на Распоряжение Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга от <дата> №...-р «О передаче имущества в государственную собственность Санкт-Петербурга», Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от <дата> по делу А56-19348/2008 во время прохождения службы, на основании договора найма жилого помещения в общежитии от <дата> №.../к отцу истца ФИО1 – ФИО3 на состав семьи 3 человека (сам ФИО3, его жена - ФИО2 и сын – ФИО1) была предоставлена двухкомнатная квартира по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, площадью 55,3 кв.м, в которой ФИО2 и ФИО1 зарегистрированы и проживают с <дата> по настоящее время. Никакого иного жилого помещения в собственности ФИО2, ФИО1 не имеют. Истец, обратился в СПб ГКУ «Жилищное агентство Калининского района Санкт-Петербурга» по вопросу заключения договора социального найма на жилое помещение по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, которым было отказано в заключении договора социального найма по причине не предоставления выписки из Распоряжения Администрации или решения суда о признании нанимателями жилого помещения. Также истец указывает, что обратился в Администрацию Калининского района Санкт-Петербурга, которая в ответе №ОБ-15940-5052/20-0-1 от <дата> указала на отсутствие правовых оснований для предоставления обозначенного жилого помещения по договору социального найма.
Администрация Калининского района Санкт-Петербурга обратилась в суд со встречным исковым заявлением к ФИО2, ФИО1, в котором просила выселить ответчиков из <адрес> корпус 1 по <адрес> в Санкт-Петербурге с последующим снятием с регистрационного учета (т.2 л.д. 11-14).
В обоснование заявленных требований Администрация Калининского района Санкт-Петербурга указывает, что <дата> между ФИО3 и ФГУ Загородная квартирно-эксплуатационная часть (далее - Загородная КЭЧ) был заключен договор найма в общежитии №.../К в отношении <адрес> в Санкт-Петербурге. В договор в качестве членов семьи включены сын ФИО1 и жена ФИО2 Согласно п. 2 и 5 указанного договора, жилое помещение предоставляется в связи со службой в Михайловской военной артиллерийской академии (далее - МВАА) на время службы до окончания контракта с МВАА. С <дата> истцы зарегистрированы в <адрес> корп. <адрес> в Санкт-Петербурге. ФИО3 был также зарегистрирован в указанном жилом помещении с <дата>, снят с регистрационного учета <дата> по личному заявлению. Приказом Министра обороны РФ от <дата> №... ФИО3 уволен с военной службы в запас по пп. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (в связи с организационно-штатными мероприятиями). <дата> в администрацию Калининского района Санкт-Петербурга поступило заявление ФИО1 о заключении с ним договора социального найма жилого помещения по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, с включением в договор социального найма членов семьи нанимателя ФИО2 Письмом Администрации Калининского района Санкт-Петербурга от <дата>
№ ОБ-15940-5052/20-0-1 ФИО1 был уведомлен об отсутствии у администрации оснований для предоставления ему с матерью жилого помещения по договору социального найма. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.10.1999 № 1131 «О передаче находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований в государственную собственность субъектов РФ и в муниципальную собственность», Распоряжением Президента РФ от 18.03.1992 № 114-рп «Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности», Постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 30.06.2003 года № 395 были утверждены перечни объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящихся в ведении Квартирно-эксплуатационных частей районов 875 квартирно-эксплуатационного отдела Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны РФ, передаваемые в государственную собственность. В данный перечень включен <адрес> в Санкт-Петербурге. Согласно п. 8 Распоряжения Президента РФ от 18.03.1992 года № 114-рп, объекты федеральной собственности, не исключенные из соответствующих перечней, считаются переданными в собственность субъекта РФ с момента принятия Постановления Правительства РФ или по истечении 3-месячного срока с момента регистрации перечня, если соответствующее решение не было принято. Утвержденный Постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 30.06.2003 года № 395 Перечень объектов жилищно-коммунального хозяйства, передаваемых из федеральной собственности в государственную собственность Санкт-Петербурга, куда включен жилой дом по указанному выше адресу, был согласован начальником Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства Обороны РФ и зарегистрирован в ФАУГИ <дата>, и из указанного Перечня какие-либо объекты в установленном порядке исключены не были. Таким образом, <адрес> в Санкт-Петербурге был передан в собственность Санкт-Петербурга в соответствии с п. 8 Распоряжения Президента РФ № 114-рп, т.е. по истечении трех месяцев с момента регистрации Перечня в ФАУГИ РФ, что является основанием как для возникновения права собственности Санкт-Петербурга на указанный объект недвижимости, и возникновения обязанности по передаче указанного в нем имущества. Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от <дата> по делу № А56-19348/2008, суд обязал Загородную КЭЧ района передать СПб ГКУ «Жилищное агентство Калининского района», в том числе, жилой <адрес> в Санкт-Петербурге. Таким образом, переход права собственности на объекты, закрепленные на праве оперативного управления, в порядке, предусмотренном законом, является основанием для прекращения, как права собственности Российской Федерации, так и права оперативного управления Загородной КЭЧ домом <адрес> в Санкт-Петербурге. <дата> Управлением Росреестра по Санкт-Петербургу произведена государственная регистрация права собственности Санкт-Петербурга на объект недвижимости - квартиру по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>. Администрация Калининского района Санкт-Петербурга указывает, что спорная квартира была предоставлена по договору найма жилого помещения, заключенного между ФИО3 и Загородной КЭЧ, на время службы до окончания контракта с МВАА. Ссылаясь на указанные обстоятельства, Администрация Калининского района Санкт-Петербурга полагает, что с ФИО3 был включен срочный договор найма жилого помещения, проживание в <адрес> Санкт-Петербурга носило временный характер, не порождало права на спорное жилое помещение. В декабре 2009 года ФИО3 уволен с военной службы, в связи с чем срок действия договора найма истек, ФИО1 и М.А. не приобрели самостоятельного права на <адрес> в Санкт-Петербурге.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> исковые требования ФИО1, ФИО2 к Администрации Калининского <адрес> Санкт-Петербурга об обязании заключить договор социального найма оставлены без удовлетворения; встречные исковые требования Администрации Калининского района Санкт-Петербурга к ФИО1, ФИО2 о выселении, с последующим снятием с регистрационного учета удовлетворены, постановлено выселить ФИО1, ФИО2 из <адрес> корпус 1 по <адрес> в Санкт-Петербурге.
В апелляционной жалобе ФИО2, ФИО1 просят решение суда первой инстанции отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
ФИО2, ФИО1, а также их представитель в судебное заседание явились, доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме.
Представитель Администрации Калининского района Санкт-Петербурга судебное заседание явился, полагал решение суда законным и обоснованным.
Третье лицо ФИО3 в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела в соответствии с положениями ст. 113 ГПК РФ, об отложении судебного заседания не просил.
Третьи лица Департамент жилищного обеспечения МО РФ, ФГК ВОУ ВО Михайловская военная артиллерийская академия МО РФ, СПб ГКУ «Жилищное агентство Калининского района», ФГКУ Западное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ представителей в судебное заседание не направили, извещены о месте и времени рассмотрения дела в соответствии с положениями ст. 113 ГПК РФ.
При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание разъяснения, данные в п. 63, 67 и 68 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
В соответствии с разъяснениями п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 года № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», по смыслу статьи 327 ГПК РФ повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Согласно статье 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным данным кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
К жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов (п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 92 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в орган государственной власти или органа местного самоуправления.
Частью 1 ст. 103 ЖК РФ установлено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
В силу ч. 2 ст. 103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: 1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости; 3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер; 4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
Из содержания указанных норм следует, что условием выселения из служебного жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения является не только отнесение лица к установленной категории граждан, определенной законом, но и факт состояния такого лица на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В соответствии с положениями статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» правом на обеспечение жилым помещением обладают граждане, являющиеся военнослужащими; что касается права членов семьи военнослужащего на жилище, то оно является производным от такого права самого военнослужащего. Следовательно, члены семьи военнослужащего не являются самостоятельными субъектами жилищных правоотношений с государственными органами, ответственными за обеспечение военнослужащих жилыми помещениями. (Определение Конституционного Суда РФ
от 29.09.2016 N 1884-О)
Согласно разъяснениям п. 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», в соответствии с частью 1 статьи 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договора найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 ЖК РФ.
