Решение по делу № 33а-262/2021 от 22.12.2020

Судья Михеева С.А.

№ 33а-262/2021 (33а-4140/2020)

(10RS0014-01-2020-000503-87)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25.01.2021

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьиДанилова О.И.,

судейСоляникова Р.В., Щепалова С.В.

при ведении протокола помощником судьи Макаршиной А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобуадминистративного истца на решение Пряжинскогорайонного суда Республики Карелия от 18.09.2020 по административному делу № 2а-313/2020 по административному исковому заявлению Ульянова И. В. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании незаконным решения, возложении обязанности совершить определенные действия.

Заслушав докладпредседательствующего, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ульянов И.В. обратился с административным иском по тем основаниям, что онявляется собственником земельного участка с кадастровым номером (...), площадью 990 кв.м, расположенного в пгт. Пряжа. 25.03.2020 административный истец обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее – Министерство) с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях заключения соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 10:21:0010412:7 и земель, находящихся в неразграниченной государственной собственности. 12.05.2020 решением, оформленным письмом № 10395/12-4-21, Ульянову И.В. отказано вутверждении схемы расположения земельного участка ввиду того, что образуемый земельный участок частично расположен в треугольнике видимости нерегулируемого перекрестка, что является основанием отказа для формирования и предоставления земельного участка.Ульянов И.В. просилсуд признать указанное решение незаконным, обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявление Ульянова И.В. от 25.03.2020 об утверждении схемы расположения земельного участка с целью перераспределения земельных участков.

Решением суда в удовлетворении административного иска отказано.

С принятым судебным постановлением не согласенадминистративный истец, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом норм материального права.Полагает, что законодательством не предусмотрен прямой запрет на формирование земельных участков в пределах треугольника видимости на нерегулируемом перекрестке. Указывает, что указанные ограничения распространяются на хозяйственную деятельность на образуемом земельном участке, но не на его формирование.

Представитель административного истца Калинин В.С. в заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал.

Иные лица, участвующие в деле, в заседании суда апелляционной инстанции участия не принимали, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Ульянов И.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером (...), площадью 990+/-6.3 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: Республика Карелия, Пряжинский район, в кадастровом квартале 10:21:010412 пгт. Пряжа, Пряжинского кадастрового района.

25.03.2020 Ульянов И.В. обратился к административному ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях заключения соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером (...), находящегося в его собственности, и земель, находящихся в неразграниченной государственной собственности.

12.05.2020 решением, выраженным в письме № 10395/12.4-21, Министерство отказало Ульянову И.В. в утверждении схемы расположения земельного участка, поскольку испрашиваемый земельный участок сформирован с нарушением пункта 11.9 Свода Правил СП 42.13330.2011 (выявлена возможность расположения образуемого земельного участка в пределах треугольника видимости).

30.07.2020 Ульянов И.В. обратился с настоящим административным иском в суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из соответствия оспариваемого решения требованиям закона и отсутствия нарушения прав административного истца.

Судебная коллегия не может согласиться с решением суда в силу следующего.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; если приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам (подпункты 11, 12 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ).

В соответствие с пунктом 6 статьи 11.9, подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением требований к образуемым земельным участкам, а именно: образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Установив, что испрашиваемый земельный участок частично находится в зоне «треугольника видимости», суд первой инстанции согласился с выводом административного ответчика о запрете формирования земельного участка для испрашиваемых целей.

Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.

Перераспределение земель и (или) земельных участков призвано обеспечить прежде всего эффективное и рациональное использование земли (определение Конституционного Суда РФ от 28.05.2020 № 1189-О).

Как следует из материалов дела, и земельный участок, находящийся в собственности административного истца, и испрашиваемый им земельный участок для перераспределения относятся к категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.

Как следует из представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с указанием треугольника видимости (л.д. 53), треугольник видимости не затрагивает земельный участок, находящийся в собственности истца, на котором размещены жилой дом и хозяйственные постройки, и лишь незначительно накладывается на земельный участок, находящийся в неразграниченной государственной собственности.

Поскольку на земельном участке, принадлежащем административному истцу, уже расположен жилой дом и хозяйственные постройки, следовательно, вопреки выводам административного ответчика, с которыми согласился суд первой инстанции, на образуемом путем перераспределения земельном участке будет соблюдено его целевое использование без нарушения требований к треугольнику видимости, в котором запрещено строительство.

Как пояснил представитель административного истца, перераспределение земельных участков запрошено административным истцом для увеличения зоны газона перед домом.

По мнению судебной коллегии, запрет на формирование в треугольнике видимости земельного участка не установлен, при необходимости обеспечения треугольника видимости подлежит применению статья 56 ЗК РФ, допускающая ограничение использования земельных участков в случаях, установленных законодательством.

Применительно к обстоятельствам настоящего дела застройка участка может быть ограничена во исполнение требований приведенных выше нормативных правовых актов, что не влечет исключение из гражданского оборота самого земельного участка.

Кроме того, в соответствии как с пунктом 11.9 СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», так и с пунктом 11.16 СП 42.13330 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» в условиях сложившейся капитальной застройки, не позволяющей организовать необходимые треугольники видимости, безопасное движение транспорта и пешеходов следует обеспечивать средствами регулирования и специального технического оборудования.

При таких обстоятельствах в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права решение подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Пряжинского районного суда Республики Карелия от 18.09.2020 по настоящему делу отменить. Принять по делу новое решение.

Административное исковое заявление Ульянова И. В. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании незаконным решения, возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.

Признать незаконным решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, оформленное письмом от 12.05.2020 № 10395/12.4-21.

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия повторно рассмотреть заявление Ульянова И.В. от 25.03.2020 № 8384 и об исполнении апелляционного определения сообщить в суд первой инстанции и административному истцу в течение одного месяца со дня принятия настоящего апелляционного определения.

Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу Ульянова И. В. расходы по уплате государственной пошлины в размере 450 руб.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.

Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

33а-262/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Ульянов Илья Владимирович
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношений РК
Другие
Администрация Пряжинского городского поселения
администрация Пряжинского национального муниципального района
Калинин Вячеслав Сергеевич
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Данилов Олег Игоревич
Дело на сайте суда
vs.kar.sudrf.ru
23.12.2020Передача дела судье
25.01.2021Судебное заседание
03.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.02.2021Передано в экспедицию
25.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее