Судья: Савченко Л.С.
Докладчик: Ларионова С.Г. Дело № 33-8837
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 августа 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе: председательствующего Гордиенко А.Л.
судей Ларионовой С.Г., Карасовской А.В.
с участием прокурора Самохиной М.В.
при секретаре Куренковой Е.В.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Ларионовой С.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе Главы Мариинского муниципального района Кривцова А.А. на решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 28 мая 2019 года по иску прокурора города Мариинска в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 6», администрации Мариинского муниципального района о возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Мариинска в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 6», администрации Мариинского муниципального района о возложении обязанностей.
Требования мотивированы тем, что в ходе проверки соблюдения законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей в образовательных организациях, выявлены факты необеспечения антитеррористической защищенности здания, в котором располагается муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» по адресу: г. Мариинск, ул. Юбилейная, д. 26.
В ходе проверки установлено, что в 2018 году МБОУ «СОШ № 6» разработан и утвержден паспорт безопасности объекта (территории), данному учреждению присвоена 1 категория опасности объекта.
МБОУ «СОШ № 6» меры по антитеррористической защищенности объекта не приняты, а именно, не обеспечена охрана объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, объект (территория) не оборудован системой контроля и управления доступом.
Учредителем МБОУ «СОШ № 6» является Мариинский муниципальный район, функции и полномочия которого осуществляет Управление образования администрации Мариинского муниципального района.
Прокуратурой города Мариинска в адрес начальника Управления образования администрации Мариинского муниципального района вносилось представление об устранении нарушений законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей в образовательных организациях, однако, требование прокурора до настоящего времени не исполнено ввиду отсутствия финансирования на данные цели.
Просит обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» обеспечить охрану (путем привлечения сотрудников частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, оборудования объекта (территории) системой контроля и управления доступом) объектов и территорий муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 6», расположенных по адресу: г. Мариинск, ул. Юбилейная, д.26.
Возложить на администрацию Мариинского муниципального района обязанность по финансированию исполнения муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 6» положений подпункта «а» пункта 23, подпункта «а» пункта 24 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 года № 1235, по обеспечению охраны (путем привлечения сотрудников частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудования объекта (территории) системой контроля и управления доступом) объектов и территорий муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 6», расположенных по адресу: г. Мариинск, ул. Юбилейная, д.26.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить администрации Мариинского муниципального района и муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 6» срок до 01.01.2020, в течение которого указанные действия должны быть совершены.
Решением Мариинского городского суда Кемеровской области от 28 мая 2019 года постановлено:
Исковые требования прокурора города Мариинска в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 6», администрации Мариинского муниципального района о возложении обязанностей удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» обеспечить охрану (путем привлечения сотрудников частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, оборудования объекта (территории) системой контроля и управления доступом) объектов и территорий муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 6», расположенных по адресу: Кемеровская область, г. Мариинск, ул. Юбилейная, д.26.
Возложить на администрацию Мариинского муниципального района обязанность по финансированию исполнения муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 6» положений подпункта «а» пункта 23, подпункта «а» пункта 24 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 года № 1235, по обеспечению охраны (путем привлечения сотрудников частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудования объекта (территории) системой контроля и управления доступом) объектов и территорий муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 6», расположенных по адресу: Кемеровская область, г. Мариинск, ул. Юбилейная, д.26.
Установить администрации Мариинского муниципального района и муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 6» срок до 01.01.2020 года, в течение которого указанные действия должны быть совершены.
В апелляционной жалобе Глава Мариинского муниципального района Кривцов А.А. просит решение отметить, принять новое решение.
Полагает, суд не учел, что компетенция Управления образования администрации Мариинского муниципального района в отношении подведомственного ему учреждения – МБОУ «СОШ №6» включает в себя, в том числе, финансовое обеспечение его деятельности.
Ссылается на то, что суд не указал, какими действиями (бездействиями) администрация Мариинского муниципального района нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, а также не указал норму, в силу которой предусмотрен установленный срок для исполнения решения суда.
Относительно доводов апелляционной жалобы прокурором города Мариинска Салашиным А.А. принесены возражения.
Изучив материалы дела, выслушав прокурора Самохину М.В., полагавшую решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – оставить без удовлетворения, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Федеральным законом от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма.
В силу статьи 2 данного Закона одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно п. п. "а" и "б" п. 4 и п. 6 ч. 1 ст. 3 ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений (п. п. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2 ФЗ "О противодействии терроризму").
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 ФЗ "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Во исполнение вышеуказанных положений Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 07.10.2017 г. N 1235 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территории), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", которое вступило в силу с 21 октября 2017 года и которым установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации.
Согласно п. 23 "а" указанного Постановления в отношении объектов (территорий) второй категории опасности (к которым относятся школы и детские сады) дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 22 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции на основании подробного анализа и оценки вышеуказанных положений закона, а также иных положений законодательства, пришел к обоснованному выводу о том, что в целях исполнения п. 23 "а" Постановления Правительства РФ от 07.10.2017 N 1235 общеобразовательным учреждением должен быть заключен соответствующий договор и обеспечено физическое нахождение охранников в данном образовательном учреждении.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции и не находит оснований для его переоценки по доводам апелляционной жалобы.
Так, апеллянт указывает на то, что Администрация Мариинского муниципального района не является и не может являться надлежащим ответчиком, поскольку компетенция в части финансового обеспечения деятельности МБОУ «СОШ № 6» передана Управлению образования Администрации Мариинского муниципального района.
Вместе с тем, положения п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района отнесено к вопросам местного значения муниципального района.
Уставом Мариинского муниципального района к компетенции Администрации Мариинского муниципального района, помимо прочего, отнесены полномочия в области противодействия терроризму, а именно:
разработка и реализация муниципальных программ в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений;
организация и проведение в Мариинском муниципальном районе информационно-пропагандистских мероприятий по разъяснению сущности терроризма и его общественной опасности, а также по формированию у граждан неприятия идеологии терроризма, в том числе путем распространения информационных материалов, печатной продукции, проведения разъяснительной работы и иных мероприятий;
участие в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти Кемеровской области;
обеспечение выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
направление предложений по вопросам участия в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в органы исполнительной власти Кемеровской области;
осуществление иных полномочий по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений (п. 1.7 ст. 41 Устава).
Таким образом, законодательством Российской Федерации, а также Уставом Мариинского муниципального района обязанность по соблюдению правил антитеррористической защищенности объектов образования возложена, в том числе, на органы муниципальной власти, к которым относится Администрация Мариинского района. Управление образования Мариинского муниципального района такими полномочиями не наделено, органом муниципальной власти не является, представляет собой отраслевой орган Администрации Мариинского муниципального района.
Более того, обязанность по финансированию исполнения образовательного учреждения возложенных на него мероприятий возложена судом на Администрацию Мариинского муниципального района как на учредителя данного учреждения и как на орган местного самоуправления на основании п. п. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2 ФЗ "О противодействии терроризму" и п. 11 ч. 1 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления".
Не являются обоснованными и доводы жалобы о необоснованном установлении срока исполнения решения, поскольку такой срок установлен в соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ и ответчиком по существу не оспорен.
Иные доводы апелляционной жалобы связаны с переоценкой выводов суда первой инстанции в части указания оснований для возложения на ответчиков обязанности по финансированию исполнения положений Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий) по обеспечению охраны и сами по себе о необоснованности решения в данной части служить не могут.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 28 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главы Мариинского муниципального района – без удовлетворения.
Председательствующий: Гордиенко А.Л.
Судьи: Ларионова С.Г.
Карасовская А.В.