Судебный акт #1 (Решения) по делу № 16-4705/2022 от 23.06.2022

№ 16-4705/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

    Санкт-Петербург         21 октября 2022 г.

Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Широкова Е.А., рассмотрев жалобу защитника закрытого акционерного общества «МНК-ГРУПП» ФИО2 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 2 Североморского судебного района Мурманской области от 10 января 2022 г. и решение судьи Североморского районного суда Мурманской области от 4 апреля 2022 г., вынесенные в отношении закрытого акционерного общества «МНК-ГРУПП» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Североморского судебного района Мурманской области от 10 января 2022 г., оставленным без изменения решением судьи Североморского районного суда Мурманской области от 4 апреля 2022 г., закрытое акционерное общество «МНК-ГРУПП» (далее – ЗАО «МНК-ГРУПП», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и с учетом положений части 3.2 статьи 4.1 вышеназванного Кодекса подвергнуто административному наказанию в размере 99 156 650,65 рублей.

В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, защитник ЗАО «МНК-ГРУПП» ФИО2 просит об отмене приведенных актов и прекращении производства по делу, ссылаясь на необоснованность наличия ущерба, отсутствие существенного вреда охраняемым интересам общества и государства, вины общества, неприменение норм о замене штрафа предупреждением, вынесение судебных актов без учета смягчающих обстоятельств, назначение чрезмерного наказания, а также нарушение прокурором порядка проведения проверки и неизвещение общества о вынесении постановления о возбуждении дела.

Прокурор г.Североморска Мурманской области, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче жалобы, представил возражения на нее, в которых полагает судебные акты подлежащими оставлению без изменения, а жалобу защитника ЗАО «МНК-ГРУПП» - без удовлетворения.

Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов жалобы и возражений на нее позволяет сделать следующие выводы.

В соответствии с частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 5 до 15 процентов стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до двух лет; на юридических лиц - от однократного до трехкра тного размера стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее трехсот тысяч рублей.

        Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 18.03.2021 N 7-П "По делу о проверке конституционности части 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Компания Ладога", рассматриваемая норма закрепляет административную ответственность не за неисполнение государственного или муниципального контракта, как оно понимается гражданским законодательством (и влечет гражданско-правовую ответственность), а за такие действия (бездействие) названных субъектов, которые повлекли неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом, т.е. когда контракт не был исполнен в соответствии с его условиями и это причинило существенный вред охраняемым законом интересам общества и государства. Под такими действиями (бездействием) следует понимать не только неисполнение государственного или муниципального контракта (в собственном (прямом) смысле), но и нарушение сроков его исполнения, когда результат поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренный контрактом, не был своевременно получен.

Существенность вреда может определяться его размером, характером, а также особой для потерпевшего ценностью нарушенного блага и, как правило, выражается в материальном ущербе, нарушении нормальной работы органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2018), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.03.2018).

В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

Подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (пункт 1 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).

По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу статей 432, 766 Гражданского кодекса Российской Федерации условие о сроках выполнения работ является существенным условием государственного или муниципального контракта.

Согласно статье 768 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 34, части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34, 95 названного Федерального закона.

Пунктом 9 части 1 статьи 95 вышеназванного Федерального закона допускается только однократное изменение срока исполнения контракта.

На основании части 2 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.

Согласно частью 1 статьи 107 Федерального закона от 05.04.2013                 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Из материалов дела следует, что 23.04.2019 между Муниципальным бюджетным учреждением «Административно-хозяйственное и транспортное обслуживание» (МБУ «АХТО») (заказчик) и Закрытым акционерным обществом «МНК-Групп» (ЗАО «МНК-ГРУПП») (подрядчик) в соответствии Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных муниципальных нужд» был заключен контракт № 07-01 2019 (далее – Контракт) на выполнение в срок 19.01.2021 (п. 2.2. Контракта, Приложение № 3 Контракту) работ по строительству объекта капитального строительства «Общеобразовательная средняя школа на 1200 мест в ЗАТО г.Североморск Мурманской области», место нахождения объекта - Мурманская область муниципальное образование ЗА"ГО г.Североморск, район улицы Пионерская, кадастровый номер земельного участка <данные изъяты> (земельный участок передан МБУ «АХТО» на основании Постановления Администрации ЗАТО г.Североморск от 22.01.2018 № 86) в соответствии с условиями Контракта, Проектной документацией (Приложением №    1), Техническим заданием (Приложение № 2), Графиком выполнения работ (Приложение № 3).

    Обязательства Подрядчика (ЗАО «МНК-Групп») по строительству Объекта в соответствии с Контрактом № 07-01/2019 от 23.04.2019 признаются выполненными    при получении Заказчиком заключения органа

государственного строительного надзора о соответствии Объекта требованиям технических регламентов и Проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов ((п.1.3 Контракта).

    Права собственности на Объект после завершения строительства и ввода его в эксплуатацию возникают у Муниципального образования ЗАТО г.Североморск с последующим закреплением Объекта на праве оперативного управления за Управлением образования ЗАТО г.Североморск (п.1.4 Контракта).

Цена Контракта составила 1 093 089 720 рублей 00 копеек (п. 3.1 Контракта).

В соответствии с п.13.1 Контракта изменение существенных условий Контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в предусмотренных п.13.1 Контракта случаях.

В п.13.3 Контракта стороны согласовали, что изменения условий Контракта (в том числе приложений Контракта) должны быть составлены в письменной форме в виде дополнительных соглашений к Контракту (п.13.3 Контракта).

В соответствии с п.13.26 Контракта если между сторонами не достигнуто соглашение в отношении изменений условий Контракта, любая из сторон вправе требовать расторжения Контракта в порядке, установленном Контрактом.

В соответствии с п.2.5 Контракта срок выполнения работ по Контракту: начало выполнения работ - с даты подписания Контракта, окончание выполнения работ - 630 календарных дней с даты заключения Контракта (согласно Приложению № 3 График выполнения строительно-монтажных работ по объекту - 19.01.2021).

Дополнительным соглашением от 14.12.2020 № 8 к Контракту стороны договорились изложить п.2.5 Контракта в новой редакции: «Срок выполнения работ: начало выполнения работ: с даты подписания Контракта; окончание выполнения работ: 770 календарных дней с даты заключения Контракта», основанием для внесения изменений в срок выполнения работ согласно пункту 2 данного Дополнительного соглашения являются независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию; пункт 16.1 Контракта № 07-01/2019 от 24.04.2019 изложен в новой редакции: «Настоящий Контракт вступает в силу со дня его заключения Сторонами и действует до 30 июня 2021 года. Окончание срока действия Контракта не освобождает стороны от исполнения принятых на себя в рамках Контракта обязательств, возникших до окончания срока действия Контракта»; Приложение № 3 к Контракту - «График выполнения строительно-монтажных работ» изложен в новой редакции, прилагаемой к Соглашению № 8 (Дополнительному соглашению от 14.12.2020 № 8).

Вместе с тем, в установленный срок (до 30.06.2021) работы, являющиеся предметом Контракта № 07-01/2019 от 23.04.2013 Подрядчиком ЗАО «МНК- Групп» выполнены не были.

Стоимость неисполненных ЗАО «МНК-ГРУПП» обязательств по контракту на 01.07.2021 года составила – 198 313 301,29 рублей.

Строительство Объекта «Общеобразовательная средняя школа на 1200 мест в ЗАТО г.Североморск Мурманской области» в 2019-2020 г.г. предусмотрено государственной программой Мурманской области «Развитие образования» (региональный проект Министерства образования и науки Мурманской области, реализуемый в рамках федеральных субсидий в сфере образования), утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 30.09.2013 № 568-ПП в целях повышения доступности и качества образования и обеспечения его соответствия запросам населения, требованиям инновационной экономики и потребностям рынка труда, с выделением денежных средств из федерального, областного, муниципального бюджетов, денежных средств внебюджетных фондов, согласно разделу 2 программы, приоритеты государственной политики в сфере образования Мурманской области на период до 2020 года сформированы с учетом целей и задач, представленных, в том числе, в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», Плане действий по модернизации, общего образования на 2011 - 2015 годы, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р; Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 № 792-р.

Данные обстоятельства были выявлены прокуратурой г.Североморска, осуществляющей надзор в порядке исполнения Приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 14.03.2019 № 192 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов», изданного в целях организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов, надлежащей организации исполнения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», сбор и анализ сведений, характеризующих состояние законности в сфере реализации национального проекта «Развитие образования» при строительстве объекта «Общеобразовательная школа на 1200 мест в ЗАТО г.Североморск Мурманской области».

Право на образование гарантировано статьей 43 Конституции Российской Федерации. Статьей 43 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на образование; гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях; основное общее образование является обязательным; родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования; Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Как следует из преамбулы к Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения.

В силу части 1 статьи 28 Конвенции о правах ребенка государствами участниками признано право детей на образование, в том числе на бесплатное обязательное начальное образование.

Неисполнение обязательств, предусмотренных Контрактом, повлекло причинение существенного вреда охраняемым интересам общества и государства, которые в данном случае определены социальной значимостью объекта «Общеобразовательная школа на 1200 мест в ЗАТО г.Североморск Мурманской области», предназначенного для получения образования значительным числом <данные изъяты> граждан.

Права более 1000 <данные изъяты> жителей ЗАТО г.Североморск на образование были нарушены: в связи с незавершенным строительством нового корпуса Лицея на 1200 мест, в старом в корпусе МБОУ ЗАТО г.Североморск «Лицей № 1», расположенном по адресу <адрес> (старый корпус, ранее - МБОУ «СОШ № 9») с 01.09.2021 были вынуждены обучаться в две смены 1440 человек (проектная вместимость старого корпуса - 960 человек, за одну смену), частично занятия организованы в дистанционном режиме (например, при организации занятий по иностранному языку, что требует разделение класса на группы), кроме того, территориальная отдаленность старого корпуса лицея (<адрес>) от места строительства нового корпуса (<адрес>) вызвала необходимость организации транспортной перевозки учащихся лицея от места жительства до образовательного учреждения (<адрес>), что создало дополнительную нагрузку на бюджет муниципального образования.

При таких обстоятельствах, ЗАО «МНК-ГРУПП» совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, юридическое лицо, допустившее неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на выполнение работ с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Соглашаясь при заключении контракта с установленными в нем условиями в части срока производства работ, подрядчик обязан был проанализировать возможные риски, правовые последствия, а также соразмерность объема работ и срока, отведенного для ее выполнения, надлежащим образом организовывать и обеспечивать своевременное и качественное решение задач и выполнение функций, совершать другие действия, направленные на соблюдение установленного срока выполнения государственного контракта.

        Согласно части 2 статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Материалы дела свидетельствуют о том, что общество не приняло все зависящие от него меры по надлежащему соблюдению обязательств, за нарушение которых частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении соответствует требованиям статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержит сведения, которые должны быть отражены в данном процессуальном документе в силу части 2 статьи 28.2 названного кодекса.

При рассмотрении дела об административном правонарушении и жалобы юридического лица на постановление судебными инстанциями дело проверено в полном объеме в соответствии со статьями 26.1, 29.10, частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в судебных актах дана объективная правовая оценка всем доводам заявителя и приведены мотивы, по которым судьи пришли к выводу о законности и обоснованности привлечения ЗАО «МНК-ГРУПП» к административной ответственности по части 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и отсутствии оснований для прекращения производства по делу.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюдены.

Доводы, изложенные в настоящей жалобе, являлись предметом проверки предыдущих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в обжалуемых судебных актах. Аналогичные по существу доводы жалобы направлены на переоценку установленных судебными инстанциями обстоятельств, а потому не могут являться правовым основанием к их отмене.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

п о с т а н о в и л:

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 2 ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 10 ░░░░░░ 2022 ░. ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 4 ░░░░░░ 2022 ░., ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░-░░░░░» ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 7 ░░░░░░ 7.32 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░-░░░░░» ░░░2 – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░                                             ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░░░░░░

16-4705/2022

Категория:
Административные
Статус:
оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу
Истцы
Прокуратура г. Североморска Мурманской области
Ответчики
ЗАО " МНК-ГРУПП"
Другие
Ермаков Федор Сергеевич
Суд
Третий кассационный суд общей юрисдикции (Город Санкт-Петербург)
Дело на сайте суда
3kas.sudrf.ru

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее