Судья: Пархоменко Г.Л. Дело № 77-13(7)/2023/
77-770(464)/2022
РЕШЕНИЕ
<...> г. Омск
Судья Омского областного суда Старостина Г.Г., при секретаре Груша А.В., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), в отношении Сердюкова А. В. по жалобе защитника Якимова Я. Г. на решение судьи Куйбышевского районного суда г. Омска от <...>,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Сибирскому федеральному округу Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Сибирское управление Росприроднадзора) от <...> № ВТА-1159-в/7 заместитель Министра природных ресурсов и экологии Омской области (далее – Минприроды Омской области) Сердюков А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Кроме того, постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Сибирскому федеральному округу Сибирского управления Росприроднадзора от <...> <...> заместитель Министра природных ресурсов и экологии Омской области Сердюков А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Защитник Сердюкова А.В. – Якимов Я.Г. обжаловал постановления в районный суд.
Определением судьи Куйбышевского районного суда г. Омска от <...> дела объединены в одно производство на основании ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ, делу присвоен № <...> (т. 5 л.д. 62).
Решением судьи Куйбышевского районного суда г. Омска от <...> постановления изменены, заместителю Министра природных ресурсов и экологии Омской области Сердюкову А.В. по вышеуказанным постановлениям <...> назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей за оба правонарушения.
В жалобе, поданной в Омский областной суд, защитник Сердюкова А.В. - Якимов Я.Г. просит постановления должностного лица и решение суда отменить. Указывает, что акты обследования, содержащие информацию о площади земельных участков и объеме накопленных на них отходов, подготовлены департаментом строительства администрации г. Омска на основе инженерных изысканий, проведенных в рамках исполнения муниципальных контрактов, заключенных с соответствующими организациями, в связи с чем, вывод об умышленном искажении представленной Сердюковым А.В. в Минприроды России информации является необоснованным. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие у Сердюкова А.В. умысла на искажение информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов. Кроме того, отмечает, что акт Росприроднадзора, на основании которого сделан вывод об искажении информации, составлен спустя 10 месяцев после направления информации Сердюковым А.В., при этом суд не определил, какие показатели являются правильными и были искажены.
В судебное заседание Сердюков А.В. не явился, извещен надлежащим образом, его защитник по доверенности Якимов Я.Г. поддержал жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель Сибирского управления Росприроднадзора Тиханович А.Ю. против удовлетворения жалобы возражала.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав защитника и представителя административного органа, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Статья 8.5 КоАП РФ (в редакции на момент совершения административного правонарушения) предусматривает административную ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 названного Кодекса.
В силу требований п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту – Федеральный закон № 7-ФЗ) отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Выявление, оценка и учет объектов накопленного вреда окружающей среде производятся по правилам ст. 80.1 Федерального закона № 7-ФЗ.
В соответствии с п. 2 ст. 80.1 Федерального закона № 7-ФЗ оценка объекта накопленного вреда окружающей среде включает в себя установление: объема или массы загрязняющих веществ, отходов и их классов опасности; площади территорий и акваторий, на которых расположен объект накопленного вреда окружающей среде, категории и видов разрешенного использования земель; уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду, включая способность загрязняющих веществ к миграции в иные компоненты природной среды, возможность загрязнения водных объектов, в том числе являющихся источниками питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, возможность возникновения экологических рисков; наличия на объектах накопленного вреда окружающей среде опасных веществ, указанных в международных договорах, стороной которых является Российская Федерация; количества населения, проживающего на территории, окружающая среда на которой испытывает негативное воздействие вследствие расположения объекта накопленного вреда окружающей среде; количества населения, проживающего на территории, окружающая среда на которой находится под угрозой негативного воздействия вследствие расположения объекта накопленного вреда окружающей среде.
Согласно п. 3 ст. 80.1 Федерального закона № 7-ФЗ выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде вправе проводить органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, выявление и оценка объектов накопленного вреда окружающей среде проводятся федеральными органами исполнительной власти.
Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, Минприроды Омской области письмом от <...> № ИСХ-20/МПР-14153, за подписью заместителя Министра Сердюкова А.В., в Минприроды России направлено заявление о включении несанкционированного объекта размещения отходов, расположенного на территории земельного участка с кадастровым номером № <...> в Советском административном округе города Омска Омской области, в ГРОНВОС. В характеристике данного объекта, которая была приложена к вышеуказанному письму, были представлены следующие данные: площадь земельного участка 17,850 га; объем накопленных отходов 4-5 классов опасности 783806 м3.
Согласно проектной документации «Ликвидация накопленного вреда окружающей среде, включая проектно-изыскательские и прочие работы и услуги, на территории закрытой свалки твердых бытовых отходов в Советском административном округе города Омска» площадь земельного участка, на котором размещены отходы, составляет 24,2705 га (в том числе 5,6 га на земельном участке с кадастровым номером № <...>).
Кроме того, Минприроды Омской области письмом от <...> № ИСХ-20/МПР-14154, за подписью заместителя Министра Сердюкова А.В., в Минприроды России направлено заявление о включении несанкционированного объекта размещения отходов, расположенного на территории земельного участка с кадастровым номером № <...> в Центральном административном округе <...> О. области, в ГРОНВОС. В характеристике данного объекта, которая была приложена к вышеуказанному письму, были представлены следующие данные: площадь земельного участка 35,8 га; объем накопленных отходов 4-5 классов опасности 931585 м3.
Согласно проектной документации «Ликвидация накопленного вреда окружающей среде, включая проектно-изыскательские и прочие работы и услуги, на территории закрытой свалки твердых бытовых отходов в Центральном административном округе города Омска» площадь земельного участка, подлежащего рекультивации составляет 28,6 га (площадь свалочного тела - 23,4 га).
Объекты включены в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде приказом Минприроды России от <...> № <...>.
В период <...> <...> и <...> должностными лицами Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора проведена внеплановая выездная проверка в отношении деятельности Администрации города Омска по распоряжению земельным участком с кадастровым номером № <...>, на котором расположен объект накопленного вреда окружающей среде «Закрытая свалка в Советском административном округе города Омска», и земельным участком с кадастровым номером № <...>, на котором расположен объект накопленного вреда окружающей среде «Закрытая свалка в Центральном административном округе г. Омска».
По результатам геодезических замеров, проведенных в ходе проверки, установлена недостоверность данных о площади земельных участков, отведенных под объекты накопленного вреда окружающей среде, и общего объема накопленных отходов данным проектной документации.
Проверка проводилась на основании подпункта «б» пункта 9 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам программы «Прямая линия с Владимиром Путиным» (<...> № <...>), в соответствии с которым Росприроднадзору поручено обеспечить проведение проверки объектов накопленного вреда окружающей среде в г. Омске и представить предложения о мерах, необходимых для выполнения большей части мероприятий по ликвидации таких объектов до конца 2023 года. Доклад - до <...>.
Согласно акту проверки от <...> установлено, что общая площадь объекта в Советском административном округе г. Омска составляет 20,8 га (из них 14,6 га в пределах земельного участка с кадастровым номером № <...>, и 6,3 га за границами земельного участка, отведенного под свалку (0,9 га – земли неразграниченной государственной собственности, 5,3 га – на земельных участках № <...> и 0,002 га на участке № <...>)). Общий объем накопленных отходов - 467901 м3.
<...> объекта в Центральном административном округе г. Омска, на котором размещены отходы, составляет 28,6 га (из них 26,7 га в пределах земельного участка с кадастровым номером № <...>; 0,16 га в пределах земельного участка с кадастровым номером № <...>; 0,2477 га в пределах земельного участка с кадастровым номером № <...>; 0,1111 га в пределах земельного участка с кадастровым номером № <...> и 1,13419 га на землях неразграниченной государственной собственности). Общий объем накопленных отходов - 15775 м3 (на поверхности).
В соответствии с приложением к распоряжению Минприроды Омской области № <...> от <...> «Распределение обязанностей между первым заместителем и заместителем Министра природных ресурсов и экологии О. области» Сердюков А.В. обеспечивает организацию выполнения возложенных на Минприроды Омской области полномочий в сфере обращения с отходами производства и потребления.
Таким образом, представленные заместителем Министра природных ресурсов и экологии Омской области Сердюковым А.В. в Минприроды России для включения в ГРОНВОС сведения не соответствуют действительности ни в части фактической площади земельных участков, отведенных под объекты накопленного вреда окружающей среде, ни в части объема накопленных на них отходов.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления <...> в отношении заместителя Министра природных ресурсов и экологии Омской области Сердюкова А.В. протоколов об административном правонарушении и последующего привлечения к административной ответственности.
Судья районного суда посчитал вину Сердюкова А.В. доказанной, его действия правильно квалифицированными по ст. 8.5 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства совершения административных правонарушений подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от <...> <...> (т. 1 л.д. 52-55); протоколом об административном правонарушении от <...> <...> (т. 3 л.д. 74-77); актом проверки от <...> (т. 1 л.д. 58-98, т. 3 л.д. 80-120); заявлением Минприроды О. области от <...> № ИСХ-20/МПР-14153 в Минприроды России (т. 1 л.д.47-51); заявлением Минприроды О. области от <...> № ИСХ-20/МПР-14154 в Минприроды России (т. 3 л.д.67-70); экспертным заключением от <...> № <...> (т. 4 л.д.73-80); пояснениями должностных лиц Росприроднадзора, данными судье районного суда, и другими собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, получившими оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно и объективно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Рассматривая жалобу защитника, судья районного суда в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, не связанный доводами жалобы, на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов в полном объеме проверил законность и обоснованность каждого вынесенного постановления, и пришел к правильному выводу об отсутствии оснований отмены постановлений должностного лица Росприроднадзора.
Доводы жалобы на решение судьи районного суда повторяют содержание жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях. В решении судьи районного суда дана подробная оценка доводов жалобы, с которой не имеется оснований не согласиться.
Доводы жалобы об отсутствии вины Сердюкова А.В. в предоставлении в Минприроды России недостоверных сведений о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, отклоняются как несостоятельные.
<...> Омской области от <...> № <...> создано Министерство природных ресурсов и экологии Омской области и утверждено положение о нем.
Подпунктом 9 пункта 1 положения о Минприроды Омской области установлено, что Министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере обращения с отходами производства и потребления.
Одной из задач Минприроды Омской области является реализация государственной политики Омской области в сфере обращения с отходами производства и потребления (подпункт 9 пункта 7 Положения).
В сфере обращения с отходами производства и потребления в Омской области Минприроды Омской области участвует в проведении государственной политики в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Омской области; разрабатывает и реализует региональную программу в сфере обращения с отходами производства и потребления в Омской области, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участвует в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами производства и потребления (подпункты 1 и 2 пункта 16 Положения).
В соответствии с приложением к распоряжению Минприроды Омской области № <...> от <...> «Распределение обязанностей между первым заместителем и заместителем Министра природных ресурсов и экологии Омской области» Сердюков А.В. обеспечивает организацию выполнения возложенных на Минприроды О. области полномочий в сфере обращения с отходами производства и потребления, а также несет персональную ответственность за исполнение возложенных на него обязанностей.
На основании вышеизложенного заместитель Министра природных ресурсов и экологии О. области Сердюков А.В. обязан был осуществить проверку достоверности подаваемых сведений о площади земельных участков, отведенных под свалки в Советском и Центральном административных округах г. Омска, и общего объема накопленных на них отходов, а также надлежащий контроль за предоставлением достоверных сведений для включения названных объектов в ГРОНВОС.
При исполнении своих должностных обязанностей Сердюков А.В. не принял должных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения правовых основ государственной политики в области охраны окружающей среды, что свидетельствует о ненадлежащем выполнении должностным лицом служебных обязанностей.
Факт недостоверности представленных данных о площади земельных участков, отведенных под свалки, и общего объема накопленных отходов, выявлен Управлением Росприроднадзора по итогам внеплановой выездной проверки, проведенной с экспертным сопровождением, в ходе которого определялись площади территорий объектов накопленного вреда окружающей среде. Так, границы объектов в ходе приняты по фактическим границам размещения отходов и не соответствуют показателям, представленным должностным лицом Сердюковым А.В. в Минприроды России. Оснований сомневаться в правильности полученных по результатам проверки данных, а также сомневаться в их достоверности не имеется.
Постановление о привлечении заместителя Министра природных ресурсов и экологии Омской области Сердюкова А.В. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, и правил подсудности.
В соответствии с положениями ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ, вступившей в силу с <...>, судьей районного суда дела объединены в одном производстве, административное наказание назначено как за совершение одного административного правонарушения. Назначенное административное наказание отвечает требованиям ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ.
Существенных нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену или изменение состоявшихся по делу актов, в ходе рассмотрения настоящего дела допущено не было.
Таким образом, жалоба подлежит отклонению.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
решение судьи Куйбышевского районного суда г. Омска от <...> оставить без изменения, жалобу защитника Сердюкова А.В. - Якимова Я.Г. – без удовлетворения.
Судья Г.Г. Старостина