РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 июня 2018 г. с. Красный Яр
Красноярский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Зотовой Н.А., с участием старшего помощника прокурора Красноярского района Астраханской области Муратовой З.М., административного истца Мещерякова О.С., при секретаре Власовой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Красный Яр по адресу: ул. Советская, д.2, административное дело № 2а-519/2018 по административному исковому заявлению Мещерякова ФИО5 к Окружной избирательной комиссии по многомандатному избирательному округу по выбору депутатов Совета муниципального образования «Аксарайский сельсовет» об оспаривании постановления об отказе в регистрации кандидатом,
УСТАНОВИЛ:
Мещеряков О.С. обратился в суд с настоящим административным иском к Окружной избирательной комиссии по многомандатному избирательному округу по выбору депутатов Совета муниципального образования «Аксарайский сельсовет» в обоснование требований указав, что постановлением №8/33 от 01 июня 2018 г. ему отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета муниципального образования «Аксарайский сельсовет» по многомандатному избирательному округу, выдвинутому в порядке самовыдвижения по причине недостаточного количества достоверных подписей избирателей, предоставленных для регистрации. Полагает постановление избирательной комиссии не законным, поскольку подписные листы соответствуют по форме и содержанию предъявляемым требованиям, сведения о судимости были указаны им в соответствии со справкой ИЦ УМВД России по Астраханской области, в заявлении о согласии баллотироваться он указал номер статьи и ее наименование, в связи с чем оснований для отказа в регистрации его кандидатом не имелось, просит отменить постановление № 8/33 от 01 июня 2018 г. об отказе в регистрации кандидата и обязать ответчика зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Совета муниципального образования «Аксарайский сельсовет» первого созыва.
Административный истец Мещеряков О.С. в судебном заседании исковые требования поддержал по обстоятельствам, изложенным в иске, просил удовлетворить.
Представитель Окружной избирательной комиссии по многомандатному избирательному округу по выбору депутатов Совета муниципального образования «Аксарайский сельсовет» о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие и возражения, в соответствии с которыми просила в удовлетворении требований отказать.
В силу статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд с согласия лиц, участвующих в деле, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
Суд, выслушав административного истца, заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении требований отказать, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В судебном заседании установлено, что постановлением избирательной комиссии муниципального образования «Аксарайский сельсовет» Астраханской области «О назначении выборов депутатов Совета муниципального образования «Аксарайский сельсовет» № 1/2 от 23 апреля 2018 г. назначены выборы депутатов Совета муниципального образования «Аксарайский сельсовет» первого созыва на 15 июля 2018 г..
В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», части 2 статьи 37 Закона Астраханской области от 02 марта 2009 г. № 9/2009-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Астраханской области» непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено, в том числе, путем самовыдвижения.
В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.
Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона.
В силу части 1 статьи 37 вышеназванного Закона в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом.
Постановлением избирательной комиссии муниципального образования «Аксарайский сельсовет» от 23 апреля 2018 г. № 1/6 количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты Совета муниципального образования «Аксарайский сельсовет» по многомандатному избирательному округу установлено 10 подписей, максимальное количество подписей избирателей составляет 14 подписей.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Закона Астраханской области от 02 марта 2009 г. № 9/2009-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Астраханской области» для регистрации кандидата, выдвинутого по единому избирательному округу, одномандатному (многомандатному) избирательному округу, кандидат до 18 часов по местному времени в день окончания периода, указанного в частях 4 и 5 статьи 37 настоящего Закона, представляет в соответствующую избирательную комиссию следующие документы: 1) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, протокол об итогах сбора подписей избирателей (если в поддержку выдвижения кандидата проводился сбор подписей избирателей); 3) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 3, 4 и 6 статьи 38 либо частями 14, 15 статьи 41 настоящего Закона; 4) первый финансовый отчет кандидата; 5) письменное уведомление кандидата о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами (представляется при проведении выборов глав муниципальных районов и глав городских округов).
В судебном заседании установлено, что Мещеряков О.С. 18 мая 2018 г. обратился с заявлением в избирательную комиссию муниципального образования «Аксарайский сельсовет», тем самым уведомив о самовыдвижении на выборах Совета муниципального образования «Аксарайский сельсовет» первого созыва.
22 мая 2018 г. Мещеряков О.С. в Окружную избирательную комиссию многомандатного избирательного округа представил подписные листы с подписями избирателей, собранных в поддержку депутата, протокол об итогах сбора подписей избирателей, первый финансовый отчет кандидата, о чем ему выдали подтверждение и извещение о дне и времени заседания избирательной комиссии по рассмотрению вопроса о регистрации (отказе в регистрации) кандидата.
Постановлением № 8/33 от 01 июня 2018 г. Мещерякову О.С., выдвинутому в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Совета по многомандатному избирательному округу отказано в регистрации в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации.
