Дело №
УИД 24RS0№-78
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 декабря 2023 года <адрес>
Саянский районный суд <адрес> в составе судьи Захаровой Л.В.,
с участием помощника прокурора <адрес> ФИО2,
представителя третьего лица Управления Россельхознадзора по <адрес> ФИО4, участвующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ Г.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1, администрации <адрес> об обязании ликвидировать несанкционированную свалку,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в Саянский районный суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 об обязании ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу, мотивируя тем, что в ходе проведенной прокуратурой района, с привлечением специалиста Управления Россельхознадзора по <адрес>, проверки исполнения законодательства о землепользовании, об отходах производства и потребления, о пожарной безопасности, в ходе которой был произведен визуальный осмотр земель сельскохозяйственного назначения, не поставленных на ГКУ, расположенных в <адрес>, в границах кадастрового квартала 24:33:3700014, в 500 м северо-восточнее <адрес>. В ходе осмотра фотосъемкой зафиксировано перекрытие плодородного слоя почвы твердыми коммунальными отходами (стеклянная и пластиковая тара, полиэтиленовые пакеты, доски, ветки деревьев, мебель, одежда, покрышки, навоз, зола, трупы сельскохозяйственных животных и др.), имеются очаги сжигания ТКО. Присутствуют как свежесваленные кучи мусора, так и старые сбуртованные кучи ТКО. Вывоз ТКО с вышеуказанного земельного участка не осуществляется, аншлагов, запрещающих размещение отходов на почве, не имеется. Также часть отходов расположена в северо-западной части земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 24:33:3700014:188, который муниципальным образованием <адрес> на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ передан во временное пользование ИП главе КФХ ФИО1 для осуществления деятельности КФХ. Ответчик не соблюдает установленные законом требования по выполнению мероприятий по охране земель, направленных на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса, что привело к захламлению земель муниципальной собственности, невозможности использовать земли по их целевому назначению, ухудшению состояния земель, а также нарушает законные права граждан на благоприятную окружающую среду. В связи с чем, прокурор просит возложить на ответчика указанную обязанность.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО2 исковые требования к ответчику ФИО1, как законному владельцу земельного участка, поддержала в полном объеме, просила требования прокурора удовлетворить, предоставив срок для исполнения решения 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу
Представитель третьего лица Управления Россельхознадзора по <адрес> ФИО4 поддержал требования прокурора.
В судебное заседание ответчик глава КФХ ФИО1, его представитель ФИО6 не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ ответчик ФИО1 и представитель ФИО6 иск не признали, поскольку земельный участок при передаче фактически арендатором не осматривался, проверкой установлено, что на участке имеются как свежесваленные кучи мусора, так и старые сбуртованные кучи твердых бытовых отходов. Считают, ответчик ФИО1 не должен нести ответственности.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле была привлечена администрация <адрес>- собственник выше названного земельного участка.
Представитель ответчика администрации <адрес> не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя <адрес>, просят обязанность возложить на владельца участка ФИО1
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Земельного кодекса РФ основными принципами земельного законодательства являются, в том числе, приоритет охраны земли как важнейший компонент окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества.
В силу ст. 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, в частности, обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (ст. 13 ЗК РФ).
Кроме того, в соответствии со ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В силу статьи 51 настоящего Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов в поверхностные и подземные водные объекты, на водосбросные площади, в недра и на почву.
В соответствии со ст. 13.4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ. Согласно ст. 22 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В соответствии со ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания закреплено положениями ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).
Судом установлено и из материалов дела следует, что правообладателем земельного участка с кадастровым номером 24:33:3700014:188, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка; ориентир <адрес>; участок находится в 2,1 км по направлению на юго-восток от ориентира; почтовый адрес ориентира: <адрес>, участок № является муниципальное образование «<адрес>», что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ КУВИ -001/2023-208622587.
На основании Договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок, с кадастровым номером 24:33:3700014:188, площадью 1529756 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, участок №; разрешенное использование для сельскохозяйственного производства, в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка предоставлен главе КФХ ФИО1 в аренду сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Договор аренды зарегистрирован регистрирующим органом.
Согласно Акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ названный земельный участок передан передающей стороной –администрацией <адрес> главе КФХ ФИО1, акт подписан сторонами.
Данное обстоятельство подтверждается документально, не оспаривается участниками процесса.
Установлено, что прокуратурой <адрес> с привлечением специалиста Управления Россельхознадзора по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка соблюдения собственниками и пользователями земель сельскохозяйственного назначения требований земельного законодательства Российской Федерации, об отходах производства и потребления, о пожарной безопасности земель в квартале 24:33:3700003 (в 555 м на север от <адрес>), 24:33:3700017 (<адрес>) и земельных участков сельхозназначения с кадастровыми номерами 24:33:3700003:142; 24:33:37000014:204, 24:33:3700009:827; 24:33:37000007:1395.
При обследовании территорий земельных участков и визуальном осмотре земель сельскохозяйственного назначения в границах кадастрового квартала 24:33:3700014, в 500 метрах северо-восточнее <адрес> фотосъемкой зафиксировано перекрытие плодородного слоя почвы твердыми коммунальными отходами, имеются очаги сжигания ТКО, присутствуют как свежосваленные кучи мусора, так и старые сбуртованные кучи ТКО, аншлагов, запрещающих размещение отходов на почве не имеется, часть отходов расположена в северо-западной части земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 24:33:3700014:188. С помощью GPS новигатора были зафиксированы угловые точки мест размещения отходов и измерена площадь географическими координатами, на поверхности участков были отобраны образцы на исследование. В результате обследования выявлены признаки нарушений земельного законодательства, законодательства «Об охране окружающей среды», «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».
Данный факт подтверждается Актом № от ДД.ММ.ГГГГ, с фототаблицей к нему.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны, в частности проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Несоблюдение ответчиком установленных законом требований (его бездействие) по выполнению мероприятий по охране земель, направленных на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса, привело к захламлению земель муниципальной собственности, невозможности использовать земли по их целевому назначению, ухудшению состояния земель, а также нарушает законные интересы прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Тем самым положения действующего законодательства, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, не соблюдены.
Поскольку в соответствии с п.2 ст. 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, нести расходы на его содержание, если иное не установлено законом или договором аренды, суд полагает возложить обязанность по ликвидации свалки и очищению арендованного земельного участка от мусора и отходов на индивидуального предпринимателя главу КФХ ФИО1, владеющего на законном основании спорным земельным участком, с установлением срока исполнения решения в 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
К ответчику администрации <адрес>, суд полагает в удовлетворении требований отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
Возложить обязанность на индивидуального предпринимателя главу крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 ликвидировать свалку твердых коммунальных отходов путем организации сбора, транспортирования, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 24:33:3700014:188, площадью 1 529 756 кв.м., местоположение: <адрес>, участок №, разрешенное использования: для сельскохозяйственного производства – в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
В удовлетворении исковых требований к ответчику <адрес> -отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы через <адрес> су.
Судья Захарова Л.В.