В этой связи по делам о выселении граждан из специализированных жилых помещений (статья 103 ЖК РФ) судам необходимо иметь в виду, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений граждане, перечисленные в пунктах 1 - 4 части 2 статьи 103 ЖК РФ, при условии, что они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.10.1999 года
№ 1131 «О передаче находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований в государственную собственность субъектов РФ и в муниципальную собственность», Распоряжением Президента РФ от 18.03.1992 года № 114-рп «Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности», Постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 30.06.2003 года № 395 были утверждены перечни объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящихся в ведении Квартирно-эксплуатационных частей районов 875 квартирно-эксплуатационного отдела Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны РФ, передаваемые в государственную собственность. В данный перечень включен <адрес> в Санкт-Петербурге.
Согласно п. 8 Распоряжения Президента РФ № 114-рп, объекты федеральной собственности, не исключенные из соответствующих перечней, считаются переданными в собственность субъекта РФ с момента принятия Постановления Правительства РФ или по истечении 3-месячного срока с момента регистрации перечня, если соответствующее решение не было принято.
Утвержденный Постановлением Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга от 30.06.2003 года № 395 Перечень объектов жилищно-коммунального хозяйства, передаваемых из федеральной собственности в государственную собственность Санкт-Петербурга, куда включен жилой дом по указанному выше адресу, был согласован начальником Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства Обороны РФ и зарегистрирован в ФАУГИ <дата>.
Таким образом, <адрес> был передан в собственность Санкт-Петербурга в соответствии с п. 8 Распоряжения Президента РФ № 114-рп, то есть по истечении трех месяцев с момента регистрации Перечня в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом РФ, что является основанием как для возникновения права собственности Санкт-Петербурга на указанный объект недвижимости.
Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от <дата> по делу №..., вступившим законную силу, суд обязал Загородную КЭЧ района передать СПб ГКУ «Жилищное агентство Калининского района», в том числе, жилой <адрес> в Санкт-Петербурге.
Применительно к положениям ст. 299 ГК РФ, переход права собственности на объекты, закрепленные на праве оперативного управления, в порядке, предусмотренном законом, является основанием для прекращения, как права собственности, так и права оперативного управления Загородной КЭЧ домом <адрес>.
<дата> Управлением Росреестра по Санкт-Петербургу произведена государственная регистрация права собственности Санкт-Петербурга на объект недвижимости - квартиру по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Кондратьевский пр-т, <адрес>, предоставлено ФИО3 на основании договора найма жилого помещения в общежитии №...К от <дата> Загородной квартирно-эксплуатационной частью на период прохождения ФИО3 службы в Михайловской военной артиллерийской академии (т.1 л.д.49-52).
Согласно п. 4 договора №...К от <дата> совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи: ФИО2 – жена,
ФИО1 – сын.
Согласно справке о регистрации истцы зарегистрированы по месту жительства по спорному адресу с <дата> (т.1 л.д.70). ФИО3 снят с регистрационного учета на основании личного заявления <дата>
(т.1 л.д.70).
На основании приказа от <дата> ФИО3 досрочно уволен с военной службы в запас, жилым помещением по установленным нормам не обеспечен, изъявил желание уволиться с оставлением в списках очередников на получение жилой площади по установленным нормам (т.2 л.д.86).
Решением Жилищной комиссии ФГКВОУВО Михайловская военная артиллерийской академии МО РФ от <дата> ФИО3 и члены его семьи поставлены в список на получение постоянной жилой площади во внеочередном порядке (т.2 л.д. 198-200).
<дата> брак между ФИО3 и ФИО2 расторгнут на основании решения мирового судьи судебного участка №... Санкт- Петербурга от <дата> (т.2 л.д.40).
Решением ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» №... от <дата> ФИО3 представлено жилое помещение в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства на семью из одного человека, поскольку последним при решении данного вопроса было написано заявление, согласно которому он просит исключить из состава семьи сына ФИО1 в связи с его раздельным проживанием, брак с ФИО2 расторгнут (т.2 л.д.221, 237-оборот).
В соответствии с ч. 2 ст. 1 ЖК РФ реализация жилищных прав носит заявительный характер и осуществляется гражданами по их усмотрению.
Согласно ответу ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения», ФИО3 предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> (т.2 л.д.221).
<дата> в администрацию Калининского района Санкт-Петербурга поступило заявление ФИО1 о заключении с ним договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с включением в договор социального найма в качестве члена семьи нанимателя ФИО2 (т.1 л.д.97)
Письмом администрации Калининского района Санкт-Петербурга от <дата> № №... ФИО1 был уведомлен об отсутствии у администрации оснований для предоставления ему с матерью жилого помещения по договору социального найма. (т.1 л.д.94-95).
<дата> ФИО1, ФИО2 было направлено предписании об освобождении самоуправно занятого жилого помещения (т.2 л.д. 247-248, 249-250).
Требования Администрации Калининского района Санкт-Петербурга ответчиками по встречному иску ФИО1, ФИО2 до настоящего времени не исполнены.
Оценив в совокупности представленные доказательства, руководствуясь приведенными положениями закона суд первой инстанции исходя из того, что спорная квартира была отнесена к специализированному жилому фонду и предоставлена ФИО3 и членам его семьи в качестве служебного жилья для временного проживания на период военной службы, учитывая, что в соответствии со ст. 15 Федерального закона от <дата> № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» ФИО3 имел право на обеспечение жильем, которое было им реализовано путем предоставления на основании договора социального найма квартиры по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, принимая во внимание, что брак между ФИО3 и ФИО2 был расторгнут, а права членов семьи военнослужащего на жилище являются производным от такого права самого военнослужащего, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований ФИО1, ФИО2
Вместе с тем, учитывая, что ответчики не относятся к категории граждан, на которых распространяются социальные гарантии, связанные с запретом на выселение из служебных жилых помещений, установленные ч. 2 ст.103 ЖК РФ, ФИО1 и ФИО2 на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации Калининского района Санкт-Петербурга не состоят, попыток к постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не предприняли, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Администрации Калининского района Санкт-Петербурга о выселении ФИО1 и ФИО2 со снятием с регистрационного учета.
Указанные выводы судебная коллегия полагает правильными, основанными на исследованных судом фактических обстоятельствах и соответствующими нормам действующего, в момент принятия оспариваемого решения, законодательства.
Вопреки доводам апелляционной жалобы ФИО1 и ФИО2 не приобрели самостоятельных прав на спорное жилое помещение, их права производны от прав ФИО3, которому на период прохождения военной службы было предоставлено служебное жилое помещение. Законодательство Российской Федерации не возлагает на военнослужащего обязанности по выселению из служебного жилого помещения бывших членов его семьи; выезд военнослужащего из служебного жилого помещения не является основанием для прекращения права собственности государства на такое жилое помещение и (или) других вещных прав (оперативного управления, хозяйственного ведения), переданных государством уполномоченному органу. Этот факт не порождает каких-либо ограничений в правах принадлежащих собственнику служебного жилого помещения и (или) уполномоченному им наймодателю.
По общему правилу разрешение вопросов, связанных с возможностью проживания в служебном жилом помещении бывших членов семьи военнослужащего, зависит от волеизъявления собственника такого помещения и (или) уполномоченного им органа, которое в настоящем случае направлено на их выселение. При этом, в силу положений ст. 1, 124 - 125, 209 - 210, 214 ГК РФ, ст. 30, 39 ЖК РФ, собственник жилого помещения, в том числе Санкт-Петербург, осуществляет свои права своей волей и в своем интересе, действуя по своему усмотрению в отношении этого помещения, но в соответствии с его назначением и пределами его использования, установленными нормами ЖК РФ.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются: военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей.
Статьей 99 ЖК РФ предусмотрено, что специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным названным кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте (ч. 2 ст.99 ЖК РФ).
Согласно ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Обстоятельства, при которых ответчики не подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений и которые предусмотрены ст. 103 ЖК РФ материалами дела не подтверждаются.
Право члена семьи на пользование служебным жилым помещением производно от прав самого нанимателя, в связи с чем ФИО1 и ФИО2 также утратили право пользования служебным жилым помещением и подлежат выселению.
Также следует отметить, что на момент заключения договора найма жилого помещения в общежитии №...К от <дата> право оперативного управления Загородной квартирно-эксплуатационной части на квартиру по адресу: Санкт-<адрес> уже было прекращено, в связи с чем правовых основания для распоряжения указанным жилым помещением не имелось. Администрацией Калининского района Санкт-Петербурга решений о предоставлении спорного жилого помещения ФИО3, ФИО2, ФИО1 не принималось.
Фактическое проживание ФИО1 и ФИО2 по адресу: <адрес> оплата ими жилищно-коммунальных услуг не свидетельствует о возникновении каких-либо жилищных прав.
Доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу. Податель апелляционной жалобы не ссылается на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального и материального права, являющихся безусловным основанием для отмены или изменения решения, судебной коллегией не установлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от
02 декабря 2021 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи