Решение по делу № 33-6628/2020 от 23.07.2020

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

    91RS0020-01-2019-000420-14;    Дело № 2-2/2020; 33-6628/20          Председательствующий суда первой инстанции:     Дмитриев Т.М.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 сентября 2020 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьисудей    при секретаре             Сыча М.Ю.,            Бондарева Р.В.,            Паниной П.Е.,             Квита П.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по гражданскому делу по иску Рамазанова Марлена Суюновича к Куртмоллаеву Эрнесу Рустемовичу, Администрации Ильичевского сельского поселения Советского района Республики Крым, третьи лица: администрация Советского района Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, об устранении реестровой ошибки, признании права собственности на земельный участок,

    по апелляционной жалобе Рамазанова Марлена Суюновича на решение Советского районного суда Республики Крым от 01 июня 2020 года,

    заслушав доклад судьи Сыча М.Ю. об обстоятельствах дела, содержании обжалуемого решения, апелляционной жалобы, судебная коллегия, -

У С Т А Н О В И Л А:

27.05.2019 года Рамазанов М.С. обратился в суд с иском к Куртмоллаеву Э.Р., Администрации Ильичевского сельского поселения Советского района Республики Крым, в котором просил: устранить реестровую ошибку сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, о координатах характерных границ земельных участков Куртмоллаева Э.Р. и Рамазанова М.С.; признать за ним право собственности на земельный участок, площадью 2273 кв.м., расположенный по адресу: Республика Крым, <адрес>, <адрес>, <адрес>.

В обоснование искового заявления Рамазанов М.С. указывал на то, что на основании решения сессии Ильичевского сельского <адрес> АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ истцу было дано разрешение на выполнение проекта землеустройства по отводу земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений площадью 0,25 га, расположенного по адресу: Республика Крым, <адрес>.

Рамазанов М.С. в порядке завершения оформления прав на земельный участок обратился к кадастровому инженеру для изготовления межевого плана своего земельного участка, которому был предоставлен акт согласования границ указанного участка с площадью 2128 кв.м. Однако, осуществить постановку земельного участка на кадастровый учет в ЕГРН оказалось невозможным в виду наложения границ образуемого земельного участка истца на земельный участок с кадастровым номером , расположенный в <адрес>, принадлежащий Куртмоллаеву Э.Р.

Куртмоллаев Э.Р. в 1999 году получил Государственный акт на право собственности на земельный участок для строительства и обслуживания жилого дома по <адрес> в <адрес>. При этом материалы привязки указанного участка в координатной геодезической сети, материалы выноса участка в натуре отсутствовали.

По мнению истца, при проведении работ по подготовке межевого плана и постановке на государственный кадастровый учет земельного участка Куртмоллаева Э.Р. с кадастровым номером 90:13:040101:17 была допущена реестровая ошибка, но на предложение о внесудебном исправлении реестровой ошибки ответчик не отреагировал.

Решением Советского районного суда Республики Крым от 01.06.2020 года в удовлетворении иска Рамазанова М.С. отказано.

Не согласившись с указанным судебным постановлением, Рамазанов М.С. принес апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новое решение, которым удовлетворить исковое заявление.

Апеллянт, в частности, указывает на то, что суд ошибочно пришел к выводу о том, что между сторонами имеется спор о границах земельного участка, в связи чем полагает, что в данном случае имеется реестровая ошибка, что подтверждается предоставленными документами, в том числе и заключением эксперта.

Рамазанов М.С. в судебном заседании суда апелляционной инстанции апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней доводам, просил решение отменить, вынести новое решение, которым исковые требования удовлетворить.

Представитель Куртмоллаева Э.Р. в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, полагая решение суда законным и обоснованным.

        Иные лица, участвующие по делу, в судебное заседание коллегии судей не явились, будучи надлежащим образом уведомленными о дате, времени и месте судебного разбирательства, о причинах неявки суд не уведомили.

            Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения по следующим основаниям.

    Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

    В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 23 «О судебном решении» от 19.12.2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

    Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в соответствии со строительным паспортом на застройку земельного участка, выделенного индивидуальному застройщику Куртмоллаеву Э.Р. 29 октября 1997 года решением исполнительного комитета Ильичевского сельского совета <адрес> ответчику был выделен земельный участок для индивидуального строительства (т.1 л.д. 224).

ДД.ММ.ГГГГ на основании решения восьмой сессии 23 созыва Ильичевского сельского совета <адрес> АР Крым Куртмоллаеву Э.Р. был утвержден проект отвода земельного участка размером 0,2015 га для строительства и обслуживания жилого дома в <адрес> (т. 1 л.д. 225).

Согласно акту красных линий и осей зданий районным архитектором <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Куртмоллаеву Э.Р. были установлены в натуре границы приусадебного земельного участка, выделенного для строительства жилого дома, в <адрес>, площадью 2000 кв.м. Согласно схеме земельного участка его размер составлял 65,0 м. на 31 м. (т.1 л.д. 229-231).

ДД.ММ.ГГГГ Куртмоллаеву Э.Р. выдан государственный акт о праве частной собственности серии IV-КМ на земельный участок <адрес>, площадью 0,2015 га (т. 1 л.д. 156-157).

ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, расположенный по адресу: Республика Крым, <адрес>, принадлежащий Куртмоллаеву Э.Р., был поставлен на кадастровый учет в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации (т. 1 л.д. 153-168).

Согласно кадастровому паспорту земельного участка, земельный участок, принадлежащий Куртмоллаеву Э.Р., расположенный по адресу: Республика Крым, <адрес>, имеет кадастровый . ДД.ММ.ГГГГ номер был внесен в государственный кадастровый учет, границы указанного земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, при этом его площадь составляет 2015 кв.м. (т. 1 л.д. 51).

ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером Пуховой Т.Г. был подготовлен межевой план земельного участка, расположенного по адресу: Республика Крым, <адрес>, заказчиком указанного плана являлся Куртмоллаев Э.Р. При этом имеется акт согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 90:13:040101:17, согласно которому разногласия при согласовании местоположения границ земельного участка отсутствуют и имеются подписи лиц, участвующих в согласовании границ указанного земельного участка (т.1 л.д. 55-61).

Согласно решению 13-ой сессии 6-го созыва Ильичевского сельского совета <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ Рамазанову М.С. было дано разрешение на выполнение проекта землеустройства по отводу земельного участка для строительства обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений площадью 0,25 га, расположенного по адресу: Республика Крым, <адрес>. При этом указано, что решение действительно в течение двух лет (т. 1 л.д. 6).

ДД.ММ.ГГГГ Ильичевским сельским советом 6-го созыва сессии было вынесено решение о внесении изменений в решение сессии 6-го созыва, в соответствии с которым Рамазанову М.С. было разрешение на выполнение проекта землеустройства по отводу земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений площадью до 0,25 га, расположенного по адресу: Республика Крым, <адрес> (т. 1 л.д. 81).

ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером Мальцевой Е.Н. отсоставлен акт согласования местоположения границы земельного участка площадью 2128 кв.м., принадлежащего администрации Ильичевского сельского поселения <адрес> Республики Крым (т.1 л.д. 8).

Как следует из уведомления главы администрации Ильичевского сельского поселения <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ администрация указанного сельского поселения приняла решение отказать Рамазанову М.С. в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории ввиду наложения границ образуемого земельного участка на земельный участок с кадастровым номером: 90:13:040101:17, расположенный по адресу: Республика Крым, <адрес> (т. 1 л.д. 9).

Согласно заключению кадастрового инженера Липей А.И. от ДД.ММ.ГГГГ установлено наличие реестровой ошибки в местоположении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Республика Крым, <адрес>, которая подлежит исправлению в соответствии с п. 3 ст. 61 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (т. 1 л.д. 16-25).

ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером Захаровой М.Н. был подготовлен межевой план земельного участка, расположенного по адресу: Республика Крым, <адрес>, заказчиком которого являлся Рамазанов М.С. При этом акт согласования местоположения границ образуемого земельного участка отсутствует (т. 1 л.д. 69-75).

Как следует из кадастрового паспорта земельного участка, ДД.ММ.ГГГГ данные о земельном участке, расположенном по адресу: Республика Крым, <адрес>, общей площадью 1638 +/-14 кв.м с кадастровым номером 90:13:040101:157 были внесены в государственный реестр недвижимости (т. 1 л.д. 13-14, 76-77).

Согласно заключению эксперта Вороновой О.В. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что размеры земельного участка, указанного в «схеме выноса в натуру красных линий участка и разбивки осей индивидуального жилого дома в натуру и координаты земельных участков с кадастровыми номерами 90:13:040101:157, 90:13:040101:51; 90:13:040101:39, 90:13:040101:129, 90:13:040101:909, совпадают, размеры 31 м. на 65 м. соблюдены при постановке на государственный кадастровый учет. Определить соответствие фактического расположения земельного участка с кадастровым номером 90:13:040101:17 государственному акту на право частной собственности на землю не представляется возможным. Земельный участок с кадастровым номером 90:13:040101:17 действительно территориально фактически находится на территории Республики Крым, <адрес>, земельный участок соответствует конфигурации и размерам указанным в Государственном акте на право частной собственности на землю IV - КМ , в котором нет описания смежных землепользователей. Исправление реестровой ошибки возможно по предоставленным кадастровым инженером Липей А.И. координатам, площадь земельного участка, расположенного по <адрес> увеличится в пределах указанных в решении от ДД.ММ.ГГГГ. Не представляется возможным дать ответ о соответствии границ земельного участка истца, в связи с отсутствием графических подтверждений о ее местоположении на момент выполнения работ по установлению границ (т. 2 л.д. 72-122).

Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции сделал вывод, что защита права в избранный истцом невозможна, а поэтому отказал в удовлетворении иска в полном объёме.

Судебная коллегия, учитывая пределы доводов, изложенных в апелляционной жалобе, полагает вывод суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении иска Рамазанова М.С. об устранении реестровой ошибки ошибочным.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Статья 15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) предусмотрено, что право собственности граждан на земельные участки возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, Федеральными законами, и подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Предоставление земельного участка относится к исполнительно-распорядительным функциям органов государственной власти и местного самоуправления, поскольку связано с правом предоставления земельных участков, (статьи 9 - 11 ЗК РФ).

Статьей 29 ЗК РФ установлено, что предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.

Закон Республики Крым № 38-ЗРК от 31.07.2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее Закон № 38-ЗРК) устанавливает особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым.

Статья 1 этого закона определяет, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

В статье 13 Закона № 38-ЗРК установлено, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату.

Решение 13-ой сессии 6-го созыва Ильичевского сельского совета <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, которым Рамазанову М.С. было дано разрешение на выполнение проекта землеустройства по отводу земельного участка для строительства обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений площадью 0,25 га, расположенного по адресу: Республика Крым, <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ являлось действующим, что признается Администрацией Ильичевского сельского поселения, а потому суждения суда первой инстанции о том, что указанное решение органа местного самоуправления прекратило свое действие является ошибочным и не отвечает предписаниям законодательства.

Предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, на следующих условиях: бесплатно - в собственность гражданам Российской Федерации, а также юридическим лицам, указанным в части 2 и 3 статьи 3 настоящего Закона.

Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым (часть 5 статьи 13 Закона -ЗРК).

В соответствии с частью 6 статьи 13 Закона № 38-ЗРК основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, является:

- предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов;

- несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).

В силу изложенного, исходя из установленных обстоятельств по делу, становится очевидным, что испрашиваемый Рамазановым М.С. земельный участок имеющий вид функционального использования «индивидуальное жилищное строительство» и его месторасположение соответствует градостроительной документации.

Отказ администрации Ильичевского сельского поселения Советского района Республики Крым, выраженный в уведомлении ее главы от ДД.ММ.ГГГГ, связан лишь с невозможностью утверждении Рамазанову М.С. схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории ввиду наложения границ образуемого земельного участка на земельный участок с кадастровым номером: , расположенный по адресу: Республика Крым, <адрес>.

Порядок переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым утвержден Постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ (далее Порядок ).

Пунктом 4 Порядка № 313 установлено, что завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона -ФКЗ, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.

В силу ст.ст. 2, 3 ГПК РФ, ст. 12 ГК РФ судебной защите подлежат нарушенные или оспариваемые гражданские права.

Как указано в ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

На основании ст. 11 ГК РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов с установлением способов защиты гражданских прав перечисленными в статье 12 ГК РФ.

По смыслу ст. 12 ГК РФ лицо, полагающее свои права нарушенными, может избрать любой из приведенных в данной правовой норме способ защиты либо иной, предусмотренный законом, который бы обеспечил восстановление этих прав.

Вместе с тем, выбор способа нарушенного права должен соответствовать характеру нарушенного права, и способ защиты права, избранный истцом, должен в результате применения восстанавливать это нарушенное право.

Судебная коллегия исходит из того, что вышеуказанными нормативными актами установлен определенный порядок завершения оформления прав на земельные участки, предусматривающий проверку компетентными органами соответствия места расположения объекта соответствующим схемам, документации по планировке территории, градостроительной документации.

При таких обстоятельствах, обращение Рамазанова М.С. с иском о признании за ним права собственности на спорный земельный участок являются преждевременными, а реализация истцом права на завершение оформления права на спорный земельный участок возможна в ином внесудебном порядке.

При этом, судебная коллегия не может не учитывать, что суд не отнесен к подобным компетентным органам и не уполномочен на принятие решений о признании права собственности на земельный участок с установлением размера и границ земельного участка, их координат, заменяя собой компетентные органы в сфере землеустройства.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон № 221-ФЗ) (действовавшей до 1 января 2017 года), государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе.

В силу пункта 2 части 1 статьи 28 Закон № 221-ФЗ (действовавшей до 1 января 2017 года) ошибкой в государственном кадастре недвижимости, является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).

Указанные часть 2 статьи 1, пункт 2 части 1 статьи 28 Закона № 221-ФЗ, утратили силу с 1 января 2017 года (Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 361-ФЗ).

В настоящее время к указанным правоотношениям применяются нормы Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации).

В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона о регистрации Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведении в текстовой который включает в себя: реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости).

В силу пункта 1 статьи 1 Закона о регистрации данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением ЕГРН и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в ЕГРН.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона о регистрации - ЕГРН это свод достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

В соответствии с пунктом 3, 5 статьи 1 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В силу пункта 4 статьи 1 Закона о регистрации государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество.

Согласно пункту 7 статьи 1 Закона о регистрации, под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Исходя из положений части 6 статьи 72 Закона о регистрации с 1 января 2017 года сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в ст. 4 Закона о регистрации участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Статьей 61 Закона о регистрации предусмотрен порядок исправления технических и реестровых ошибок, содержащихся в ЕГРН.

В силу пункта 3 статьи 61 Закона о регистрации воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Нормой части 4 статьи 61 Закона о регистрации установлено, что в случаях, если существуют основания полагать, что исправление реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о регистрации государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).

В соответствии со статьей 43 Закона о государственной регистрации недвижимости, государственный кадастровый учет, в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в ЕГРН, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).

Если при государственном кадастровом учете, в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН. о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков.

При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в ЕГРН, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей (пункт 2 статьи 43 Закона о государственной регистрации недвижимости).

Таким образом, как было указано выше, в соответствии со статьей 43 Закона о регистрации предусмотрено одновременное внесение сведений об уточнении местоположения всех границ смежных земельных участков.

Из заключения судебной землеустроительной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в сведениях о местоположении смежной кадастровой границы между земельным участком с кадастровым номером расположенным по адресу: Республика Крым, <адрес>ёво, <адрес>, и земельным участком с кадастровым номером , расположенным по адресу: Республика Крым, <адрес>ёво, <адрес>, имеется реестровая ошибка.

В рамках состязательного процесса заключение судебной экспертизы не оспорено, соответствует иным доказательствам по делу, в том числе показаниям свидетеля.

Судебная коллегия отмечает, что судебная землеустроительная экспертиза была проведена в соответствии с требованиями норм действующего законодательства Российской Федерации, экспертом, обладающим достаточной квалификацией и необходимыми познаниями имеющим достаточный стаж работы, заключение является полным, мотивированным. Выводы эксперта основаны на анализе материалов дела, натуральных обследованиях, измерениях.

Экспертом на схеме отображен возможный вариант исправления реестровой ошибки и приложен каталог координат для исправления земельных участков, путем переноса границ земельного участка с кадастровым номером 90:13:040101:17 вдоль улицы, где имеется свободная земля.

При этом, фактические границы земельных участков, их площадь, сохраняются, а расположенные на каждом из участков фундаменты находятся на обособленных земельных участках каждой из сторон, что, в том числе, подтверждено пояснениями сторон в судебном заседании коллегии судей.

Таким образом, при исправлении реестровой ошибки и установлении границ по варианту предложенному экспертом, границы земельных участков и строения в виде фундаментов не пересекаются.

Исходя из пункта 56пункта 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», суд вправе сделать выводы о допущенной кадастровой (реестровой) ошибке только в том случае, если вносимые изменения не повлекут нарушений прав и законных интересов других лиц и при отсутствии спора о праве на недвижимое имущество.

В данном конкретном случае требования истца направлены на исправление реестровой ошибки с целью установления смежных границ земельных участков.

Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам поворотных точек (либо иным способом, предусмотренным законодательством). На основании судебного акта установленная граница вносится в государственный кадастр недвижимости (в настоящее время - Единый государственный реестр недвижимости).

Вместе с тем внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об установленных на основании судебного акта границах земельного участка истца будет невозможно без исключения или исправления содержащихся в реестре ошибочных сведений о местоположении границ смежного земельного участка ответчика, поскольку возникнет пересечение границ этих участков.

Из содержания части 7 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» следует, что исправление реестровой ошибки сводится к внесению изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ и площади земельного участка.

Таким образом, заявленные требования истца об устранении реестровой ошибки, являются обоснованными, тогда как выводы суда первой инстанции в указанной части не соответствуют требованиям действующего законодательства.

В связи с этим иск Рамазанова М.С. об устранении реестровой ошибки соответствует фактическим обстоятельствам, положенным в основу заявленного требования, применимым положениям законодательства и является надлежащим способом защиты права.

Судебная коллегия не может не учитывать, что в конкретном случае не ставится вопрос об оспаривании права Куртмоллаева Э.Р. на земельный участок, предъявление иска связано с установлением реестровой ошибки в части границ земельных участков, как участка истца, так и соседнего земельного участка ответчика.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции в части требований об устранении реестровой ошибки принято с нарушением норм материального права, что согласно п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ является основанием для его отмены.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Советского районного суда Республики Крым от 01 июня 2020 года в части исковых требований об устранении реестровой ошибки отменить.

Принять в названной части новое решение, которым иск Рамазанова Марлена Суюновича об устранении реестровой ошибки – удовлетворить.

Исправить реестровую ошибку в сведениях о местоположении смежной кадастровой границы между земельным участком с кадастровым номером расположенным по адресу: Республика Крым, <адрес>ёво, <адрес>, и земельным участком с кадастровым номером 90:13:040101:157, расположенным по адресу: Республика Крым, <адрес>ёво, <адрес>.

Установить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 90:13:040101:157, расположенным по адресу: Республика Крым, <адрес>ёво, <адрес>:

Координаты характерных точек исправленных границ:

Обозначениехарактерныхточекграницы Существующие координаты, м Уточненные координаты, м
X У X У
1 2 3 4 5
1 5 002 612.42 5 266014.89
2 5 002 621.61 5 266 016.22
3 5002647.36 5266018.99 5 002 647.36 5 266 018.99
4 5002613.50 5266080.72 5 002639.12 5 266079.06
5 5002622.33 5266016.33 5 002 638.51 5 266 083.62
6 5 002 603.59 5 266 079.28
1 5 002 612.42 5 266014.89

Установить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером 90:13:040101:17, расположенным по адресу: Республика Крым, <адрес>ёво, <адрес>:

Координаты характерных точек исправленных смежных границ:

Обозначениехарактерныхточекграницы Существующие координаты, м Уточненные координаты, м
X У X У
1 2 3 4 5
1 5002622.33 5266016.33 5 002 612.42 5 266 014.89
6 5002613.50 5266080.72 5 002 603.59 5 266 079.28
8 5002582.82 5266076.28 5 002 572.91 5 266 074.84
7 5002591.63 5266011.89 5 002 581.72 5 266 010.45
1 5002622.33 5266016.33 5 002 612.42 5 266014.89

        В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий судья:Судьи:

33-6628/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Рамазанов Марлен Суюнович
Ответчики
Администрация Ильичевского сельского поселения Советского р-на РК
Куртмоллаев Эрнес Рустамович
Другие
Госкомрегистр РК
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Сыч Максим Юрьевич
Дело на сайте суда
vs.krm.sudrf.ru
24.07.2020Передача дела судье
10.09.2020Судебное заседание
30.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее