Решение по делу № 2а-3415/2021 от 15.06.2021

УИД 48RS0001-01-2021-003481-26

Дело № 2а-3415/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 июля 2021 года город Липецк

Советский районный суд города Липецка в составе:

председательствующего Малюженко Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивановой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Золотарева Владимира Федоровича к Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области о признании незаконным решения, возложении определенных обязанностей,

установил:

Административный истец Золотарев В.Ф. обратился в суд с иском к Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области о признании незаконным решения № 816-з от 13.04.2021 г. об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, площадью 1200 кв.м., кадастровый , для комплексного освоения в целях малоэтажного жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, возложении обязанности по предоставлению указанного земельного участка на праве аренды сроком на 20 лет без проведения торгов.

В обосновании иска истец указал на то, что, являясь инвалидом 3 группы, 15 марта 2021 года ответчику в соответствии с пп.14 п.2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации подано заявление о предоставлении указанного выше земельного участка для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства на праве аренды сроком на 20 лет без проведения торгов с приложением документов.

13 апреля 2021 года административным ответчиком в соответствии с пп.2 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ было принято решение № 816-з об отказе в предоставлении Золотареву В.Ф. в аренду земельного участка, поскольку с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Вопрос нуждаемости является определяющим условием исключительно в праве инвалидов на улучшение жилищных условий, основанном на конституционном праве, на жилище и особых условиях предоставлениях его определенным категориям нуждающихся (статья 40 Конституции РФ). Административный истец считает данное решение незаконным, противоречащим законодательству Российской Федерации и нарушающим его права и законные интересы, поскольку на момент обращения с заявлением он проживал и был зарегистрирован в чужой квартире, у него нет в собственности своего жилья.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Королькова Ю.В. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске и в письменных пояснениях.

Представитель административного ответчика Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области по доверенности Лаптева С.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что в оспариваемом решении была допущена описка в номере подпункта ст. 39.16 ЗК РФ. Решением УИЗО ЛО от 16.06.2021 г. были внесены изменения в решение от 13.04.2021 г. № 816-з: слова «пп.2 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации» заменены словами «пп.1 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации». В данном случае необходимо применить ст. 53 Жилищного кодекса, согласно которой истец умышленно ухудшил свое положение, выписавшись 12.02.2021 г. из квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 62,8 кв.м., в которой проживал член его семьи – сын.

Административный истец Золотарев В.Ф. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом и своевременно.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Оспариваемое истцом решение было принято ответчиком 13.04.2021 г., в суд исковое заявление направлено по почте 10.06.2021 г. В связи с чем, истцом не пропущен срок обращения с иском в суд о признании незаконным решения.

В пункте 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 указанного Кодекса.

Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе в аренду без проведения торгов, регламентирован статьями 39.14-39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7) и, кроме того, предписывает органам государственной власти и органам местного самоуправления поощрять строительство, создавать условия для осуществления права на жилище (часть 2 статьи 40).

К числу таких гарантий относятся и положения части 16 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов), где закреплено право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства.

Согласно статье 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов определен статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 8 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 настоящего Кодекса.

В силу пп. 1 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Законом Липецкой области от 18.08.2006 N 318-ОЗ "Об обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов", который определяет форму и порядок обеспечения жильем указанных лиц, в статье 4 предусмотрено, что обеспечение жильем в соответствии с настоящим Законом осуществляется только один раз (ч.1), обеспечение жильем осуществляется в порядке очереди исходя из даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании списков, указанных в части 4 настоящей статьи (ч.3).

В силу ст.11 Закона Липецкой области от 04.12.2003 N 81-ОЗ (ред. от 26.12.2018) "О правовом регулировании земельных правоотношений в Липецкой области" земельные участки, находящиеся в областной или муниципальной собственности, однократно бесплатно предоставляются в собственность граждан в случаях, если граждане являются инвалидами либо имеющие в составе семьи инвалидов.

Согласно пп. 3 п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Из анализа вышеизложенных норм в совокупности следует, что первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства направлено не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а лишь на тех лиц из указанной категории, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки, как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Золотарев В.Ф. является инвалидом 3 группы бессрочно.

15 марта 2021 года он обратился в Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером , площадью 1200 кв.м., в целях малоэтажного жилищного строительства, расположенного в <адрес> на праве аренды сроком на 20 лет, без проведения торгов на основании подпункта 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

Решением Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 13 апреля 2021 года N 816-з (с учетом решения № 1363-з от 16.06.2021 г. об исправлении описки) Золотареву В.Ф. отказано в предоставлении земельного участка на основании пп.1 ст. 39.16 ЗК РФ: «с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение участка без проведения торгов».

По делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий. Установление данного юридически значимого обстоятельства включает в себя как исследование вопроса состояния инвалида на жилищном учете, так и проверку наличия у инвалида оснований для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении.

При рассмотрении дела установлено, что Золотарев В.Ф. на момент рассмотрения заявления не был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и не состоял на жилищном учете.

Согласно сведениям ЕГРН, право общей долевой собственности на <адрес>, кадастровый номер , площадью 62,8 кв.м., было зарегистрировано на основании Договора на передачу квартиры в собственность от 01.04.2002 года № 35068, заключенного с администрацией г. Липецка за следующими гражданами:

- Золотаревым Владимиром Федоровичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, доля в праве 1/4, запись регистрации от ДД.ММ.ГГГГ;

- ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, доля в праве 1/4, запись регистрации от ДД.ММ.ГГГГ;

- ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, доля в праве 1/4, запись регистрации от ДД.ММ.ГГГГ;

- ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, доля в праве 1/4, запись регистрации от ДД.ММ.ГГГГ.

10.01.2014 года в ЕГРН зарегистрирован переход права на 1/4 доли в праве от Золотарева Владимира Федоровича к ФИО2 на основании Договора дарения доли в квартире от 27.12.2013 года, запись регистрации 48-48-01/184/2013-708 от 10.01.2014 года. Доля в праве на квартиру у ФИО2 составила 1/2.

03.04.2019 года на основании Договора дарения доли в квартире от 20.05.2016 года зарегистрирован переход права доли от ФИО11 к ФИО3.

Размер доли в праве общей долевой собственности на квартиру с кадастровым номером у ФИО3 составил 3/4, запись регистрации от 03.04.2019 года.

Запись о регистрации права в праве общей долевой собственности в размере 1/4 доли в вышеуказанной квартире за Золотаревым Владимиром Федоровичем погашена 10.01.2014 года.

Запись о регистрации права в праве общей долевой собственности в размере 1/4 доли за ФИО2 погашена 10.01.2014 года (вследствие возникновения у него права общей долевой собственности в размере 1/2 доли).

Запись о регистрации права на 1/2 доли в вышеуказанной квартире за ФИО2 погашена 03.04.2019 года.

В настоящее время помещение с кадастровым номером 48:20:0044802:750 на праве общей долевой собственности принадлежит:

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, доля в праве 1/4, запись регистрации от 17.06.2002 года;

ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, доля в праве 3/4, запись регистрации от ДД.ММ.ГГГГ.

Также судом установлено, что истец Золотарев В.Ф. снят с регистрационного учета по <адрес> - 12.02.2021 г. и в этот же день зарегистрирован в квартире по адресу: <адрес>.

01.02.2021 г. между Свидетель №1 (собственник <адрес>) и Золотаревым В.Ф. заключен договор аренды квартиры на безвозмездной основе, сроком до 01.12.2021 г.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Свидетель №1 подтвердил в суде указанные обстоятельства, пояснив, что Золотарев В.Ф. проживает в указанной квартире с 2017 года безвозмездно, оплачивает только коммунальные услуги, является знакомым его отца. Золотарева В.Ф. зарегистрировали только в 2021 года, поскольку ему это было нужно для своих дел. Помимо Золотарева В.Ф. в квартире зарегистрирована его теща ФИО4.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, часть 14 статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов (которая в связи с изменениями данной статьи согласно Федеральному закону от 29 декабря 2015 года N 399-ФЗ стала ее частью 16) принята в порядке реализации указанных конституционных требований и закрепляет для граждан-инвалидов гарантии в жилищной сфере (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2014 года N 2728-О, от 23 декабря 2014 года N 2963-О, от 23 апреля 2015 года N772-О и от 19 июля 2016 года N 1577-О).

В статье 17 Закона о социальной защите инвалидов, поименованной "Обеспечение инвалидов жильем", регламентируются способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.

Сами по себе положения части 16 статьи 17 указанного Закона о предоставлении инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, права на первоочередное получение земельных участков для ведения, в частности, подсобного хозяйства, направленные на создание более благоприятных условий для лиц, нуждающихся в социальной поддержке (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2010 года N 957-О-О и от 20 февраля 2014 года N 399-О), и применяемые в системной взаимосвязи с положениями Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве", не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права административного истца в указанном им аспекте.

В соответствии с ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.

Согласно ответу Департамента ЖКХ администрации г. Липецка Золотарев В.Ф. в списках граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не значится.

Поскольку на момент обращения и на момент рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка Золотареву В.Ф. на праве аренды без проведения торгов в Управление имущественных и земельных отношений ЛО не предоставлено сведений о том, что он признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоял на жилищном учете, что не оспаривалось в судебном заседании, оснований для признания судом незаконным и необоснованным решения Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области № 816-з от 13.04.2021 г. (с учетом решения № 1363-з от 16.06.2021 г. об исправлении описки) не имеется.

Вместе с тем суд учитывает, что согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Учетная постановочная норма в г.Липецке составляет 13,5 кв.м.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 31 Жилищного кодекса РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

На момент проживания ФИО5 в <адрес> до 12.02.2021 г., в которой ? доли в праве общей долевой собственности принадлежала сыну ФИО5 – Золотареву В.В., на них приходилось по 23,55 кв.м., что превышало учетную норму.

С 12.02.2021 г. при смене регистрации на <адрес>, площадью 28,8 кв.м., Золотарев В.Ф. ухудшил свое жилищное положение, поскольку в данной квартире было зарегистрировано вместе с ним 2 человека, помимо собственника помещения.

В силу ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о законности решения Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области об отказе ФИО5 в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов по тому основанию, что с заявлением обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение участка без проведения торгов.

Оспариваемое решение вынесено в пределах полномочий должностного лица уполномоченного органа и в предусмотренный законом срок, не нарушает права ФИО5

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении административного иска Золотарева Владимира Федоровича к Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области о признании незаконным решения № 816-з от 13.04.2021 г. (с учетом решения № 1363-з от 16.06.2021 г. об исправлении описки) об отказе в предоставлении в аренду земельного участка площадью 1200 кв.м., кадастровый номер 48:13:1020210:14, для комплексного освоения в целях малоэтажного жилищного строительства, расположенного в <адрес>, участок 3, возложении обязанности по устранению допущенных нарушений – отказать.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд города Липецка в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                  Е.А. Малюженко

Мотивированное решение принято 23.07.2021 г.

2а-3415/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Золотарев Владимир Федорович
Ответчики
УИЗО Липецкой области
Другие
Королькова Юлия Владимировна
Суд
Советский районный суд г. Липецк
Судья
Малюженко Елена Алексеевна
Дело на сайте суда
sovetsud.lpk.sudrf.ru
15.06.2021Регистрация административного искового заявления
15.06.2021Передача материалов судье
17.06.2021Решение вопроса о принятии к производству
17.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.07.2021Подготовка дела (собеседование)
01.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.07.2021Судебное заседание
15.07.2021Судебное заседание
23.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее