Решение по делу № 2-1245/2023 от 31.07.2023

Дело № 2-1245(1)/2023

64RS0034-01-2023-001482-26 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25.09.2023 года                                                                                                                   п. Дубки

Саратовский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Корсаковой Н.В.,

при помощнике Гороховой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента Гагаринского административного района муниципального образования «Город Саратов» (далее - Департамент) к СНТ «Чайка» о возложении обязанности организовать накопление, сбор и вывоз отходов, заключить договор,

установил:

Департамент обратился в суд с иском к СНТ «Чайка» о возложении обязанности организовать накопление, сбор и вывоз отходов в соответствии с требованиями законодательства, а именно оборудовать на территории СНТ «Чайка» контейнерную площадку, отвечающую установленным требованиям, установить контейнеры, заключить договор со специализированной организацией на вывоз мусора и обеспечить регулярный вывоз отходов.

В обоснование требований указано, что была проведена проверка по вопросу организации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов. В ходе проверки установлено, что в границах СНТ «Чайка» отсутствуют площадки для установки контейнеров для сбора мусора, а также не обеспечен вывоз отходов с территории СНТ «Чайка», что, по мнению истца, способствует образованию несанкционированных свалок, которые в свою очередь создают угрозу нарушения экологической безопасности неопределенного круга лиц. Кроме того, в СНТ «Чайка» отсутствует заключенный договор с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на вывоз мусора. С учетом изложенного, Департамент вынужден обратиться в суд.

Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащем образом, просил рассмотреть дело в их отсутствии, исковые требования поддержали в полном объеме.

Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в их отсутствии.

3-е лицо АО «Ситиматик» в судебное заседание не явилось при надлежащем извещении.

Учитывая надлежащее извещение ответчика, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии участников процесса.

Проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. ст. 14, 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения; а к вопросам местного значения муниципального района - участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В преамбуле Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" указано, что обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения признается одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В ст. 2 указанного закона закреплено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Нормами ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является принцип охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании установлено, что СНТ «Чайка» зарегистрировано в качестве юридического лица; территориально расположено <адрес>

Из предоставленной региональным оператором Саратовской области АО «Ситиматик» информации следует, что договор от 06.07.2022г. на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между АО «Ситиматик» и СНТ «Чайка» заключен. Складирование образующихся твердых коммунальных отходов на территории СНТ «Чайка» осуществляется на площадке накопления, организованном органами местного самоуправления (контейнерной площадке общего пользования), расположенной по адресу: <адрес>.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Департамента к СНТ «Чайка» о заключении договора со специализированной организацией на вывоз отходов.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц председателем СНТ «Чайка» является ФИО3

В силу ст. 3 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" имущество общего пользования - расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд объекты капитального строительства и земельные участки общего назначения, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор твердых коммунальных отходов и иные потребности), а также движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества (далее также - товарищество).

На основании ч. ч. 1, 3 ст. 4 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать соответственно садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества. Садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для следующих целей:

1) создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия).

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» принятие решения о создании (строительстве, реконструкции) или приобретении имущества общего пользования, в том числе земельных участков общего назначения, и о порядке его использования относится к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества.

Согласно пункту 5.11* СНиП 30-02-97* "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения" (приняты и введены в действие Постановлением Госстроя РФ от 10.09.1997 N 18-51) на территории садоводческих (дачных) объединений и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Бытовые отходы, как правило, должны утилизироваться на садовых (дачных) участках. Для неутилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на территории общего пользования должны быть предусмотрены площадки контейнеров для мусора.

Площадки для мусорных контейнеров размещаются на расстоянии не менее 20 метров и не более 100 метров от границ участков.

В соответствии с п. 5.4 СП 53.13330.2011. Свод правил. Планировка и застройка территории садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 30-02-97* земельный участок, предоставленный садоводческому, дачному объединению, состоит из земель общего пользования и земель индивидуальных участков.

