Дело №2-2695/2018
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 декабря 2018 года г.Кстово
Кстовский городской суд Нижегородской области, в составе председательствующего судьи Водяницкой А.Х., с участием ст.помощника Кстовского городского прокурора Пустоваловой С.Э., при секретаре Беженар Д.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кстовского городского прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Росимущества в Нижегородской области о признании незаконным бездействия, обязании включить в реестр федеральной собственности защитное сооружение, обязании привести защитное сооружение в соответствие,
У С Т А Н О В И Л:
Кстовский городской прокурор в интересах Российской Федерации и
неопределенного круга лиц обратился в Кстовский городской суд с иском к Территориальному управлению Росимущества в Нижегородской области о признании незаконным бездействия, обязании включить в реестр федеральной собственности защитное сооружение, обязании привести защитное сооружение в соответствие, ссылаясь на то, что проведенной городской прокуратурой проверкой установлено следующее.
Согласно сведениям МКУ «Управление по делам ГО и ЧС» Кстовского муниципального района в список защитных сооружений гражданской обороны Кстовского района включено убежище, расположенное по адресу: (адрес обезличен), здание амбулатории, тип убежища - ВУ, площадь 372 кв.м., проектная вместимость - 150 чел., балансодержатель не установлен.
На указанное сооружение в МКУ «Управление по делам ГО и ЧС» Кстовского муниципального района имеется инвентаризационная карточка, согласно которой дата приемки в эксплуатацию указанного сооружения - 1981 год.
При этом в Кстовском отделе ГП НО «Нижтехинвентаризация» сведений о сооружении гражданской обороны по указанному адресу в архиве не имеется.
Проведенной городской прокуратурой совместно с представителем МКУ «Управление по делам ГО и ЧС» проверкой установлено следующее: необходимая документация указанного защитного сооружения отсутствует, ответственное лицо за содержание защитного сооружения не назначено. Вентиляционная система разукомплектована и не функционирует, системы электро-, водоснабжения, канализации не функционируют, емкости для воды и санитарно-технические приборы отсутствуют. Системы жизнеобеспечения неисправны, защитно-герметические двери отсутствуют.
В нарушение п.2 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного Приказом МЧС России от 21.07.2005 №575, укрытие населения в случае введения режима ЧС в указанном защитном сооружении не представляется возможным.
При таких обстоятельствах выполнение мероприятий по надлежащему техническому обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны Кстовского района, расположенного по адресу: (адрес обезличен), здание амбулатории, тип убежища - ВУ, площадь 372 кв.м., проектная вместимость - 150 чел., не может быть реализовано.
Изложенное в свою очередь повлекло невыполнение в полном объеме задач в области гражданской обороны, в том числе необеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Истец просит признать незаконными бездействия Территориального управления Росимущества в Нижегородской области, выразившееся в невключении в реестр федеральной собственности защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу : (адрес обезличен), здание амбулатории, тип убежища - ВУ, площадь 372 кв.м., проектная вместимость - 150 чел.
Обязать Территориальное управление Росимущества в Нижегородской области включить в реестр федеральной собственности защитное сооружение гражданской обороны (убежище), расположенного по адресу : (адрес обезличен), здание амбулатории, тип убежища - ВУ, площадь 372 кв.м., проектная вместимость - 150 чел.
Обязать Территориальное управление Росимущества в Нижегородской области привести защитное сооружение гражданской обороны (убежище), расположенного по адресу : (адрес обезличен), здание амбулатории, тип убежища - ВУ, площадь 372 кв.м., проектная вместимость - 150 чел. в соответствие с Порядком содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденным Приказом МЧС России от 21.07.2005 №575.
В судебном заседании ст.помощник Кстовского городского прокурора Пустовалова С.Э. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица МКУ «Управление по делам ГО и ЧС» Кстовского муниципального района в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке заочного производства. Выслушав участвующих по делу лиц, изучив материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 12.02.1998 года № 28 «О гражданской обороне», гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; требованиями в области гражданской обороны являются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составным и частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства (п. 1 ст. 4 названного закона).
В соответствии с п. 2 «Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно - обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
В соответствии с п. 13 Порядка в мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.
Согласно ГОСТ Р 22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий», утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 22.12.1994 № 327, защитное сооружение - инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий или катастроф на потенциально опасных объектах либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения (подпункт 2.3.10); убежище - защитное сооружение, в котором в течение определенного времени обеспечиваются условия для укрытия людей с целью защиты от современных средств поражения, поражающих факторов и воздействий опасных химических и радиоактивных веществ (подпункт 2.3.11).
В силу п. 8 Порядка федеральные органы исполнительной власти осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Данные требования также закреплены в Порядке содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного Приказом МЧС РФ от 21.07.2005 № 575, согласно п. 2 раздела II которого содержание защитных сооружений гражданской обороны в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Согласно пунктам 1, 5 статьи 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне», федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, включая создание и подготовку необходимых сил и средств; осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны и системы оповещения населения в районах размещения потенциально опасных объектов, находящихся в ведении указанных федеральных органов исполнительной власти, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти.
В силу п.З Постановления ВС РФ от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов. До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
В соответствии с п.п. 4.1, 4.2, 4.3, 4.9, 5.3 Положения о Территориальном управлении Росимущества в Нижегородской области, утвержденного Приказом Росимущества от 27.02.2009 № 49, Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Нижегородской области, полномочия по его учету, контролю, а также осуществляет иные юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 №447 утверждено Положение об учете федерального имущества (далее - Положение).
В соответствии с п. 16 Положения ведение реестра осуществляется путем помещения в соответствующие его подразделы заверенных карт сведений об объектах учета, записей об изменениях сведений об объекте учета или о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество и исключения из карт изменившихся сведений о федеральном имуществе, принадлежащем правообладателям на соответствующем вещном праве или составляющем государственную казну Российской Федерации.
Согласно сведениям МКУ «Управление по делам ГО и ЧС» Кстовского муниципального района в список защитных сооружений гражданской обороны Кстовского района включено убежище, расположенное по адресу: (адрес обезличен), здание амбулатории, тип убежища - ВУ, площадь 372 кв.м., проектная вместимость - 150 чел., балансодержатель не установлен.
На указанное сооружение в МКУ «Управление по делам ГО и ЧС» Кстовского муниципального района имеется инвентаризационная карточка, согласно которой дата приемки в эксплуатацию указанного сооружения - 1981 год.
При этом в Кстовском отделе ГП НО «Нижтехинвентаризация» сведений о сооружении гражданской обороны по указанному адресу в архиве не имеется.
Проведенной городской прокуратурой совместно с представителем МКУ «Управление по делам ГО и ЧС» проверкой установлено следующее: необходимая документация указанного защитного сооружения отсутствует, ответственное лицо за содержание защитного сооружения не назначено. Вентиляционная система разукомплектована и не функционирует, системы электро-, водоснабжения, канализации не функционируют, емкости для воды и санитарно-технические приборы отсутствуют. Системы жизнеобеспечения неисправны, защитно-герметические двери отсутствуют.
В нарушение п.2 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного Приказом МЧС России от 21.07.2005 №575, укрытие населения в случае введения режима ЧС в указанном защитном сооружении не представляется возможным.
При таких обстоятельствах выполнение мероприятий по надлежащему техническому обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны Кстовского района, расположенного по адресу: (адрес обезличен), здание амбулатории, тип убежища - ВУ, площадь 372 кв.м., проектная вместимость - 150 чел., не может быть реализовано.
Изложенное в свою очередь повлекло невыполнение в полном объеме задач в области гражданской обороны, в том числе необеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Судом принимается во внимание, что до настоящего времени защитное сооружение по адресу: (адрес обезличен), здание амбулатории своего статуса как защитного сооружения гражданской обороны не утратило и представителем Территориального управления не оспаривается, что данное защитное сооружение гражданской обороны, требует ремонтных работ по приведению его в надлежащее состояние.
Вместе с тем, Территориальным управлением Росимущества в Нижегородской области в нарушение требований действующего федерального законодательства указанный объект в реестр федеральной собственности в настоящее время не включен, что в свою очередь повлекло невыполнение мероприятий по надлежащему содержанию защитного сооружения гражданской обороны.
Бездействие ТУ Росимущества в Нижегородской области в виде непринятия мер по включению в реестр федеральной собственности защитного сооружения гражданской обороны и надлежащему содержанию вышеуказанного объекта гражданской обороны нарушает права неопределенного круга лиц на обеспечение возможности укрытия в условиях чрезвычайных ситуаций.
При таких обстоятельствах, разрешая заявленные требования прокурора, суд приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком в данном случае является Территориальное управление Росимущества в Нижегородской области, а требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 233-237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Кстовского городского прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Территориального управления Росимущества в Нижегородской области, выразившееся в невключении в реестр федеральной собственности защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу : (адрес обезличен), здание амбулатории, тип убежища - ВУ, площадь 372 кв.м., проектная вместимость - 150 чел.
Обязать Территориальное управление Росимущества в Нижегородской области включить в реестр федеральной собственности защитное сооружение гражданской обороны (убежище), расположенного по адресу : (адрес обезличен), здание амбулатории, тип убежища - ВУ, площадь 372 кв.м., проектная вместимость - 150 чел.
Обязать Территориальное управление Росимущества в Нижегородской области привести защитное сооружение гражданской обороны (убежище), расположенного по адресу : (адрес обезличен), здание амбулатории, тип убежища - ВУ, площадь 372 кв.м., проектная вместимость - 150 чел. в соответствие с Порядком содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденным Приказом МЧС России от 21.07.2005 №575.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: (подпись) А.Х.Водяницкая
Копия верна:
Судья: А.Х.Водяницкая
Секретарь: