Дело № 2-693/2018 г.
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
станица Ленинградская 30 мая 2018 года
Ленинградский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Минко В.В.,
при секретаре Клюкленковой Г.Н.
с участием представителя истца помощника прокурора Ленинградского района Каплуновского А.С.,
представителя ответчика директора ООО «Чистая станица» Носенко А.Г.,
представителя ответчика Трофименко Д.С., действующего на основании доверенности № <...> от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ленинградского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Чистая станица» об обязании осуществлять эксплуатацию полигона твердых бытовых отходов в соответствии с действующим законодательством,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›
Прокурор в обоснование заявленных исковых требований указывает, что проведенной прокуратурой Ленинградского района проверкой с привлечением специалистов Территориального отдела Управления Роспотребнадзор в Кущевском, Крыловском, Павловском, Ленинградском районах Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея исполнения ООО «Чистая станица» требований законодательства, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами I - IV классов опасности выявлены нарушения обязательных требований действующего законодательства при эксплуатации полигонов твердых бытовых отходов. Просит суд, обязать Общество с ограниченной ответственностью «Чистая станица» осуществить тщательную уборку и доставку отходов с территории санитарно-защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге на рабочие карты полигона в соответствии с п.5.6. СП. 2.1.7.1038-01; разработать проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны в соответствии с п.2.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03; оборудовать контрольно-дезинфицирующую установку в соответствии с п.4.3 СП 2.1.7.1038-01 и п.п. 2.2., 3.3. СанПиН 3.5.2.1376-03. 3.5.2; разместить отходы I – II класса опасности в соответствии с условиями лицензии № <...> от ДД.ММ.ГГГГ на земельных участках с кадастровыми номерами № <...>
В судебном заседании помощник прокурора Ленинградского района уточнил заявленные требования, просил суд обязать Общество с ограниченной ответственностью «Чистая станица» осуществить тщательную уборку и доставку отходов с территории санитарно-защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге на рабочие карты полигона в соответствии с п.5.6. СП. 2.1.7.1038-01; оборудовать контрольно-дезинфицирующую установку в соответствии с п.4.3 СП 2.1.7.1038-01 и п.п. 2.2., 3.3. СанПиН 3.5.2.1376-03. 3.5.2; разместить отходы I – II класса опасности в соответствии с условиями лицензии № <...> от ДД.ММ.ГГГГ на земельных участках с кадастровыми номерами № <...>.
Представитель Территориального отдела Управления Роспотребнадзор в Кущевском, Крыловском, Павловском, Ленинградском районах Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в судебное заседание не прибыл, от него в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные требования прокурора Ленинградского района считает обоснованными и соответствующими действующему законодательству, просит исковые требования удовлетворить полностью.
Представители ответчика директор ООО «Чистая станица» Носенко А.Г. и юрисконсульт Трофименко Д.С. в судебном заседании заявленные исковые требования признали частично, возражали в удовлетворении требований по осуществлению тщательной уборки и доставки отходов с территории санитарно-защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге на рабочие карты полигона, так как ООО «Чистая станица» не является собственником и арендатором прилегающей территории полигона и тем самым не обязано ликвидировать несанкционированную свалку на территории ему не принадлежащей, так же вся территория полигона полностью обвалована, имеются ограждения, вырыты траншеи, что практически исключает попадания завозимого мусора на прилегающую территорию полигона.
Рсследовав материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства Рё РґРѕРІРѕРґС‹ сторон, СЃСѓРґ пришел Рє выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению РїРѕ следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Требование по проектированию и эксплуатации полигонов твердых бытовых отходов закреплены в санитарных правилах 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2001 года № 16.
В соответствии с п.12 СП 2.1.7.1038-01, соблюдения их требований является обязательными для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием и эксплуатацией полигонов для твердых бытовых отходов.
Как следует из материалов дела, в нарушение п.5.6 СП 2.1.7.1038-01 тщательная уборка и доставка мусора с территории санитарно-защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге на рабочие карты полигона ООО «Чистая станица» не производит.
Так, согласно п. 3.2. СП 2.1.7.1038-01, размер санитарно-защитной зоны от жилой застройки до границ полигона составляет 500 метров. В ходе проверки установлено, что в пределах 10 метров от границ полигона, в том числе по всему периметру подъездной дороги к полигону, размещены отходы IV – V класса опасности (сахарный дефикат, куски пластика, полиэтилена, бумаги, текстильной промышленности). Кроме того в непосредственной близости от границ полигона, на расстоянии менее 20 метров расположена несанкционированная свалка, на которой размещены отходы IV – V класса опасности (пластиковые бутылки, пакеты, пищевые отходы), которые силами ОАО «<данные изъяты> укрыты отходом V класса опасности «дефикат». Объем отходов, находящихся на расположенной в пределах санитарно-защитной зоны полигона несанкционированной свалки, а так же на прилегающих к подъездной дороге землях, подтверждает, что требования п.5.6. СП 2.1.7.1038-01 ООО «Чистая станица» не соблюдаются.
Нарушение п.5.6 СП 2.1.7.1038-01 в части непринятия ООО «Чистая станица» мер по проведению тщательной уборки и доставке мусора с территории санитарно-защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге на рабочие карты полигона так же нашли свое отражение во вступившем в законную силу постановлении Управления Роспотребнадзора в Кущевском, Крыловском, Павловском, Ленинградском районах по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного в отношении должностного лица - директора ООО «Чистая станица Носенко А.Г. по материалам прокурорской проверки проведенной в августе 2017 года.
В судебном заседании представители ответчика пояснили, что указанные доводы считают необоснованными так как в соответствии с п. 5.6 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2001 года № 16 «О введении в действие санитарных правил» и СП 2.1.7.1038-01, 2.1.7 «Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», гласят, что один раз в десять дней силами обслуживающего персонала полигона и спецавтохозяйства производится осмотр территории санитарно-защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге, и в случае их загрязнения, обеспечивается тщательная уборка и доставка мусора на рабочие карты полигона, указанная норма подразумевает уборку и доставку мусора образовавшегося в результате осуществления деятельности по размещению отходов ООО «Чистая станица», а именно случайная просыпка мусора либо разлет мусора за пределы территории полигона. Приказом директора ООО «Чистая станица» № <...> от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение об организации приема отходов производства и потребления на полигон арендуемый ООО «Чистая станица», в котором отражены обязанности по осмотру, уборке и доставке мусора с прилегающих территории на полигон один раз в десять дней. Указанная обязанность выполняется работниками ООО «Чистая станица» регулярно.
Кроме того, складирование отходов на указанном полигоне осуществляется уже более 30 лет, кто и в каких объемах размещал отходы на территории около полигона, образовав несанкционированную свалку, ООО «Чистая станица» неизвестно. Проведение рекультивации несанкционированной свалки либо ее ликвидация требует выполнения большого объема подготовительных работ, а именно: проведения комплекса экологических исследований (гидрогеологических, геологических, почвенных, исследования атмосферы, проверки отходов на радиоактивность), решение вопроса по утилизации отходов, консервация фильтрата, использованию биогаза, устройству экранов и т.д.
ООО «Чистая станица» не является собственником, либо арендатором прилегающей территории полигона и тем самым в соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации не обязано ликвидировать несанкционированную свалку на территории, не принадлежащей ответчику.
Так Р¶Рµ согласно Рї. 3.2. Правил «Размер санитарно-защитной Р·РѕРЅС‹ РѕС‚ жилой застройки РґРѕ границ полигона 500 метров. РљСЂРѕРјРµ того, размер санитарно-защитной Р·РѕРЅС‹ может уточняться РїСЂРё расчете газообразных выбросов РІ атмосферу. Границы Р·РѕРЅС‹ устанавливаются РїРѕ изолинии 1 ПДК, если РѕРЅР° выходит РёР· пределов нормативной Р·РѕРЅС‹. Уменьшение санитарно-защитной Р·РѕРЅС‹ производится РІ установленном РїРѕСЂСЏРґРєРµ. РќР° участке, намеченном для размещения полигона для бытовых отходов, проводятся санитарное обслуживание, геологические Рё гидрологические изыскания. Перспективными являются места, РіРґРµ выявлены глина или тяжелые суглинки, Р° грунтовые РІРѕРґС‹ находятся РЅР° глубине более 2 метров. РќРµ используются РїРѕРґ полигоны болота глубиной более 1 метра Рё участки СЃ выходами грунтовых РІРѕРґ РІ РІРёРґРµ ключей. Целесообразно участки РїРѕРґ полигоны выбирать СЃ учетом наличия РІ санитарно-защитной Р·РѕРЅРµ зеленых насаждений Рё земельных насыпей». Ркспертными заключениями в„– <...> РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Рё в„– <...> РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, Р° так Р¶Рµ решением Ленинградского районного СЃСѓРґР° РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– <...> РіРѕРґР°, установлено, что арендуемый полигон РћРћРћ «Чистая станица» находится РІ 1,5 РєРј. РѕС‚ СЃС‚. Ленинградской Ленинградского района (ближайшего населенного пункта), тем самым ближайшая жилая застройка РѕС‚ полигона находится РЅРµ менее, чем 1,5 РєРј. Так Р¶Рµ РІСЃСЏ территория полигона полностью обвалована, имеются ограждения, вырыты траншеи, что практически исключает попадания завозимого РјСѓСЃРѕСЂР° РЅР° прилегающую территорию полигона. РљСЂРѕРјРµ того данный полигон внесен РІ государственный реестр объектов размещения отходов, имеется санитарно-эпидемиологическое заключение в„– <...> РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Рѕ соответствии полигона государственным санитарно-эпидемиологическим правилам Рё нормам, тем самым подтверждается законность деятельности РћРћРћ «Чистая станица».
Однако, как установлено в судебном заседании ООО «Чистая станица» за неисполнение обязательств по очистке полигона привлечено к административной ответственности по ст. 8.2. КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей, но апелляционной инстанцией данное постановление отменено. Решением Ленинградского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ № <...> года, на которое ссылается ответчик, вина юридического лица в данных обстоятельствах доказана, но в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, юридическому лицу вынесено устное замечание.
В судебном заседании истец так же указывает, что в деятельности ООО «Чистая станица» выявлены нарушения лицензионных требований при размещении отходов I - II класса опасности, а так же нарушения п. 4.3. СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» и п.п. 2.2., 3.3. СаНПиН 3.5.2.1376-03. 3.5.2 «Дезинсекция. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы».
Представители ответчика указанные исковые требования признали, пояснили, что устранят допущенные нарушения законодательства.
Как следует из материалов дела, согласно проверки установлено, что контрольно-дезинфицирующая установка с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов с использованием эффективных дезинфицирующих средств на полигоне должным образом не оборудована. На момент проверки бетонная яма местами разрушена, отсутствуют дезинфицирующие средства, в бетонной ванне находиться вода атмосферных осадков.
Согласно п.7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии с лицензией № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея на осуществление деятельности по обращению с ТКО, объекты размещения отходов, эксплуатируемые ООО «Чистая станица» расположены по <адрес> на земельных участках с кадастровыми номерами № <...>, площадью 53221 кв.м.
Указанные земельные участки находятся у ООО «Чистая станица» на праве аренды на основании договора аренды № <...>, № <...> от ДД.ММ.ГГГГ заключенных с администрацией муниципального образования Ленинградский район сроком на 15 лет, для полигона складирования твердых бытовых отходов.
Приказом Федеральной службы в сфере природопользования от 07.04.2016 года № 168 «О включении объектов размещения отходов в государственный реестр размещения отходов» эксплуатируемый объект размещения отходов – полигон, внесен в государственный реестр объектов размещения отходов.
Вместе с тем, в ходе проведенной в декабре 2017 года проверки ООО «Чистая станица» установлено, что в нарушение п.7 ст. 12 Федерального закона от 26.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы I - II класса опасности размещены на ином объекте, используемом в качестве подсобного помещения, расположенном на прилегающем к полигону земельном участке. Выявленные нарушения по размещении отходов I - II класса опасности на объекте, не предусмотренные настоящей лицензией ООО «Чистая станица» не устранены.
На момент проверки отходы I - II класса опасности размещены в металлическом контейнере, расположенном в 100 метрах от предыдущего места хранения. Вместе с тем, проведенным с привлечением кадастровых инженеров ООО МК «Стандарт» установлением в натуре границ объекта размещения отходов установлено, что его расположение также не соответствует условиям выданной ООО «Чистая станица» лицензии.
Ненадлежащее исполнение ООО «Чистая станица» требований к эксплуатации полигона ТБО влечет возникновение угрозы жизни и здоровью граждан, причинению вреда окружающей среде, возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что может привести к значительным финансовым затратам из бюджета всех уровней.
В силу ч.1 ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. При этом согласно ст.60 ГК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Судом, с учетом требований ст. 67 ГПК РФ, дана оценка всем предоставленным доказательствам, которые свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения искового заявления прокурора Ленинградского района.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШРР›:
РСЃРєРѕРІРѕРµ заявление РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Ленинградского района – удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Чистая станица»:
- осуществить тщательную уборку и доставку отходов с территории санитарно-защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге на рабочие карты полигона в соответствии с п.5.6 СП 2.1.7.1038-01;
- оборудовать контрольно-дезинфицирующую установку в соответствии с п. 4.3. СП 2.1.7.1038-01 и п.п. 2.2., 3.3. СанПиН 3.5.2.1376-03. 3.5.2.;
- разместить отходы I – II класса опасности в соответствии с условиями лицензии № <...> от ДД.ММ.ГГГГ на земельных участках с кадастровыми номерами № <...>.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Ленинградский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения.
РЎСѓРґСЊСЏ: РњРёРЅРєРѕ Р’.Р’.