Из постановления следует, что согласно ведомости и итоговому протоколу проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку кандидата в депутаты Совета от 29 мая 2018 г. установлено, что из проверенных 12 подписей избирателей недействительными признаны все 12 подписей, в связи с чем на момент подачи документов кандидатом для регистрации у него отсутствовало достаточное количество достоверных подписей, все они были признаны недействительными, что и явилось основанием для отказа в регистрации кандидата.
Пункт 6 статьи 47 Закона Астраханской области от 02 марта 2009 г. N 9/2009-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Астраханской области» закрепляет основаниями отказа в регистрации кандидата, каковыми являются, в том числе, отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Изучив представленные материалы дела, суд приходит к выводу, что у ответчика имелись основания для отказа в регистрации Мещерякова О.С. в качестве кандидата, поскольку при предоставлении документов для регистрации 22 мая 2018 г. у него отсутствовали подписные листы с достаточным количеством действительных подписей.
Из итогового протокола от 29 мая 2018 г. следует, что 12 подписей избирателей признаны недействительными на основании пункта 9 части 9 статьи 46 Закона Астраханской области от 02 марта 2009 г. № 9/2009-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Астраханской области».
В соответствии с пунктом 9 части 9 статьи 46 Закона Астраханской области от 02 марта 2009 г. № 9/2009-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Астраханской области» недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, предусмотренным Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», приложением 3.1 к настоящему Закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные частью 5.1 статьи 42 настоящего Закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных частью 4 статьи 42 настоящего Закона.
Из материалов дела следует, что подписи признаны недействительными в связи с несоблюдением требований, предусмотренных частью 5.1 статьи 42 Закона Астраханской области от 02 марта 2009 г. № 9/2009-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Астраханской области».
Согласно пункту 8 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации изготавливаются и оформляются по формам согласно Приложениям 4.1 и 5 к названному Федеральному закону.
В соответствии с пункт 9 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, частью 5.1 статьи 42 Закона Астраханской области от 02 марта 2009 г. № 9/2009-ОЗ если у кандидата в депутаты представительного органа муниципального образования, данные которого указываются в подписном листе, имелась или имеется судимость, дополнительно в подписном листе указываются сведения о судимости кандидата.
Аналогичные требования содержатся в примечании к Приложению N 5 приведенного Федерального закона.
В силу подпункта 58 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ сведения о судимости кандидата - сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и части (частей), пункта (пунктов), а также наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат..
В соответствии с подпунктом «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным, в том числе Приложением 5 к данному Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Судом установлено, что в представленных Мещеряковым О.С. подписных листах указаны сведения о его судимости не в полном объеме, в частности, не приведены наименования статей Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которых он был осужден.
Указанные обстоятельства являются нарушением формы подписного листа, влекущее в соответствии с подпунктом «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительность всех подписей избирателей в представленных кандидатом Мещеряковым О.С. подписных листах, в связи с чем постановление № 8/33 от 01 июня 2018 г. об отказе в регистрации кандидата и обязать ответчика зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Совета муниципального образования «Аксарайский сельсовет» первого созыва является законным.
Не указание кандидатом наименования статей Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которых он был осужден, имеет существенное значение для формирования выбора избирателя в поддержку того или иного кандидата. Отсутствие сведений о кандидате, которые подлежали обязательному указанию в подписном листе, но не были указаны, нарушает принцип равенства всех кандидатов перед законом.
Согласно правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 11 мая 2012 года N 658-О, изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями избирательного законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствуют возможному сокрытию или искажению информации, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства прав кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах.
Следовательно, признать форму подписного листа соответствующей закону, если в нем не указаны предусмотренные федеральным законодательством сведения либо указаны не в том объеме, который предписан законом, нельзя.
В силу пункта 1.1 статьи 38 приведенного Федерального закона при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания по рассмотрению вопроса о регистрации кандидата извещает его об этом. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, в целях их приведения в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению (за исключением подписных листов с подписями избирателей).
Указание в подписных листах сведений о судимости кандидата - обязанность кандидата, невыполнение которой является основанием к отказу в его регистрации.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в административном иске, не имеется.
В соответствии с частью 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссииоб отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом в порядке, предусмотренномстатьей 75настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренныхпунктами 24-26 статьи 38настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, инымзаконом.
Поскольку ответчиком нарушений, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ не допущено и в судебном заседании не установлено, у суда отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Мещерякова ФИО5 к Окружной избирательной комиссии по многомандатному избирательному округу по выбору депутатов Совета муниципального образования «Аксарайский сельсовет» об оспаривании постановления об отказе в регистрации кандидатом - отказать.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Мотивированное решение изготовлено 14 июня 2018 г..
Судья ЗОТОВА Н.А.