Дело 2а-2039/2019 76RS0022-01-2019-002138-76
мотивированное решение изготовлено 05.12.2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 ноября 2019 года
Заволжский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Т.В.,
при секретаре Рыцаревой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Воскобойниковой Елены Валерьевны к КУМИ мэрии г. Ярославля о признании приказа об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель незаконным,
у с т а н о в и л:
Воскобойникова Е.В. обратилась в суд с административным иском о признании приказов КУМИ мэрии г.Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ № и № об отказе в заключении соглашений о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельных участков с кадастровым номером №, площадью 562 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> и с кадастровым номером №, площадью 456 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, незаконными, согласовании перераспределения земельных участков. В обоснование требований истец указала, что ей принадлежат: 1/8 доля в праве общей долевой собственности на земельный участок № с кадастровым номером №, площадью 562 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> и 1/8 доля в праве общей долевой собственности на земельный участок №, с кадастровым номером №, площадью 456 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Сособственниками указанных земельных участков являются Лузин В.Ю. (1/2 доля в праве), Воскобойников Д.Е. (3/16 доли в праве), Воскобойников А.Е. (3/16 доли в праве). Административный истец и Лузин В.Ю. обратились в КУМИ мэрии г. Ярославля с заявлениями о перераспределении данных земельных участков и представили схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, согласно которым площадь земельного участка № увеличилась до 717 кв.м., земельного участка № – до 578 кв.м. Обжалуемыми приказами в перераспределении земельных участков истцу было отказано. Причинами отказа послужила невозможность утверждения схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, поскольку в соответствии с Картой планируемого размещения объектов местного значения «автомобильные дороги местного значения» в составе генерального плана г. Ярославля, утвержденного решением муниципалитета г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ №, запрашиваемые земельные участки расположены в границах перспективной улицы местного значения – <адрес>. Применительно к Приказу № помимо вышеуказанного основания также отказано в перераспределении земельного участка по причине прохождения по земельному участку сети инженерно-технического обеспечения – воздушной линии электропередач до 1кВ с охранной зоной 2м.
Протокольными определениями от 07.10.2019, от 05.11.2019 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент градостроительства мэрии г. Ярославля, ПАО «МРСК Центра» Ярэнерго».
В судебном заседании представитель истца по доверенности Суров А.П. (диплом о высшем юридическом образовании от ДД.ММ.ГГГГ №) доводы иска поддержал, указал, что его доверитель обратилась с заявлением о перераспределении земельных участков на основании пп.3 п.1 ст. 39.28 ЗК РФ, земельные участки расположены в зоне застройки жилыми домами Ж-4, согласно представленному административным ответчиком фрагменту карты планируемого размещения объектов местного значения «автомобильные дороги местного значения» генерального плана г. Ярославля земельные участки не пересекаются ни с одним из указанных объектов. Действующее законодательство не содержит запрета на образование земельного участка в случае прохождения по данному участку воздушной линии электропередачи до 1 кВ. Более того, схема перераспределения земельных участков согласована с ПАО «МРСК Центра» Ярэнерго».
Ответчик Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г.Ярославля, третьи лица: Департамент градостроительства мэрии г.Ярославля, ПАО «МРСК Центра» Ярэнерго» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще. Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г.Ярославля, Департамент градостроительства мэрии г.Ярославля в письменных отзывах по иску возражали, указали, что <адрес> включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения г. Ярославля, ее начало – <адрес>, а конец – в районе границы городского округа <адрес>, коридор, расположенный между земельными участками с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, необходим для прокладки сетей инженерно-технического обеспечения, а также для организации проезда к земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>, считают, что целью перераспределения земельных участков должно являться устранение недостатков в землепользовании, а не увеличение площадей земельных участков, в рассматриваемом случае никаких недостатков в землепользовании нет.
Заслушав представителя истца, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Воскобойниковой Е.В. на праве общей долевой собственности принадлежат: 1/8 доля в праве на земельный участок № с кадастровым номером №, площадью 562 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, и 1/8 доля в праве на земельный участок №, с кадастровым номером №, расположенный по данному адресу, что подтверждается выписками из ЕГРН по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ /л.д.27-43/. Сособственниками указанных земельных участков являются Лузин В.Ю. (1/2 доля в праве), Воскобойников Д.Е. (3/16 доли в праве), Воскобойников А.Е. (3/16 доли в праве). Административный истец и Лузин В.Ю. обратились в КУМИ мэрии г. Ярославля с заявлениями о перераспределении данных земельных участков и просили утвердить схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, согласно которым в результате перераспределения площадь земельного участка № увеличивалась до 717 кв.м. /л.д.7/, земельного участка № – до 578 кв.м. /л.д.8/.
Приказами КУМИ мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ № и № Воскобойниковой Е.В., Лузину В.Ю. отказано в заключении соглашений о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельных участков с кадастровым номером №, площадью 562 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, и с кадастровым номером №, площадью 456 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на основании п.п.11 п.9 ст.39.29 ЗК РФ, в связи с тем, что испрашиваемые земельные участки расположены в границах перспективной улицы местного значения – <адрес>. Применительно к Приказу № помимо вышеуказанного основания также отказано в перераспределении земельного участка по причине прохождения по земельному участку № сети инженерно-технического обеспечения – воздушной линии электропередач до 1кВ с охранной зоной 2м. /л.д.16-17/.
Согласно п.1 ст.11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса (п.3 ст.11.7 ЗК РФ).
В соответствии с п.2,3 ст.39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Статьей 39.29 ЗК РФ установлен порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Согласно п.8 ст.39.29 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Согласно п.п.11 п.9 ст.39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.п.п.3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В силу п.6 ст.11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно пункту 4 статьи 11.9 Земельного кодекса не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием (пункт 5).
Согласно карте градостроительного зонирования (границы территориальных зон) в составе Правил землепользования и застройки г.Ярославля, испрашиваемые земельные участки, предполагаемые к образованию, располагаются в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами – Ж4.
Как следует из заключения отдела транспортных коммуникаций Департамента градостроительства мэрии г. Ярославля /л.д.48, 50/ испрашиваемые земельные участки расположены в границах улицы местного значения – <адрес>. Довод административного истца о том, что спорные земельные участки не соприкасаются с объектами местного значения судом отклоняется.
В соответствии с постановлением мэра г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения г. Ярославля» <адрес> включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения г. Ярославля, ее начало – <адрес>, конец – в районе границы городского округа г. Ярославль. При перераспределении земельных участков улица местного значения <адрес> будет заканчиваться тупиком, проезд к земельному участку № с данной улицы будет невозможен /л.д.15/.
Кроме того, по земельному участку, предлагаемому для перераспределения земельного участка с кадастровым номером № проходит существующая сеть инженерно-технического обеспечения: воздушная линия электропередачи до 1 кВ (охранная зона которой составляет 2 м.). На момент подачи заявления о перераспределении земельных участков согласование с собственником сети инженерно-технического обеспечения РЭС 1 категории «Яргорэлектросеть» представлено не было, на что обоснованно сделано указание в оспариваемом приказе от ДД.ММ.ГГГГ №.
Фактическое использование Воскобойниковой Е.В. спорных земельных участков не является безусловным основанием для заключения соглашения о перераспределении данных участков в ее пользу, в силу положений п.1 ст.39.28, п.9 ст.39.29 ЗК РФ не предоставляет административному истцу преимущества в оформлении прав на данный участок путем перераспределения участков. Целью перераспределения земельных участков является устранение недостатков в землепользовании, а не увеличение площади земельных участков, находящихся в собственности административного истца.
При указанных обстоятельствах у административного ответчика имелись основания для отказа в перераспределении земельных участков, испрашиваемых истцом.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░