К землям общего пользования относятся земли, занятые дорогами, улицами, проездами (в пределах красных линий), пожарными водоемами, а также площадками и участками объектов общего пользования (включая их санитарно-защитные зоны).

В соответствии с п. 5.11 "СП 53.13330.2011. Свод правил. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 30-02-97*" на территории садоводческих, дачных объединений и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Бытовые отходы, как правило, должны утилизироваться на садовых, дачных участках. Для неутилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на территории общего пользования должны быть предусмотрены площадки для установки контейнеров. Площадки должны быть ограждены с трех сторон глухим ограждением высотой не менее 1,5 м, иметь твердое покрытие и размещаться на расстоянии не менее 20 и не более 500 м от границ участков.

Согласно п. 6 ч. 7 ст. 18 ФЗ Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям правления товарищества относится в том числе и принятие решений о заключении договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Ответчиком доказательств наличия на территории товарищества оборудованного места для сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления не представлено, отсутствие контейнерных площадок на территории СНТ «Чайка» ответчиком на оспаривалось.

На основании изложенного, с учетом выше приведенных норм права, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца и возложении на СНТ «Чайка» обязанности организовать накопление, сбор и вывоз отходов в соответствии с требованиями законодательства, оборудовав на территории СНТ «Чайка» контейнерную площадку, отвечающую установленным требованиям, установив контейнеры.

Доводы ответчика о том, что территория СНТ не предусматривает размещение контейнерной площади, не принимаются во внимание. Правление СНТ не лишено возможности разрешить данный вопрос путем обращения в орган местного самоуправления для содействия в организации сбора и вывоза отходов с территории СНТ и выделения дополнительного земельного участка под размещение контейнерной площадки.

Иные доводы ответчика основаны на неверном толковании правовых норм и не могут быть приняты во внимание в качестве оснований для отказа Департаменту в удовлетворении требований.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд

решил:

исковые требования Департамента Гагаринского административного района муниципального образования «Город Саратов» к СНТ «Чайка» о возложении обязанности организовать накопление, сбор и вывоз отходов, заключить договор, удовлетворить частично.

Обязать СНТ «Чайка» (<данные изъяты>) оборудовать на территории СНТ «Чайка» (<данные изъяты>) площадки для установки контейнеров, отвечающую установленным требованиям; установить контейнеры.

В удовлетворении исковых требований Департамента Гагаринского административного района муниципального образования «Город Саратов» к СНТ «Чайка» (<данные изъяты>) заключить договор со специализированной организацией на вывоз мусора - отказать.

Решение в окончательной форме изготовлено 29.09.2023 г.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Саратовский районный суд в течение 1 месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья:

Дело № 2-1245(1)/2023

64RS0034-01-2023-001482-26 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25.09.2023 года                                                                                                                   п. Дубки

Саратовский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Корсаковой Н.В.,

при помощнике Гороховой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента Гагаринского административного района муниципального образования «Город Саратов» (далее - Департамент) к СНТ «Чайка» о возложении обязанности организовать накопление, сбор и вывоз отходов, заключить договор,

установил:

Департамент обратился в суд с иском к СНТ «Чайка» о возложении обязанности организовать накопление, сбор и вывоз отходов в соответствии с требованиями законодательства, а именно оборудовать на территории СНТ «Чайка» контейнерную площадку, отвечающую установленным требованиям, установить контейнеры, заключить договор со специализированной организацией на вывоз мусора и обеспечить регулярный вывоз отходов.

В обоснование требований указано, что была проведена проверка по вопросу организации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов. В ходе проверки установлено, что в границах СНТ «Чайка» отсутствуют площадки для установки контейнеров для сбора мусора, а также не обеспечен вывоз отходов с территории СНТ «Чайка», что, по мнению истца, способствует образованию несанкционированных свалок, которые в свою очередь создают угрозу нарушения экологической безопасности неопределенного круга лиц. Кроме того, в СНТ «Чайка» отсутствует заключенный договор с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на вывоз мусора. С учетом изложенного, Департамент вынужден обратиться в суд.

Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащем образом, просил рассмотреть дело в их отсутствии, исковые требования поддержали в полном объеме.

Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в их отсутствии.

3-е лицо АО «Ситиматик» в судебное заседание не явилось при надлежащем извещении.

Учитывая надлежащее извещение ответчика, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии участников процесса.

Проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. ст. 14, 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения; а к вопросам местного значения муниципального района - участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В преамбуле Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" указано, что обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения признается одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В ст. 2 указанного закона закреплено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Нормами ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является принцип охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании установлено, что СНТ «Чайка» зарегистрировано в качестве юридического лица; территориально расположено <адрес>

Из предоставленной региональным оператором Саратовской области АО «Ситиматик» информации следует, что договор от 06.07.2022г. на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между АО «Ситиматик» и СНТ «Чайка» заключен. Складирование образующихся твердых коммунальных отходов на территории СНТ «Чайка» осуществляется на площадке накопления, организованном органами местного самоуправления (контейнерной площадке общего пользования), расположенной по адресу: <адрес>.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Департамента к СНТ «Чайка» о заключении договора со специализированной организацией на вывоз отходов.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц председателем СНТ «Чайка» является ФИО3

В силу ст. 3 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" имущество общего пользования - расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд объекты капитального строительства и земельные участки общего назначения, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор твердых коммунальных отходов и иные потребности), а также движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества (далее также - товарищество).

На основании ч. ч. 1, 3 ст. 4 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать соответственно садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества. Садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для следующих целей:

1) создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия).

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» принятие решения о создании (строительстве, реконструкции) или приобретении имущества общего пользования, в том числе земельных участков общего назначения, и о порядке его использования относится к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества.

Согласно пункту 5.11* СНиП 30-02-97* "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения" (приняты и введены в действие Постановлением Госстроя РФ от 10.09.1997 N 18-51) на территории садоводческих (дачных) объединений и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Бытовые отходы, как правило, должны утилизироваться на садовых (дачных) участках. Для неутилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на территории общего пользования должны быть предусмотрены площадки контейнеров для мусора.

Площадки для мусорных контейнеров размещаются на расстоянии не менее 20 метров и не более 100 метров от границ участков.

В соответствии с п. 5.4 СП 53.13330.2011. Свод правил. Планировка и застройка территории садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 30-02-97* земельный участок, предоставленный садоводческому, дачному объединению, состоит из земель общего пользования и земель индивидуальных участков.

К землям общего пользования относятся земли, занятые дорогами, улицами, проездами (в пределах красных линий), пожарными водоемами, а также площадками и участками объектов общего пользования (включая их санитарно-защитные зоны).

В соответствии с п. 5.11 "СП 53.13330.2011. Свод правил. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 30-02-97*" на территории садоводческих, дачных объединений и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Бытовые отходы, как правило, должны утилизироваться на садовых, дачных участках. Для неутилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на территории общего пользования должны быть предусмотрены площадки для установки контейнеров. Площадки должны быть ограждены с трех сторон глухим ограждением высотой не менее 1,5 м, иметь твердое покрытие и размещаться на расстоянии не менее 20 и не более 500 м от границ участков.

Согласно п. 6 ч. 7 ст. 18 ФЗ Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям правления товарищества относится в том числе и принятие решений о заключении договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Ответчиком доказательств наличия на территории товарищества оборудованного места для сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления не представлено, отсутствие контейнерных площадок на территории СНТ «Чайка» ответчиком на оспаривалось.

На основании изложенного, с учетом выше приведенных норм права, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца и возложении на СНТ «Чайка» обязанности организовать накопление, сбор и вывоз отходов в соответствии с требованиями законодательства, оборудовав на территории СНТ «Чайка» контейнерную площадку, отвечающую установленным требованиям, установив контейнеры.

Доводы ответчика о том, что территория СНТ не предусматривает размещение контейнерной площади, не принимаются во внимание. Правление СНТ не лишено возможности разрешить данный вопрос путем обращения в орган местного самоуправления для содействия в организации сбора и вывоза отходов с территории СНТ и выделения дополнительного земельного участка под размещение контейнерной площадки.

Иные доводы ответчика основаны на неверном толковании правовых норм и не могут быть приняты во внимание в качестве оснований для отказа Департаменту в удовлетворении требований.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд

решил:

исковые требования Департамента Гагаринского административного района муниципального образования «Город Саратов» к СНТ «Чайка» о возложении обязанности организовать накопление, сбор и вывоз отходов, заключить договор, удовлетворить частично.

Обязать СНТ «Чайка» (<данные изъяты>) оборудовать на территории СНТ «Чайка» (<данные изъяты>) площадки для установки контейнеров, отвечающую установленным требованиям; установить контейнеры.

В удовлетворении исковых требований Департамента Гагаринского административного района муниципального образования «Город Саратов» к СНТ «Чайка» (<данные изъяты>) заключить договор со специализированной организацией на вывоз мусора - отказать.

Решение в окончательной форме изготовлено 29.09.2023 г.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Саратовский районный суд в течение 1 месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья:

Дело № 2-1245(1)/2023 64RS0034-01-2023-001482-26 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25.09.2023 года                                                                                                                   п. Дубки

Саратовский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Корсаковой Н.В.,

при помощнике Гороховой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента Гагаринского административного района муниципального образования «Город Саратов» (далее - Департамент) к СНТ «Чайка» о возложении обязанности организовать накопление, сбор и вывоз отходов, заключить договор,

установил:

Департамент обратился в суд с иском к СНТ «Чайка» о возложении обязанности организовать накопление, сбор и вывоз отходов в соответствии с требованиями законодательства, а именно оборудовать на территории СНТ «Чайка» контейнерную площадку, отвечающую установленным требованиям, установить контейнеры, заключить договор со специализированной организацией на вывоз мусора и обеспечить регулярный вывоз отходов.

В обоснование требований указано, что была проведена проверка по вопросу организации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов. В ходе проверки установлено, что в границах СНТ «Чайка» отсутствуют площадки для установки контейнеров для сбора мусора, а также не обеспечен вывоз отходов с территории СНТ «Чайка», что, по мнению истца, способствует образованию несанкционированных свалок, которые в свою очередь создают угрозу нарушения экологической безопасности неопределенного круга лиц. Кроме того, в СНТ «Чайка» отсутствует заключенный договор с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на вывоз мусора. С учетом изложенного, Департамент вынужден обратиться в суд.

Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащем образом, просил рассмотреть дело в их отсутствии, исковые требования поддержали в полном объеме.

Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в их отсутствии.

3-е лицо АО «Ситиматик» в судебное заседание не явилось при надлежащем извещении.

Учитывая надлежащее извещение ответчика, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии участников процесса.

Проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. ст. 14, 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения; а к вопросам местного значения муниципального района - участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В преамбуле Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" указано, что обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения признается одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В ст. 2 указанного закона закреплено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Нормами ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является принцип охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании установлено, что СНТ «Чайка» зарегистрировано в качестве юридического лица; территориально расположено <адрес>

Из предоставленной региональным оператором Саратовской области АО «Ситиматик» информации следует, что договор от 06.07.2022г. на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между АО «Ситиматик» и СНТ «Чайка» заключен. Складирование образующихся твердых коммунальных отходов на территории СНТ «Чайка» осуществляется на площадке накопления, организованном органами местного самоуправления (контейнерной площадке общего пользования), расположенной по адресу: <адрес>.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Департамента к СНТ «Чайка» о заключении договора со специализированной организацией на вывоз отходов.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц председателем СНТ «Чайка» является ФИО3

В силу ст. 3 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" имущество общего пользования - расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд объекты капитального строительства и земельные участки общего назначения, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор твердых коммунальных отходов и иные потребности), а также движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества (далее также - товарищество).

На основании ч. ч. 1, 3 ст. 4 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать соответственно садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества. Садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для следующих целей:

1) создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия).

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» принятие решения о создании (строительстве, реконструкции) или приобретении имущества общего пользования, в том числе земельных участков общего назначения, и о порядке его использования относится к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества.

Согласно пункту 5.11* СНиП 30-02-97* "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения" (приняты и введены в действие Постановлением Госстроя РФ от 10.09.1997 N 18-51) на территории садоводческих (дачных) объединений и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Бытовые отходы, как правило, должны утилизироваться на садовых (дачных) участках. Для неутилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на территории общего пользования должны быть предусмотрены площадки контейнеров для мусора.

Площадки для мусорных контейнеров размещаются на расстоянии не менее 20 метров и не более 100 метров от границ участков.

В соответствии с п. 5.4 СП 53.13330.2011. Свод правил. Планировка и застройка территории садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 30-02-97* земельный участок, предоставленный садоводческому, дачному объединению, состоит из земель общего пользования и земель индивидуальных участков.

К землям общего пользования относятся земли, занятые дорогами, улицами, проездами (в пределах красных линий), пожарными водоемами, а также площадками и участками объектов общего пользования (включая их санитарно-защитные зоны).

В соответствии с п. 5.11 "СП 53.13330.2011. Свод правил. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 30-02-97*" на территории садоводческих, дачных объединений и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Бытовые отходы, как правило, должны утилизироваться на садовых, дачных участках. Для неутилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на территории общего пользования должны быть предусмотрены площадки для установки контейнеров. Площадки должны быть ограждены с трех сторон глухим ограждением высотой не менее 1,5 м, иметь твердое покрытие и размещаться на расстоянии не менее 20 и не более 500 м от границ участков.

Согласно п. 6 ч. 7 ст. 18 ФЗ Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям правления товарищества относится в том числе и принятие решений о заключении договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Ответчиком доказательств наличия на территории товарищества оборудованного места для сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления не представлено, отсутствие контейнерных площадок на территории СНТ «Чайка» ответчиком на оспаривалось.

На основании изложенного, с учетом выше приведенных норм права, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца и возложении на СНТ «Чайка» обязанности организовать накопление, сбор и вывоз отходов в соответствии с требованиями законодательства, оборудовав на территории СНТ «Чайка» контейнерную площадку, отвечающую установленным требованиям, установив контейнеры.

Доводы ответчика о том, что территория СНТ не предусматривает размещение контейнерной площади, не принимаются во внимание. Правление СНТ не лишено возможности разрешить данный вопрос путем обращения в орган местного самоуправления для содействия в организации сбора и вывоза отходов с территории СНТ и выделения дополнительного земельного участка под размещение контейнерной площадки.

Иные доводы ответчика основаны на неверном толковании правовых норм и не могут быть приняты во внимание в качестве оснований для отказа Департаменту в удовлетворении требований.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд

решил:

исковые требования Департамента Гагаринского административного района муниципального образования «Город Саратов» к СНТ «Чайка» о возложении обязанности организовать накопление, сбор и вывоз отходов, заключить договор, удовлетворить частично.

Обязать СНТ «Чайка» (<данные изъяты>) оборудовать на территории СНТ «Чайка» (<данные изъяты>) площадки для установки контейнеров, отвечающую установленным требованиям; установить контейнеры.

В удовлетворении исковых требований Департамента Гагаринского административного района муниципального образования «Город Саратов» к СНТ «Чайка» (<данные изъяты>) заключить договор со специализированной организацией на вывоз мусора - отказать.

Решение в окончательной форме изготовлено 29.09.2023 г.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Саратовский районный суд в течение 1 месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья:

2-1245/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Департамент Гагаринского административного района муниципального образования "Город Саратов"
Ответчики
СНТ "Чайка"
Другие
Коробов Василий Васильевич
АО "Ситиматик" Саратовский филиал
Суд
Саратовский районный суд Саратовской области
Дело на сайте суда
saratovsky.sar.sudrf.ru
31.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.07.2023Передача материалов судье
04.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.08.2023Судебное заседание
25.09.2023Судебное заседание
29.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее