Решение изготовлено в полном объеме 02.02.2018 года
Дело № 2-63/18
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«29» января 2018 года г. Чехов
Чеховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Трощило А.Е.
при секретаре судебного заседания Ермаковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета лесного хозяйства Московской области к Павлову Станиславу Анатольевичу об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, исключении сведений о земельном участке из ЕГРН, по самостоятельным требованиям Администрации городского округа Чехов Московской области к Павлову Станиславу Анатольевичу о признании недействительными результаты межевания земельного участка, исключении сведений о земельном участке из ЕГРН,
У С Т А Н О В И Л :
Истец, Комитет лесного хозяйства Московской области, уточнив исковые требования, обратился в суд с иском к ответчику, Павлову С.А., об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка с кадастровым №, площадью 2 000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> исключении из ЕГРН сведений об указанном земельном участке; исключении из ЕГРН сведений о границах земельного участка с кадастровым №, площадью 1 000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, мотивируя свои требования тем, что земельный участок с кадастровым №, площадью 2 000 кв.м., относится к землям лесного фонда квартала 16 выдела 8 Чеховского участкового лесничества, а земельный участок с кадастровым №, площадью 1 000 кв.м., поставлен на кадастровый учет с границами, налагающимися на земли лесного фонда квартала 16 выдела 19 Чеховского участкового лесничества, право собственности на которые признано за Российской Федерацией в силу закона и никем не оспорено. Из земель лесного фонда спорные земельные участки не выбывали, в установленном законом порядке категория земель не изменялась, в связи с чем ответчик владеет ими незаконно.
3-им лицом, Администрацией городского округа Чехов Московской области были заявлены самостоятельные требования о признании недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым №, площадью 1 000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>; исключении из ЕГРН сведений о границах указанного земельного участка; исключении из ЕГРН сведений о земельном участке с кадастровым №, площадью 2 000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащих Павлову С.А., мотивируя свои требования тем, что процедура межевания земельного участка с кадастровым №, площадью 1 000 кв.м, была проведена с нарушениями требований земельного законодательства. Законных оснований для постановки на кадастровый учет и государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым №, площадью 2 000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, не имеется, поскольку данный земельный участок ни ответчику, ни его правопредшественникам не выделялся, регистрация права собственности произведена на основании поддельного документа, границы установлены вне территории СНТ «Боровик».
Истец, представитель Комитета лесного хозяйства Московской области, по доверенности Теслюк В.М., в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, пояснил, что согласования о переводе земель лесного фонда в иную категорию не проводилось. Требования Администрации городского округа Чехов Московской области поддержал.
Ответчик Павлов С.А. в судебное заседание не явился, извещен, возражений не представил.
3-и лица, представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области, в судебное заседание не явились, извещены, направили в адрес суда ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
3-е лицо, представитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом в лице территориального управления по Московской области, в судебное заседание не явился, извещен.
3-е лицо, СНТ «Боровик» в лице председателя правления Новикова Д.Н., представителя по доверенности Отроущенко Е.В. в судебное заседание явились, исковые требования истца и Администрации городского округа Чехов Московской области поддержали, пояснили, что ответчик Павлов С.А. не является членом СНТ «Боровик», его никто не знает, земельный участок с № в СНТ «Боровик» отсутствует, по документам ранее принадлежал члену СНТ Глухову Б.В., но в связи с неиспользованием последним, был поглощен другими участками, о чем имеются решения судов, вступивших в законную силу. По документам данный участок имелся, но фактически его нет. В настоящее время ответчик поставил указанный земельный участок на кадастровый учет вне границ СНТ «Боровик», незаконно. Участок с кадастровым №, площадью 2 000 кв.м., расположен за границами СНТ «Боровик», на землях лесного фонда, никакого отношения к товариществу не имеет, Павлов С.А. членом товарищества не является.
3-е лицо, Администрация городского округа Чехов Московской области по доверенности Андреев М.Р., в судебное заседание явился, исковые требования истца и свои самостоятельные требования поддержал.
3-е лицо, Глухов Б.В., в судебное заседание явился, оставил разрешение исковых требований на усмотрение суда, пояснил, что действительно ему ранее принадлежал земельный участок <адрес>. В связи с длительным его неиспользованием, земельный участок поглотился другими участками товарищества. Он действительно ранее судился с членами СНТ «Боровик», однако решения судов были не в его пользу. Какое-то время назад, точно не помнит, к нему обратился неизвестный юрист, который предложил помощь в оформлении земельного участка. Что оформлялось, он не знает, не помнит, чтобы продавал или выдавал кому-либо доверенность на распоряжение участком. Узнал о том, что принадлежащий ему земельный участок № в СНТ «Боровик» продан, когда получил судебную повестку по настоящему делу. Его земельный участок находился в границах СНТ «Боровик», в ряду застройки. Местоположение земельного участка № по ЕГРН не соответствует действительности.
В связи с неявкой в судебное заседание ответчика Павлова С.А., суд, с согласия представителя истца, определил рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Суд, выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы гражданского дела, представленные доказательства, находит исковые требования Комитета лесного хозяйства Московской области и самостоятельные требования Администрации городского округа Чехов Московской области подлежащими удовлетворению.
Как установлено в судебном заседании, земельный участок с кадастровым №, площадью 1 000 кв.м., категория земель – не установлена, разрешенный вид использования – для ведения садоводства, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ Павлову С.А., что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Ранее собственником земельного участка на основании постановления Главы администрации Чеховского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № являлся Глухов Б.В., площадь участка составляла 1 000 кв.м, категория земель – земли с/х назначения, разрешенное использование – ведение садоводства, что подтверждается постановлением, свидетельством о праве собственности на землю.
Данный земельный участок внесен в ГКН ДД.ММ.ГГГГ, сведения о земельном участке имеют статус «ранее учтенные», границы земельного участка определены в соответствии с действующим законодательством, категория земель – не установлена, разрешенное использование – для ведения садоводства, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке (л.д.28-31), материалами кадастрового дела, предоставленного по запросу суда.
Как следует из объяснений председателя правления СНТ «Боровик», данных в судебном заседании, Глухов Б.В. действительно был внесен в список членов СНТ к постановлению Главы администрации Чеховского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №. Вместе с тем, членом СНТ он никогда не являлся, членские и иные взносы не оплачивал. В 2010 году он приезжал в СНТ и не смог найти свой участок. По данному вопросу он обращался в Чеховский городской суд Московской области с иском к ФИО11, смежному землепользователю в соответствии с планом СНТ, об истребовании земельного участка, однако решением Чеховского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении требований было отказано, в подтверждение чего суду представлено решение (л.д.140-142), определение (л.д.143-144). Местоположение земельного участка №, выделенного Глухову Б.В., установлено не было и до настоящего времени неизвестно. Позднее Глухов Б.В. продал данный земельный участок Павлову С.А., который отмежевал участок за границами территории СНТ «Боровик», на землях лесного фонда, о чем СНТ «Боровик» уведомлял Подольский филиал лесхоза.
Согласно ответа на судебный запрос (л.д.150) в архиве межмуниципального отдела по Подольскому и Чеховскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области второй экземпляр свидетельства о праве собственности на земельный участок на имя Глухова Бориса Васильевича (выдаваемый Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству в период с 1994 по ДД.ММ.ГГГГ), расположенный по адресу: <адрес>, отсутствует.
Собственником земельного участка с кадастровым №, площадью 2 000 кв.м, категория земель – земли с/х назначения, разрешенное использование – садоводство, расположенного по адресу: <адрес>», является Павлов С.А.
Сведения о данном земельном участке внесены в ЕГРН, имеют статус «учтенные», категория земель – земли с/х назначения, разрешенное использование – садоводство, границы определены в соответствии с действующим законодательством.
Право собственности Павлова С.А на данный земельный участок зарегистрировано на основании решения собственника об объединении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ с кадастровыми № и №. При этом, земельные участки с данными кадастровыми номерами были сформированы на основании решения собственника о разделе земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ с кадастровым №, площадью 2 000 кв.м, собственником которого является Павлов С.А. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного нотариусом города Москвы ФИО12, что подтверждается выпиской из ЕГРН, материалами кадастровых дел, поступивших по запросу суда из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (л.д.153-159,164-179).
Вместе с тем, из ответа на судебный запрос нотариуса г. Москвы ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что наследственных дел, в которых Павлов С.А. является наследником, в делах нотариуса не имеется. Павлову С.А. не выдавались свидетельства о праве на наследство. ДД.ММ.ГГГГ год по реестру № зарегистрирован другой документ и выдан он был не Павлову С.А.
Согласно выписки из государственного лесного реестра о лесных кварталах и о лесотаксационных выделах площадь квартала 16 выдела 8,19 Чеховского участкового лесничества Подольского лесничества составляет 17,6 га, категория земель – земли лесного фонда, целевое назначение лесов – защитные леса.
ДД.ММ.ГГГГ государственным лесным инспектором Московской области ФИО13 составлены акты осмотров территории лесного участка в выделе 8,19 квартала 16 Чеховского участкового лесничества, согласно которым земельные участки с кадастровыми № и № накладываются на лесной участок, следов освоения нет.
К актам осмотра территории лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ представлены: фототаблица, чертеж лесного участка, выкопировка с планшета № и 11, таксационное описание, справки о пересечении границ земельных участков с землями лесного фонда.
Согласно заключению эксперта № по судебной землеустроительной экспертизе, проведенной в соответствии с определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в рамках гражданского дела № по иску Комитета лесного хозяйства Московской области к Павлову С.А., ФИО14, ФИО15 об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения, фактические границы земельного участка с кадастровым № отсутствуют на местности. При проведении анализа расположения границ данного участка по данным ГКН и данным генерального плана СНТ «Боровик» экспертом выявлено, что земельный участок расположен за границами СНТ «Боровик». Кроме того, ни исходные земельные участки, из которых образован земельный участок с кадастровым №, ни образованный земельный участок не имеют адресного указателя номера участка в составе СНТ «Боровик». Фактические границы земельного участка с кадастровым № определить не удалось в виду отсутствия их на местности. При этом в соответствии с данными ГКН часть данного земельного участка фактически находится в пользовании смежного земельного участка с кадастровым №. Свободный доступ на земельный участок отсутствует. При проведении анализа расположения границ земельного участка и данных генплана СНТ «Боровик» экспертом выявлено, что расположение земельного участка по данным ЕГРН не совпадает с расположением земельного участка по генплану, имеющемуся в материалах дела. Установить, имеется ли факт наложения (пересечения) или отсутствия наложения (пересечения) границ земельных участков с кадастровыми № и № с границами земель лесного фонда квартала 16 выделов 8,19 Чеховского участкового лесничества не представляется возможным.
Разрешая заявленные исковые требования, суд исходит из следующего:
В соответствии со статьей 4 Закона СССР от 17 июня 1977 года № 5906-IX «Об утверждении Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик» все леса в СССР образовывали единый государственный лесной фонд, который подразделялся на: леса государственного значения, то есть леса, находившиеся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городские леса, закрепленные леса (в их число, в частности, входили леса, закрепленные за совхозами) и леса заповедников; колхозные леса, то есть леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.
Статьей 2 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 6 марта 1993 года № 4616-1, подтверждалась принадлежность всех лесов и предоставленных для ведения лесного хозяйства земель к землям лесного фонда.
Статьей 3 Федерального закона от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» и частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с 01.01.2007 года, установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. При этом согласно ст. 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
На основании подпункта 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
Земельный кодекс РФ устанавливает, что все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в том числе отдельную категорию составляют земли лесного фонда (статья 7).
Участок лесного фонда представляет собой земельный участок с особым правовым режимом, входящий в состав земель лесного фонда. Отношения по предоставлению или «передаче иным образом лесных участков, как ограниченных в обороте объектов, производится только на основании Лесного Кодекса РФ».
Границы земель лесного фонда определяются в соответствии с лесным законодательством, земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (п. 3 ст. 6 Лесного кодекса РФ).
Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий.
В силу ст. 9 Лесного кодекса РФ к участкам лесного фонда относятся участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель.
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности осуществляется Российской Федерацией.
Таким образом, федеральная собственность на лесные участки признана в силу закона, а не в силу зарегистрированного права собственности Российской Федерации.
Право собственности Российской Федерации на спорные земельные участки возникло до введения в действие Федерального закона № 122-ФЗ от 21 июля 1997 года «О регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества и сделок с ним».
В соответствии со статьей 71 Лесного кодекса Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам (часть 1).
Таким образом, федеральным законодательством не предусмотрена возможность нахождения в собственности граждан земельных участков из состава земель лесного фонда.
Статья 92 Лесного кодекса РФ определяет, что государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
В свою очередь, ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» устанавливает, что государственный кадастровый учет, осуществленный до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признается юридически действительным, и такие объекты недвижимости считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права собственности на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Установление границ лесного фонда и определение их на местности осуществляются в процессе проведения лесоустройства (ст. 68 Лесного кодекса РФ). Планово-картографические карты в виде лесоустроительного планшета являются основной лесной картой, составленной на геодезической или картографической основе.
Согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» на землях лесного фонда запрещается размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
В соответствии в п. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение только земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Пунктом 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия уполномоченных органов по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (пункт 3 статьи 4.1). Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
На основании пункта 2 статьи 4.2 Федерального закона от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» план лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным.
Таким образом, при отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда земельный участок признается государственным лесным фондом по материалам лесоустройства.
Кроме того, статьей 14 Федерального закона от 04.12.2004 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что до определения границ лесного фонда в утвержденных лесных регламентах следует руководствоваться лесоустроительной документацией.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса РФ). При этом в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11.11.2013 года № 496 I «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственной лесной реестр и ее изменение» основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
С учетом установленных обстоятельств, суд считает, что представленная Комитетом лесного хозяйства Московской области лесоустроительная документация, находящаяся в материалах дела, является допустимым доказательством, отражающим достоверные сведения о местоположении границ квартала 16 выделов 8, 19 Чеховского участкового Подольского лесничества.
Допустимые доказательства изъятия земельного участка из состава земель лесного фонда и переводе его в земли иных категорий в установленном законом порядке в материалах дела отсутствуют.
В соответствии с ч. 3 ст. 86 ГПК РФ заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 ГПК РФ.
Исходя из положений ч. ч. 1 - 3 ст. 67 ГПК РФ, суд должен оценить доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Анализируя выводы судебной землеустроительной экспертизы, суд приходит к выводу о том, что не может положить их в основу решения, поскольку эксперт не смог определить наличие или отсутствие наложения земельных участков ответчиков на земли государственного лесного фонда.
Как указано в статье 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В соответствии со статьей 305 ГК РФ права, предусмотренные статьями 301-304 ГК РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного владения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.
Согласно п. 53 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Как установлено судом, право собственности на спорные земельные участки зарегистрировано за ответчиком Павловым С.А., сведения о регистрации права внесены в ЕГРН после ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 2 ч. 1, п. 4 ч. 2 ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка, действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу п. 2 ст. 76 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 года, при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.
В соответствии со ст. 66 ЗК РСФСР, действовавшего на момент возникновения правоотношений, земельные участки для коллективного садоводства, огородничества и животноводства предоставляются местными Советами народных депутатов в пределах их компетенции и состоят из земель общего пользования, находящихся в пользовании садоводческих и животноводческих товариществ, и из земель, находящихся в собственности или в пожизненном наследуемом владении членов указанных товариществ.
На участки, переданные в собственность или пожизненное наследуемое владение каждому члену садоводческих и животноводческих товариществ, местными Советами народных депутатов по представлению соответствующих товариществ выдается документ, удостоверяющий его право на землю.
Согласно Инструкции о порядке выдачи (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, утвержденной Роскомземом 09.03.1992 года, государственные акты по утвержденным формам выдаются органами местной администрации всем гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям при предоставлении им в установленном порядке земель в собственность, владение, пользование, а также при перерегистрации прав на предоставленный ранее земельный участок.
Первый экземпляр государственного акта выдается собственнику земли, землевладельцу, землепользователю, второй хранится в районном (городском) комитете по земельной реформе и земельным ресурсам или сельской, поселковой, городской администрации.
Заполнению государственного акта предшествует составление «чертежа границ земель, находящихся в собственности, владении, пользовании».
Чертеж границ составляется на основании натурных измерений, имеющихся планово - картографических материалов или при наличии планов границ землепользований, прилагаемых к ранее выданным документам, удостоверяющим право на землю.
Из представленного в материалах кадастрового дела земельного участка с кадастровым № чертеж границ земельного участка к свидетельству о праве собственности не представлен.
В соответствии со ст. 70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственной кадастре недвижимости», в редакции, действовавшей на момент проведения кадастровых работ по установлению границ земельных участков с кадастровыми №, № государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
П. 1 ст. 16 Закона установлено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п.п. 9 и 10 ч. 2 ст. 7 Закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в п. 21 ч. 2 ст. 7 Федерального закона осуществляются, если иное не установлено Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В соответствии со ст. 22 указанного Закона межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В соответствии с частями 7, 8 статьи 38 Закона «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Частью 1 статьи 39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
В силу части 9 статьи 38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» при уточнении границ земельного участка его местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Приведенные нормы права предписывают, что земельный участок должен быть индивидуализирован на местности, при этом границы участка должны быть описаны и удостоверены, в том числе посредством проведения в отношении каждого конкретного земельного участка землеустроительных работ. Установление границ земельного участка является одним из средств его индивидуализации как объекта прав землепользования.
Как установлено судом, в материалах кадастрового дела объекта недвижимости с кадастровым №, представленного по запросу суда, представленное свидетельство на право собственности на землю не содержит чертежа границ земельного участка. Кроме того, фактическое местонахождение земельного участка не установлено, часть данного земельного участка по сведениям ЕГРН фактически находится в пользовании смежного земельного участка с кадастровым №. Местоположение земельного участка № неизвестно, расположение земельного участка по данным ЕГРН не совпадает с расположением земельного участка по генплану СНТ, имеющемуся в материалах дела.
В ходе рассмотрения дела также не нашел подтверждения факт принятия Павловым С.А. наследства в виде земельного участка с кадастровым №, из которого впоследствии были сформированы земельные участки с кадастровыми № и 50:31:0060309:336, объединенные по решению собственника от ДД.ММ.ГГГГ в единый земельный участок, которому присвоен кадастровый №. К нотариусу с заявлением о принятии наследства Павлов С.А. не обращался, доказательств несения им бремени содержания наследственного имущества суду не представлено. Свидетельство о праве собственности на наследство по закону на имя Павлова С.А. нотариусом города Москвы ФИО12 не выдавалось. Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет по документам, по которым права на получение в собственность и дальнейшее распоряжение им у Павлова С.А. не было. Кроме того, данный земельный участок по сведениям ЕГРН расположен за границами <адрес>, на территории земель лесного фонда и не индивидуализирован на местности.
С учетом изложенного, установленных судом обстоятельств и норм закона, суд приходит к выводу о том, что имеются основания для истребования земельного участка с кадастровым № из незаконного владения Павлова С.А., и, принимая во внимание, что сведения о нем и его границах внесены в ЕГРН на основании правоустанавливающих документов, которые уполномоченным органом не выдавались, исключении из ЕГРН сведений о нем и его границах.
Поскольку местоположение земельного участка с кадастровым № неизвестно, его расположение по данным ЕГРН не совпадает с расположением по генплану СНТ, принимая во внимание, что земельного участка с таким номером на территории <адрес> не имеется, земельный участок не индивидуализирован, тогда как сведения о его границах уточнены и внесены в ЕГРН, суд полагает, что имеются основания для исключения сведений о его границах из ЕГРН.
В соответствии со ст. 196 ГПК РФ суд не вправе выйти за рамки заявленных требований.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств, опровергающих доводы истцов, ответчиком суду не представлено.
На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198, 233-237 ГПК РФ суд, -
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Комитета лесного хозяйства Московской области к Павлову Станиславу Анатольевичу об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, исключении сведений о ЕГРН, по самостоятельному иску Администрации городского округа Чехов Московской области к Павлову Станиславу Анатольевичу о признании недействительными результатов межевания земельного участка, исключении сведений из ЕГРН - удовлетворить.
Истребовать из незаконного владения Павлова Станислава Анатольевича земельный участок с кадастровым №, площадью 2 000 кв.м, относящийся к землям государственного лесного фонда квартала 16 выдела 8 Чеховского участкового лесничества Подольского лесничества.
Исключить из ЕГРН сведения о земельном участке с кадастровым №, площадью 2 000 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>.
Признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым №, площадью 1 000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
Исключить из ЕГРН сведения о координатах границ земельного участка с кадастровым №, площадью 1 000 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>.
Настоящее решение является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области для исключения из ЕГРН записи о государственной регистрации права Павлова С.А. и сведений о земельном участке с кадастровым №; исключении сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым №.
Заочное решение может быть отменено по заявлению ответчика, поданному судье, в течение 7 дней с момента получения копии заочного решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Московский областной суд через Чеховский городской суд Московской области в течение одного месяца с момента истечения срока для подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения.
Председательствующий судья А.Е. Трощило