Решение по делу № 33-3874/2024 от 11.03.2024

УИД 34RS0001-01-2023-003840-10

Судья Кузнецова М.В. дело № 33-3874/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 25 апреля 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Станковой Е.А.,

судей Шиповской Т.А., Колгановой В.М.,

при секретаре Клинковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2-184/2024 по иску Худобенко В. С. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о признании решения незаконным, возложении обязанности,

по апелляционной жалобе Худобенко В. С. в лице представителя Ткачевой О. Ю. на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 9 января 2024 г., которым постановлено:

в удовлетворении исковых требований Худобенко В. С. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о признании незаконным решения № <...> от 18 января 2023 года, возложении обязанности зачесть в стаж период обучения в ПТУ № 150 г.Чимкента с 01 сентября 1976 года по 27 июля 1979 года и период работы в Чимкентском рыбкомбинате с 13 марта 1992 года по 12 июня 1997 года, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости с 29 декабря 2022 года – отказать.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Шиповской Т.А., пояснения представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области Смирнову Н.В., возражавшую против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

у с т а н о в и л а:

Худобенко В.С. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области (далее ОСФР по Волгоградской области) о признании решения незаконным, возложении обязанности.

В обоснование заявленных требований указал, что 29 декабря 2022 года Худобенко В.С. обратился в ОПФР по Волгоградской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ОПФР по Волгоградской области № <...> от 18 января 2023 года в установлении пенсии Худобенко В.С. отказано по мотиву отсутствия выработки 42 лет требуемого страхового стажа, предусмотренного ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ, и недостижения возраста для назначения страховой пенсии по старости по общему основанию, предусмотренному ч. 1 ст. 8 настоящего Федерального закона.

При этом, в страховой стаж не были учтены период обучения в ПТУ № 150 г.Чимкента с 01 сентября 1976 года по 27 июля 1979 года и период работы в Чимкентском рыбкомбинате с 13 марта 1992 года по 12 июня 1997 года.

С указанным решением истец не согласен, полагает, что оно необоснованно и незаконно, нарушает его права.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, просил суд признать незаконным решение ОСФР по Волгоградской области № <...> от 18 января 2023 года, обязать ОСФР по Волгоградской области включить в страховой стаж вышеуказанные периоды работы и назначить страховую пенсию по старости с 29 декабря 2022 года.

Суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Худобенко В.С. в лице представителя Ткачевой О.Ю. просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Худобенко В.С. и его представитель Ткачева О.Ю., представитель клиентской службы ОСФР г. Ленинска Волгоградской области в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом по правилам главы 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, о причинах неявки судебную коллегию не уведомили.

Информация о движении дела также размещена на официальном интернет-сайте Волгоградского областного суда www.oblsud.vol.sudrf.ru.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на нее, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Федеральным законом от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» в указанный Федеральный закон были внесены изменения.

Указанным Федеральным законом предусмотрено поэтапное повышение на 5 лет общеустановленного пенсионного возраста (до 65 и 60 лет для мужчин и женщин соответственно), по достижении которого при наличии требуемого стажа и индивидуального пенсионного коэффициента может быть назначена страховая пенсия на общих основаниях.

В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» в целях адаптации к изменениям условий пенсионного обеспечения данным законом установлена льгота для граждан, предусмотренных в ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости. В соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 г., страховая пенсия может назначаться ранее достижения возраста согласно приложению 6, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 и 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному Федеральному закону. Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного ч. 1 и ч. 1.1 данной статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Статьей 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ предусмотрены иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж. Перечень данных периодов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Из положений ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ следует, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в ч. 1.2 ст. 8 данного Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные ч. 1 ст. 11 этого Федерального закона, а также периоды, предусмотренные п. 1 (прохождение военной службы по призыву, участие в СВО), а также периоды, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 12 данного Федерального закона (период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности). При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений ч. 8 указанной статьи.

Согласно ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу этого Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Таким образом, из анализа действующего пенсионного законодательства следует, что только предусмотренные ч. 1 ст. 11 и п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в ч. 1.2 ст. 8 указанного Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Худобенко В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования с 16 декабря 1997 года.

29 декабря 2022 года Худобенко В.С. обратился в ОПФР по Волгоградской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Закона № 400-ФЗ.

Решением ОПФР по Волгоградской области № <...> от 18 января 2023 года в установлении пенсии Худобенко В.С. отказано по мотиву отсутствия выработки 42 лет требуемого страхового стажа, предусмотренного ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ, и недостижения возраста для назначения страховой пенсии по старости по общему основанию, предусмотренному ч. 1 ст. 8 настоящего Федерального закона.

Согласно решению ОПФР по Волгоградской области № <...> от 18 января 2023 года длительность требуемого для назначения страховой пенсии по старости по ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ страхового стажа Худобенко В.С. составила 35 лет 03 месяца 24 дня.

Разрешая заявленные исковые требования и принимая решение об отказе в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что сведения об уплате страховых взносов за Худобенко В.С. в оспариваемые им периоды работы и учебы в материалы дела не представлены. Поскольку включению в страховой стаж в целях определения права истца на досрочное назначение страховой пенсии по старости по основаниям, указанным в ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ, подлежат только периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации застрахованными лицами, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также службы в армии и участия в СВО. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений ч. 8 ст. 13 указанного Закона, в связи с чем, оспариваемые истцом периоды, в отношении которых отсутствует начисление заработной платы и соответственно уплата страховых взносов, к таковым не относятся.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда об отказе в удовлетворении исковых требований о включении в страховой стаж периода учебы истца в ПТУ № 150 г.Чимкента с 01 сентября 1976 года по 27 июля 1979 года. Указанные выводы основаны на правильном применении норм материального права и фактических обстоятельствах по делу.

Поскольку спорный период учебы в ПТУ не относится ни к периодам работы, ни к периодам получения пособия по временной нетрудоспособности, ни к периодам службы в армии и участия в СВО, то он не подлежит включению в страховой стаж для определения права на назначение страховой пенсии в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

В этой связи, суд пришел к обоснованному выводу о законности решения пенсионного органа в части отказа во включении в специальный стаж истца периода обучения в ПТУ.

В доводах апелляционной жалобы заявитель не указывает оснований, по которым он не согласен с решением суда в данной части.

Вместе с тем заслуживают внимания доводы апелляционной жалобы о несогласии с решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в страховой стаж периода работы Худобенко В.С. в Чимкентском рыбкомбинате с 13 марта 1992 года по 12 июня 1997 года.

Согласно оспариваемого решения пенсионного органа основанием для отказа во включении в страховой стаж Худобенко В.С. периода работы в Чимкентском рыбкомбинате с 13 марта 1992 года по 12 июня 1997 года указано то, что работа проходила на территории Республики Казахстан.

Проверяя законность вынесения решения пенсионного органа, суд первой инстанции сослался на отсутствие сведений об уплате страховых взносов за Худобенко В.С. в спорный период времени.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

13 марта 1992 года между государствами - участниками СНГ, а именно Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной подписано Соглашение «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», статьей 1 которого предусматривалось, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В соответствии со ст. 3 Соглашения все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.

Частью 2 статьи 6 Соглашения предусмотрено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Из разъяснений, содержащихся в п. 1 Письма Минсоцзащиты Российской Федерации от 31 января 1994 года № 1-369-18 «О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР» следует, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года.

В силу п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, являющихся Приложением № 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР», для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года № 203-16).

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Письмо Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года № 1-369-18 (далее Письмо), как нормативный правовой акт Российской Федерации применяется в системе действующего законодательства, с учетом положений ст. 2 Федерального закона № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в силу которой иностранный гражданин признается переселившимся из государства-участника Соглашения со дня приобретения им права на постоянное проживание в Российской Федерации.

Соглашение от 13 марта 1992 года денонсировано Российской Федерацией с 30 июня 2022 года и утратило свою силу с 01 января 2023 года.

Однако спорный период работы истца протекал в период действия Соглашения от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения». Обращение истца в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии имело место в переходный период, до утраты действия вышеуказанного Соглашения, что в свете приведенного выше законодательства, позволяет оценивать пенсионные права истца в данный период с применением положения указанного международного договора, несмотря на утрату им своего действия с 01 января 2023 года.

Истцом представлены документы, подтверждающие спорный период работы (страховой стаж) на территории Республики Казахстан.

Поскольку указанный период имел место до 1 января 2002 года, т.е. до вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и основой формирования пенсионных прав уплата страховых взносов стала выступать только с 1 января 2002 года, для включения в страховой стаж периода работы в Чимкентском Рыбокомбинате Республики Казахстан с 13 марта 1992 года по 12 июня 1997 года не требуется подтверждения уплаты страховых взносов.

При изложенных обстоятельствах постановленное по делу решение в данной части не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем подлежит отмене с принятием по делу в данной части нового решения об удовлетворении исковых требований Худобенко В.С. о возложении на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области обязанности зачесть в специальный страховой стаж Худобенко В.С. по ч.1.2 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период его работы в Чимкентском рыбкомбинате с 13 марта 1992 года по 12 июня 1997 года.

При включении в специальный стаж Худобенко В.С. периода его работы в Чимкентском рыбкомбинате с 13 марта 1992 года по 12 июня 1997 года страховой стаж истца составит 40 лет 2 месяца 22 дня, что не определяет право на досрочную страховую пенсию по старости по ч.1.2 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с чем вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о назначении досрочной страховой пенсии по старости является верным.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда,

о п р е д е л и л а:

решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 9 января 2024 г. отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Худобенко В. С. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о возложении обязанности зачесть в стаж период работы в Чимкентском рыбкомбинате с 13 марта 1992 года по 12 июня 1997 года.

Принять в данной части новое решение, которым вышеуказанные исковые требования Худобенко В. С. удовлетворить.

Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области обязанности зачесть в специальный страховой стаж Худобенко В. С. по ч.1.2 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период его работы в Чимкентском рыбкомбинате с 13 марта 1992 года по 12 июня 1997 года.

В остальной части решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 9 января 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Худобенко В. С. в лице представителя Ткачевой О. Ю. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

УИД 34RS0001-01-2023-003840-10

Судья Кузнецова М.В. дело № 33-3874/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 25 апреля 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Станковой Е.А.,

судей Шиповской Т.А., Колгановой В.М.,

при секретаре Клинковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2-184/2024 по иску Худобенко В. С. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о признании решения незаконным, возложении обязанности,

по апелляционной жалобе Худобенко В. С. в лице представителя Ткачевой О. Ю. на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 9 января 2024 г., которым постановлено:

в удовлетворении исковых требований Худобенко В. С. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о признании незаконным решения № <...> от 18 января 2023 года, возложении обязанности зачесть в стаж период обучения в ПТУ № 150 г.Чимкента с 01 сентября 1976 года по 27 июля 1979 года и период работы в Чимкентском рыбкомбинате с 13 марта 1992 года по 12 июня 1997 года, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости с 29 декабря 2022 года – отказать.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Шиповской Т.А., пояснения представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области Смирнову Н.В., возражавшую против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

у с т а н о в и л а:

Худобенко В.С. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области (далее ОСФР по Волгоградской области) о признании решения незаконным, возложении обязанности.

В обоснование заявленных требований указал, что 29 декабря 2022 года Худобенко В.С. обратился в ОПФР по Волгоградской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ОПФР по Волгоградской области № <...> от 18 января 2023 года в установлении пенсии Худобенко В.С. отказано по мотиву отсутствия выработки 42 лет требуемого страхового стажа, предусмотренного ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ, и недостижения возраста для назначения страховой пенсии по старости по общему основанию, предусмотренному ч. 1 ст. 8 настоящего Федерального закона.

При этом, в страховой стаж не были учтены период обучения в ПТУ № 150 г.Чимкента с 01 сентября 1976 года по 27 июля 1979 года и период работы в Чимкентском рыбкомбинате с 13 марта 1992 года по 12 июня 1997 года.

С указанным решением истец не согласен, полагает, что оно необоснованно и незаконно, нарушает его права.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, просил суд признать незаконным решение ОСФР по Волгоградской области № <...> от 18 января 2023 года, обязать ОСФР по Волгоградской области включить в страховой стаж вышеуказанные периоды работы и назначить страховую пенсию по старости с 29 декабря 2022 года.

Суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Худобенко В.С. в лице представителя Ткачевой О.Ю. просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Худобенко В.С. и его представитель Ткачева О.Ю., представитель клиентской службы ОСФР г. Ленинска Волгоградской области в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом по правилам главы 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, о причинах неявки судебную коллегию не уведомили.

Информация о движении дела также размещена на официальном интернет-сайте Волгоградского областного суда www.oblsud.vol.sudrf.ru.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на нее, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Федеральным законом от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» в указанный Федеральный закон были внесены изменения.

Указанным Федеральным законом предусмотрено поэтапное повышение на 5 лет общеустановленного пенсионного возраста (до 65 и 60 лет для мужчин и женщин соответственно), по достижении которого при наличии требуемого стажа и индивидуального пенсионного коэффициента может быть назначена страховая пенсия на общих основаниях.

В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» в целях адаптации к изменениям условий пенсионного обеспечения данным законом установлена льгота для граждан, предусмотренных в ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости. В соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 г., страховая пенсия может назначаться ранее достижения возраста согласно приложению 6, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 и 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному Федеральному закону. Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного ч. 1 и ч. 1.1 данной статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Статьей 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ предусмотрены иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж. Перечень данных периодов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Из положений ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ следует, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в ч. 1.2 ст. 8 данного Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные ч. 1 ст. 11 этого Федерального закона, а также периоды, предусмотренные п. 1 (прохождение военной службы по призыву, участие в СВО), а также периоды, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 12 данного Федерального закона (период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности). При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений ч. 8 указанной статьи.

Согласно ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу этого Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Таким образом, из анализа действующего пенсионного законодательства следует, что только предусмотренные ч. 1 ст. 11 и п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в ч. 1.2 ст. 8 указанного Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Худобенко В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования с 16 декабря 1997 года.

29 декабря 2022 года Худобенко В.С. обратился в ОПФР по Волгоградской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Закона № 400-ФЗ.

Решением ОПФР по Волгоградской области № <...> от 18 января 2023 года в установлении пенсии Худобенко В.С. отказано по мотиву отсутствия выработки 42 лет требуемого страхового стажа, предусмотренного ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ, и недостижения возраста для назначения страховой пенсии по старости по общему основанию, предусмотренному ч. 1 ст. 8 настоящего Федерального закона.

Согласно решению ОПФР по Волгоградской области № <...> от 18 января 2023 года длительность требуемого для назначения страховой пенсии по старости по ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ страхового стажа Худобенко В.С. составила 35 лет 03 месяца 24 дня.

Разрешая заявленные исковые требования и принимая решение об отказе в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что сведения об уплате страховых взносов за Худобенко В.С. в оспариваемые им периоды работы и учебы в материалы дела не представлены. Поскольку включению в страховой стаж в целях определения права истца на досрочное назначение страховой пенсии по старости по основаниям, указанным в ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ, подлежат только периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации застрахованными лицами, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также службы в армии и участия в СВО. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений ч. 8 ст. 13 указанного Закона, в связи с чем, оспариваемые истцом периоды, в отношении которых отсутствует начисление заработной платы и соответственно уплата страховых взносов, к таковым не относятся.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда об отказе в удовлетворении исковых требований о включении в страховой стаж периода учебы истца в ПТУ № 150 г.Чимкента с 01 сентября 1976 года по 27 июля 1979 года. Указанные выводы основаны на правильном применении норм материального права и фактических обстоятельствах по делу.

Поскольку спорный период учебы в ПТУ не относится ни к периодам работы, ни к периодам получения пособия по временной нетрудоспособности, ни к периодам службы в армии и участия в СВО, то он не подлежит включению в страховой стаж для определения права на назначение страховой пенсии в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

В этой связи, суд пришел к обоснованному выводу о законности решения пенсионного органа в части отказа во включении в специальный стаж истца периода обучения в ПТУ.

В доводах апелляционной жалобы заявитель не указывает оснований, по которым он не согласен с решением суда в данной части.

Вместе с тем заслуживают внимания доводы апелляционной жалобы о несогласии с решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в страховой стаж периода работы Худобенко В.С. в Чимкентском рыбкомбинате с 13 марта 1992 года по 12 июня 1997 года.

Согласно оспариваемого решения пенсионного органа основанием для отказа во включении в страховой стаж Худобенко В.С. периода работы в Чимкентском рыбкомбинате с 13 марта 1992 года по 12 июня 1997 года указано то, что работа проходила на территории Республики Казахстан.

Проверяя законность вынесения решения пенсионного органа, суд первой инстанции сослался на отсутствие сведений об уплате страховых взносов за Худобенко В.С. в спорный период времени.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

13 марта 1992 года между государствами - участниками СНГ, а именно Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной подписано Соглашение «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», статьей 1 которого предусматривалось, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В соответствии со ст. 3 Соглашения все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.

Частью 2 статьи 6 Соглашения предусмотрено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Из разъяснений, содержащихся в п. 1 Письма Минсоцзащиты Российской Федерации от 31 января 1994 года № 1-369-18 «О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР» следует, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года.

В силу п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, являющихся Приложением № 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР», для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года № 203-16).

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Письмо Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года № 1-369-18 (далее Письмо), как нормативный правовой акт Российской Федерации применяется в системе действующего законодательства, с учетом положений ст. 2 Федерального закона № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в силу которой иностранный гражданин признается переселившимся из государства-участника Соглашения со дня приобретения им права на постоянное проживание в Российской Федерации.

Соглашение от 13 марта 1992 года денонсировано Российской Федерацией с 30 июня 2022 года и утратило свою силу с 01 января 2023 года.

Однако спорный период работы истца протекал в период действия Соглашения от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения». Обращение истца в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии имело место в переходный период, до утраты действия вышеуказанного Соглашения, что в свете приведенного выше законодательства, позволяет оценивать пенсионные права истца в данный период с применением положения указанного международного договора, несмотря на утрату им своего действия с 01 января 2023 года.

Истцом представлены документы, подтверждающие спорный период работы (страховой стаж) на территории Республики Казахстан.

Поскольку указанный период имел место до 1 января 2002 года, т.е. до вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и основой формирования пенсионных прав уплата страховых взносов стала выступать только с 1 января 2002 года, для включения в страховой стаж периода работы в Чимкентском Рыбокомбинате Республики Казахстан с 13 марта 1992 года по 12 июня 1997 года не требуется подтверждения уплаты страховых взносов.

При изложенных обстоятельствах постановленное по делу решение в данной части не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем подлежит отмене с принятием по делу в данной части нового решения об удовлетворении исковых требований Худобенко В.С. о возложении на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области обязанности зачесть в специальный страховой стаж Худобенко В.С. по ч.1.2 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период его работы в Чимкентском рыбкомбинате с 13 марта 1992 года по 12 июня 1997 года.

При включении в специальный стаж Худобенко В.С. периода его работы в Чимкентском рыбкомбинате с 13 марта 1992 года по 12 июня 1997 года страховой стаж истца составит 40 лет 2 месяца 22 дня, что не определяет право на досрочную страховую пенсию по старости по ч.1.2 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с чем вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о назначении досрочной страховой пенсии по старости является верным.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда,

о п р е д е л и л а:

решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 9 января 2024 г. отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Худобенко В. С. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о возложении обязанности зачесть в стаж период работы в Чимкентском рыбкомбинате с 13 марта 1992 года по 12 июня 1997 года.

Принять в данной части новое решение, которым вышеуказанные исковые требования Худобенко В. С. удовлетворить.

Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области обязанности зачесть в специальный страховой стаж Худобенко В. С. по ч.1.2 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период его работы в Чимкентском рыбкомбинате с 13 марта 1992 года по 12 июня 1997 года.

В остальной части решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 9 января 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Худобенко В. С. в лице представителя Ткачевой О. Ю. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-3874/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Худобенко Владимир Семенович
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Волгоградской области
Другие
Клиентская служба ОСФР г. Ленинска Волгоградской области
Ткачева Ольга Юрьевна
Суд
Волгоградский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.vol.sudrf.ru
12.03.2024Передача дела судье
28.03.2024Судебное заседание
04.04.2024Судебное заседание
25.04.2024Судебное заседание
24.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.05.2024Передано в экспедицию
25.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее