Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 июня 2019 года г. Воскресенск Московской области
Воскресенский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Соболевой Г.В.,
при секретаре судебного заседания Ворошиловой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козловой Екатерины Юрьевны к директору <данные изъяты> ФИО4 о признании незаконным пункта 4.3 Положения об отделении дневного пребывания <данные изъяты>, обязании заключить договор о предоставлении социальной услуги по индивидуальной программе,
УСТАНОВИЛ:
Козлова Е.Ю. обратилась в суд, с иском, с учетом уточнения, к директору ГКУСО <данные изъяты> ФИО4 о признании незаконным пункта 4.3 Положения об отделении дневного пребывания <данные изъяты>», обязании заключить договор о предоставлении социальной услуги по индивидуальной программе предоставления социальной услуги от <дата> № без сопровождения родственника и законного представителя.
В обоснование заявленных требований истица указала, что является законным представителем /матерью/ своего малолетнего ребёнка-инвалида ФИО5. <дата> ей была выдана индивидуальная программа предоставления социальных услуг /ИППСУ/ №, разработанная Министерством социального развития МО <данные изъяты> управление социальной защиты населения. Согласно ИППСУ, поставщиком социальных услуг является ГКУСО МО <данные изъяты> /далее – Центр/.
В апреле 2018 года истица обратилась в центр за получением социальной услуги для своего ребёнка-инвалида. До настоящего времени директор центра ФИО4 препятствует пребыванию ребёнка в центре, ссылаясь на следующие причины:
Ребёнка не могут принять в специализированном учреждении без сопровождения родственников. Выслушав указанный довод, истица попросила дать письменный отказ о невозможности принятия ребёнка без сопровождения родственников с указанием норм закона и/или локального нормативного акта, устанавливающих такой порядок пребывания. Однако письменный ответ ФИО4 отказалась выдать. В связи с указанными обстоятельствами, истица обратилась с жалобой в администрацию <данные изъяты>, в Министерство социального развития <адрес> и в <данные изъяты> прокуратуру. Согласно ответам из <данные изъяты> прокуратуры и Министерства социального развития, ФИО5 нуждается в постоянном постороннем уходе и не способна обеспечить основные жизненные потребности в силу заболевания, самостоятельно не передвигается и не способна принимать пищу, в связи с чем, указанные органы делают вывод, что ей необходимо сопровождение родственников в специализированном реабилитационном центре.
До настоящего времени, директор центра ФИО4 препятствует пребыванию ребёнка в центре, ссылаясь на то, что ребёнка не могут принять в центр без сопровождения родственников, в связи с чем, ФИО2 обратилась в суд с настоящим иском.
Истица ФИО2 и её представитель ФИО6 в судебное заседание явились, настаивали на удовлетворении заявленных требований, с учётом уточнения, по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик директор ГКУСО МО <данные изъяты> ФИО4 в судебное заседание явилась, уточнённые исковые требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях, пояснила, что от заключения договора не отказывается.
Представитель третьего лица Министерства социального развития <адрес> ФИО7 в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения уточнённых исковых требований, поскольку договорных отношений нет.
Представитель третьего лица <данные изъяты> УСЗН Министерства социального развития <адрес> ФИО8 в судебное заседание явился, пояснил, что программа была разработана по рекомендации истицы, позицию Министерства социального развития <адрес> поддерживает.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, дав оценку собранным и установленным в судебном заседании доказательствам в их совокупности, приходит к следующему:
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального Закона от <дата> №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности: 1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности; 2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе; 3) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации; 4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними; 5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье; 6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 7) отсутствие работы и средств к существованию; 8) наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.
Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или уполномоченная организация принимают решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления. О принятом решении заявитель информируется в письменной или электронной форме. Решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно (ч. 2 указанной статьи).
Статьей 14 Федерального Закона от <дата> №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или уполномоченную организацию либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия.
Согласно положениям частей 1 и 2 ст. 19 Федерального Закона от <дата> №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, или в полустационарной форме, или в стационарной форме.
Социальные услуги в полустационарной форме предоставляются их получателям организацией социального обслуживания в определенное время суток.
Законодателем на поставщика социальных услуг возложены следующие обязанности: 1) осуществлять свою деятельность в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации; 2) предоставлять социальные услуги получателям социальных услуг в соответствии с индивидуальными программами и условиями договоров, заключенных с получателями социальных услуг или их законными представителями, на основании требований настоящего Федерального закона; 3) предоставлять срочные социальные услуги в соответствии со статьей 21 Федерального закона; 4) предоставлять бесплатно в доступной форме получателям социальных услуг или их законным представителям информацию об их правах и обязанностях, о видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг либо о возможности получать их бесплатно; 5) использовать информацию о получателях социальных услуг в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации о персональных данных требованиями о защите персональных данных; 6) предоставлять уполномоченному органу субъекта Российской Федерации информацию для формирования регистра получателей социальных услуг; 7) осуществлять социальное сопровождение в соответствии со статьей 22 Федерального закона; 8) обеспечивать получателям социальных услуг содействие в прохождении медико-социальной экспертизы, проводимой в установленном законодательством Российской Федерации порядке федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы; 9) предоставлять получателям социальных услуг возможность пользоваться услугами связи, в том числе сети "Интернет" и услугами почтовой связи, при получении услуг в организациях социального обслуживания; 10) выделять супругам, проживающим в организации социального обслуживания, изолированное жилое помещение для совместного проживания; 11) обеспечивать получателям социальных услуг возможность свободного посещения их законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время; 12) обеспечивать сохранность личных вещей и ценностей получателей социальных услуг; 13) исполнять иные обязанности, связанные с реализацией прав получателей социальных услуг на социальное обслуживание (ч. 1 ст. 12 Федерального Закона от <дата> №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
Согласно положениям ст. 17 Федерального Закона от <дата> №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг (ч. 1 указанной статьи).
Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату (ч. 2 ст. 17 Федерального Закона от <дата> №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»).
Отношения, связанные с исполнением договора о предоставлении социальных услуг, регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 17 Федерального Закона от <дата> №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»).
П. 5 порядка предоставления услуг в полустационарной форме утвержденный постановлением правительства <адрес> от <дата> № «Об утверждении порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в <адрес> и признании утратившими силу некоторых постановлений <адрес> в сфере социального обслуживания населения» установлено, что для предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания гражданин или его представитель подает заявление о предоставлении социальных услуг по форме, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от <дата> N 159н "Об утверждении формы заявления о предоставлении социальных услуг" (далее - заявление), в территориальное структурное подразделение Министерства социального развития <адрес> (далее - территориальное подразделение) по месту жительства или месту пребывания гражданина или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с п. 8 вышеуказанного порядка в течение следующего рабочего дня со дня получения заявления и документов, указанных в пункте 6 Порядка, территориальное подразделение проводит оценку условий жизнедеятельности гражданина, а также обстоятельств, установленных статьей 15 Федерального закона или статьей <адрес>, при которых гражданин может быть признан нуждающимся в социальном обслуживании.
П.12 Порядка, утвержденного постановлением правительства <адрес> от <дата> № «Об утверждении порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в <адрес> и признании утратившими силу некоторых постановлений правительства <адрес> в сфере социального обслуживания населения», территориальная комиссия принимает в отношении гражданина одно из следующих решений: признать нуждающимся в социальных услугах в полустационарной форме социального обслуживания; отказать в признании нуждающимся в социальных услугах в полустационарной форме социального обслуживания; оказать срочные социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания.
Согласно п. 14 Порядка после признания гражданина нуждающимся в социальных услугах в полустационарной форме социального обслуживания территориальным подразделением составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг (далее - индивидуальная программа).
Индивидуальная программа составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года. Пересмотр индивидуальной программы осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы.
Абз. 1 п. 15 Порядка предусмотрено, что после получения индивидуальной программы гражданин (представитель) вправе обратиться к одному из рекомендуемых в индивидуальной программе поставщиков для заключения с ним договора о предоставлении социальных услуг (далее - договор).
Согласно п. 16 Порядка, утвержденного постановлением правительства <адрес> от <дата> № «Об утверждении порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в <адрес> и признании утратившими силу некоторых постановлений правительства <адрес> в сфере социального обслуживания населения», поставщик в течение суток с даты представления гражданином (представителем) документов, указанных в абзаце втором пункта 15 Порядка, заключает с гражданином (представителем) договор с учетом сведений, содержащихся в справке о доходах.
Договор составляется в двух экземплярах. Один экземпляр передается получателю социальных услуг (далее - получатель). Второй экземпляр хранится у поставщика.
Социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются гражданам бесплатно либо за плату или частичную плату (п. 19 Порядка).
Как установлено в судебном заседании, ФИО2 является матерью ФИО5 <дата> года рождения /копия свидетельства о рождении на л.д. 10/.
<данные изъяты> управлением социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> разработана индивидуальная программа предоставления социальных услуг от <дата> №, форма социального обслуживания – полустационарное социальное обслуживание, рекомендуемый поставщик – ГКУСО МО <данные изъяты> /л.д. 11-13/.
<дата> ФИО2 обратилась в ГКУСО МО <данные изъяты> с заявлением о принятии её ребёнка ФИО5 в центр на полустационар в рамках получения помощи в виде пребывания понедельник, среда, пятница первая половина дня /л.д. 73/.
<дата> ГКУСО МО «<данные изъяты> в адрес ФИО2 направлено приглашение на реабилитацию в центр согласно расписанию: дни посещения – вторник, четверг, в присутствии законного представителя /л.д. 16/.
Согласно п. 4.3 Положения об отделении дневного пребывания, Государственного казенного учреждения социального обслуживания <данные изъяты> утвержденного директором Государственного казенного учреждения социального обслуживания <данные изъяты> /л.д. 53-55/, в отделении создаются условия, приближенным к домашним, способствующие эффективной социальной реабилитации и абилитации. Отделение осуществляет социальное обслуживание детей и родителей в полустационарной форме социального обслуживания с периодом пребывания не свыше 4-х часов. Дети, не способные к самостоятельному передвижению и/или к самообслуживанию принимаются на реабилитацию в сопровождении родителей или законных представителей.
Согласно п. 7.2. Устава ГКУСО МО <данные изъяты> директор учреждения определяет структуру управления деятельностью Учреждения, правила внутреннего распорядка, составляет штатное расписание Учреждения и иные положения /л.д.58-72/, оспариваемое положение утверждено директором учреждения Приказом от <дата> /л.д. 56/ в пределах своих полномочий.
С учетом установленных по делу обстоятельств и исследованных в судебном заседании материалов дела, суд считает п.4.3 Положения об отделении дневного пребывания, не противоречащим нормам действующего законодательства, в связи с чем, требования ФИО2 о признании незаконным, противоречащим действующему законодательству пункта 4.3 Положения об отделении дневного пребывания Государственного казенного учреждения социального обслуживания <данные изъяты> утвержденного директором Государственного казенного учреждения социального обслуживания <данные изъяты> удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от <дата> N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг.
Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату.
Отношения, связанные с исполнением договора о предоставлении социальных услуг, регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и пояснений сторон до настоящего времени сторонами договор о предоставлении социальных услуг в реабилитационном центре не заключен, его существенные условия не выработаны и не согласованы сторонами договора.
Требование истицы об обязании ответчика заключить договор о предоставлении социальной услуги по индивидуальной программе предоставления социальной услуги от <дата> № без сопровождения родственника или законного представителя, в силу вышеизложенного, удовлетворению не подлежит.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить все понесенные по делу судебные расходы, в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Поскольку истице в удовлетворении её исковых требований отказано, то суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении ходатайства о взыскании судебных расходов.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░4 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ /░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░/ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ 4.3 ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░4, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░4 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░> № ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, – ░ ░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░>.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░