Дело № 2а-303/2021
УИД № 29RS0025-01-2021-000619-55
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
24 августа 2021 года п. Октябрьский
Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Рогачевой А.М., при секретарях судебного заседания Федоровой Н.В., Демидкиной В.В.,
с участием представителя административного истца - администрации МО «Устьянский муниципальный район» Лузановой С.А., действующей по доверенности, представителя административного ответчика ОМВД России по Устьянскому району - Коноплевой А.Н., действующей по доверенности, представителя заинтересованного лица- Управления строительства и инфраструктуры администрации Устьянского муниципального района Маркова В.А., действующего по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации муниципального образования «Устьянский муниципальный район» к начальнику отделения ГИБДД ОМВД России по Устьянскому району Коробицыну А.Н., ОМВД России по Устьянскому району об отмене определения об отказе в удовлетворении ходатайства о продлении срока устранения замечаний по предписанию от 21 мая 2021 г., установлении нового срока исполнения,
установил:
администрация МО «Устьянский муниципальный район» (далее - администрация) обратилась с административным иском к начальнику отделения ГИБДД ОМВД России по Устьянскому району Коробицыну А.Н., отделению ГИБДД ОМВД России по Устьянскому району об отмене определения от 07 июня 2021 г. об отказе в удовлетворении ходатайства о продлении срока исполнения предписания от 21 мая 2021 г. б/н до 20 июля 2021 г., удовлетворении административного иска с вынесением нового срока для исполнения.
В обоснование требований указано, что в адрес администрации внесено предписание об устранении нарушений требований законодательства по содержанию автомобильных дорог на территории МО «Шангальское». В связи с невозможностью исполнить предписание в установленные сроки администрация 7 июня 2021 г. обратилась в ГИБДД ОМВД России по Устьянскому району с ходатайством о продлении сроков устранения недостатков. С определением начальника ГИБДД ОМВД России по Устьянскому району Коробицына А.Н. об отказе в удовлетворении ходатайства о продлении сроков устранения недостатков по предписанию от 21 мая 2021 г. до 20 июля 2021 г. администрация не согласна. Пунктом № 1 предписания установлено в течение 12 суток с момента получения предписания организовать и обеспечить проведение работ по устранению дефектов дорожного покрытия в виде выбоин и просадок автомобильных дорог на участках дорог в с. Шангалы. Пунктом 2 предписания установлено в течение 10 суток с момента получения предписания организовать и обеспечить проведение работ по устранению дефектов обочин в виде просадок, возвышения и занижения относительно проезжей части на участках автомобильных дорог в с. Шангалы. Между УСиИ и ООО «...» заключен муниципальный контракт от 12 января 2021 г. ... «Об оказании услуг по выделению специализированной техники для выполнения работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Шангальское» Устьянского района Архангельской области». Подрядчик обязан по требованию заказчика устранять допущенные вследствие отступления от контракта недостатки в течение одного дня. Работы по содержанию улично-дорожной сети не могли быть выполнены в сроки, указанные в предписании, из-за недобросовестности подрядчика. В адрес ООО «...» 04 февраля 2021 г., 24 февраля 2021 г., 02 июня 2021 г. направлялись претензии об устранении недостатков. В целях исполнения предписания проведена проверка с выездом на место и составлением дефектной ведомости, подготовлен сметный расчет, согласно которому на устранение указанных в предписании дефектов, включая ремонт дорожного покрытия, требуется более одного миллиона рублей. В связи со значительными затратами и необходимостью утверждения лимитов до включения в план-график закупок, проведения конкурсных процедур в форме электронных торгов, требующих не менее 25 дней до заключения муниципального контракта, с последующим проведением ремонтных работ, просили по предписанию продлить срок устранения недостатков до 20 июля 2021 г. Неисполнение обязанности по устранению недостатков в содержании дорог в соответствии с предписанием влечет административную ответственность, в связи с чем определение ГИБДД безусловно нарушает права и законные интересы административного истца по срокам исполнения обязательств.
Определением суда от 22 июля 2021 г. на основании ч.2 ст. 221 КАС РФ к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен ОМВД России по Устьянскому району.
Представитель административного истца Лузанова С.А. на судебном заседании административные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что истец не оспаривает законность вынесения главным государственным инспектором безопасности дорожного движения предписания от 21 мая 2021 г. в адрес администрации МО «Устьянский муниципальный район» и указанные в нем нарушения в содержании автомобильных дорог, полагает его незаконным в части установленных сроков устранения недостатков, в связи с чем истец обратился с ходатайством о продлении срока выполнения мероприятий по устранению выявленных недостатков в содержании автомобильных дорог местного значения. Полагает, что определение об отказе в удовлетворении ходатайства о продлении сроков устранения недостатков является незаконным, так как устранить указанные в предписании недостатки в установленные в нем сроки не представлялось возможным. Муниципальный контракт от 12 января 2021 г., заключенный с ООО «...», был расторгнут, в настоящее время заключен новый муниципальный контракт, срок выполнения работ по которому установлен до 19 августа 2021 г., но из-за дождливой погоды срок сдвинулся. Настаивала на требованиях об отмене указанного определения начальника ГИБДД ОМВД России по Устьянскому району от 7 июня 2021 г. и установлении нового срока устранения недостатков в содержании автомобильных дорог.
Представитель административного ответчика ОМВД России по Устьянскому району Коноплева А.В. на судебном заседании против удовлетворения иска возражала по доводам, изложенным в письменном отзыве и дополнениях к нему, в том числе пояснив, что предписание главным государственным инспектором безопасности дорожного движения вынесено в рамках предоставленных полномочий и в отношении надлежащего субъекта. В целях обеспечения безопасности дорожного движения ГОСТом Р 50597-2017 установлены конкретные сроки устранения дефектов дорожного покрытия и обочин в таблицах 5.3 и 5.4 указанного ГОСТа 12 и 10 суток соответственно, возможности продления указанных сроков ГОСТом не установлено. Полномочия по осуществлению дорожной деятельности в отношении дорог местного значения и обеспечению безопасности дорожного движения на них должны осуществляться административным истцом на постоянной основе, вне зависимости от выдачи предписаний надзорными органами. При надлежащей организации дорожной деятельности, контроле за исполнением договорных обязательств подрядчиком по ремонту и содержанию дорог у административного истца имелась возможность своевременно выявить и принять меры по устранению повреждений дорожного покрытия, в том числе указанных в предписании. Срок исполнения не может ставиться в зависимость от сроков проведения конкурсных процедур и иных обстоятельств.
Представитель заинтересованного лица- УСиИ администрации МО «Устьянский муниципальный район» Марков В.А. на судебном заседании иск администрации МО «Устьянский муниципальный район поддержал по изложенным в нем доводам, в том числе пояснил, что учитывая характер выявленных недостатков в содержании автомобильных дорог местного значения, устранить их в установленные предписанием сроки не представлялось возможным.
Административный ответчик начальник оГИБДД ОМВД России по Устьянскому району Коробицын А.Н. о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, на рассмотрение дела не явился.
На основании ст. 150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) по определению суда дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика начальника оГИБДД Коробицына А.Н., явка которого не являлась обязательной и не признавалась таковой судом.
Заслушав представителя административного истца Лузанову С.А., представителя административного ответчика Коноплеву А.Н., изучив письменные доказательства и иные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается, в том числе решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий (бездействия), решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца. При этом признание незаконным действия (бездействия) административного ответчика предполагает необходимость возложения на него обязанности совершить действия, направленные на устранение нарушения прав, свобод, законных интересов административного истца.
В соответствии с ч. 4 ст. 13 ФЗ «О полиции» требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции, предусмотренные пунктами 4, 12, 17, 21, 22, 27 части 1 настоящей статьи, обязательны для исполнения всеми государственными и муниципальными органами, организациями, должностными лицами и иными лицами в сроки, установленные в требовании (запросе, представлении, предписании), но не позднее одного месяца с момента вручения требования (запроса, представления, предписания).
Согласно подп. «т» п. 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года № 711 на Госавтоинспекцию возлагается обязанность по выявлению причин и условий, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения, принятие мер по их устранению.
Согласно п. 86 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, утвержденного Приказом МВД России от 30 марта 2015 года N 380 (далее- Административный регламент), в случае выявления при осуществлении надзора за дорожным движением нарушений обязательных требований безопасности оформляется акт.
При выявлении нарушений обязательных требований безопасности лицу, осуществляющему содержание автомобильных дорог, выдается предписание об устранении нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог с указанием мероприятий, необходимых для введения временного ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам (п. 87.1 Административного регламента).
В соответствии с п. 87.3 Административного регламента обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог даются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения в соответствии с их компетенцией в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах.
На основании ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В силу п. 5 ч. 1,3, 4 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В соответствии с п. 1.1 ст. 10 Устава Устьянского муниципального района Архангельской области к вопросам местного значения муниципального района, в том числе относиться дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 30 Устава администрация Устьянского муниципального района является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления в пределах своей компетенции организует и обеспечивает решение вопросов местного значения Устьянского муниципального района, в том числе осуществляет права собственника муниципального имущества от имени муниципального образования (ст. 36 Устава).
В соответствии с п.п. 6, 7 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ) дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).
Согласно п. 12 ст. 3 Закона № 257-ФЗ содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии п. 10 ст. 5 данного Закона № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.
В силу п. 10 ст. 6 Закона № 257-ФЗ к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.
Статьей 13 Закона № 257-ФЗ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в частности, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Таким образом, дороги в пределах населенных пунктов МО «Шангальское» Устьянского муниципального района являются автомобильными дорогами общего пользования местного значения, в отношении которых осуществление дорожной деятельности, обеспечение безопасности дорожного движения, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом относится к полномочиям Устьянского муниципального района.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 15 Закона N 257-ФЗ).
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены в Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ).
В соответствии со ст. 2 Закона № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
В силу ст. 5, ч. 4 ст. 6, ч. 1 ст. 21 Закон № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения. При этом, органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения; полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований; мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог органами местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильный дороги.
В силу п. 1 ст. 34 Закона № 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Согласно ст. 12 Закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Пунктами 1, 2, 3 статьи 17 Закона № 257-ФЗ регламентировано, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Согласно ст. 3 этого же Закона № 257-ФЗ, автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 года N 402, в состав работ по содержанию автомобильных дорог (по дорожным одеждам) входит устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов) покрытий, исправление кромок покрытий, устранение повреждений бордюров, заливка трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановление и заполнение деформационных швов (абз."в" подп. 2 п. 6).
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены ГОСТом Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденным приказом Росстандарта N 1245-ст от 26.09.2017, введенным в действие с 01 сентября 2018 г.,требования которого являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
В соответствии с п. 1 ГОСТ Р 50597-2017 настоящий Стандарт устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
В таблице А.1 даны понятия: выбоина - местное разрушение дорожного покрытия, имеющее вид углубления с резко очерченными краями, просадка - деформация дорожной одежды, имеющая вид углубления с плавно очерченными краями, без разрушения материала покрытия.
Согласно таблице 5.3 отдельное повреждение (выбоина, просадка, пролом) длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью, м2, равной или более устраняются в срок не более 12 суток.
Пунктом 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что обочины и разделительные полосы не должны иметь дефектов (таблица А.2 приложения А), влияющих на безопасность дорожного движения, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.4
В таблице А.2 даны понятия: занижение обочины и разделительной полосы - участки обочины или разделительной полосы, не отделенные от проезжей части бордюром, заниженные относительно прилегающей кромки проезжей части в местах их сопряжения; возвышение обочины и разделительной полосы - участки обочины или разделительной полосы, не отделенные от проезжей части бордюром, возвышающиеся над поверхностью проезжей части.
Согласно таблице 5.4 занижение обочины и разделительной полосы более 4 см. для всех категорий дорог и групп улиц устраняется в течение 7 суток.
В силу п. 5.3.2 ГОСТ Р 50597-2017 возвышение обочины и разделительной полосы над проезжей частью при отсутствии бордюра не допускается на всех категориях дорог и группах улиц. Срок устранения возвышения обочины и разделительной полосы одни сутки.
Пунктом 4.2 ГОСТа Р 50597-2017 предусмотрено, что в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования.
В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов (п. п. 1, 4 ст. 17 Закона N 257-ФЗ).
Судом установлено, что в рамках предоставленных полномочий, в ходе осуществления повседневного надзора за соблюдением требований законодательства РФ о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации автомобильных дорог старшим государственным инспектором дорожного надзора оГИБДД ОМВД России по Устьянскому району Савинским А.И. выявлено несоответствие состояния дорожного покрытия и обочин на участках автомобильной дороги в населенных пунктах МО «Шангальское» Устьянского муниципального района» требованиям п.п. 5.2.4, 5.3.1, 5.3.2 ГОСТ Р 50597-2017.
В связи с выявлением нарушений в содержании автомобильных дорог общего пользования 21 мая 2021 г. составлены акты о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги №....
Согласно акту ... от 21 мая 2021 г. выявлены следующие недостатки:
-на участке ул. ... имеется дефект асфальтобетонного покрытия проезжей части дороги в виде выбоины размерами: длина 70 см, глубина 5 см, общая площадь 1,4 кв. м, что является нарушением требований п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017;
-на участке ... имеются дефекты обочин, а именно имеется возвышение обочин относительно проезжей части до 15 см, при отсутствии бордюра, в том числе на ул. ... возле ... слева возвышение обочины относительно края проезжей части составляет 8 см, возле дома № ... справа составляет 9 см, что является нарушением требований п. 5.3.2 ГОСТ Р 50597-2017;
-на участке ... от ... до ... имеются дефекты обочин, а именно имеется возвышение обочин относительно проезжей части при отсутствии бордюра до 15 см, что является нарушением требований п. 5.3.2 ГОСТ Р 50597-2017;
-на участках ... возле домов ... имеются дефекты асфальтобетонного покрытия проезжей части дороги в виде выбоины размерами: длина более 70 см, глубина более 5 см, общая площадь более 1 кв. м, в том числе у дома № ... размеры дефекта покрытия проезжей части составляют по длине 140 см, глубине 8 см, общей площадью 1,4 кв. м, что является нарушением требований п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597- 2017.
Согласно акту ... от 21 мая 2021 г. выявлены следующие недостатки:
- дефекты покрытия проезжей части дороги в виде выбоин и просадок размерами по длине более 15 см, глубиной более 5 см, общая площадь более 0,2 кв.м, на следующих участках автомобильных дорог: ... дома от ... до выезда на а/д ... (просадка между железобетонных плит), ... от ... до ..., от ... до ... (просадка между железобетонных плит), ... от а/д ... до ..., ..., от ... до выезда на а/д ... от ... до ... ... на всем протяжении, д. ... до .... от ... до ..., участок дороги между д. ... и д. ..., д. ... ..., от .... ... до ... д. ..., от ... до ... д. ..., что является нарушением требований п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.
- дефекты обочин в виде просадок, возвышения и занижения относительно края проезжей части на участках: ... от ... до выезда на а/д ..., ... от ... до ..., от ... до ... от ... до выезда на а/д ..., д. ... от ... до ..., от ... до ..., что является нарушением требований п. 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017.
Выявленные недостатки состояния автомобильной дороги превышают предельно допустимые параметры, предусмотренные ГОСТ Р 50597-2017 и свидетельствуют о том, что вышеприведенные требования федерального законодательства и муниципальных нормативных актов в части организации дорожного движения и осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения администрацией Устьянского муниципального района осуществляются ненадлежащим образом.
В связи с выявленными нарушениями законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения 21 мая 2021 г. главным государственным инспектором безопасности дорожного движения отдела ГИБДД ОМВД России по Устьянскому району Коробициным А.Н. в адрес администрации МО «Устьянский муниципальный район» внесено предписание о выполнении мероприятий по устранению выявленных дорожного покрытия в виде выбоин и просадок автомобильных дорог в течение 12 суток с момента получения предписания, по устранению дефектов обочин в виде просадок, возвышения и занижения относительно проезжей части в течение 10 суток с момента получения предписания.
Проведение контролирующим органом обследования с составлением акта и последующей выдачей предписания осуществлялось в рамках выполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, без нарушения соответствующей процедуры.
Данное предписание получено администрацией МО «Устьянский муниципальный район 25 мая 2021 г.
В соответствии с Законом Архангельской области от 23 сентября 2004 года № 258-внеоч. - ОЗ «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области» муниципальное образование «Устьянский муниципальный район» наделено статусом муниципального района, в территорию которого входят населенные пункты МО «Шангальское».
Перечнем автомобильных дорог общего пользования местного значения МО «Устьянский муниципальный район», утвержденного постановлением администрации МО «Устьянский муниципальный район» от 08 февраля 2021 ..., к автодорогам общего пользования местного значения МО «Шангальское» относятся: улицы ..., на которых выявлены нарушения, данная автодорога находится в границах территории МО «Устьянский муниципальный район».
Данные автомобильные дороги являются муниципальной собственностью.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Полномочия собственника в отношении указанных автомобильных дорог общего пользования осуществляет администрация Устьянского муниципального района.
Данные полномочия реализуются исполнительно-распорядительным органом муниципального образования - местной администрацией, что регламентировано ст. 15, ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 10, 11.1, 30, 36 Устава МО «Устьянский муниципальный район».
Таким образом, предписание законно внесено в адрес администрации МО «Устьянский муниципальный район».
Не согласившись с установленными сроками проведения мероприятий по устранению выявленных недостатков, администрация МО «Устьянский муниципальный район» 4 июня 2021 г. обратилась с ходатайством в отделение ГИБДД ОМВД России по Устьянскому району о продлении сроков до 20 июля 2021 г. в связи со значительными затратами и необходимостью проведения конкурсных процедур в форме электронных торгов, требующих определенного времени с последующим проведением самих ремонтных работ.
Определением начальника отделения ГИБДД ОМВД России по Устьянскому району Коробицина А.Н. от 7 июня 2021 г. в удовлетворении указанного ходатайства отказано. Определение мотивировано тем, что администрация МО «Устьянский муниципальный район» несвоевременно приняла меры по устранению выявленных недостатков в содержании автомобильных дорог, при должном уровне организации дорожной деятельности, своевременном контроле за качеством выполняемых контрактных обязательств по выполнению работ по ремонту и содержанию дорог администрация имела возможность по своевременному обнаружению и принятию соответствующих мер по устранению нарушений в области безопасности дорожного движения, в том числе по устранению повреждений дорожного покрытия на участках автомобильных дорог, указанных в предписании. Сроки устранения дефектов проезжей части и обочин автомобильных дорог определены ГОСТом Р 50597-2017, продление срока выполнения мероприятий в области обеспечения безопасности дорожного движения не предусмотрено действующим законодательством.
Суд, проверив представленные документы, приходит к выводу, что установленные предписанием сроки устранения выявленных недостатков в содержании автомобильных дорог соответствуют требованиям ГОСТ Р 50597-2017 по характеру выявленных дефектов и установленным срокам их устранения.
Федеральным законодательством в области безопасности дорожного движения, а также ГОСТ Р 50597-2017 не предусмотрено положений, позволяющих продлевать сроки устранения недостатков в содержании дорог, в отношении которых с учетом характера таких дефектов установлены конкретные сроки их устранения.
Исходя из принципов обеспечения безопасности дорожного движения, определенных в ст. 3 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», требования государственных стандартов, касающиеся безопасности дорожного движения, являются обязательными к исполнению, так как обеспечивают защиту жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Выявленные нарушения государственных стандартов создают непосредственную угрозу для безопасности дорожного движения, жизни и здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, в связи с чем должны устраняться незамедлительно, либо в кратчайшие сроки.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» деятельность органов местного самоуправления по закупке товаров для муниципальных нужд носит плановый характер.
Указанные в предписании участки автомобильной дороги являются муниципальной собственностью, что позволяет вести учет состояния дороги и ее элементов, обеспечивать возможность планирования при формировании бюджета муниципального образования, контроля за проведением своевременного надлежащего ремонта, содержанием дороги и безопасностью движения по ней.
Установленные законом сроки бюджетного финансирования и проведения конкурсных процедур не могут являться основанием, освобождающим административного истца от обязанности содержать дороги в надлежащем состоянии и в случае возникновения необходимости устранять выявленные недостатки в установленные сроки, принимая во внимание важность обеспечения безопасности дорожного движения и необходимость исполнения представления в целях защиты прав граждан на жизнь, здоровье и безаварийное движение.
На основе исследованных доказательств суд приходит к выводу, что установление более длительных сроков, либо продление сроков устранения нарушений и недостатков в содержании автомобильной дороги препятствует достижению целей, установленных законодательством в сфере дорожной деятельности, нарушает права граждан на безопасность дорожного движения.
Анализируя вышеприведенные положения закона и установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что предписание в том числе в части установленн6ых сроков устранения выявленных недостатков, и определение об отказе в удовлетворении ходатайства о продлении срока устранения выявленных недостатков являются законными и обоснованными, вынесены должностным лицом в рамках предоставленных полномочий, в отношении субъекта, которому могло быть выдано оспариваемое предписание, соответствует целям обеспечения безопасности дорожного движения, направлено на устранение нарушений законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, в связи с чем, оснований для признания их незаконными не имеется.
При таких обстоятельствах доводы административного истца о нарушении его прав и законных интересов тем, что установлением в предписании сроков, недостаточных для устранения выявленных недостатков, и отказ в их продлении повлекло привлечение муниципального органа к административной ответственности за неисполнение предписания в установленные им сроки, являются несостоятельными.
Судом не установлено нарушения прав и законных интересов вынесенными предписанием от 21 мая 2021 г. и определением от 7 июня 2021 г. об отказе в удовлетворении ходатайства о продлении сроков устранения выявленных недостатков в содержании автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобождаются от уплаты государственной пошлины. Следовательно, государственная пошлина не полежит взысканию с администрации МО «Устьянского муниципального района».
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного иска администрации муниципального образования «Устьянский муниципальный район» к начальнику отделения ГИБДД ОМВД России по Устьянскому району Коробицыну А.Н., ОМВД России по Устьянскому району об отмене определения об отказе в удовлетворении ходатайства о продлении срока устранения замечаний по предписанию от 21 мая 2021 г., установлению нового срока исполнения, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Устьянский районный суд Архангельской области.
Председательствующий - А.М. Рогачева
Мотивированное решение принято 7 сентября 2021 г.