Решение по делу № 2-1035/2017 от 08.09.2017

        № 2-1035/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 сентября 2017 г.                                          г. Северобайкальск

Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Болдонова А.И., при секретаре Бадмаевой С.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации МО «Северо-Байкальский район» к Северобайкальскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству,

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального образования «Северо-Байкальский район» обратилась в суд с исковым заявлением об освобождении от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству № "номер обезличен", указывая в обоснование заявленных требований, что данное исполнительное производство было возбуждено 03 февраля 2016 года на основании исполнительного листа № "номер обезличен", выданного Северобайкальским городским судом Республики Бурятия по делу № 2-193/2014, по исковому заявлению Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации МО «Северо-Байкальский район» об обязании провести лесоустройство в виде таксации лесов и проектирования мероприятий по охране, защите в лесах, расположенных на землях, находящихся в собственности МО «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия, общей площадью 33504, 3 га, вступившему в законную силу 08 декабря 2014 года.

29 сентября 2016 года судебным приставом-исполнителем Северобайкальского РОСП вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству № "номер обезличен" в сумме 50 000 рублей в связи с неисполнением исполнительного документа должником в установленный для добровольного исполнения срок. Исполнение решения суда находится на контроле в Администрации МО «Северо-Байкальский район», от исполнения постановленного судом решения Администрация не отказывается и не уклоняется. В соответствии со ст. 239, главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется исключительно на основании судебных актов. Размещение заказов на выполнение работ для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Бюджет МО «Северо-Байкальский район» на 2016 год утвержден решением Сессии Совета депутатов МО «Северо-Байкальский район» 28.12.2015 г. № 171-V. Бюджет утвержден с предельным дефицитом, по доходам и расходам не сбалансирован. Расходная и доходная части бюджета МО «Северо-Байкальский район» финансовые средства, предусмотренные в нем, не позволили принимать новые расходные обязательства на проведение указанных выше работ в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Для проведения лесоустройства требуется около 10 000 000 рублей, указанные средства в бюджете МО отсутствуют. Письма с просьбами оказать содействия в проведении лесоустройства направлялись в адрес руководителя Республиканского агентства лесного хозяйства и Северобайкальский лесхоз. Также в 2016 году было направлено письмо на имя председателя Совета депутатов МО «Северо-Байкальский район» о необходимости при составлении проекта бюджета МО на 2017 год предусмотреть на проведение указанных выше работ по лесоустройству выделение бюджетных ассигнований в размере 10 000 000 рублей, в ее выделении было отказано в связи с несбалансированностью бюджета по первоочередным статьям, а именно недостаточностью средств по статьям заработная плата и коммунальные услуги.

В связи с тем, что доходная и расходная части бюджета не позволяют увеличить действующие расходные обязательства и принимать новые обязательства без дополнительного источника средств, в действиях Администрации МО отсутствует виновное неисполнение требований ФЗ «Об исполнительном производстве», являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций. На основании ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. 401 ГК РФ просит суд освободить Администрацию МО «Северо-Байкальский район» от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, установленного постановлением судебного пристав-исполнителя Северобайкальского РОСП УФССП по Республике Бурятия от 29.09.2016 г. "номер обезличен" по исполнительному производству от 03.02.2016 г. "номер обезличен", полностью.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Горбачева Ж.В. иск поддержала в полном объеме. Также указала, что поскольку бюджет МО «Северо-Байкальский район» получает, в том числе, средства из федерального и республиканского бюджетов и не содержит статьи расходов на уплату исполнительского сбора, данный сбор не может быть взыскан из бюджета МО «Северо-Байкальский район» в федеральный бюджет. Дополнительно пояснила, что о вынесении постановления судебного пристава о взыскании данного исполнительского сбора им стало известно только в августе 2017 года, когда Администрация МО «Северо-Байкальский район» решила продать принадлежащий ей автомобиль, но на регистрационные действия по нему оказался наложен запрет судебным приставом в связи с взысканием указанного сбора. Кроме того пояснила, что в августе 2017 года Администрация МО «Северо-Байкальский район» заключила договор на выполнение работ по таксации лесных насаждений на первые 540 га из 33504, 3 га на сумму 92 939,4 рублей, но дополнительный источник их финансирования назвать затруднилась.

Представитель ответчика Северобайкальского РОСП УФССП по Республике Бурятия по доверенности Залуцкая О.С. с исковыми требованиями не согласилась, дополнительно указала, что истцом не представлено суду доказательств, подтверждающих наличие оснований для освобождения от исполнительского сбора, поскольку для последнего необходимо учитывать не только тяжелое материальное положение, но и степень вины. Отсутствие с 2014 года финансирования в бюджете не является непреодолимой силой, то есть чрезвычайными и непредотвратимыми при данных условиях обстоятельствами. До настоящего времени Администрацией МО «Северо-Байкальский район» решение суда от 17 февраля 2014 года не исполнено, заявлений и ходатайств от должника об отложении исполнительных действий в Северобайкальский РОСП не поступало. Учитывая длительное неисполнение решения суда, просила суд отказать в удовлетворении исковых требований.

Ответчик УФССП по Республике Бурятия, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, своего представителя не направил, представил в суд отзыв, согласно которому с исковыми требованиями не согласился, просил оставить их без удовлетворения.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

    Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» закреплен принцип обязательности вступивших в законную силу постановлений федеральных судов для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц, в соответствии с которым вступившие в законную силу судебные постановления подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации, неисполнение постановления суда влечет ответственность, предусмотренную федеральным законом.

В соответствии со статьей 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

На основании статьи 5 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

В силу ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В судебном заседании установлено, что Решением Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 17 февраля 2014 года по иску Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора на Администрацию МО «Северо-Байкальский район» была возложена обязанность в срок до 31 декабря 2015 года провести лесоустройство в виде таксации лесов и проектирования мероприятий по охране, защите в лесах, расположенных на землях, находящихся в собственности муниципального образования «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия, общей площадью 33504, 3 га.

Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда от 08 декабря 2014 года решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 17 февраля 2014 года оставлено без изменения. Решение вступило в законную силу 08 декабря 2014 года.

На основании указанного выше решения суда от 17 февраля 2014 года судебным приставом-исполнителем 03 февраля 2016 года возбуждено исполнительное производство № "номер обезличен". Копия указанного постановления получена должником - администрацией МО «Северо-Байкальский район» 12 февраля 2016 года.

Согласно данному постановлению судебного пристава-исполнителя должнику установлен срок пять дней для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере 50 000 рублей.

В течение установленного для добровольного исполнения пятидневного срока требования исполнительного документа должником не исполнены.

В ходе указанного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем Северобайкальского РОСП УФССП по Республике Бурятия 29 сентября 2016 года вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, утвержденное старшим судебным приставом 29 сентября 2016 года, и вручено должнику - Администрации МО «Северо-Байкальский район» 04 сентября 2017 года.

Из исследованных судом представленных документов следует, что за весь период, со дня вступления 08 декабря 2014 года решения Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 17 февраля 2014 года в законную силу истцом приняты следующие меры к его исполнению.

В 2016 году, то есть после истечения 31 декабря 2015 года срока для добровольного исполнения решения суда от 17 февраля 2014 года, Администрация МО «Северо-Байкальский район» обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки его исполнения в связи с отсутствием финансовых средств в бюджете.

Определением Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 06 мая 2016 года заявление истца о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 17 февраля 2014 года оставлено без удовлетворения. Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 10 августа 2016 года определение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 06 мая 2016 г. оставлено без изменения.

10 февраля 2016 года администрацией МО «Северо-Байкальский район» направлено письмо в адрес руководителя Республиканского агентства лесного хозяйства и письмо в адрес Северобайкальского лесхоза с просьбой оказать содействие в проведении лесоустройства. 15 августа 2016 года направлено письмо на имя председателя Совета депутатов МО «Северо-Байкальский район» о необходимости при составлении проекта бюджета МО на 2017 год предусмотреть выделение бюджетных ассигнований на проведение указанных выше работ по лесоустройству в размере 10 000 000 рублей, в выделении одновременно указанной суммы было отказано в связи с несбалансированностью бюджета по первоочередным статьям. 23 августа 2017 года Администрацией МО «Северо-Байкальский район» заключен договор № 7-17 с Бурятским филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» на выполнение работ по таксации лесных насаждений на 540 га на сумму 92 939,4 рублей.

До настоящего времени Администрацией МО «Северо-Байкальский район» решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 17 февраля 2014 года не исполнено.

Иных доказательств принятия всех исчерпывающих мер для надлежащего исполнения обязательства истец не представил.

С учетом изложенного, суд находит установленным и доказанным, что в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения требований исполнительного документа по исполнительному производству № 2287/16/03017-ИП администрация МО «Северо-Байкальский район» требования исполнительного документа не исполнила, не предприняла надлежащих исчерпывающих мер для исполнения решения.

Администрация МО «Северо-Байкальский район» в обоснование своих требований об освобождении от взыскания исполнительского сбора ссылается на отсутствие финансовых возможностей исполнить вступивший в законную силу судебный акт в срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Согласно ч.ч. 6, 7 ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с п. 75 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 50 от 17 ноября 2015 года «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе (в отсутствие доказанного факта принятия всех мер для надлежащего исполнения требований исполнительного документа) не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П изложена правовая позиция, согласно которой исполнительский сбор является возложением на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

В соответствии с п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

В силу п. 2 ст. 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Между тем, достаточных доказательств, которые бы объективно свидетельствовали о совершении должником действий, направленных на исполнение решения суда в установленный срок, а также невозможности его исполнения по объективным причинам, заявителем суду не представлено. Кроме того, при обращении администрации МО «Северо-Байкальский район» в 2016 году с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 17 февраля 2014 года, судом было установлено, что отсутствие в бюджете финансовых средств к таким обстоятельствам отнесено быть не может с учетом времени, прошедшего с момента вступления решения в законную силу, т.е. 08 декабря 2014 года.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о бездействии в течение длительного времени администрации МО «Северо-Байкальский район» по исполнению решения Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 17 февраля 2014 года.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 10.10.2003 года «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права» при осуществлении судопроизводства суды должны принимать во внимание, что в силу п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки. Сроки судебного разбирательства по гражданским делам в смысле п. 1 ст. 6 Конвенции начинают исчисляться со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта.

Таким образом, по смыслу данной статьи исполнение судебного решения рассматривается как составляющая «судебного разбирательства» и предполагает соблюдение требований Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки. Невозможность исполнения решения суда, вступившего в законную силу, может быть обусловлена лишь объективными обстоятельствами, преодоление которых лицами, на которых решением суда наложены обязанности, не возможно.

В связи с вышеизложенным, доводы администрации МО «Северо-Байкальский район» об отсутствии бюджетных средств, нельзя признать обстоятельством, препятствующим исполнению решения суда, поскольку учет данного обстоятельства может многократно отдалять реальную защиту нарушенных прав и интересов взыскателя, постановленное судом решение вступило в законную силу 08 декабря 2014 года, то есть более 2,5 лет назад, и в соответствии с приведенными требованиями федерального законодательства обязательно для исполнения.

С учетом представленных суду доказательств, субъектного состава данных правоотношений, суд приходит к выводу, что администрация МО «Северо-Байкальский район» не предпринимала достаточные меры, необходимые для исполнения судебного решения, судом установлено бездействие администрации по исполнению решения суда в срок для добровольного исполнения – 31 декабря 2015 года, так и после него, в связи с чем, на неё должна быть возложена ответственность за неисполнения решения суда в установленные срок, в виде исполнительского сбора.

На основании вышеизложенного, принимая во внимание доводы должника, а также, что администрация МО «Северо-Байкальский район» в течение длительного времени не предпринимала достаточные меры, необходимые для исполнения судебного решения, что определенные меры, направленные на исполнение судебного решения стали предприниматься администрацией МО «Северо-Байкальский район» только в августе 2017 года спустя длительный период после истечения срока для добровольного исполнения, а также с учетом того обстоятельства, что администрацией МО «Северо-Байкальский район» не представлено достаточных доказательств, подтверждающих чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления администрации МО «Северо-Байкальский район» об освобождении от уплаты исполнительского сбора.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

    РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований администрации МО «Северо-Байкальский район» к Северобайкальскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия.

    Решение принято в окончательной форме 29 сентября 2017 года.

Судья                                    А.И. Болдонов

2-1035/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация МО " Северо-Байкальский район"
Ответчики
Северобайкальский РОСП УФССП РФ по РБ
Управление Федеральной службы судебных приставов по Респубилке Бурятия
Суд
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия
Дело на сайте суда
severobaikalsky.bur.sudrf.ru
08.09.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.09.2017Передача материалов судье
12.09.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.09.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.09.2017Подготовка дела (собеседование)
19.09.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.09.2017Судебное заседание
28.09.2017Судебное заседание
29.09.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.10.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее